Сценарий проблемного урока
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Урок проводится с целью:
актуализировать знания учащихся о площади прямоугольника и площади квадрата, полученные на предыдущих уроках, создать условия для применения раннее полученных знаний в новых условиях с целью формирования интереса к предмету и активизации учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРоблемный урок | 70.5 КБ |
ryashentseva_i.v.ppt | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий проблемного урока.
Автор: Ряшенцева Ирина Васильевна
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бакчарская СОШ» с. Бакчар, Бакчарского района, Томской области
Предмет: математика
Класс: 5
Тема: Площадь. Единицы измерения площади.
Учебно-методическое обеспечение: «Математика», учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2008, карточки с изображениями сложных фигур, географические карты Томской области, Бакчарского района, Бакчарского сельского поселения, компьютер с выходом в Интернет; экран; учебники по географии: «География Томской области» для 8 класса, авторы: Окишева Л.М., Евсеева Н.С., 2005г., «География Томской области» для 9 класса, авторы Евсеева Н.С., Адам А.М., Нехорошев О.Г., 2005г..
Время реализации занятия: 1 час 30 минут (2 урока)
Цель урока: актуализировать знания учащихся о площади прямоугольника и площади квадрата, полученные на предыдущих уроках, создать условия для применения раннее полученных знаний в новых условиях с целью формирования интереса к предмету и активизации учащихся.
Проблемные вопросы:
Как измерить площадь сложной фигуры, отличной от прямоугольника и квадрата? Как найти площадь школьной тетради по математике? Можно ли сравнить площадь тетради с площадью Бакчарского района, Томской области?
Предполагаемые варианты ответов:
- Для измерения площади сложной фигуры нужно ее разрезать и сложить прямоугольники и квадраты, площадь которых мы можем вычислить.
- Чтобы найти площадь тетради нужно разделить ее на листы и сложить из них прямоугольник или квадрат, площадь которых мы умеем вычислять.
- Мы можем сравнить площадь тетради и площадь Томской области, так как если мы наложим листы из тетради на территорию Томской области, то Томская область будет больше и Бакчарский район будет больше площади тетради.
- Измерить нам самим площадь Томской области и Бакчарского района невозможно.
Карта урока:
Комментарий хода урока | Время (мин) | № слайдов | Развитие личностных качеств и психических процессов | |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | |||
Организационный момент. Проверка готовности к уроку, наличие домашней работы, деление на три группы. Мотивация учащихся. Положительный настрой на урок. | 3 | 1 | Внимание | Организованность, аккуратность |
Вхождение в тему. Детям предлагается небольшое стихотворение – загадка. В отгадке скрывается тема урока. | 2 | 2-3 | Внимание | Рефлексивность, самостоятельность, мышление |
Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках. В ходе беседы ребята вспоминают, что они знают о площади прямоугольника, квадрата, единицах измерения площади и их взаимосвязи. | 10 | 4-5 | Внимание, память | Рефлексивность, мышление |
Стадия вызова. Постановка первой проблемы: Как измерить площадь сложной фигуры? Команды предлагают свои версии, обсуждают и капитан озвучивает версию команды. В результате обсуждения ребята предлагают формулу для нахождения сложной фигуры. | 8 | 6 | Внимание, память, мышление | Самостоятельность, системность, мышление, аргументированность, ясность речи, активность, культура эмоций, коммуникативная культура |
Закрепление полученных знаний. Каждой команде выдается задание, в котором требуется найти площадь сложной фигуры. Капитан представляет решение команды. Идет обсуждение решений, делается вывод об отсутствии универсальной формулы для нахождения площади сложной фигуры. | 12 | 7-8 | Внимание, память, мышление | Самостоятельность, аргументированность, культура эмоций, коммуникативная культура |
Постановка второй проблемы: Можно ли измерить площадь тетради по математике? После обсуждения вопроса командами и утвердительного ответа, который рождается из знания формулы площади прямоугольника, идет обсуждение версий о том, как это сделать. Составляется план выполнения лабораторной работы. Подводятся результаты работы. | 30 | 9-10 | Внимание, память, дисциплина | Самостоятельность, аргументированность, ясность речи, активность, коммуникативная культура, культура эмоций, умение слушать, дисциплина, точность |
Постановка третьей проблемы (применение математических знаний в жизни): Можно ли сравнить площадь Томской области и Бакчарского района с площадью тетради? Учащиеся выясняют с помощью высказанных предположений что значит сравнить и приходят к выводу – это значит определить какая площадь больше. После выдвижения различных гипотез и возможных вариантов измерений территорий Томской области и Бакчарского района ребята утверждают, что мы не можем измерить площади этих территорий. | 10 | 11 | Память, внимание | Самостоятельность, аргументированность, ясность речи, мышление активность, коммуникативная культура, культура эмоций, умение слушать, дисциплина, точность |
Создание условий для получения дополнительной информации учащимися, необходимой для сравнения площади тетради и площадей Томской области и Бакчарского района из дополнительных источников (учебники географии Томской области, сайтов Администрации Томской области и Бакчарского района), не предполагающих измерений. Обсуждение ответов. Формулировка выводов | 20 | 12 | Внимание, память, дисциплина | Самостоятельность, мышление, коммуникативная культура, аргументированность, мышление |
Подведение итогов урока, определение ценности полученных знаний по теме, рефлексия, оценка учащимися своей деятельности на уроке, выдача домашнего задания. | 5 | 13-14 | Внимание, | Рефлексивность аргументированность, ясность речи |
Ход урока:
1. Организационный момент (3 мин.)
Учитель: Я хочу начать урок со слов великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно добыто усилием собственной мысли, а не памятью». И поэтому, сегодня мы будем не только повторять то, что изучили на прошлом уроке, но и постараемся сами добыть знания, которые позволят нам больше узнать о том, что является темой урока.
Слайд №1. Слова Л.Н. Толстого
Слайд №2. Разгадайте математическую шараду и вы узнаете тему урока:
Первую находим – вычисляем,
Много формул для нее мы знаем.
На второй же – митинги, парады,
Погулять по ней всегда мы рады.
Слайд № 3. Тема урока: Площадь. Единицы измерения площади.
Слайд № 4. Формулы для нахождения площади прямоугольника и площади квадрата.
Слайд № 5. Единицы измерения площади и соотношения между ними.
Слайд № 6. Посмотрите на слайд. Как вы будете вычислять площадь этих фигур? (предлагаются различные гипотезы, которые обсуждаются и делается вывод о том, что нет универсальной формулы для вычисления сложных фигур, но фигуру можно разбить на части, площади которых нам известны или мы их можем найти, а затем сложить площади частей фигуры и мы получим площадь сложной фигуры)
Слайд № 7. Задача: вычислите площадь фигур, изображенных на карточках
Слайд № 8. Ответы на задачи в карточках.
Слайд № 9. План выполнения лабораторной работы.
Слайд № 10. Значение площади тетрадного листа. Мы с вами нашли площадь одного листа, а как можно найти площадь всей тетради? (После того, как дети придут к единому мнению о том, что для нахождения площади тетради нужно площадь одного листа умножить на количество листов в тетради, появляется формула для нахождения площади тетради)
Cлайд № 11. Рассмотрим на слайде изображения Томской области, Бакчарского района и тетрадного листа. Что значит сравнить эти три изображения? На рисунке они выглядят почти одинаковыми, а на самом деле? Можем ли мы их измерить? (После обсуждения ребята утверждают, что мы не можем измерить площадь Томской области и Бакчарского района, приводя различные доводы: нет таких больших линеек, есть места, где человек не может пройти и т.д.). А как же тогда люди получают информацию о размерах этих территорий? (Ребята вспоминают, что в телевидении и радио упоминают о размерах Томской области и Бакчарского района, в газетах пишут, в книгах, наверное есть информация в Интернете)
Слайд № 12. После того как учащиеся нашли информацию о площади Томской области, Бакчарского района, Бакчарского сельского поселения в учебниках географии, на сайтах Администрации Томской области и Администрации Бакчарского района, на экране появляется информация о площадях вышеназванных территорий.
Слайд №13. Подведение итогов урока. Что вы раньше знали про площадь и единицы измерения? Что нового вы узнали сегодня и какие знания вы сами добыли? Какие способы получения знаний вы использовали?
Слайд №14. Спасибо за урок!
Литература:
- Бакланский О.Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация // Наука и школа. – 2000. - № 1
- Карелина Т.М. Методы проблемного обучения // Математика в школе. – 2000. - № 5
- Потаншик М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. – М., 2004.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1973.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1980.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Р., 2003.
- Попова Л.П. Поурочные разработки по математике. –М., «Вако», 2008.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Знание только тогда знание, когда оно добыто усилием собственной мысли, а не памятью». Лев Николаевич Толстой
Первую находим – вычисляем, Много формул про нее мы знаем. На второй же – митинги , парады, Погулять по ней всегда мы рады. (Площадь)
а га км 2 = = = м 2 а га
А) 8 кв. см; 15 кв.см Б) 6 кв.см; 14 кв.см; 3 кв.см
«Вычисление площади тетради по математике» Ход работы: 1. Измерим длину и ширину тетрадного листа. 2. Вычислим площадь листа тетради. 3. Площадь листа тетради умножим на количество листов в тетради.
300 кв. см Площадь одной тетради по математике равна 300* K , где K - число листов в тетради
1. Томская область – 316 900 кв. км 2. Бакчарский район – 24 700 кв.км 3. Бакчарское сельское поселение – 4 149 600 кв.м
Знали раньше Узнали самостоятельно Площадь прямоугольника Площадь сложной фигуры Площадь квадрата Площадь тетрадного листа и тетради Единицы измерения площади и взаимосвязь между ними Площадь Томской области, Бакчарского района и Бакчарского поселения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий проблемно-эвристического урока
исследование физических свойств различных типов потали с целью последующего ее применения при изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства на уроках по технологии....
Сценарий проблемного урока в 11 классе по пьесе Л.Разумовской "Дорогая Елена Сергеевна!"
Урок продолжительностью в 2 академических часа посвящён поискам ответа на вопрос: "Что значит жить по-человечески?". В основе урока - метод проектирования. В сценарии приведены рекомендации по разрабо...
Сценарий проблемного урока
Урок по теме «Сила трения»...
Сценарий проблемно-эвристического урока-конкурса по ОРКиСЭ для 6-9 класса "Праздность- корень всех грехов"
сценарий урока-конкурса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" для 6-9 классов "Праздность-корень всех грехов" на материале Притчи "О талантах", высказываний Святых Отцов, молитвы Ефре...
Сценарий урока в 10 классе «Щелочность мыла. Валеологический подход к выбору туалетного мыла» Проблемный урок с элементами исследования. 10 класс
Рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека; выявить причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами синтетических моющих средств (на примере туалетного мыла), действие мы...
биология – 5 класс Сценарий проблемно-эвристического урока по биологии в рамках ФГОС «Лишайники – растения-сфинксы»
Тип урока: изучение нового материала.Технология построения: проблемно-эвристический урок.Тема урока: Лишайники – растения-сфинксы.Цель: определить место лишайников в царстве растений.Задачи: Образоват...
Сценарий проблемного урока в 10 классе
Сценарий проблемного урока в 10 классе по теме "Иван Грозный"...