Сложение отрицательных чисел
план-конспект урока (алгебра, 6 класс) по теме
"Сложение отрицательных чисел" 6 класс -урок изучения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhenie_otritsatelnykh_chisel_urok_matematiki_6_klass.docx | 36.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по теме
«Сложение отрицательных чисел»
Математика, 6 класс
Урок с использованием электронных ресурсов, в системе деятельностного метода обучения, по теме «Сложение отрицательных чисел».
ГУСЕВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА, учитель математики МКОУ «Илирская СОШ №2», Иркутская область, Братский район, п. Прибрежный.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с использованием компьютерных технологий.
Цель урока:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- познакомить учащихся с правилом сложения отрицательных чисел и сформировать навык действий с отрицательными числами;
- познакомить учащихся с историей математики.
Образовательные: способствовать формированию у учащихся умения складывать отрицательные числа, пользуясь правилом; овладение математической терминологией;
Развивающие: развитие творческой, речевой, мыслительной активности, используя различные формы работы;
Воспитательные: воспитание внимательности, активности и настойчивости в достижении цели, привитие навыков самостоятельной работы.
Оборудование: Мультимедийная установка
Целесообразность использования медиапроектора на уроке:
- Интенсификация учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала);
- Повышение эффективности усвоения учебного материала.
Формируемые УУД:
Предметные – создание ситуации для формирования умения складывать отрицательные числа, используя при этом алгоритм сложения отрицательных чисел;
Регулятивные - создание ситуации для оценки и самооценки умений по теме урока.
Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, извлечение необходимой информации из прослушанного материала
Коммуникативные - умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками и умений обосновывать ответ, используя созданный алгоритм.
Личностные - умение провести самооценку, организовать взаимооценку при работе в парах.
Ход урока
I.Организационный момент. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы должны сделать очень важное открытие. Чтобы наш урок прошел хорошо:
Друг к другу повернитесь,
Друг другу улыбнитесь,
Пожелайте удачи,
А теперь садитесь.
У вас на столах лежат смайлики. Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению, с которым вы пришли на урок, и прикрепите его на оценочную карту.
II.Актуализация знаний.
|
|
|
|
На прошлых уроках мы познакомились с новыми числами. Какими? (отрицательными). Какие числа вы теперь знаете? (натуральные, целые, дробные (десятичные и обыкновенные), отрицательные). А какие действия вы умеете выполнять с числами? (сложение, вычитание, умножение, деление). Со всеми числами вы умеете выполнять эти действия? С какими числами мы еще не умеем работать? ( отрицательными). Мы научились работать с этими числами с помощью координатной прямой. Это удобный способ? (Нет). Значит, чему нам следует научиться? (Действиям с отрицательными числами). А какое действие с числами изучается в первую очередь? Обсудите это с соседом! Готовы? Проверим! Решите несколько примеров
Вы смогли выполнить задание? ( Нет, частично) Что не получается? В чем сомневаетесь? (Последний пример) Чем этот пример не похож на предыдущие? (Сначала складывали положительные числа, а здесь надо сложить отрицательные.) Какой возникает вопрос? (Как выполнять сложение отрицательных чисел?) Какая тема будет у нас сегодня на уроке? (Сложение отрицательных чисел)
Запишите тему урока в тетрадь: « Сложение отрицательных чисел».
III Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.
Работа в парах, повторение теоретического материала
Обсудите с соседом понятия, связанные с отрицательными числами. Ребята опрашивают друг друга и оценивают.
- Какие числа называется отрицательными?
- Где на координатной прямой расположены отрицательные числа?
- Какие числа называются противоположными?
- Какие числа называются неотрицательными?
- Какие числа называются неположительными?
- Какие числа называются целыми?
- Что такое модуль числа?
- Свойства модуля.
- Где используется модуль числа?
- Как сравнить отрицательные числа?
- Как складывают числа с помощью координатной прямой?
Придумайте слова, которые встречаются в жизни и ассоциируются с отрицательными числами. (убыток, проигрыш, долг, расход, глубина, мороз)
Историческая справка.(доклад ученика)
Еще во 2 веке до нашей эры китайский император Ши Хуан Ди, разгневавшись на ученых, повелел все научные книги сжечь, а их авторов и читателей казнить. Содержание этих книг дошло до нас лишь в отрывках. откуда известно, что китайцы не знали правила сложения отрицательных чисел.
История говорит о том, что люди долго не могли привыкнуть к отрицательным числам. Они казались непонятными, ими не пользовались, просто не видели особого смысла. Положительные числа долго трактовались как «прибыль», а отрицательные – как «долг», «убыток». В Италии, например, ростовщики, давая деньги в долг, ставили перед именем должника сумму долга и черточку, что-то вроде нашего минуса, а когда должник возвращал долг, зачеркивали ее, получалось что-то вроде нашего плюса.
Подобным образом знаки « + » и « - » широко использовались в торговле. Но как математические их ввел немецкий математик Ян Видман в 15 веке в своем сочинении «Быстрый и красивый счет для всего купечества».
IV Усвоение новых знаний.
-Как вы думаете, зачем мы повторили эти понятия?
( Они помогут нам при изучении новой темы.)
Решим задачи:
- По итогам предыдущих матчей команда «Спартак» имела 6 штрафных очков. В ходе очередной игры команда получила еще 2 штрафных очка. Сколько штрафных очков имеет команда «Спартак» на своем счету? (8 штрафных очков)
- Температура воздуха в полдень была 14° мороза, а к вечеру она понизилась еще на 4°. Какой стала температура воздуха вечером? (18° мороза)
- Как можно записать решение этих задач, используя математические понятия и символы?
(Штрафные очки можно записать, используя отрицательные числа.
Тогда – 6 + (– 2) = – 8)
(Температура в полдень была – 14°, а к вечеру изменилась на – 4°.
Тогда – 14 + (– 4) = – 18)
- Кто попробует сформулировать правило сложения отрицательных чисел?
(Чтобы сложить два отрицательных числа, надо:
сложить их модули; поставить перед полученным числом знак минус;)
Возьмите конверты, лежащие у вас на парте и, работая вместе с соседом, составьте буквенное равенство правила сложения отрицательных чисел.
- а + ( - b) = | - ( │-a│ + │- b│) |
V. Первичное закрепление.
Выполнив задание, вы узнаете, как звали индийского математика, который первый изложил правила действий с отрицательными числами. Решите примеры и примените ключ.
-25 | -86 | -35 | -98 | -83 | -35 | -99 | -55 | -57 | -91 | -35 |
-11+(-24)= А -34+(-49)= М -80+(-11)= Т
-12+(-13)= Б -13+(-44)= П -75+(-24)= Г
-28+(-27)= У -59+(-27)= Р -62+(-36)= Х
Брахмагупта - индийский математик и астроном, первый сформулировал правила действий с отрицательными числами. Он излагал правило сложения отрицательных чисел: «Сумма двух долгов есть долг».
Работа с учебником.
№ 1045 (а – з) устно с комментариями.
№ 1045 (л, м) ученик у доски работает вместе с классом.
VI. Суперфизминутка (видео)
VII. Этап применения знаний и умений.
Найти ошибку: (на доске записаны примеры)
1) -17 + (-56) = 73
2) -38 + (-15) = -53
3) -27 + (-14) = -42
4) -3,7 + (-2,1) = 5,8
5) -7,3 + (-9) = -8,2
Из учебника:
№ 1047 (б):
- Как называется данное выражение? (буквенное)
- Сколько здесь слагаемых? (3)
- Сколько действий будем делать? (одно)
х + у + (-16) = (-9,1) + (-7,4) + (-16) = -(9,1 + 7,4 + 16) = -32,5.
Кто быстро решает, может сделать под буквой в): ответ -21 5/6.
Графический диктант (если согласны с утверждением, то рисуем ^, иначе _)
- Сумма -18 и 0 равна 18
- Сумма минус шести и минус трех равна минус девяти
- Сумма минус десяти и десяти равна нулю
- Модуль суммы минус трех и минус четырех равен минус семи?
- Сумма двух отрицательных чисел есть число отрицательное.
Ответ: -^^-^ Поменялись тетрадками и оценили работу соседа
Обучающая самостоятельная работа: работа по печатному материалу.
Ответы для проверки на слайде. Учащиеся выполняют тренировочные упражнения, работая индивидуально, проверку осуществляют в парах.
Кто быстро справился с заданием получает дополнительную карточку.
Когда все закончат решать – взаимопроверка (поменяться тетрадями).
VIII.Рефлексивно – оценочный этап.
Пришло время подвести итог нашей работы.
- Чему мы научились на уроке?
/ Складывать отрицательные числа./
- Как сложить отрицательные числа?
/Учащиеся озвучивают правило сложения отрицательных чисел/
- Индийский математик Брахмагупта (VII – в) излагал правило сложения отрицательных чисел: «Сумма двух долгов есть долг». Что он имел в виду?
/При сложении отрицательных чисел результат – отрицательное число./
- Что важно запомнить с урока?
/Правило сложения отрицательных чисел/
- Над чем еще надо поработать?
/Дети анализируют ошибки, допущенные ими в ходе выполнения упражнений./
- Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению, с которым вы уходите с урока, и прикрепите его в конце оценочной карты. Запишите домашнее задание:
П.32, №1056.
Человек обладает положительными и отрицательными качествами. распределите эти качества на координатной прямой. А на следующем уроке мы посмотрим, у кого что получилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Сложение отрицательных чисел", п.32
Тестовая работа, 6 класс, п. 32, УМК Н.Я. Виленкин. Тест выполнен в программе Excel - 2003, с применением макросов....
Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками
Урок-обобщение по теме "Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками" разработан в форме дидактической игры...
План-конспект урока математики в 6 классе по теме "Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками"
Урок изучения нового материала.Содержательная основа учебного занятия: 1)опорные знания: понятие координатной прямой, понятие отрицательных иположительных чисел, понятие модуля числа; 2) опорные ...
Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками
Задачи занятия:1. Учебная:• выработать навыки сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.2. Воспитательная:• воспитать внимание;• умение работать в паре.3. Развивающая:• развивать ло...
Проверочный тест по математике по теме "Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками"(6 класс)
Тест по математике в 6 классе в двух вариантах...
Урок по математике "Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками"
Материал к уроку по математике "Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками"Технологическая картаПрезентацияТест...
Методическая разработка урока по теме: ««Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками.»
Материал содержит конспект урока комплексного применения знаний в 6 классе....