Инновационный подход в обучении математике учащихся с ограниченными возможностями развития
статья по алгебре по теме
Речь идет о новых учебных программах, новых подходах к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области, новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационный подход в обучении математике
учащихся с ограниченными возможностями развития
Мальшакова Светлана Аркадьевна, учитель математики Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №59 Приморского района Санкт-Петербурга
Моха Елена Анатольевна, учитель математики Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №59 Приморского района Санкт-Петербурга
Когда я слушаю - я забываю,
когда я вижу - я понимаю,
когда я действую - я учусь.
(Слайд №1)
Введение стандартов второго поколения во многом меняет школьную жизнь не только ребенка, но и учителя. Речь идет о новых учебных программах, новых подходах к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области, новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях. Ориентировка в обучении в условиях стандарта второго поколения должна быть направлена на:
- реализацию системно-деятельностного подхода к обучению;
- использование современных образовательных технологий;
- реализацию принципа уровневой дифференциации;
- установление межпредметных связей. (Слайд №2)
Значит, для совершенствования образовательного процесса, нужна и корректировка представлений учителей о сущности педагогической деятельности: перевод учителя из носителя знаний в организатора учебной деятельности, а ученика – из объекта этой деятельности – в субъект. Школа - это своеобразный институт взросления ребенка. Перед ней стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Стандарт образования – это новый ракурс возможностей и перспектив социализации детей с ОВР. Школа должна дать такие знания, умения и навыки по математике, которые помогут применять математические факты к решению конкретных практических задач, которые повседневно будут использоваться в реальных условиях. Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе инновационных технологий, особенно информационно-коммуникационных. Огромный соблазн для учителя представляет использование мультимедийных обучающих программ и презентаций на уроках, однако нужно помнить, что живое общение ученика с учителем не может заменить ни одна программа, а наиболее экологичным для глаз носителем информации был и останется учебник или методическое пособие. В современном процессе обучения используются как традиционные, так и инновационные методы обучения. Математика является не только учебным предметом, необходимым в будущей профессиональной подготовке, но и предметом большой образовательной компетенции, т.к. она готовит школьников к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности. Одним из средств прикладной и практической направленности обучения математике являются задачи с практическим содержанием (задачи прикладного характера). По данному поводу можно напомнить известный афоризм:
«Чистая математика делает то, что можно, так, как нужно,
а прикладная – то что нужно, так, как можно». (Слайд №3)
При отборе математического материала учитываются разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений, поэтому необходимо предусмотреть дифференцированный подход к учащимся в обучении.
Наша школа с января 2011 года проводит опытно-экспериментальную работу по теме (слайд №4) «Социальная адаптация и профориентация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы». Работа по теме призвана помочь быть готовыми выполнить требования образовательного стандарта, и взятых на себя моральных обязательств готовить наших не простых детей к той непростой жизни за порогом школы, которая им предстоит.
Применение здоровьесберегающей инновационной технологий на уроках математики призвано научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни. Все вопросы, связанные с понятием ЗОЖ можно условно разделить на четыре аспекта: (слайд №5)
- экология;
- режим дня;
- своевременное лечение;
- правильное питание.
Выбрав одно из направлений, например - правильное питание, можно провести урок-консультацию, на котором дети получат интересную и полезную информацию о пользе витаминов в жизни человека. Подбор задач по этой тематике очень велик. В качестве примера можно предложить:
Задача. В одном авокадо содержится 3,8 мг ниацина (витамин РР), что составляет 25% суточной потребности организма в витамине РР. Определить, какое количество ниацина содержится в 5 авокадо. Сколько процентов от суточной потребности организма в ниацине получит человек, если съест шесть авокадо? (Слайд №6)
Задача. Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4:1. Какова суточная потребность в витамине Е, если витамина С в день мы должны употреблять 60 мг. (Слайд №7)
Задача. Чтобы быть здоровым, человек должен каждый день употреблять три грамма белков на каждые четыре килограмма своего веса. Вычислите количество белков, необходимое вашему организму на один день. (Слайд №8)
В качестве домашнего задания можно предложить задачу «Витаминный салат», в которой надо рассчитать количество грамм каждого компонента.
Задача. В 200 граммах Витаминного салата содержится: листьев одуванчиков – 1/2 часть, зеленого лука – 3/10 части, петрушки – 2/40 части, растительного масла – 15/100 частей. Сколько грамм каждого компонента нужно взять? (Слайд №9)
Задача. Профилактика заболеваний играет большую роль. Ученик 5 класса пошел с бабушкой в поликлинику, где им выписали витамины. Мальчик купил витамины, но забыл, кому какие, а рецепт потерял. Помогите ему определить по составу, какие витамины предназначены для бабушки? (Слайд №10)
«Ревит» | «Ундевит» | ||
А | 0,0138 мг | 0,001135 мг | А – способствует росту |
В1 | 0,0001 г | 0,002 г | В1 – регулирует обмен веществ |
В2 | 0,001 г | 0,002 г | В2 – работа желудка |
С | 0,075 г | 0,075 г | С – защитные силы организма |
В12 | - | 2 мкг | В12 – центральная нервная система |
РР | - | 2 мкг | РР - давление |
Кому нужны какие компоненты? (Слайд №11)
Учащиеся сравнивают дроби и делают вывод, что витамины бывают разные и нужно принимать их с умом, заботиться о своем здоровье.
В меняющихся условиях жизни нашим детям трудно адаптироваться. Жизненно важным для учащихся коррекционных школ является формирование элементов экономических знаний. Это - бюджет семьи, планирование расходов на покупку различных промышленных и продовольственных товаров, оплата за различные коммунальные услуги, умение пользоваться услугами банка.
Так, при изучении десятичных дробей можно использовать счета-квитанции по оплате коммунальных услуг. Как известно, тарифы и начисления в счете-квитанции даны в десятичных дробях. На примере этих квитанций можно объяснить учащимся все виды коммунальных и прочих услуг, дать понятие «коммунальное хозяйство». Работать по самому счету-квитанции сложно, там много лишних данных, поэтому можно выписать нужные данные в отдельную таблицу и раздать эти таблицы учащимся. По этим таблицам можно упражняться в чтении десятичных дробей и в их преобразовании. Например, 6,05 руб. = 6 руб. 5 коп. Особого объяснения требуют единицы услуги. Например, за отопление оплата берется с 1 кв.м, а вода – в куб. м. с человека в месяц, т.е. по количеству жильцов. Таким образом, учащиеся учатся свободно ориентироваться в тарифах, видах услуг и единицах измерения на каждый вид услуг.
При изучении темы «Проценты» открывается широкая возможность для решения задач, взятых из жизни. Вопросы, связанные с процентами позволяют сделать курс практико-ориентированным, показать учащимся, что приобретаемые ими математические знания применяются в повседневной жизни. Интерес в значительной степени поддерживается также и содержанием задач. Это служит достаточно сильным мотивом для решения предлагаемых задач.
Задача. Баба-Яга варит волшебное зелье: к 1,5 кг меда она добавила 100 г волчьих когтей, 100 г дегтя и 300 г слез кикиморы. Сколько процентов варева составляют слезы кикиморы? (Слайд №12)
Введение процентов опирается на предметно-практическую деятельность учащихся. При изложении этой темы происходит реализация широких возможностей для дифференцированного обучения.
В современном обществе постоянно меняются цены на товары, на одни и те же виды товаров в различных магазинах они разные, да еще имеются «скидки» на товары и «распродажи». (Слайд №13) И выпускники коррекционных школ должны научиться ориентироваться во всех этих явлениях и уметь выбрать, где с наименьшей потерей для бюджета сделать ту или иную покупку. Составляя задачи, можно указать конкретные магазины, цены и скидки взять из магазинов, чтобы учащиеся могли зайти туда и проверить. Указание конкретного магазина или использование телевизионной рекламы повышают интерес учащихся к задаче. При изучении темы «Проценты» можно решать задачи, где речь идет об услугах банков: кредитах, ссудах и вкладах. Можно знакомить учащихся со всеми видами существующих вкладов в разных банках, с различными годовыми процентами и условиями хранения. При решении этих задач учащиеся узнают, что такое ссуда и ее виды. Выпускники коррекционной школы должны уметь пользоваться услугами банков – как хранить деньги, как брать ссуду и т.д. При изучении темы «Проценты» можно решать и задачи, в которых идет речь о подоходном налоге, премиях, совокупном доходе семьи, о взносах.
Инновационные методы в преподавании – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними. Инновационные методы позволяют ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к их правильному выбору профессии и успешности наших выпускников в дальнейшей жизни.
Литература
1. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.
2. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. – М.: ВЛАДОС, 2006.
3. Ефремов А. В. О математике и математиках. – Казань: Магариф, 2001.
4. Залялетдинова Ф. Р. Математика в коррекционной школе: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальный идифференцированный подход в обучении умственно отсталыхшкольников....
Реализация индивидуального подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
В статье представлен опыт работы обучения детей с ОВЗ....
Реализация индивидуального подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Электронное сопровождение к докладу: "Обучение детей с ОВЗ"....
Презентация "Ииндивидуальный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья"
Электронное сопровождение к докладу "Обучение детей с ОВЗ"...
Применение новых технологий в комплексном подходе к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по РСВ и ФП.
Использование личностно-ориентированных технологий (разноуровневое планирование речевого материала по РСВ, дифференцированный подход, модульное обучение), коррекционно-педагогических технологий (ручно...
Статья "Инновационные образовательные технологии в области филологии при обучении детей с ограниченными возможностями развития. "
Статья"Инновационные образовательные технологии в области филологии при обучении детей с ограниченными возможностями развития." Кухнова Татьяна Георгиевна, преподаватель русского язык...