урок математики для 5 класса уравнения
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Тимофеева Вера Александровна

конспект+презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_5_klass_uroavneniya.rar916.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики для 5 класса

Тема: «Уравнения»

Учитель математики ГБОУ школа 120: Тимофеева В.А.

Тип урока: комбинированный.

УМК: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.

Цели и задачи :

  1. Повторить свойства сложения и вычитания, позволяющие упрощать уравнения;
  2. Повторить определение  уравнения и ввести понятие корня уравнения;
  3. Вспомнить правила решения простейших уравнений;
  4. Ввести понятие двушаговое  уравнение и научиться их решать;
  5. Развивать интерес к предмету, устную речь,  память,  внимание,  логическое мышление.

Оборудование: доска, таблицы со свойствами сложения и вычитания, мультимедиа.

  1. Организационный момент

Здравствуйте дети! Сегодня на уроке мы повторим свойства сложения и вычитания, вспомним, что называют уравнением и познакомимся с новым понятием  корень уравнения, научимся решать простейшие уравнения.

Открываем тетради, записываем число, классная работа, и тему урока. Слайд 1

  1. Проверка домашнего задания (заранее на доске один из учеников готовит домашнее задание)
  2. Устный счет. Слайд 2.

Ребята, на доске зашифровано слово, которое имеет прямое отношение к теме нашего урока, разгадайте его. В тетради  записывайте только ответы.

1)120-20*4

 2)215-(115+97)

3)(549+298)-249

4)15+420:4

5)(296+157)-146

6)11+23+27+39+29.

129

40

197

120

3

400

307

7

598

48

ь

к

у

е

о

м

н

ш

р

в

Какое слово получили?

(КОРЕНЬ) .Слайд 3

  1. Новая тема

Какое же отношение корень имеет к нашему сегодняшнему уроку?

У чего есть корни? (у растений)

Нам это не подходит, а еще?  говорят «мои корни от сюда», что это значит? Что предки человека с этого края. Но и это к нашей теме не очень подходит. В математике понятие корень неразрывно связан с понятием уравнения. Давайте вспомним с начальной школы что же называют уравнением?

(уравнение – это выражение с буквой)

Да, действительно уравнение содержит букву, которая обозначает неизвестное, но данное определение  неполное. Давайте выполним следующее задание и дадим определение уравнения.

№2.  Слайд 4

Какое из выражений является уравнением:

1) а-3=45

2)458-236=222

3) х-34=х-34

4)у-45+7

5) 0*у=9

6) х(х+2)=15

(1,3,5,6)

Почему выражения по № 2 и 4 не являются уравнениями?

(во 2 нет буквы, а в 4 нет знака «=»)

Давайте сформулируем ,что такое уравнение

(уравнение называют равенство, содержащее неизвестное, обозначенное буквой)Слайд 5.

Корнем уравнения называют значение неизвестного,  при котором уравнение обращается в верное равенство.

Что с  уравнениями мы делаем?

(решаем)

Что значит решить  уравнение?

(найти корень)

А всегда ли у уравнения есть корни?

(да, нет)

Вернемся к уравнениям №2. Слайд 6

1 уравнение  имеет корень? (да, 48) ;2 уравнение - ? (да, разные числа);5 уравнение ? (нет);

6 уравнение ? (да, 3) обратите внимание на уравнение 2 имеет много корней, а уравнение 5 не имеет корней вовсе. Поэтому решить уравнение-это нейти все его корни или показать, что корней нет.

 Слайд 6

В математике существует раздел, который изучает способы решения уравнений. он называется алгебра. Слово алгебра произошло от узбекского слова, входившего в название книги «китаб аль-джабр валь мукабала» узбекского математика Мухамеда аль Хорезми. Слайд 7.

Теперь ответим на вопрос как решать уравнения?(будем использовать правила нахождение неизвестного). Слайд 8

Учебник стр.59-6о

  1. Решение задач. Слайд  9

№3. Найдите корень уравнения (4 человека решают у доски):

А) 34+х=1056

Х=1056-34

Х=1022

Ответ:1022

Б)  567-у=178

У=567-178

У=389

Ответ: 389

В) с – 195=236

С=236+195

С=431

Ответ: 431

Г) а+764=764

А=764-764

А=0

Ответ: 0

Класс решает в тетрадях с последующей проверкой.

  1. Физкультминутка . Слайд  10.

Ну-ка , дети, быстро встали

Руки вверх мы все подняли

Головою повертели

Друг на друга посмотрели

И на место дружно сели

Слайд 11

№4. Решите уравнения:

(115+х) – 34=200

Такие уравнения называю двушаговые. Как вы думаете: почему? (решаются в 2 шага)

Данное уравнения можно решить двумя способами:

Слайд 12

1 способ

( применение свойств сложения и вычитания)

(115+х) – 34=200

(115-34)+х=200

81+х=200

Х=200-81

Х=119

Ответ: 119

2 способ

 (применение правил нахождения неизвестного компонента в сумме или разности)

(115+х) – 34=200

115+х=200+34

115+х=234

Х=234-115

Х=119

Ответ: 119

Как выдумаете, какой из способов применять можно всегда? (способ применение правил нахождения неизвестного компонента в сумме или разности)

А почему способ применения можно применить не всегда? ( не всегда в уравнении есть свойства сложения и вычитания)

Слайд 13

Решите уравнение

146-(у-54)=12    решить данное уравнение, используя свойства сложения и вычитания невозможно, решим это уравнение, применяя правила нахождения неизвестного.

У-54=146-12

У-54=134

У=134+54

У=188

Проверка:

146-(188-54)=12

146-134=12

12=12

  1. Самостоятельная работа . найдите корень уравнения: Слайд 14

В – 1

1)354-а=116

2)х-368=112

3)у+78=680

4)176-(х+89)=36

В – 2

1) 108+с=240

2)у-97=146

3)670-а=256

4) (х+112)+57=289

  1. Подведение итогов.

Сегодня на уроки мы вспомнили, что называют уравнением, как решают простейшие уравнения,  узнали , какие уравнения называют двушаговыми и почему, какими способами из можно решать.

Откройте дневники запишите домашнее задание: п. 10 стр.58 отвечать на вопросы, № 395(1 строка), 396, 402. Слайд 15, 16

Спасибо за урок, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики в классе - комплекте (5,6 класс) по теме "Решение уравнений и задач при помощи уравнений"

Презентация составлена к уроку математики в 5 и 6 классах по теме: "Решение уравнений и задач при помощи уравнений" в классе - комплекте сельской малокомплектной школы....

Презентация к уроку математики по теме "Уравнения", 5 класс.

Урок открытия нового знания по теме "Уравнения", 5 класс, учебник Зубаревой И.И., А.Г.мордковича...

Урок математики по теме: «Уравнение с одной переменной». Разделы: Преподавание математики.

Формирование целостной системы ведущих знаний и способов действий по теме: «Уравнения с одной переменной». Практиче...

урок математики 6 класс Бунимович тема урока "Решение задач с помощью уравнений"

урок составлен полностью в соответствии с требованием ФГОС, разработка содержит технологическую карту, презентацию...

Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений. Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групповой работы на уроке», математика 6 класс

применение новых технологий в образовательном процессе  Открытый урок по теме  «Задачи на составление уравнений.Применение технологии проблемного обучения в ходе организации  групп...

Урок математики по теме "Уравнения с одной переменной. Уравнение и его корни" 7 класс

Данный  урок  представлен  как методический  материал  в рамках  применения  системно- деятельностного  подхода  по  системе Л.Г. Петерсон.В учебном з...

Урок математики по теме "Уравнения с одной переменной. Уравнение и его корни" 7 класс

В учебном занятии приведено подробное описание составляющих каждого этапа урока, а также универсальные учебные действия, формирующиеся в результате системно-деятельностного подхода на каждом из этапов...