доклад Применение мультимедиа на уроках математики.
статья (алгебра, 10 класс) по теме
Интерес к предмету и к учебе в целом является необходимым условием эффективного освоения и запоминания изучаемого предмета. Именно поэтому учителю часто приходится задумываться над тем, как развивать познавательный интерес учащихся, как поддержать их активность на протяжении всего урока. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konga_doklad_eor.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель математики
МБОУ СОШ №2 г.Ак-Довурак
Применение мультимедиа на уроках математики.
Интерес к предмету и к учебе в целом является необходимым условием эффективного усвоения и запоминания изучаемого предмета. Отсутствие интереса, скука – причина умственной вялости и пассивности школьников, а также источник многочисленных нарушений дисциплины.
Именно поэтому учителю часто приходится задумываться над тем, как развивать познавательный интерес учащихся, как поддержать их активность на протяжении всего урока. Широкое проникновение компьютерных технологий в образовательный процесс намного облегчает поставленные задачи. В настоящее время имеется немало готовых компьютерных программ учебного назначения, однако далеко не все можно использовать в рамках урока. Поэтому творчески работающему учителю приходится самостоятельно разрабатывать отдельные программы и уроки.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.
Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала.
Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.
Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые знания по предмету;
- систематизировать усвоенные знания;
- сформировать навыки самоконтроля;
- сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Будущее компьютерных технологий в школе напрямую зависит от того, насколько продуман начальный период их внедрения в учебный процесс. Какие же условия созданы в нашей школе для внедрения компьютерных технологий.
Первый шаг – создание в школе медиатеки по математике. Все школы получили диски по различным предметам, их можно использовать в качестве самоучителя, справочника по данному предмету. Просто необходимо определиться с содержанием урока, очень удобно использовать готовые уроки, которых сейчас великое множество. Наша медиатека находится в кабинете математики, который оснащен компьютером и мультимедийным проектором. Например, по алгебре в 10 классе я пользуюсь электронным приложением к учебнику «Алгебра и начала математического анализа», по геометрии и алгебре в 7-10 классах мультимедийным репетитором «Математика. Полный курс. 7-11 класс». Где все разделы алгебры и геометрии представлены в мультимедийном курсе в виде лекционного материала, сопровождаемого динамическими иллюстрациями.
Вывод: Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.
Второй шаг – освоение учителем технологии создания презентации к уроку. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда Power Point. Создать простые слайды для урока при наличии практики можно достаточно быстро. Это очень удобно. Учитель освобождается от необходимости рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что экономит время, и потом, чертеж на экране – совсем не то, что изображено в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко. Объяснять новую тему по такому чертежу – одно удовольствие. В процессе объяснения, я очень люблю применять анимационные слайды. Показать, выделить, на какие элементы или объекты следует обратить внимание, чтобы в определённое время появилась нужная информация. Можно наложить звук, например, для проведения математического диктанта. При закреплении знаний по пройденному курсу использую тестирующий документ, который можно создать в Microsoft Word. Более красочно он выглядит в Power Point. Результат теста виден сразу на демонстрационном экране, что всегда приводит в восторг учащихся, если их ответы совпадают с правильными ответами на экране.
Вывод: Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет учителю не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление.
Третий шаг – освоение навыков работы с мультимедийными программными средствами учащимися. Одним из методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики является работа с книгой, а умение работать на компьютере является одной из самых востребованных видов деятельности. Технология осваивается в проектных формах. Даже младший школьник выполняет простой по содержанию проект в Microsoft Power Point. В проектной деятельности ученик осознает свою миссию – раскрыть другим значение освоенных им технологических способов деятельности. Он ставит цель развивать способности при освоении необходимого предметного содержания, составляет пошаговый план действий, затем воплощает его в рабочих слайдах, наконец, анализирует результат и путь, который привел к нему.
Вывод: Формировать навыки работы с мультимедийными программными средствами лучше всего во внеурочное время на факультативных занятиях или кружках с малой группой обучаемых. И именно эти обучаемые, применяя в дальнейшем освоенные ими программы, могут заинтересовать остальных учеников класса, потому что данные программные средства позволяют с минимальными затратами получать как можно больше учебной информации.
Основная задача учителя заключается в выработке стратегии по формированию у обучаемых начальных навыков работы. При этом он должен предусмотреть: ознакомление обучаемых с основными объектами, выводимыми на экран; выработку навыков поиска необходимой информации.
Конечно, использование мультимедийного проектора, демонстрация или фронтальная работа с классом на уроке дают наглядное представление, но более полное раскрытие возможностей мультимедийных технологий на уроке, по-моему, достигается не только фронтальной работой, а в индивидуальной работе каждого учащегося с интерактивным продуктом.
При решении подобных задач школьники приобретают не только математические знания и умения, но и навыки работы с мультимедийными программами. Использование на уроке таких элементов способствует формированию у школьников умений работать с различной информацией, критического к ней отношения, развивает логическое мышление, обеспечивает информационную и эмоциональную насыщенность уроков, способствует повышению интереса учащихся к предмету, обеспечивает связь учебного материала с окружающей жизнью.
Надо отметить, что мультимедийные программные средства несут в себе широкие возможности, главное, чтобы это поняли обучаемые. Это понимание должно перерасти в заинтересованность не только учеников, но и учителя, что позволит ему по-новому взглянуть на методику построения уроков.
В заключении хотелось бы сказать о том, что применение медиаобразования в учебном процессе хотя и трудоемкое во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Учитель имеет право выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать на благо развития ребенка. Главный принцип - принцип деятельности - можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда». Известные результаты экспериментальных научных исследований утверждают, что 87% информации человек получает с помощи зрительных ощущений, а 9% – при помощи слуха. Из увиденного запоминается 40%, из услышанного - 20%, а одновременно из увиденного и услышанного – 80% информации.
Таким образом, развитие науки и техники предоставило учителю и ученикам новые формы коммуникации, преобразило учителя из авторитарного транслятора готовых идей, во вдохновителя интеллектуального и творческого потенциала. Будущее за системой обучения, которую можно выразить схемой: Учитель – технология – ученик.
Литература.
- Саранцев Г.И. «Современный урок математики».// «Математика в школе», 2006, №7.
- Старцева Н.А. Применение электронных пособий на уроках математики.// Информационные технологии в образовании. Сб. научно-методических материалов, Новосибирск: НГУ, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
применение на уроках математики различных видов самостоятельных работ с учетом уровневой дифференциации
В статье указывается на необходимость применять уровневую дифференциацию на уроках математики при проведении самостоятельных работ. Приведены примеры разноуровневых самостоятельных работ....
МБОУ Волчёнковская СОШ ДОКЛАД Основные преимущества применения мультимедиа в образовании Технология создания мультимедиа Основные проблемы и недостатки применения мультимедиа Учитель математики: Устинова А.И.
содержательной компоненты учебного материала, самостоятельному выбору и прохождению обучаемым полного или сокращенного вариантов обучения.Такие средства обучения способствуют появлению не только новых...
Geogebra. Краткое руководство. Применение на уроках математики.
В этой работе вы можете найти ответы на следующие вопросы:Что такое динамическая математика Geogebra?А что он умеет делать?А как его установить на свой компьютер?Что, Где, Как? Знакомство с интерфейсо...
Доклад "Планирование современного урока математики в условиях реализации ФГОС ООО"
Доклад "Планирование современного урока математики в условиях реализации ФГОС ООО"...
Примеры применения на уроках математики и информатики здоровьесберегающих технологий.
Главным аспектом приведенных примеров является создание особого режима обучения, направленного на предупреждение негативных сдвигов состояния здоровья....
Доклад «Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе VIII вида»
Данный доклад раскрывает практическую направленость урока математики в коррекционной школе...
Доклад «Презентация разработок уроков математики в контексте внедрения стандартов второго поколения»
Доклад содержит материал в внедрении стандартов второго поколения по математике из опыта работы...