8 класс
календарно-тематическое планирование по алгебре (8 класс) по теме
тематическое планирование 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_matematika_2013-2014_god.docx | 74.73 КБ |
proekt_deyat_8_klass_2013_-2014_god.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа по алгебре 8 класс.
Пояснительная записка.
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
Примерной программы по математике основного общего образования;
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Москва «Просвещение» 2008.
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.
Данная рабочая программа курса по алгебре для 8 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений 7- 9 классы. Москва «Просвещение» 2009 год. Составитель Т. А. Бурмистрова.
Реализация программы рассчитано на 105 часа (3 часа в неделю 1 - 4 четверть) в 2013 – 2014 учебном году.
Контрольно-оценочная деятельность: поурочная.
В программе предусмотрено 11 контрольных работ.
Контроль уровня знаний обучающихся предусматривает проведение тестовых, самостоятельных и контрольных работ.
Осуществление рабочей программы предполагает использование следующего учебно-методического комплекта:
Цели и задачи изучения предмета (курса).
Формирование представлений о математике как об универсальной науке, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики.
Развитие логического мышления и пространственного воображения, алгоритмической культуры. Критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также для дальнейшего обучения высшей школе. Воспитание средствами математики культуры личности, понимание значимости математики для научно – технического прогресса, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Целью изучения курса алгебры в 7 – 9 классах является развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов ( физики, химии, ОИиВТ и другие) усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников.
Задачами обучения являются:
Приобретение математических знаний и умений.
Овладение обобщёнными способами мыслительной, творческой деятельности.
Освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентированной и профессионально-трудового выбора.
Уметь:
• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
• выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
• применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
• решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
• решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы,
• решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
• изображать числа точками на координатной прямой;
• определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
• распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
• находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
• определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
• описывать свойства изученных функций, строить их графики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
• моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
• описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций; интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Содержание учебного предмета.
1.Рациональные дроби
Знать основное свойство дроби, рациональные, целые, дробные выражения; правильно употреблять термины «выражение», «тождественное преобразование», понимать формулировку заданий: упростить выражение, разложить на множители, привести к общему знаменателю, сократить дробь, свойства обратной пропорциональности.
Уметь осуществлять в рациональных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выполнять арифметические действия с алгебраическими дробями, сокращать дробь, выполнять разложение многочлена на множители применением формул сокращенного умножения; правильно употреблять ф-циональную терминологию (значение функции, аргумент, график ф-ции), строить график обратной пропорц-сти, находить значения функции y=k/x по графику, по формуле.
Основные термины по разделу:
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция у =k/x и её график.
2.Квадратные корни
Знать определения квадратного корня, арифметического квадратного корня, какие числа называются рациональными, иррациональными, как обозначается множество рациональных чисел; свойства арифметического квадратного корня.
Уметь выполнять преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни; решать уравнения вида x2=а; находить приближенные значения квадратного корня; находить квадратный корень из произведения, дроби, степени, строить график функции и находить значения этой функции по графику или по формуле; выносить множитель из-под знака корня, вносить множитель под знак корня.
Основные термины по разделу:
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция ее свойства и график.
3. Квадратные уравнения
Знать, что такое квадратное уравнение, неполное квадратное уравнение, приведенное квадратное уравнение; формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения, терему Виета и обратную ей.
Уметь решать квадратные уравнения выделением квадрата двучлена, решать квадратные уравнения по формуле, решать неполные квадратные уравнения, решать квадратные уравнения с помощью теоремы, обратной теореме Виета, использовать теорему Виета для нахождения коэффициентов и свободного члена квадратного уравнения; решать текстовые задачи с помощью квадратных уравнений.
Знать какие уравнения называются дробно-рациональными, какие бывают способы решения уравнений, понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач математики, смежных областей знаний, практики.
Уметь решать дробно-рациональные уравнения, решать уравнения графическим способом, решать текстовые задачи с помощью дробно-рациональных уравнений
Основные термины по разделу:
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
4. Неравенства
Знать определение числового неравенства с одной переменной, что называется решением неравенства с одной переменной, что значит решить неравенство, свойства числовых неравенств, понимать формулировку задачи «решить неравенство», определение абсолютной и относительной погрешности.
Уметь записывать и читать числовые промежутки, изображать их на числовой прямой, решать линейные неравенства с одной переменной, решать системы неравенств с одной переменной.
Основные термины по разделу:
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
5. Степень с целым показателем. Элементы статистики.
Знать определение степени с целым показателем; свойства степени с целым показателями; определение частоты, моды, медианы, относительной частоты, интервального ряда, выборки.
Уметь выполнять действия со степенями с натуральным и целым показателями; записывать числа в стандартном виде, записывать приближенные значения чисел, выполнять действия над приближенными значениями; «читать» диаграммы, полигоны, гистограммы.
Основные термины по разделу:
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации стат. исследований.
9. Итоговое повторение
Уметь сокращать алгебраические дроби; выполнять основные действия с алгебраическими дробями; находить в несложных случаях значения корней; применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и простейших преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни; решать квадратные уравнения и дробные рациональные уравнения; решать несложные текстовые задачи с помощью уравнений; решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать системы линейных неравенств; выполнять основные действия со степенями с целыми показателями.
Обязательный математический минимум:
Тема | Знать: | Уметь: |
Рациональные дроби и их свойства | -основное свойство дроби; -алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления рациональных дробей; - понятия «функция» и «график». | -применять алгоритмы действий с рациональными дробями для преобразований рациональных выражений; -строить график функции у= к/х |
Квадратные корни. | -понятия рационального и иррационального числа; -определение арифметического квадратного корня и его свойства. | -уметь применять свойства корня для преобразования выражений, содержащих корни; -строить график функции у = х2 |
Квадратные уравнения. | -определение квадратного уравнения, виды; -формулы корней квадратного уравнения; -теорему Виета; -алгоритм решения квадратного уравнения, выделением квадрата двучлена; -алгоритм решения дробно-рациональных уравнений. | -определять вид уравнения; -решать квадратные уравнения различными способами; -решать дробно- рациональные уравнения; -применять теорему Виета для решения уравнений; |
Неравенства. | -понятие «неравенство», «система», «решение неравенства, системы»; -алгоритмы решения неравенств с одной переменной и систем неравенств. | -решать неравенства с одной переменной и их системы; -складывать и вычитать неравенства. |
Степень с целым показателем. | -определение и свойства степени с целым показателем. | -упрощать выражения, содержащие степень с целым показателем. |
Статистические исследования | - Сбор и группировка статистических данных. - Наглядное представление статистической информации | -анализировать статистическую информацию и делать выводы -наглядно представлять статистическую информацию |
Виды и формы контроля:
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке обучающихся. Для контроля уровня достижений обучающихся используются такие виды контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: выборочный, фронтальный опрос, задание со свободным ответом по выбору учителя, задание по рисунку, ответы на вопросы в учебнике, кластеры, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная работа, тестирование, математический диктант, письменные домашние задания, компьютерные тесты, интерактивные таблицы по математике, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Учебно-лабораторное оборудование |
Кабинет математики оборудован интерактивной доской, проектором, ноутбуком, Интернетом, учебно-мультимедийными средствами обучения. Компакт-диски: Современный учебно-методический комплекс: Уроки геометрии Кигилла и Мефодик. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (7,8, 9, 10, 11 классы), Просвещение / DVD -диск// /Электронное приложение.Алгебра к учеб.Ю.Н. Макарычева/1 CD/7кл Видеофильмы: Первая наука человечества Образовательная коллекция 1С |
Осуществление рабочей программы предполагает использование следующего учебно-методического комплекта:
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Москва «Просвещение» 2008.
Учебник: Учебник: Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, и др. под редакцией С. А. Теляковского Алгебра 8кл. М. Просвещение 2008 год.
Дополнительная литература:
1). М. П. Нечаев Разноуровневый контроль качества знаний по математике. 5-11 класс Москва 2006 год.
2). В. И. Жохов и др. Примерное планирование учебного материала и контрольные работы по математике 5-11 М-2001г.
3). Тематическое планирование по математике 5-9 класс. Сост. Т. А. Бурмистрова М - 2003г.
4). Г. И. Ковалёва Алгебра 8кл. Поурочные планы. Волгоград 2002г.
5). Математика №12. 2006 год.
6). В. И. Жохов и др. Дидактические материалы по алгебре для 8кл. М-2008г.
7). Алгебра сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 класс Л. В. Кузнецова и др. М-2009г.
8). Сборник нормативных документов. Математика. М-2008г.
Тематическое планирование по алгебре в 8 классе.
№ темы урока | название темы и темы уроков | количество часов и даты уроков | понятийный аппарат темы | планируемый результат компетентности (ЗУН по предмету, познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельность) | методы, формы организации УВП, в том числе формирование компетентностей | содержание, форма, дата контроля по формированию ЗУНов и компетентностей | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Повторение. | |||||||
2.09 | Формулы сокращённого умножения. | 1 | формулы сокращённого умножения одночлены многочлены подобные слагаемые. свойства уравнений | Повторить темы алгебры 7 класса. Развивать монологическую речь учащихся. Формировать навыки дедуктивных рассуждений. Формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов. Развитие внимания, умение применять полученные знания и умения в практической деятельности | словесный, наглядный практическая самостоятельная деятельность работа в группах | индивидуальные задания | |
4.09 | Многочлены. | 1 | индивидуальные задания | ||||
6.09 | Подобные слагаемые. | 1 | индивидуальные задания | ||||
9.09 | Решение задач и уравнений. | 1 | практическая самостоятельная деятельность | ||||
Глава I. Рациональные дроби. | |||||||
11.09 | Рациональные выражения. | 1 | рациональные дроби | Систематизировать и обобщить сведения о рациональных числах. Познакомить с представлением рациональных чисел в виде десятичных дробей. Научить выполнять несложные вычисления с помощью калькулятора. Ознакомить учащихся с основным свойством дроби и выработать умение выполнять сокращение дробей Развитие внимания, умение применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Развитие внимания, умение применять полученные знания и умения в практической деятельности. | словесный, наглядный практическая самостоятельная деятельность работа в группах | индивидуальные задания | |
13.09 | Рациональные дроби. | 1 | индивидуальные задания | ||||
16.09 | Допустимые значения переменных | 1 | тождество | индивидуальные задания | |||
18.09 | Вводная контрольная работа. | 1 | тест | ||||
20.09 | Свойства рациональных дробей. | 1 | свойства рациональных дробей | индивидуальные задания | |||
23.09 | Сокращение дробей. | 1 | Научить выполнять преобразование суммы и разности рациональных дробей в дробь. Развитие внимания, умение применять полученные знания и умения в практической деятельности Развитие внимания, умение применять полученные знания и умения в практической деятельности. Развивать монологическую речь учащихся. | ||||
25.09 | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | сложение дробей | индивидуальные задания | |||
27.09 | Сложение дробей с разными знаменателями. | 1 | индивидуальные задания | ||||
30.10 | Разность дробей. | 1 | практическая самостоятельная деятельность | ||||
2.10 | Вычитание дробей с разными знаменателями. | 1 | самостоятельная работа | ||||
4.10 | Самостоятельная работа | 1 | индивидуальные задания | ||||
7.10 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | практическая самостоятельная деятельность | ||||
9.10 | Контрольная работа. Сумма и разность дробей | 1 | Умение применять полученные знания и умения. Контроль и анализ своей деятельности. | контрольная работа | |||
11.10 | Умножение дробей | умножение дробей | Научить преобразовывать произведение и частное рациональных дробей в дробь. Развивать монологическую речь учащихся. Сформировать навыки тождественных преобразований рациональных выражений. Умение применять полученные знания и умения. Контроль и анализ своей деятельности. | индивидуальные задания | |||
14.10 | Возведение дроби в степень. | индивидуальные задания | |||||
16.10 | Выполнение упражнений по теме: Умножение дробей. | индивидуальные задания | |||||
18.10 | Деление дробей. | деление дробей. | тест | ||||
21.10 | Наименьший общий знаменатель. | 1 | взаимно обратные числа | индивидуальные задания | |||
23.10 | Преобразование рациональных выражений. | 1 | индивидуальные задания | ||||
25.10 | Упрощение выражений. | 1 | индивидуальные задания | ||||
28.10 | Выполнение упражнений по теме: Деление дробей. | 1 | практическая самостоятельная деятельность | ||||
30.10 | Самостоятельная работа. | 1 | Умение применять полученные знания и умения. Контроль и анализ своей деятельности. | самостоятельная работа тест | |||
1.11 | Подготовка к контрольной работе. Решение задач. | 1 | практическая самостоятельная деятельность | ||||
11.11 | Контрольная работа. Произведение и частное дробей. | 1 | Умение применять полученные знания и умения. Контроль и анализ своей деятельности. | контрольная работа | |||
Глава II. Квадратные корни. | |||||||
34.11 | Действительные числа. | 1 | действительные числа | Сформировать представления о действительных числах. Дать понятие о квадратном корне из числа. Научить решать уравнения второй степени. Сформировать умения применять основные свойства квадратных корней для преобразования выражений. Вычислять значения квадратных корней. Делать логически обоснованные выводы, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме. | словесный, наглядный практическая самостоятельная деятельность работа в группах | индивидуальные задания | |
15.11 | Иррациональные числа. | 1 | квадратный корень | индивидуальные задания | |||
18.11 | Арифметический квадратный корень. | 1 | арифметический квадратный корень | индивидуальные задания | |||
20.11 | Вычисление квадратных корней. | 1 | тест | ||||
22.11 | Применение квадратных корней. | 1 | индивидуальные задания | ||||
25.11 | Выполнение упражнений по теме: Квадратные корни. | 1 | индивидуальные задания | ||||
27.11 | Квадратный корень из произведения и дроби. | 1 | индивидуальные задания | ||||
29.11 | Квадратный корень из степени. | 1 | тест | ||||
2.12 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | Умение применять полученные знания и умения | практическая самостоятельная деятельность | |||
4.12 | Контрольная работа. Свойства арифметического квадратного корня. | 1 | арифметический квадратный корень свойства | Умение применять полученные знания и умения. Контроль и анализ своей деятельности. | контрольная работа | ||
6.12 | Вынесения множителя из –под знака корня. | 1 | иррациональные числа | ||||
9.12 | Внесение множителя под знак корня. | 1 | правила внесения множителя | ||||
11.12 | Упрощение выражений. | 1 | индивидуальные задания | ||||
13.12 | Преобразование выражений, содержащих корни. | 1 | преобразование выражений | индивидуальные задания | |||
16.12 | Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби. | 1 | освобождение от иррациональности в знаменателе | индивидуальные задания | |||
18.12 | Административная контрольная работа | 1 | контрольная работа | ||||
20.12 | Выполнение упражнений по теме: Квадратные корни. | 1 | квадратные корни | практическая самостоятельная деятельность | |||
23.12 | Самостоятельная работа. | 1 | Умение применять полученные знания и умения. Контроль и анализ своей деятельности. | самостоятельная работа | |||
25.12 | Применение свойств арифметического квадратного корня | 1 | свойства арифметического квадратного корня | ||||
27.12 | Тестовая работа Применение свойств арифметического квадратного корня | 1 | Умение применять полученные знания и умения. Контроль и анализ своей деятельности. | тестовая контрольная работа | |||
Глава II. Квадратные уравнения. | |||||||
13.01 | Определение квадратного уравнения. | 1 | определение квадратного уравнения. | Научить решать квадратные уравнения. Применять теоремы Виета для решения уравнений. Сформировать умение решать дробные рациональные уравнения и применять их при решении задач. Создание условия для развития умения проводить аргументированные рассуждения. Делать логически обоснованные выводы, отличать доказанные утверждения от недоказанных, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи. Развитие внимания, умение применять полученные знания и умения в практической деятельности. | словесный, наглядный практическая самостоятельная деятельность работа в группах | индивидуальные задания | |
15.01 | Неполные квадратные уравнения. | 1 | неполные квадратные уравнения. | индивидуальные задания | |||
17.01 | Решение квадратных уравнений путём выделения квадрата двучлена. | 1 | выделения квадрата двучлена | тест | |||
20.01 | Решение квадратных уравнений по формуле. | 1 | решение квадратных уравнений по формуле | практическая самостоятельная деятельность | |||
22.01 | Формула корней квадратного уравнения. | 1 | формула корней квадратного уравнения | ||||
24.01 | Решение уравнений. | 1 | Умение применять полученные знания и умения. Контроль и анализ своей деятельности. | практическая самостоятельная деятельность | |||
27.01 | Вторая формула для решения уравнений | 1 | |||||
29.01 | Решение задач. | 1 | индивидуальные задания | ||||
31.01 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | практическая самостоятельная деятельность | ||||
3.02 | Контрольная работа. Квадратное уравнение и его корни | 1 | Умение применять полученные знания и умения. Контроль и анализ своей деятельности. Развитие внимания, умение применять полученные знания и умения в практической деятельности. | контрольная работа | |||
5.02 | Теорема Виета. | 1 | теорема Виета. | индивидуальные задания | |||
7.02 | Применение теоремы для решения уравнений. | 1 | словесный, наглядный практическая самостоятельная | ||||
10.02 | Решение целых уравнений. | 1 | практическая самостоятельная деятельность | ||||
12.02 | Решение дробных рациональных уравнений. | 1 | решение дробных рациональных уравнений. | индивидуальные задания | |||
14.02 | Правило для решения дробных рациональных уравнений. | 1 | индивидуальные задания | ||||
17.02 | Решение задач с помощью рациональных уравнений. | 1 | индивидуальные задания | ||||
19.02 | Графический способ решения уравнений. | 1 | графический способ решения уравнений | ||||
21.02 | Выполнение упражнений по теме: Графический способ решения уравнений. | 1 | графический способ | Умение применять полученные знания и умения. | словесный, наглядный практическая самостоятельная | тест | |
26.02 | Рациональные дроби | 1 | дробно рациональные уравнения рациональные дроби | индивидуальные задания | |||
28..2 | Квадратные уравнения | 1 | индивидуальные задания | ||||
3.03 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | практическая самостоятельная деятельность | ||||
5.03 | Контрольная работа. Дробно рациональные уравнения | 1 | Умение применять полученные знания и умения. Контроль и анализ своей деятельности. | контрольная работа | |||
Глава IV. Неравенства. | |||||||
7.03 | Числовые неравенства. | 1 | числовые неравенства. | Овладение умениями решать неравенств. Создание условия для развития умения проводить аргументированные рассуждения. Делать логически обоснованные выводы, отличать доказанные утверждения от недоказанных, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи. Развитие внимания, умение применять полученные знания и умения в практической деятельности. | словесный, наглядный практическая самостоятельная | индивидуальные задания | |
10.03 | Доказательство неравенств | 1 | способы доказательства неравенств | индивидуальные задания | |||
12.03 | Свойства числовых неравенств | 1 | свойства числовых неравенств | индивидуальные задания | |||
14.03 | Выполнение упражнений по теме: Свойства числовых неравенств. | 1 | деятельность работа в группах | индивидуальные задания | |||
17.03 | Сложение числовых неравенств | 1 | сложение числовых неравенств | ||||
19.03 | Умножение числовых неравенств | 1 | умножение числовых неравенств | ||||
21.03 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | Умение применять полученные знания и умения | практическая самостоятельная деятельность | |||
31.03 | Контрольная работа. Числовые неравенства и их свойства. | 1 | числовые неравенства и их свойства | Контроль и анализ своей деятельности. | контрольная работа | ||
2.04 | Погрешность и точность приближения | 1 | погрешность точность приближения | индивидуальные задания | |||
4.04 | Пересечение и объединение множеств. | 1 | пересечение объединение множеств | индивидуальные задания | |||
7.04 | Числовые промежутки. | 1 | числовые промежутки | Умение применять полученные знания и умения. Контроль и анализ своей деятельности. | тест | ||
9.04 | Неравенства с одной переменной. | 1 | неравенство с одной переменной | индивидуальные задания | |||
11.04 | Решение неравенства с одной переменной. | 1 | индивидуальные задания | ||||
14.04 | Выполнение упражнений по теме: Неравенства с одной переменной. | 1 | практическая самостоятельная деятельность | ||||
16.04 | Применение неравенств с одной переменной. | 1 | неравенство с одной переменной | ||||
18.04 | Самостоятельная работа. | 1 | Умение применять полученные знания и умения. Контроль и анализ своей деятельности. | самостоятельная работа. | |||
21.04 | Решение неравенств. | 1 | решение неравенства с одной переменной | индивидуальные задания | |||
23.04 | Выполнение упражнений по теме Неравенства с одной переменной. | 1 | неравенство с одной переменной | практическая самостоятельная деятельность | |||
25.04 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | тест | ||||
28.04 | Контрольная работа. Неравенства с одной переменной и их свойства. | 1 | Умение применять полученные знания и умения. Контроль и анализ своей деятельности. | контрольная работа №9 | |||
Глава V. Степень с целым показателем. | |||||||
30.04 | Степень с натуральным показателем. | 1 | степень с натуральным показателем | Выработать умения применять свойства степени с целым показателем и её свойства. | словесный, наглядный практическая самостоятельная деятельность | индивидуальные задания | |
2.05 | Степень с целым показателем. | 1 | степень с целым показателем. | индивидуальные задания | |||
5.05 | Свойства степени с целым показателем. | 1 | свойства степени. | работа в группах | индивидуальные задания | ||
7.05 | Выполнение упражнений по теме Степени. | 1 | Умение применять полученные знания и умения. Контроль и анализ своей деятельности. | тест | |||
12.05 | Применение свойств степени с целым показателем. | 1 | практическая самостоятельная деятельность | ||||
14.05 | Сбор и группировка статистических данных | 1 | статистические данные | ||||
16.05 | Выборочные исследования | 1 | |||||
19.05 | Итоговая административная контрольная работа. | 1 | Умение применять полученные знания и умения. Контроль и анализ своей деятельности. | контрольная работа | |||
Глава V. Элементы статистики. | |||||||
21.05 | Наглядное представления статистической информации интегрированный урок | 1 | статистические исследования. | Интегрированный урок с геометрией Знакомство учащихся с представлениями об организации статистических исследований. Решение задач на нахождение частот, среднего арифметического, моды, размаха. Развитие внимания, умение применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Развивать монологическую речь учащихся. Формировать навыки дедуктивных рассуждений. | словесный, наглядный практическая самостоятельная деятельность работа в группах | работа в группах | |
23.05 | Решение задач Статистическая информация | 1 | частота мода размах | практическая самостоятельная деятельность | |||
Повторение. | |||||||
26.05 | Рациональные дроби. | 1 | рациональные дроби | Овладение умениями решать уравнения и неравенств. Создание условия для развития умения проводить аргументированные рассуждения. Делать логически обоснованные выводы, отличать доказанные утверждения от недоказанных, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи. | словесный, наглядный практическая | практическая самостоятельная деятельность | |
28.05 | Квадратные уравнения. Неравенства. | 1 | квадратное уравнения неравенства | самостоятельная деятельность | практическая самостоятельная деятельность | ||
30.05 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 1 | работа в группах | практическая самостоятельная деятельность | |||
2.06 | Решение задач повышенной сложности | 1 | Решение задач и задач на построение графиков содержащих модуль | работа в группах | |||
4.06 | Обобщение по курсу 8 класса | 1 | Решать квадратные уравнения, неравенства, системы неравенств, дроби | самостоятельная деятельность |
Рабочая программа курса по геометрии для 8 класса
Пояснительная записка.
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
Примерной программы по математике основного общего образования;
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.
Данная рабочая программа курса по геометрии для 8 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений 7- 9 классы. Москва «Просвещение» 2008. Составитель Т. А. Бурмистрова.
Реализация программы рассчитано на 70 часов (2 часа в неделю 1 - 4 четверть) в 2013 – 2014 учебном году..
Контрольно-оценочная деятельность: поурочная.
В программе предусмотрено 5 тематических контрольных работ и 1 итоговая работа.
Цели и задачи изучения предмета (курса):
Формирование представлений о математике как об универсальной науке, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики.
Развитие логического мышления и пространственного воображения, алгоритмической культуры. Критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также для дальнейшего обучения высшей школе. Воспитание средствами математики культуры личности, понимание значимости математики для научно – технического прогресса, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Задачами обучения являются:
- Приобретение математических знаний и умений.
- Овладение обобщёнными способами мыслительной, творческой деятельности.
- Освоение компетенций: учебно - познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентированной и профессионально-трудового выбора.
Основное содержание:
Четырехугольники
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Площадь
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Подобные треугольники
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Окружность
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
Контроль уровня знаний обучающихся предусматривает проведение тестовых, самостоятельных и контрольных работ.
Учебно-лабораторное оборудование |
Кабинет математики оборудован интерактивной доской, проектором, ноутбуком, Интернетом, учебно-мультимедийными средствами обучения. Компакт-диски: Современный учебно-методический комплекс: Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (7,8,9, 10, 11 классы), Уроки геометрии Кигилла и Мефодик. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (7,8, 9, 10, 11 классы), Просвещение / DVD -диск// /Электронное приложение.Геометрия /1 CD/7-9кл Видеофильмы: Первая наука человечества Образовательная коллекция 1С: Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ математика, Элективные курсы алгебра геометрия информатика |
Осуществление рабочей программы предполагает использование следующего учебно-методического комплекта:
Учебник: Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина. Геометрия 7-9 кл. 2004г.
Дополнительная литература:
1) В. И. Жохов, и др. Примерное планирование учебного материала и контрольные работы по математике 5-11 М-2001
2) Тематическое планирование по математике 5-9 класс. Сост. Т. А. Бурмистрова М-2003
3) Т. М. Мищенко Тематическое и поурочное планирование по геометрии. 8 класс М-2004г.
4) Ю. П. Дудницын, В. Л. Кронгауз Контрольные работы по геометрии 2006г.
5) Математика №13 2006г.
6) Н. Ф. Гаврилова Поурочные разработки по геометрии. Дифференцированный подход. М-2006г.
7) Сборник нормативных документов. Математика. М-2008г.
8) Геометрия 7-9 классы. Развёрнутое тематическое планирование. Базовый уровень. Линия Л. С. Атанасян/ автор- составитель Т.А. Салова. Учитель 2009г.
Тематическое планирование по геометрии в 8 классе.
№ темы урока | даты уроков | название темы уроков | количество часов | понятийный аппарат темы | планируемый результат компетентности (ЗУН по предмету, познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельность) | методы, формы организации УВП, в том числе формирование компетентностей | форма контроля по формированию ЗУНов и компетентностей |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Глава V. Четырёхугольники. | |||||||
3.09 | Многоугольники | 1 | многоугольник элементы многоугольника: вершины, стороны, углы, диагонали. параллелограмм прямоугольник ромб квадрат трапеция симметрия относительно точки симметрия относительно прямой, симметричные фигуры | Дать учащимся систематизированные сведения о четырехугольниках и их свойствах; сформировать представление о фигурах, симметричных относительно точки и прямой. Изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т.д.) и курса стереометрии в старших классах. Знание определений параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции, их свойств и элементов. Умение применять изученные свойства при решении задач; доказывать изученные свойства фигур; распознавать изученные фигуры на чертежах и окружающих предметах; описывать фигуру словесно и указывать ее свойства; выполнять построение рассматриваемых фигур Формировать представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве. | словесный, наглядный практическая самостоятельная деятельность работа в группах | Индивидуальные задания | |
5.09 | Решение задач Многоугольники. | 1 | Индивидуальные задания | ||||
10.09 | Параллелограмм. | 1 | |||||
12.09 | Параллелограмм и его свойства. | 1 | Геометрический диктант | ||||
17.09 | Признаки параллелограмма. Решение задач | 1 | практическая самостоятельная деятельность | ||||
19.09 | Трапеция. | 1 | тест | ||||
24.09 | Свойства трапеции | 1 | |||||
26.09 | Решение задач | 1 | практическая самостоятельная деятельность | ||||
1.10 | Прямоугольник. | 1 | Индивидуальные задания | ||||
3.10 | Ромб. | 1 | |||||
8.10 | Квадрат. | 1 | Геометрический диктант | ||||
10.10 | Решение задач по теме: Ромб. Квадрат. | 1 | тест | ||||
15.10 | Решение задач по теме: Четырёхугольники. | 1 | практическая самостоятельная деятельность | ||||
17.10 | Контрольная работа №1 Четырёхугольники. | 1 | Контрольная работа | ||||
ГлаваVI. Площадь. | |||||||
22.10 | Площадь многоугольника. | 1 | площадь фигуры формулы вычисления площади параллелограмма, треугольника трапеции | Сформировать у учащихся понятие площади многоугольника, развить умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства и формулы, применять теорему Пифагора. Формировать понятие площади фигуры, умение вывести формулы площадей изученных фигур: параллелограмма, треугольника, трапеции; познакомить с доказательством теоремы Пифагора. Способствовать формированию умений применения изученных теорем, свойств, формул при решении задач. Развивать монологическую речь учащихся. Формировать навыки дедуктивных рассуждений. Грамотно и убедительно проводить доказательство теорем, выводить формулы площадей, делать выводы и обобщения. Выдерживать логическую последовательность при доказательстве. Уметь выделять главное в условии задачи и интерпретировать на чертежах, комментировать и пояснять. | словесный, наглядный практическая самостоятельная деятельность работа в группах | ||
24.10 | Площадь параллелограмма. | 1 | Геометрический диктант | ||||
29.10 | Решение задач по теме: Площадь параллелограмма. | 1 | Практическая самостоятельная деятельность | ||||
31.10 | Площадь треугольника | 1 | |||||
12.11 | Решение задач по теме: Площадь треугольника. | 1 | Тестовая работа | ||||
14.11 | Площадь трапеции | 1 | |||||
19.11 | Решение задач по теме: Площадь трапеции. | 1 | Самостоятельная работа | ||||
21.11 | Теорема Пифагора | 1 | Индивидуальные задания | ||||
26.11 | Доказательства теоремы Пифагора | 1 | Индивидуальные задания | ||||
28.11 | Применение теоремы Пифагора. | 1 | Индивидуальные задания | ||||
3.12 | Решение задач по теме: Теорема Пифагора. | 1 | тест | ||||
5.12 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | практическая самостоятельная деятельность | ||||
10.12 | Контрольная работа №2. Площадь. | 1 | Контрольная работа | ||||
12.12 | Анализ контрольной работы. | 1 | практическая самостоятельная деятельность | ||||
Глава VII. Подобные треугольники. | |||||||
17.12 | Определение подобных треугольников. | 1 | Пропорциональные отрезки подобные треугольники средняя линия треугольника Средняя линия трапеции синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника Средняя линия трапеции синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника подобие | Сформировать у учащихся понятие прямоугольных треугольников, выработать умение применять признаки подобия треугольников при решении задач, сформировать аппарат решения прямоугольных треугольников ввести определение пропорциональных отрезков и подобных треугольников, доказать теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника, познакомить с признаками подобия треугольников, средней линией треугольника и трапеции, их свойствами, определением синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. учить применять изученные свойства при решении задач. Формировать навыки дедуктивных рассуждений при доказательстве свойств и теорем, решение задач. Учить, адекватно оценивать свои возможности. При доказательстве теорем и решении задач, правильно употреблять математические термины, т.е. соблюдать научный стиль монолога. Комментировать свои действия, ссылаясь на изученные свойства и соотносить с основной мыслью; выдерживать логику изложения; обобщать, делать выводы; пытаться дать оценку своим возможностям (что мне нужно выполнить, чтобы уметь делать…? чтобы получить более высокую оценку). Находить связи между понятиями, интерпретировать на чертежах. | словесный, наглядный практическая самостоятельная деятельность работа в группах | Индивидуальные задания | |
19.12 | Отношение площадей подобных треугольников. | 1 | Индивидуальные задания | ||||
24.12 | Первый признак подобия треугольников. | 1 | Индивидуальные задания | ||||
26.12 | Второй признак подобия треугольников. | 1 | Индивидуальные задания | ||||
14.01 | Третий признак подобия треугольников. | 1 | Индивидуальные задания | ||||
16.01 | Решение задач по теме: Три признака подобия треугольников. | 1 | Индивидуальные задания | ||||
21.01 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | практическая самостоятельная деятельность | ||||
23.01 | Контрольная работа №3. | 1 | Контрольная работа | ||||
28.01 | Средняя линия треугольника. | 1 | Интегрированный урок | ||||
30.01 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 1 | Индивидуальные задания | ||||
4.02 | Решение задач по теме: Применение подобия. | 1 | практическая самостоятельная деятельность | Индивидуальные задания | |||
6.02 | Практические приложения подобия треугольников. | 1 | Индивидуальные задания | ||||
11.02 | Определения высоты предмета. | 1 | Индивидуальные задания | ||||
13.02 | Определение расстояния до недоступной точки. | 1 | Индивидуальные задания | ||||
18.02 | О подобии произвольных фигур. | 1 | Индивидуальные задания | ||||
20.02 | Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | 1 | синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника | Индивидуальные задания | |||
25.02 | Решение задач по теме: Соотношение между сторонами и углами треугольника | 1 | Индивидуальные задания | ||||
27.02 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | практическая самостоятельная деятельность | ||||
4.03 | Контрольная работа №4. Подобные треугольники. | 1 | Контрольная работа | ||||
Глава VIII. Окружность. | |||||||
6.03 | Взаимное расположение прямой и окружности. | 1 | окружность касательная к окружности секущая центральный и вписанный углы градусная мера дуги вписанные и описанные треугольники и многоугольники | Дать учащимся систематизированные сведения об окружности и ее свойствах, вписанных и описанных окружностях. Сформировать представления о взаимном расположении прямой и окружности; доказать свойства и признак касательной; познакомить с центральными и вписанными углами, вписанными и описанными окружностями, замечательными точками в треугольнике, свойствами биссектрисы угла. формировать математический стиль мышления, проявляющийся в определенных интеллектуальных навыках: умение делать анализ, синтез, вывод, обобщение. Правильно употреблять изученные геометрические термины, выдерживать научный стиль монолога, убедительно и доказательно излагать теоретические вопросы; комментировать свои действия при решении задач, ссылаясь на определения, свойства фигур. При решении задач демонстрировать элементы дедуктивных рассуждений, делать выводы и обобщения. | словесный, наглядный практическая самостоятельная деятельность работа в группах | Индивидуальные задания | |
11.03 | Касательная к окружности. | 1 | Индивидуальные задания | ||||
13.03 | Свойство касательной. | 1 | Индивидуальные задания | ||||
18.03 | Градусная мера дуги окружности. | 1 | тест | ||||
20.03 | Теорема о вписанном угле. | 1 | вписанный угол | Индивидуальные задания | |||
1.04 | Центральные и вписанные углы. | 1 | центральный угол | Индивидуальные задания | |||
3.04 | Решение задач по теме: Центральные и вписанные углы. | 1 | Самостоятельная работа | ||||
8.04 | Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. | 1 | биссектриса угла и серединного перпендикуляра к отрезку | ||||
10.04 | Теорема о пересечении высот треугольника. | 1 | пересечение высот треугольника | Индивидуальные задания | |||
15.04 | Четыре замечательные точки треугольника. | 1 | четыре замечательные точки | Индивидуальные задания | |||
17.04 | Вписанная окружность. | 1 | окружность | Индивидуальные задания | |||
22.04 | Теорема об окружности, вписанной в треугольник. | 1 | теорема об окружности, вписанной в треугольник | Индивидуальные задания | |||
24.04 | Описанная окружность. | 1 | Индивидуальные задания | ||||
29.04 | Теорема об окружности, описанной около треугольник. | 1 | теорема об описанной окружности | Индивидуальные задания | |||
1.05 | Применение темы: Вписанная и описанная окружности. | 1 | вписанная и описанная окружности | интегрированный урок индивидуальные задания | |||
6.05 | Решение задач по теме: Вписанная и описанная окружности. | 1 | вписанная и описанная окружности | Тест | |||
8.05 | Контрольная работа №5. Окружность. | 1 | Контрольная работа. | ||||
13.05 | Анализ контрольной работы | 1 | |||||
Повторение. | |||||||
15.05 | Четырехугольники. Площади. | 1 | многоугольники площадь фигур подобие окружность | При решении задач демонстрировать элементы дедуктивных рассуждений (Что надо знать, чтобы…). Учить решать задачи на вычисление, доказательство и построение, применяя выделение ключевой задачи, стандартное дополнительное построение, геометрическое место точек, аналитический способ. Способствовать формированию, у учащихся систематизации сведений о плоских фигурах и основных геометрических отношениях. Учить использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира. | словесный, наглядный практическая самостоятельная деятельность работа в группах | практическая самостоятельная деятельность | |
20.05 | Теорема Пифагора. | 1 | практическая самостоятельная деятельность | ||||
22.05 | Подобие. Окружность. | 1 | практическая самостоятельная деятельность | ||||
69 | 27.05 | Решение задач повышенной сложности | 1 | задачи на доказательство | индивидуальные задания | ||
70 | 29.05 | Обобщение и систематизация изученного материала | 1 | многоугольники площадь фигур | Уметь обобщать и систематизировать знания по основным темам курса 8 класса решать задачи повышенной сложности. | Фронтальный опрос |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена»
МО учителей – предметников: Зам. директора Аксёнова Е. Е. Директор Пронина Л. В.
естественно математического цикла ……………………… ………………………
«……..» …………..2013 г. «……..» …………..2013 г. «……..» …………..2013 г.
Рабочая учебная программа «Основы проектной деятельности» для 8 класса.
Срок реализации 2013 – 2014 год.
Название программы, авторы, год издания на основе которой составлена рабочая программа:
Программы общеобразовательных учреждений. «Основы проектной деятельности» 2009. Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании». Концепции модернизации российского образования.
Сведения об учителе - составителе рабочей программы: Черменева Галина Георгиевна, учитель математики,
первая квалификационная категория
г. Югорск
2013год
Пояснительная записка
Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» разработана на основе: Конвенции о правах ребенка. Закона РФ «Об образовании». Концепции модернизации российского образования.
Цель программы:
- выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных областях науки, и развитие их творческих способностей;
- развитие позновательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
- совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей и повышение их уровня знаний и эрудиции;
- обучение учащихся школы работе в рамках саморазвития и самообразования;
- поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений.
Программа «Основы проектной деятельности» предназначена для обучающихся, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить
Задачи:
- приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
- овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
- освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
- выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;
- разработка системы проектной и исследовательской деятельности;
- разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
- создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;
- создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
Количество часов:
всего – 35., в неделю – 1 ч.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Тип урока | Дата проведения | |
ОТ ПРОБЛЕМЫ К ЦЕЛИ (5 ЧАСОВ) | |||||
1. | Введение. Что такое «проект». Проектная деятельность. Моделирование. Проектирование. | 1 | Урок изучения нового материала | 5 - 10 сентября | |
2. | Классификация проектов. | 1 | Комбинированный урок | 12 – 17 сентября | |
3. | Формы продуктов проектной деятельности. | 1 | Комбинированный урок | 19 - 24 сентября | |
4. | Этапы работы над проектом. Выбор темы проекта. Постановка проблемы. Постановка цели. | 1 | Практикум | 26 сентября – 1 октября | |
5. | Планирование. Постановка задач. | 1 | Практикум | 3 – 8 октября | |
СБОР И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ (7 ЧАСОВ) | |||||
6. | Выбор способов сбора данных. | 1 | Комбинированный урок | 10 – 15 октября | |
7. | Виды справочной литературы. Работа с каталогами. Работа с научной литературой. | 1 | Комбинированный урок | 17-22 октября | |
8. | Сбор материала из периодической печати. | 1 | Комбинированный урок | 24-29 октября | |
9. | Интернет ресурсы. Оформление ссылок. | 1 | Практикум | 10 – 12 ноября | |
10. | Анкетный опрос. Составление опросников. Интервьюирование. | 1 | Практикум | 14-19 ноября | |
11. | Наблюдение. Эксперимент. | 1 | Комбинированный урок | 21-26 ноября | |
12. | Систематизация материала. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | 28 ноября -03 декабря | |
СОЗДАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ПРОДУКТА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (5 ЧАСОВ) | |||||
13. | Разработка нового продукта. | 1 | Практикум | 05 – 10 декабря | |
14. | Оформление проекта. Оформление проектной папки. | 1 | Комбинированный урок | 12 – 17 декабря | |
15. | Самоанализ. Проанализируем свою деятельность. Критерии оценки. | 1 | Практикум | 19 – 24 декабря | |
16. | Как выступать успешно. Планирование выступления. | 1 | Практикум | 26 – 30 декабря | |
17. | Презентация проекта. Виды презентаций. Публичная процедура защиты. | 1 | Практикум | 11 – 14 января | |
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЕКТОВ (8 ЧАСОВ) | |||||
18. | Исследовательский проект. | 1 | Комбинированный урок | 16 – 21 января | |
19. | Особенности исследовательского проекта. | 1 | Комбинированный урок | 23- 28 января | |
20. | Информационный проект. | 1 | Комбинированный урок | 30 января – 04 февраля | |
21. | Особенности информационного проекта. | 1 | Комбинированный урок | 06-11 февраля | |
22. | Творческий проект. | 1 | Комбинированный урок | 13 – 18 февраля | |
23. | Особенности творческого проекта. | 1 | Комбинированный урок | 20 – 25 февраля | |
24. | Ролевой проект. | 1 | Комбинированный урок | 27 февраля-03 марта | |
25. | Особенности ролевого проекта. | 1 | Комбинированный урок | 05-10 марта | |
ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ – В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (10ЧАСОВ) | |||||
26. | Выбор типа проекта. | 1 | Практикум | 12 – 17 марта | |
27. | Постановка цели, задач. Планирование работы над проектом. | 1 | Практикум | 19 – 24 марта | |
28. | Сбор информации. | 1 | Практикум | 02 – 07 апреля | |
29. | Оформление проекта. | 1 | Практикум | 09 - 14 апреля | |
30. | Подготовка презентации проекта. | 1 | Практикум | 16 – 21 апреля | |
31. | Подготовка защиты проекта. | 1 | Практикум | 23 – 28 апреля | |
32-33. | Фестиваль проектов. | 2 | Практикум | 30 апреля – 12 мая | |
34. | Проекты и проблемы. | 1 | Комбинированный урок | 14 – 19 мая | |
35. | Обощение «Основы проектной деятельности» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | 20 – 25 мая |
Содержание тем учебного курса
ОТ ПРОБЛЕМЫ К ЦЕЛИ (5 ЧАСОВ).
Проект. Основные требования к использованию метода проектов. Модель. Моделирование. Проектирование. Этапы проектирования. Деятельность субъектов процесса проектирования на различных его этапах. Проектная деятельность. Деятельность. Целью проектной деятельности. Задачи проектной деятельности. Принципы организации проектной деятельности. Основные требования к учебному проекту.
Исследовательский проект. Информационный проект. Творческий проект. Ролевой проект.
Проекты по комплексности и характеру контактов. Монопроекты. Межпредметные проекты.
Проекты по характеру контактов. Внутриклассные проекты. Внутришкольные проекты. Региональные проекты (в пределах одной страны). Международными проекты. Телекоммуникационные.
Проекты по продолжительности. Мини-проекты. Краткосрочные
проекты. Недельные проекты. Долгосрочные проекты. Образовательные проекты.
Выход проектной деятельности. WEB-сайт. Анализ данных социологического опроса. Атлас, карта. Видеофильм. Выставка. Газета, журнал. Действующая фирма. Законопроект. Игра. Коллекция. Костюм. Модель. Музыкальное произведение. Мультимедийный продукт. Оформление кабинета. Постановка. Праздник. Прогноз. Система школьного самоуправления. Справочник. Сравнительно-сопоставительный анализ. Учебное пособие. Экскурсия.
Этапы работы над проектом. Планирование. Аналитический этап. Этап обобщения информации. Представление полученных результатов работы (презентация).
СБОР И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ (7 ЧАСОВ).
Аналитический этап. Уточнение и формулировка задач. Поиск и сбор информации. Обработка полученной информации. Виды справочной литературы. Работа с каталогами. Работа с научной литературой. Сбор материала из периодической печати. Интернет ресурсы. Оформление ссылок. Анкетный опрос. Составление опросников. Интервьюирование. Наблюдение. Эксперимент. Систематизация материала.
СОЗДАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ПРОДУКТА ПРОЕКТНОЙ
Оформление проектной папки. Паспорт проекта. Планы выполнения проекта и отдельных его этапов. Промежуточные отчеты группы. Результаты исследований и анализа. Эскизы, чертежи, наброски продукта. Материалы к презентации (сценарий).
Самоанализ. Система оценки проектных работ. Самостоятельность работы над проектом. Актуальность и значимость темы. Полнота раскрытия темы. Оригинальность решения проблемы. Артистизм и выразительность выступления. Раскрытие содержания проекта на презентации. Использование средств наглядности, технических средств. Ответы на вопросы.
Планирование выступления.
Презентация проекта. Виды презентаций. Публичная процедура защиты. Деловая игра. Демонстрация видеофильма/продукта. Диалог исторических или литературных персонажей. Защита на Ученом Совете. инсценировки реального или вымышленного исторического события. Научной конференции. Научный доклад. Отчет исследовательской экспедиции. Пресс-конференция. Путешествия. Реклама. Ролевая игра. Соревнования. Спектакль. Театрализация. Телепередача. Экскурсия.
Критерии выполнения защиты.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЕКТОВ (8 ЧАСОВ).
Исследовательский проект. Особенности исследовательского проекта.
Информационный проект. Особенности информационного проекта.
Творческий проект. Особенности творческого проекта.
Ролевой проект. Особенности ролевого проекта.
ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ – В ПРАКТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (10 ЧАСОВ).
Выбор типа проекта. Постановка цели, задач. Планирование работы над проектом. Сбор информации. Оформление проекта. Подготовка презентации проекта. Подготовка защиты проекта. Фестиваль проектов. Проекты и проблемы.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
- понятие проекта;
- типы проектов;
- понятие презентации, ее назначение и области использования;
- основные компоненты презентации (содержание, дизайн, навигация);
- этапы выполнения различных проектов;
- этапы работы над презентацией;
- способы представления информации;
- способы создания презентации;
- структуру окна программы Power Point;
- назначение и основные функции инструментов программы Power Point;
- способы демонстрации презентации;
- методы, используемые при выполнении разных этапов проектов;
- критерии оценки проекта.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- анализировать ситуацию;
- определять проблему и вытекающие из неё задачи;
- уметь ориентироваться в информационном пространстве;
- отбирать материал из общего содержания доклада или реферата, который требует наглядного представления;
- использовать различные источники информации, методы исследования и обработки полученной информации
(конспектирование, реферирование, сравнение, анализ, использование схем, таблиц, диаграмм и т. д.);
- выдвигать гипотезу исследовательской деятельности;
- ставить цель, составлять и реализовать план проектной деятельности;
- сопоставлять цель и действия по её достижению;
- владеть различными способами познавательной деятельности;
- генерировать идеи и методы решения задач;
- организовывать рабочее место и трудовой процесс;
- рассчитывать необходимые материалы и время выполнения этапов проекта;
- находить рациональные приемы работы;
- планировать, контролировать и оценивать проделанную работу;
- составлять план - график работ;
- моделировать варианты ожидаемых результатов;
- применять различные методы исследования;
- выбирать информацию для представления;
- выбирать соответствующую форму представления данного материала в презентации;
- выбирать способ создания презентации, а также ее шаблон и дизайн;
- оформлять результаты проектной деятельности;
- оформлять слайды текстом, рисунками, диаграммами, схемами;
- осуществлять переходы между слайдами, настраивать анимацию, демонстрировать презентацию различными способами;
- проводить рефлексию.
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы
1.Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова. «Основы проектной деятельности школьника». Самара 2011г.
2. Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования. Самара 2011г.
3. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся» Самара 2011 г.
4. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. – с.-Петербург, 2008г.
5. Проект: “20 век: год за годом”. // ПИиОбщ, 2001г.,№9
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
6.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
7.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
8.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.
9.Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся //
10. Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. – с.102-106.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....