Сценарий проблемного урока
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

 

Урок проводится с целью:   

актуализировать знания учащихся о площади прямоугольника и площади квадрата, полученные на предыдущих уроках, создать условия для применения раннее полученных знаний в новых условиях с целью формирования интереса к предмету и активизации учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ПРоблемный урок70.5 КБ
Office presentation icon ryashentseva_i.v.ppt2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий проблемного урока.

Автор: Ряшенцева Ирина Васильевна

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Бакчарская СОШ» с. Бакчар, Бакчарского района, Томской области

Предмет: математика

Класс: 5

Тема:  Площадь. Единицы измерения площади.

Учебно-методическое обеспечение: «Математика», учебник для 5 класса  общеобразовательных учреждений, Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2008, карточки с изображениями сложных фигур,  географические карты Томской области, Бакчарского района, Бакчарского сельского поселения,  компьютер с выходом в Интернет; экран; учебники по географии: «География Томской области» для 8 класса, авторы: Окишева Л.М., Евсеева Н.С., 2005г., «География Томской области» для 9 класса, авторы Евсеева Н.С., Адам А.М., Нехорошев О.Г., 2005г..

Время реализации занятия: 1 час 30 минут (2 урока)

Цель урока: актуализировать знания учащихся о площади прямоугольника и площади квадрата, полученные на предыдущих уроках, создать условия для применения раннее полученных знаний в новых условиях с целью формирования интереса к предмету и активизации учащихся.

Проблемные вопросы: 

 Как измерить площадь сложной фигуры, отличной от прямоугольника и квадрата? Как найти площадь школьной тетради по математике? Можно ли сравнить площадь тетради с площадью Бакчарского района, Томской области?

Предполагаемые варианты ответов:

  1. Для измерения площади сложной фигуры нужно ее разрезать и сложить прямоугольники и квадраты, площадь которых мы можем вычислить.
  2. Чтобы найти площадь тетради нужно разделить ее на листы и сложить из них прямоугольник или квадрат, площадь которых мы умеем вычислять.
  3. Мы можем сравнить площадь тетради и площадь Томской области, так как если мы наложим листы из тетради на территорию Томской области, то Томская область будет больше и Бакчарский район будет больше площади тетради.
  4. Измерить нам самим площадь Томской области и Бакчарского района невозможно.

Карта урока:

Комментарий хода урока

Время (мин)

№ слайдов

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, наличие домашней работы, деление на три группы.  Мотивация учащихся. Положительный настрой на урок.

3

1

Внимание

Организованность,

аккуратность

Вхождение в тему. Детям предлагается небольшое стихотворение – загадка. В отгадке скрывается тема урока.

2

2-3

Внимание

Рефлексивность,

самостоятельность,

мышление

Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках. В ходе беседы ребята вспоминают, что они знают о площади прямоугольника,  квадрата,  единицах измерения площади и их взаимосвязи.

10

4-5

Внимание, память

Рефлексивность, мышление

Стадия вызова. Постановка первой проблемы: Как измерить площадь сложной фигуры?

Команды предлагают свои версии, обсуждают и капитан озвучивает версию команды. В результате обсуждения  ребята предлагают формулу для нахождения сложной фигуры.

8

6

Внимание, память, мышление

Самостоятельность,

системность, мышление,  

аргументированность,

ясность речи,

активность,  

культура эмоций,

коммуникативная культура

Закрепление полученных знаний. Каждой команде выдается задание, в котором требуется найти площадь сложной фигуры. Капитан представляет решение команды. Идет обсуждение решений, делается вывод об отсутствии универсальной формулы для нахождения площади сложной фигуры.

12

7-8

Внимание, память, мышление

Самостоятельность, аргументированность, культура эмоций, коммуникативная культура

Постановка второй проблемы: Можно ли измерить площадь тетради по математике? После обсуждения вопроса командами и утвердительного ответа, который рождается из знания формулы площади прямоугольника, идет обсуждение версий о том,  как это сделать. Составляется план выполнения лабораторной работы. Подводятся результаты работы.

30

9-10

Внимание, память, дисциплина

Самостоятельность, аргументированность,

ясность речи,

активность,

коммуникативная культура,

культура эмоций,

умение слушать, дисциплина, точность

Постановка третьей проблемы (применение математических знаний в жизни): Можно ли сравнить площадь Томской области и Бакчарского района с площадью тетради? Учащиеся выясняют с помощью высказанных предположений что значит сравнить и приходят к выводу – это значит определить какая площадь больше. После выдвижения различных гипотез и возможных вариантов измерений территорий Томской области и Бакчарского района ребята утверждают, что мы не можем измерить площади этих территорий.

10

11

Память, внимание

Самостоятельность, аргументированность,

ясность речи, мышление

активность,

коммуникативная культура,

культура эмоций,

умение слушать,

дисциплина, точность

Создание условий для получения дополнительной информации учащимися, необходимой для сравнения площади тетради и площадей Томской области и Бакчарского района из дополнительных источников (учебники географии Томской области, сайтов Администрации Томской области и Бакчарского района), не предполагающих измерений. Обсуждение ответов. Формулировка выводов

20

12

Внимание, память, дисциплина

Самостоятельность, мышление, коммуникативная культура, аргументированность,

мышление

Подведение итогов урока, определение ценности полученных знаний по теме, рефлексия, оценка учащимися своей деятельности на уроке, выдача домашнего задания.

5

13-14

Внимание,
дисциплина

Рефлексивность

аргументированность,

ясность речи

Ход урока:

1. Организационный момент  (3 мин.)

Учитель: Я хочу начать урок со слов великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: «Знание только тогда знание,  когда оно добыто усилием собственной  мысли, а не памятью». И поэтому, сегодня  мы будем не только повторять то, что изучили на прошлом уроке, но и постараемся сами добыть знания, которые позволят нам больше узнать о том, что является темой урока.

Слайд №1. Слова Л.Н. Толстого

Слайд №2. Разгадайте математическую шараду и вы узнаете тему урока:

                                     Первую находим – вычисляем,

Много формул для нее мы знаем.

На второй же – митинги, парады,

Погулять по ней всегда мы рады.

Слайд № 3. Тема урока: Площадь. Единицы измерения площади.

Слайд № 4. Формулы для нахождения площади прямоугольника и площади квадрата.

Слайд № 5.  Единицы измерения площади и соотношения между ними.

Слайд № 6. Посмотрите на слайд. Как вы будете вычислять площадь этих фигур? (предлагаются различные гипотезы, которые обсуждаются и делается вывод о том, что нет универсальной формулы для вычисления сложных фигур, но фигуру можно разбить на части, площади которых нам известны или мы их можем найти, а затем сложить площади частей фигуры и мы получим площадь сложной фигуры)

Слайд № 7. Задача:  вычислите площадь фигур, изображенных на карточках

Слайд № 8. Ответы на задачи в карточках.

Слайд № 9. План выполнения лабораторной работы.

Слайд № 10. Значение площади тетрадного листа. Мы с вами нашли площадь одного листа, а как можно найти площадь всей тетради? (После того, как дети придут к единому мнению о том, что для нахождения площади тетради нужно площадь одного листа умножить на количество листов в тетради, появляется формула для нахождения площади тетради)

Cлайд № 11. Рассмотрим на слайде изображения Томской области,  Бакчарского района и тетрадного листа. Что значит сравнить эти три изображения? На рисунке они выглядят почти одинаковыми, а на самом деле? Можем ли мы их измерить? (После обсуждения ребята утверждают, что мы не можем измерить площадь Томской области и Бакчарского района, приводя различные доводы: нет таких больших линеек, есть места, где человек не может пройти и т.д.). А как же тогда люди получают информацию о размерах этих территорий? (Ребята вспоминают, что в телевидении и радио упоминают о размерах Томской области и Бакчарского района,  в газетах пишут, в книгах, наверное есть информация в Интернете)

Слайд № 12. После того как учащиеся нашли информацию о площади Томской области, Бакчарского района, Бакчарского сельского поселения в учебниках географии, на сайтах Администрации Томской области и Администрации Бакчарского района,  на экране появляется информация о площадях вышеназванных территорий.

Слайд №13.  Подведение итогов урока. Что вы раньше знали про площадь и единицы измерения? Что нового вы узнали сегодня и какие знания вы сами добыли? Какие способы получения знаний вы использовали?

Слайд №14. Спасибо за урок!

Литература:

  1. Бакланский О.Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация // Наука и школа. – 2000. - № 1
  2. Карелина Т.М. Методы проблемного обучения // Математика в школе. – 2000. - № 5
  3. Потаншик М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. – М., 2004.
  4.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1973.
  5.  Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1980.
  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Р., 2003.
  7. Попова Л.П. Поурочные разработки по математике. –М., «Вако», 2008.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Ряшенцева Ирина Васильевна, учитель математики МБОУ «Бакчарская СОШ»

Слайд 2

«Знание только тогда знание, когда оно добыто усилием собственной мысли, а не памятью». Лев Николаевич Толстой

Слайд 3

Первую находим – вычисляем, Много формул про нее мы знаем. На второй же – митинги , парады, Погулять по ней всегда мы рады. (Площадь)

Слайд 5

а га км 2 = = = м 2 а га

Слайд 8

А) 8 кв. см; 15 кв.см Б) 6 кв.см; 14 кв.см; 3 кв.см

Слайд 9

«Вычисление площади тетради по математике» Ход работы: 1. Измерим длину и ширину тетрадного листа. 2. Вычислим площадь листа тетради. 3. Площадь листа тетради умножим на количество листов в тетради.

Слайд 10

300 кв. см Площадь одной тетради по математике равна 300* K , где K - число листов в тетради

Слайд 12

1. Томская область – 316 900 кв. км 2. Бакчарский район – 24 700 кв.км 3. Бакчарское сельское поселение – 4 149 600 кв.м

Слайд 13

Знали раньше Узнали самостоятельно Площадь прямоугольника Площадь сложной фигуры Площадь квадрата Площадь тетрадного листа и тетради Единицы измерения площади и взаимосвязь между ними Площадь Томской области, Бакчарского района и Бакчарского поселения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий проблемно-эвристического урока

исследование физических свойств различных типов потали с целью последующего ее  применения при изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства на уроках по технологии....

Сценарий проблемного урока в 11 классе по пьесе Л.Разумовской "Дорогая Елена Сергеевна!"

Урок продолжительностью в 2 академических часа посвящён поискам ответа на вопрос: "Что значит жить по-человечески?". В основе урока - метод проектирования. В сценарии приведены рекомендации по разрабо...

Сценарий проблемного урока

Урок по теме «Сила трения»...

Сценарий проблемно-эвристического урока-конкурса по ОРКиСЭ для 6-9 класса "Праздность- корень всех грехов"

сценарий урока-конкурса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" для 6-9 классов "Праздность-корень всех грехов" на материале Притчи "О талантах", высказываний Святых Отцов, молитвы Ефре...

Сценарий урока в 10 классе «Щелочность мыла. Валеологический подход к выбору туалетного мыла» Проблемный урок с элементами исследования. 10 класс

Рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека; выявить причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами син­тетических моющих средств (на примере туалетного мыла), действие мы...

биология – 5 класс Сценарий проблемно-эвристического урока по биологии в рамках ФГОС «Лишайники – растения-сфинксы»

Тип урока: изучение нового материала.Технология построения: проблемно-эвристический урок.Тема урока: Лишайники – растения-сфинксы.Цель: определить место лишайников в царстве растений.Задачи: Образоват...

Сценарий проблемного урока в 10 классе

Сценарий проблемного урока в 10 классе по теме "Иван Грозный"...