Сложение и вычитание десятичных дробей
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Капац Ирина Николаевна

   Данный урок состоит из 11 этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс.

      Урок был создан мною для класса, в котором часть ребят – дети, испытывающие трудности в обучении. Результат урока превзошел мои ожидания, так как дети с огромным интересом включились в урок, искренне поразились теми числами при решении задач, которые показывали, насколько серьезно страдает наша природа, почувствовали себя настоящими экологами.

     Я считаю, что и математические знания учащихся в результате урока, несомненно, приросли. Причем,  самостоятельно конструируя алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей с помощью разрядной таблицы, большой процент учащихся хорошо усвоили новую тему,  относительно самого правила ошибок практически не делали (88% качества и 100% справились с проверочной работой).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 5а классе по теме

 «Сложение и вычитание десятичных дробей»

1.   Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Давайте проверим ваше настроение и  готовность к уроку. Посмотрели друг на друга и покажите ,если у вас хорошее настроение и вы готовы к уроку,  то покажите мне  вот так –                 Если у вас плохое настроение и вы не готовы к уроку , то  так -

2.   Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

 1. Актуализация конкретных знаний и умений, которые будут использованы для открытия нового знания.

– С чего начнем наш урок?(С повторения).

- Я хочу вам предложить интересное задание: откройте 1-ый лист «Экологическая шифровка». Обведите в кружок заглавные буквы тех высказываний, с которыми вы согласны. Если вы правильно выполните задание, то из заглавных букв вы получите название чисел, о которых сегодня пойдет речь.(«Дроби»)

Задание: обведи в кружок заглавную букву того высказывания, с которым согласен.

Доброе дело – не сорить на улице, убирать за собой мусор в лесу.

Полиэтиленовые пакеты, выброшенные на улицу, удобряют почву.

Риск отравиться и отравить окружающую среду грозит, если сжигаешь пластиковые      бутылки.

Лес большой, можно выкидывать мусор, места хватит.

Открытый кран в школе увидел – подойди выключи.

Украсить жизнь весной можно большим букетом подснежников.

Зеленая книга – книга, в которую занесены исчезающие виды животных и растений.

Береги свои леса: лес – богатство и краса.

Исчезающие виды растений и животных занесены в красную книгу.

 

-Прочитайте вслух, с какими предложениями вы согласились (Читают по цепочке). Какое слово у нас получилось?

 -А какие дроби мы изучаем? (Десятичные)

-Ребята, а судя по такому началу урока, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь, кроме дробей? Об экологии. А вы думаете, на уроке математики получится у нас рассуждать об экологии? (Да, нет) Попробуем?

2. Обобщение повторение.

- Давайте представим себя юными экологами. Перед вами карта Советского района. На ней изображены реки и их протяженность выраженное числом. Антаньега (устар. Антань-Ега)  - 12,34 км, Большой Тап – 504,6 км, Конда  – 1097 км, Мулымья́ – 608 ,87км, Большая Варька – 25 км., Амынья –  21 км, Картопья  – 50,26 км, Малая Холодная – 16 км. 

Вам нужно записать ти числа в порядке возрастания. (Самая длинная – Конда, самая короткая – Антаньега).

Попробуйте внести длины рек Конды и Антаньга в таблицу, и разложить по разрядам десятичных дробей.

Тысячи

Сотни

Десятки

Единицы

Десятые

Сотые

Тысячные

Десятитысячные

1

9

7

1

2

3

4

- Что мы с вами повторили? (Сравнение десятичных дробей и позиционную систему)

- Зачем? ( Эти знания, которые помогут открыть новое знание)

- А сейчас найти общую длину этих рек.

- Что нужно сделать?  (Сложить эти числа.)

Тысячи

Сотни

Десятки

Единицы

Десятые

Сотые

Тысячные

Десятитысячные

1

9

7

1

2

3

4

Дети выполняют задание самостоятельно.

- Итак, у кого нет ответа, поднимите руку?

- Что показало вам пробное действие? (Я  не могу сложить эти числа)

- С каким затруднением вы столкнулись? (Запись на доске)

- Обоснуйте свой ответ. (Обучающиеся не могут обосновать, так как нет эталона)

-  Какое задание надо выполнить? ( Мы должны сложить десятичные дроби)

3. Постановка учебной задачи

- Какие задачи мы поставим для себя?

( 1.Найти способы сложения десятичных дробей;

2. Сконструировать правило.

3. Найти способ сложения десятичных дробей

4.Где мы можем проверить свои знания

5. Сделать вывод)

- В тетрадях запишите число, тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Значить нам надо поставить цель .

- Какую? ( Узнать как складываются десятичные дроби)

-  Значит, чем займемся сегодня на уроке? (Будем учиться складывать дес. дроби).

5. Реализация построенного проекта

- Итак, обратимся снова к таблице. Если  не обращать внимания на запятую, то какие числа получились? (Натуральные), а мы умеем складывать натуральные числа? (умеем)

 -Значит, 3 и 4 мы можем сложить с какими числами? (с нулями)

-  Как поступим с запятой? (не знаем)

- Значит, сконструируем общее правило, эталон для всех случаев сложения в виде схемы.

- Итак , числа из нашей таблицы представим в виде квадратиков

Правило 

  1. Уравнять количество цифр после запятой.
  2. Записать дроби друг под другом, чтоб запятая была под запятой.
  3. Уравнять количество цифр после запятой.
  4. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятые.
  5. Поставить в ответе запятую под запятыми.

- Давайте откроем учебник и найдем правила , сравним с нашим. (Открывают учебник и сравнивают правила)

- Вот вы и нашли способ сложения дес. дробей.

- А, как вы думаете , а найти разность этих дробей сможем? (Да)

- Значит, теперь каждый раз, чтобы сложить, мы будем  чертить таблицу? (Нет)

- Тогда как будем поступать?

(Нужно записать правило и выработать эталон.)

- Ну, а сейчас повторим правило на вычитанием дес. дробей. (Ученик у доски находит разность чисел1055,033 и 72,04.Ответ:982,963)

6. Первичное закрепление во внешней речи

 -Итак, сегодня на уроке мы с вами будем решать  задачи не из учебника, а экологические задачи о нашем родном крае. Обратимся снова к карте  района. Жизнерадостно она сейчас выглядит? (Нет). Давайте постараемся озеленить наш район, решая задачи и примеры, т.к. каждый правильный ответ имеет картинку либо цветок, либо дерево.

    А вот и первая задача. На берегу реки Емъюган отдыхает компания туристов. Первый турист оставил после себя 2,54кг мусора, второй турист – на 0,6кг меньше, а третий турист насорил столько, сколько 1-ый и 2-ой вместе.

-  Сколько кг мусора оставила после себя компания туристов?

- Чтобы ответить на вопрос задачи, что достаточно сделать? (Вычесть, сложить дроби).

- Сможете ли вы прямо сейчас решить задачу? (Да)

Решают в парах, на доске ученик. Проверяем.

- Почему вычитаем? (По условию задачи)

- Как вычитаем десятичные дроби? Проговаривают весь алгоритм

Решение в столбик:1) 2,54-0,6=1,94(кг) – мусора после 2-го туриста.

- Как складываем десятичные дроби? Проговаривают весь алгоритм

                                     2) 2,54+1,94=4,48(кг) – мусора после 3-го туриста.

                                     3) 2,54+1,94+4,48=8,96(кг) – мусора после трех      туристов.

                                     (Дети удивляются и делают вывод по экологической проблеме).

- А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задание:

 1. Вместо цветочков и букашек вставьте ответ и проверьте результат .

- Сравните запись с образцом. (Образец на слайде)

- Если ошиблись, подчеркните место ошибки.

- Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руку)

- Молодцы! Вы очень внимательны!

- У кого верно выполнены все задания?

8. Включение в систему знаний и повторение

     Итак, ребята, теперь я предлагаю вам проверить себя, насколько хорошо вы усвоили новое правило. По моей команде вы откроете конверты-сюрпризы, решите пример на карточке, найдете на нашей карте правильный ответ и украсите наш район зеленью лесов и голубизной рек. (Дети приклеивают картинки на карту).

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Сделайте вывод. (Мы узнали способы сложения и вычитания десятичных дробей .)

- Какую цель ставили на уроке? ( Узнать способы сложения и вычитания десятичных дробей.)

- Удалось ли достичь поставленной цели? Докажите. (…..)

-Чем воспользовались на уроке для  сложения и вычитания десятичных дробей?

- Оцените вашу работу на уроке.

- Кто больше всех выручал вас? Кому нужно сказать «спасибо»?

- Какие затруднения остались на конец урока?

-Где можно потренироваться? ( Дома, выполняя домашнее задание)

-Вы видите, ребята, как вашими усилиями расцвела карта нашего необыкновенно красивого края. А как в жизни вы можете помочь нашей живописной природе выживать и процветать? (Ответы уч-ся).

- Ребята, вы все сегодня очень хорошо работали. Молодцы!

10. Домашнее задание.

  1. Повторить правило сложения и вычитания десятичных дробей;

      № 705, 708 – из учебника.

  1. Решить задачу с помощью уравнения:

      Длина глухаря на 75,3 см больше длины белки. Найди длину каждого, если сумма длин глухаря и белки 125,7см.

  1. В интернете найти сведения о состоянии экологии в Советском районе и составить задачу на тему «Сложение и вычитание десятичных дробей».

11. Подведение итогов урока.

    -А каким новым правилом вы сегодня пользовались для решения задач(дети проговаривают правило).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных    дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...