Сложение и вычитание десятичных дробей
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Данный урок состоит из 11 этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс.
Урок был создан мною для класса, в котором часть ребят – дети, испытывающие трудности в обучении. Результат урока превзошел мои ожидания, так как дети с огромным интересом включились в урок, искренне поразились теми числами при решении задач, которые показывали, насколько серьезно страдает наша природа, почувствовали себя настоящими экологами.
Я считаю, что и математические знания учащихся в результате урока, несомненно, приросли. Причем, самостоятельно конструируя алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей с помощью разрядной таблицы, большой процент учащихся хорошо усвоили новую тему, относительно самого правила ошибок практически не делали (88% качества и 100% справились с проверочной работой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 5а классе по теме
«Сложение и вычитание десятичных дробей»
1. Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята. Давайте проверим ваше настроение и готовность к уроку. Посмотрели друг на друга и покажите ,если у вас хорошее настроение и вы готовы к уроку, то покажите мне вот так – Если у вас плохое настроение и вы не готовы к уроку , то так -
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
1. Актуализация конкретных знаний и умений, которые будут использованы для открытия нового знания.
– С чего начнем наш урок?(С повторения).
- Я хочу вам предложить интересное задание: откройте 1-ый лист «Экологическая шифровка». Обведите в кружок заглавные буквы тех высказываний, с которыми вы согласны. Если вы правильно выполните задание, то из заглавных букв вы получите название чисел, о которых сегодня пойдет речь.(«Дроби»)
Задание: обведи в кружок заглавную букву того высказывания, с которым согласен.
Доброе дело – не сорить на улице, убирать за собой мусор в лесу.
Полиэтиленовые пакеты, выброшенные на улицу, удобряют почву.
Риск отравиться и отравить окружающую среду грозит, если сжигаешь пластиковые бутылки.
Лес большой, можно выкидывать мусор, места хватит.
Открытый кран в школе увидел – подойди выключи.
Украсить жизнь весной можно большим букетом подснежников.
Зеленая книга – книга, в которую занесены исчезающие виды животных и растений.
Береги свои леса: лес – богатство и краса.
Исчезающие виды растений и животных занесены в красную книгу.
-Прочитайте вслух, с какими предложениями вы согласились (Читают по цепочке). Какое слово у нас получилось?
-А какие дроби мы изучаем? (Десятичные)
-Ребята, а судя по такому началу урока, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь, кроме дробей? Об экологии. А вы думаете, на уроке математики получится у нас рассуждать об экологии? (Да, нет) Попробуем?
2. Обобщение повторение.
- Давайте представим себя юными экологами. Перед вами карта Советского района. На ней изображены реки и их протяженность выраженное числом. Антаньега (устар. Антань-Ега) - 12,34 км, Большой Тап – 504,6 км, Конда – 1097 км, Мулымья́ – 608 ,87км, Большая Варька – 25 км., Амынья – 21 км, Картопья – 50,26 км, Малая Холодная – 16 км.
Вам нужно записать ти числа в порядке возрастания. (Самая длинная – Конда, самая короткая – Антаньега).
Попробуйте внести длины рек Конды и Антаньга в таблицу, и разложить по разрядам десятичных дробей.
Тысячи | Сотни | Десятки | Единицы | Десятые | Сотые | Тысячные | Десятитысячные |
1 | 9 | 7 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 |
- Что мы с вами повторили? (Сравнение десятичных дробей и позиционную систему)
- Зачем? ( Эти знания, которые помогут открыть новое знание)
- А сейчас найти общую длину этих рек.
- Что нужно сделать? (Сложить эти числа.)
Тысячи | Сотни | Десятки | Единицы | Десятые | Сотые | Тысячные | Десятитысячные |
1 | 9 | 7 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Дети выполняют задание самостоятельно.
- Итак, у кого нет ответа, поднимите руку?
- Что показало вам пробное действие? (Я не могу сложить эти числа)
- С каким затруднением вы столкнулись? (Запись на доске)
- Обоснуйте свой ответ. (Обучающиеся не могут обосновать, так как нет эталона)
- Какое задание надо выполнить? ( Мы должны сложить десятичные дроби)
3. Постановка учебной задачи
- Какие задачи мы поставим для себя?
( 1.Найти способы сложения десятичных дробей;
2. Сконструировать правило.
3. Найти способ сложения десятичных дробей
4.Где мы можем проверить свои знания
5. Сделать вывод)
- В тетрадях запишите число, тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Значить нам надо поставить цель .
- Какую? ( Узнать как складываются десятичные дроби)
- Значит, чем займемся сегодня на уроке? (Будем учиться складывать дес. дроби).
5. Реализация построенного проекта
- Итак, обратимся снова к таблице. Если не обращать внимания на запятую, то какие числа получились? (Натуральные), а мы умеем складывать натуральные числа? (умеем)
-Значит, 3 и 4 мы можем сложить с какими числами? (с нулями)
- Как поступим с запятой? (не знаем)
- Значит, сконструируем общее правило, эталон для всех случаев сложения в виде схемы.
- Итак , числа из нашей таблицы представим в виде квадратиков
Правило
- Уравнять количество цифр после запятой.
- Записать дроби друг под другом, чтоб запятая была под запятой.
- Уравнять количество цифр после запятой.
- Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятые.
- Поставить в ответе запятую под запятыми.
- Давайте откроем учебник и найдем правила , сравним с нашим. (Открывают учебник и сравнивают правила)
- Вот вы и нашли способ сложения дес. дробей.
- А, как вы думаете , а найти разность этих дробей сможем? (Да)
- Значит, теперь каждый раз, чтобы сложить, мы будем чертить таблицу? (Нет)
- Тогда как будем поступать?
(Нужно записать правило и выработать эталон.)
- Ну, а сейчас повторим правило на вычитанием дес. дробей. (Ученик у доски находит разность чисел1055,033 и 72,04.Ответ:982,963)
6. Первичное закрепление во внешней речи
-Итак, сегодня на уроке мы с вами будем решать задачи не из учебника, а экологические задачи о нашем родном крае. Обратимся снова к карте района. Жизнерадостно она сейчас выглядит? (Нет). Давайте постараемся озеленить наш район, решая задачи и примеры, т.к. каждый правильный ответ имеет картинку либо цветок, либо дерево.
А вот и первая задача. На берегу реки Емъюган отдыхает компания туристов. Первый турист оставил после себя 2,54кг мусора, второй турист – на 0,6кг меньше, а третий турист насорил столько, сколько 1-ый и 2-ой вместе.
- Сколько кг мусора оставила после себя компания туристов?
- Чтобы ответить на вопрос задачи, что достаточно сделать? (Вычесть, сложить дроби).
- Сможете ли вы прямо сейчас решить задачу? (Да)
Решают в парах, на доске ученик. Проверяем.
- Почему вычитаем? (По условию задачи)
- Как вычитаем десятичные дроби? Проговаривают весь алгоритм
Решение в столбик:1) 2,54-0,6=1,94(кг) – мусора после 2-го туриста.
- Как складываем десятичные дроби? Проговаривают весь алгоритм
2) 2,54+1,94=4,48(кг) – мусора после 3-го туриста.
3) 2,54+1,94+4,48=8,96(кг) – мусора после трех туристов.
(Дети удивляются и делают вывод по экологической проблеме).
- А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Задание:
1. Вместо цветочков и букашек вставьте ответ и проверьте результат .
- Сравните запись с образцом. (Образец на слайде)
- Если ошиблись, подчеркните место ошибки.
- Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руку)
- Молодцы! Вы очень внимательны!
- У кого верно выполнены все задания?
8. Включение в систему знаний и повторение
Итак, ребята, теперь я предлагаю вам проверить себя, насколько хорошо вы усвоили новое правило. По моей команде вы откроете конверты-сюрпризы, решите пример на карточке, найдете на нашей карте правильный ответ и украсите наш район зеленью лесов и голубизной рек. (Дети приклеивают картинки на карту).
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Сделайте вывод. (Мы узнали способы сложения и вычитания десятичных дробей .)
- Какую цель ставили на уроке? ( Узнать способы сложения и вычитания десятичных дробей.)
- Удалось ли достичь поставленной цели? Докажите. (…..)
-Чем воспользовались на уроке для сложения и вычитания десятичных дробей?
- Оцените вашу работу на уроке.
- Кто больше всех выручал вас? Кому нужно сказать «спасибо»?
- Какие затруднения остались на конец урока?
-Где можно потренироваться? ( Дома, выполняя домашнее задание)
-Вы видите, ребята, как вашими усилиями расцвела карта нашего необыкновенно красивого края. А как в жизни вы можете помочь нашей живописной природе выживать и процветать? (Ответы уч-ся).
- Ребята, вы все сегодня очень хорошо работали. Молодцы!
10. Домашнее задание.
- Повторить правило сложения и вычитания десятичных дробей;
№ 705, 708 – из учебника.
- Решить задачу с помощью уравнения:
Длина глухаря на 75,3 см больше длины белки. Найди длину каждого, если сумма длин глухаря и белки 125,7см.
- В интернете найти сведения о состоянии экологии в Советском районе и составить задачу на тему «Сложение и вычитание десятичных дробей».
11. Подведение итогов урока.
-А каким новым правилом вы сегодня пользовались для решения задач(дети проговаривают правило).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Сложение и вычитание десятичных дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...
Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...
5 класс «Сложение и вычитание десятичных дробей» 6 класс«Сложение и вычитание отрицательных и положительных чисел»
Урок для РВГ...
Урок математики в 5 классе. Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Разложение десятичных дробей по разрядам»
Конспект урока. Особое внимание уделяется работе с текстом....
Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"
Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...
Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"
Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...