урок математики для 5 класса уравнения
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока математики для 5 класса
Тема: «Уравнения»
Учитель математики ГБОУ школа 120: Тимофеева В.А.
Тип урока: комбинированный.
УМК: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.
Цели и задачи :
- Повторить свойства сложения и вычитания, позволяющие упрощать уравнения;
- Повторить определение уравнения и ввести понятие корня уравнения;
- Вспомнить правила решения простейших уравнений;
- Ввести понятие двушаговое уравнение и научиться их решать;
- Развивать интерес к предмету, устную речь, память, внимание, логическое мышление.
Оборудование: доска, таблицы со свойствами сложения и вычитания, мультимедиа.
- Организационный момент
Здравствуйте дети! Сегодня на уроке мы повторим свойства сложения и вычитания, вспомним, что называют уравнением и познакомимся с новым понятием корень уравнения, научимся решать простейшие уравнения.
Открываем тетради, записываем число, классная работа, и тему урока. Слайд 1
- Проверка домашнего задания (заранее на доске один из учеников готовит домашнее задание)
- Устный счет. Слайд 2.
Ребята, на доске зашифровано слово, которое имеет прямое отношение к теме нашего урока, разгадайте его. В тетради записывайте только ответы.
1)120-20*4
2)215-(115+97)
3)(549+298)-249
4)15+420:4
5)(296+157)-146
6)11+23+27+39+29.
129 | 40 | 197 | 120 | 3 | 400 | 307 | 7 | 598 | 48 |
ь | к | у | е | о | м | н | ш | р | в |
Какое слово получили?
(КОРЕНЬ) .Слайд 3
- Новая тема
Какое же отношение корень имеет к нашему сегодняшнему уроку?
У чего есть корни? (у растений)
Нам это не подходит, а еще? говорят «мои корни от сюда», что это значит? Что предки человека с этого края. Но и это к нашей теме не очень подходит. В математике понятие корень неразрывно связан с понятием уравнения. Давайте вспомним с начальной школы что же называют уравнением?
(уравнение – это выражение с буквой)
Да, действительно уравнение содержит букву, которая обозначает неизвестное, но данное определение неполное. Давайте выполним следующее задание и дадим определение уравнения.
№2. Слайд 4
Какое из выражений является уравнением:
1) а-3=45
2)458-236=222
3) х-34=х-34
4)у-45+7
5) 0*у=9
6) х(х+2)=15
(1,3,5,6)
Почему выражения по № 2 и 4 не являются уравнениями?
(во 2 нет буквы, а в 4 нет знака «=»)
Давайте сформулируем ,что такое уравнение
(уравнение называют равенство, содержащее неизвестное, обозначенное буквой)Слайд 5.
Корнем уравнения называют значение неизвестного, при котором уравнение обращается в верное равенство.
Что с уравнениями мы делаем?
(решаем)
Что значит решить уравнение?
(найти корень)
А всегда ли у уравнения есть корни?
(да, нет)
Вернемся к уравнениям №2. Слайд 6
1 уравнение имеет корень? (да, 48) ;2 уравнение - ? (да, разные числа);5 уравнение ? (нет);
6 уравнение ? (да, 3) обратите внимание на уравнение 2 имеет много корней, а уравнение 5 не имеет корней вовсе. Поэтому решить уравнение-это нейти все его корни или показать, что корней нет.
Слайд 6
В математике существует раздел, который изучает способы решения уравнений. он называется алгебра. Слово алгебра произошло от узбекского слова, входившего в название книги «китаб аль-джабр валь мукабала» узбекского математика Мухамеда аль Хорезми. Слайд 7.
Теперь ответим на вопрос как решать уравнения?(будем использовать правила нахождение неизвестного). Слайд 8
Учебник стр.59-6о
- Решение задач. Слайд 9
№3. Найдите корень уравнения (4 человека решают у доски):
А) 34+х=1056 Х=1056-34 Х=1022 Ответ:1022 | Б) 567-у=178 У=567-178 У=389 Ответ: 389 | В) с – 195=236 С=236+195 С=431 Ответ: 431 | Г) а+764=764 А=764-764 А=0 Ответ: 0 |
Класс решает в тетрадях с последующей проверкой.
- Физкультминутка . Слайд 10.
Ну-ка , дети, быстро встали
Руки вверх мы все подняли
Головою повертели
Друг на друга посмотрели
И на место дружно сели
Слайд 11
№4. Решите уравнения:
(115+х) – 34=200
Такие уравнения называю двушаговые. Как вы думаете: почему? (решаются в 2 шага)
Данное уравнения можно решить двумя способами:
Слайд 12
1 способ ( применение свойств сложения и вычитания) (115+х) – 34=200 (115-34)+х=200 81+х=200 Х=200-81 Х=119 Ответ: 119 | 2 способ (применение правил нахождения неизвестного компонента в сумме или разности) (115+х) – 34=200 115+х=200+34 115+х=234 Х=234-115 Х=119 Ответ: 119 |
Как выдумаете, какой из способов применять можно всегда? (способ применение правил нахождения неизвестного компонента в сумме или разности)
А почему способ применения можно применить не всегда? ( не всегда в уравнении есть свойства сложения и вычитания)
Слайд 13
Решите уравнение
146-(у-54)=12 решить данное уравнение, используя свойства сложения и вычитания невозможно, решим это уравнение, применяя правила нахождения неизвестного.
У-54=146-12
У-54=134
У=134+54
У=188
Проверка:
146-(188-54)=12
146-134=12
12=12
- Самостоятельная работа . найдите корень уравнения: Слайд 14
В – 1 1)354-а=116 2)х-368=112 3)у+78=680 4)176-(х+89)=36 | В – 2 1) 108+с=240 2)у-97=146 3)670-а=256 4) (х+112)+57=289 |
- Подведение итогов.
Сегодня на уроки мы вспомнили, что называют уравнением, как решают простейшие уравнения, узнали , какие уравнения называют двушаговыми и почему, какими способами из можно решать.
Откройте дневники запишите домашнее задание: п. 10 стр.58 отвечать на вопросы, № 395(1 строка), 396, 402. Слайд 15, 16
Спасибо за урок, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики в классе - комплекте (5,6 класс) по теме "Решение уравнений и задач при помощи уравнений"
Презентация составлена к уроку математики в 5 и 6 классах по теме: "Решение уравнений и задач при помощи уравнений" в классе - комплекте сельской малокомплектной школы....
Презентация к уроку математики по теме "Уравнения", 5 класс.
Урок открытия нового знания по теме "Уравнения", 5 класс, учебник Зубаревой И.И., А.Г.мордковича...
Урок математики по теме: «Уравнение с одной переменной». Разделы: Преподавание математики.
Формирование целостной системы ведущих знаний и способов действий по теме: «Уравнения с одной переменной». Практиче...
урок математики 6 класс Бунимович тема урока "Решение задач с помощью уравнений"
урок составлен полностью в соответствии с требованием ФГОС, разработка содержит технологическую карту, презентацию...
Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений. Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групповой работы на уроке», математика 6 класс
применение новых технологий в образовательном процессе Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений.Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групп...
Урок математики по теме "Уравнения с одной переменной. Уравнение и его корни" 7 класс
Данный урок представлен как методический материал в рамках применения системно- деятельностного подхода по системе Л.Г. Петерсон.В учебном з...
Урок математики по теме "Уравнения с одной переменной. Уравнение и его корни" 7 класс
В учебном занятии приведено подробное описание составляющих каждого этапа урока, а также универсальные учебные действия, формирующиеся в результате системно-деятельностного подхода на каждом из этапов...