Решение рациональных уравнений 9 класс
план-конспект урока (алгебра, 9 класс) на тему
Цели:
1. Обобщить, углубить знания школьников по изучаемой теме.
2. Способствовать формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию; развитию творческих способностей учеников путем решения заданий, содержащих модули, параметры.
3. Побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть | 244 КБ |
Предварительный просмотр:
9 КЛАСС
Тема: РЕШЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть
даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним
приобщиться, должен достигнуть этого собственной
деятельностью, собственными силами, собственным
напряжением. Извне он может получить только
возбуждение.
А. Дистервег
Цели:
1. Обобщить, углубить знания школьников по изучаемой теме.
2. Способствовать формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию; развитию творческих способностей учеников путем решения заданий, содержащих модули, параметры.
3. Побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности.
Оборудование: экран, кадоскоп, кодопозитивы, магнитная доска, плакаты 1 – 4. У учащихся на рабочем месте: оценочные листы, карточки со схемами 4 – 5, копировальная бумага.
Вся работа на этом занятии сопровождается индивидуальным оценочным листом, который рассчитан на два урока..
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧАЩЕГОСЯ
Фамилия
Имя
Урок | Этапы | Задания | Количество баллов |
І | Д/з | ||
І | Тест 1 | ||
ІІ | Тест 2 | ||
Ш | |||
ІІ | ІV | С - 1 | |
V | С - 2 | ||
Итоговое количество баллов | |||
Оценка |
Критерии оценок:
«5» - 30 – 28 баллов, «4» - 27 – 22 балла, «3» - 21 – 16 баллов, «2» - менее 16 баллов.
Ход урока
І. Вводная беседа учителя (2 мин).
- Один начинающий волшебник, герой шуточной песенки, неумело обращался с заклинаниями, в результате вместо грозы у него получилась коза, а вместо утюга – слон. Чтобы решать уравнения, нужно совершать ряд преобразований, и делать это следует очень осмотрительно.
Например, решая уравнения, мы могли бы рассуждать так:
Пример 1 | Пример 2 |
х (х + 3) = 2х, х + 3 = 2, х = -1. Ответ: х = -1. | = , х2 + х – 1 = 4х – 3, х = 1 или х = -2. Ответ: х = 1, х = -2. |
На самом деле, стараясь «избавиться от всего лишнего», мы допустили бы ошибки. Какие?
- В результате неравносильных преобразований в уравнении 1 потерян корень х = 0, а в примере 2 появился «посторонний» корень х = 1.
- Как же не попасть в подобные ловушки?
- Прежде всего, нужно четко понимать, какие действия нужно выполнить в ходе решения уравнения.
- Сегодня на уроке мы повторим, обобщим, приведем в систему изученные виды, методы и приемы решения рациональных уравнений.
ІІ. Проверка домашнего задания (5 мин).
(На кадоскопе заранее заготовлено домашнее задание. Ученики отвечают по готовым записям. Работа ведется фронтально, но пары обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку).
Предварительное домашнее задание
Задание 1. Решить уравнения 1 – 12 и провести классификацию уравнений по виду.
Ответы
1. (х – 5)2 + 9х = х = 3.
2. х2 + 0,7 = 0. Нет действительных корней (Ø).
3. (х – 5) (х + 3) = 9. х = -4, х = 6.
4. х = -.
5. (х – 5) (х + 3) = 1 – 2х. х1,2 = ±4.
6. (х – 5) (х + 3) = 3 (х – 5). х = 0, х = 5.
7. 2 (х + 1) – 1 = 3 – (1 – 2х). Нет действительных корней.
8. 1 – 2х + 4х2 = х2 – 2х + 1. 0.
9. 3 (1 – х) + 2 = 5 – 3х. Бесконечное множество корней (х € R).
10. 2х2 + 3х + 4 = 0. Нет действительных корней (Ø).
11. х2 + 6х + 4 = 0. х1,2 = -3 ± .
12. 25х2 – 30х + 9 = 0. х1= х2 = .
В результате выполнения задания получилась схема 1.
Задание 2. Подготовить одну физическую задачу, показывающую, что рациональные уравнения могут служить математическими моделями реальных ситуаций.
(У доски разбирается наиболее интересный пример.)
- В результате обсуждения и проверки домашнего задания выясняем сущность решения уравнений.
Выводы.
- Уравнения являются математическими моделями очень многих физических и иных явлений. Поэтому решение различных практических задач сводится к решению уравнений.
- Уравнением с одним неизвестным называется запись вида А(х) = В(х), в которой А(х) и В(х) – выражение от неизвестной х.
- Областью определения уравнения называется множество всех значений х, при которых определены обе части уравнения.
- Корнем или решением уравнения называется значение неизвестного, при подстановке которого в уравнение получается верное числовое равенство. Решить уравнение – значит найти все его корни иди доказать, что их нет.
- Линейные и квадратные уравнения решаются по готовым формулам, они называются простейшими. Главная задача при решении любого уравнения – свести его к простейшему.
Результаты выполнения домашнего задания заносятся учащимися в оценочный лист. Записывается домашнее задание, которое разбирается.
Оценка: «5» - нет ошибок; «4» - 2-3 ошибки; «3» - более 3 ошибок.
Схема 1. Классификация рациональных уравнений по виду
ΙΙΙ. Работа по теме урока.
Этап Ι. (5 мин). Тест (под копировальную бумагу).
Цель: Проверить навыки решения простейших уравнений.
Работа проводится по карточкам в двух вариантах, состоящих из 10 уравнений, записанных в столбец. Для выполнения задания учащийся берет полоску бумаги и кладет ее справа от столбца, по которому собирается работать.
Решая, ученик записывает только ответы; напротив задания, вызвавшего затруднение, ставит прочерк; по истечении времени, отведенного на выполнение теста, по команде учителя листы подписываются и сдаются.
Учитель открывает заранее записанный на доске список правильных ответов и критерии оценок. Проводится быстрая самопроверка решений (по копиям).
Результаты теста заносятся в оценочный лист.
Для оценки работы надо: поставить знак «+» против верного ответа и знак «–» против неверного; подсчитать число плюсов.
Критерии оценок: «5» - за 10 плюсов; «4» - за 7-9 плюсов; «3» - за 5-7 плюсов; «2» - менее 5 плюсов.
№ | Вариант 1 | Ответы |
1 | (х – 3) (х + 4) = 0 | -4; 3 |
2 | х2 – 14х + 49 = 0 | 7 |
3 | х2 – 12 = 0 | ±2 |
4 | -6 | |
5 | 0 · х = | Ø |
6 | 9 | |
7 | 3 | |
8 | 0 | |
9 | Ø | |
10 | 5х2 = 0 | 0 |
№ | Вариант 2 | Ответы |
1 | 20 | |
2 | 0,01х = 25 | 2500 |
3 | 0 · х = -8 | Ø |
4 | 11 | |
5 | Ø | |
6 | 5 + х2 = 0 | Ø |
7 | -2 | |
8 | -6 | |
9 | Любое | |
10 | (х + 3) (х + 7) = 0 | -7; -3 |
Этап ΙΙ (15 мин).
Цель: установить связи между корнями квадратных, линейных уравнений и их коэффициентами.
На магнитной доске учащимся демонстрируется плакат № 1.
? О с о б е н н о е ! | |
1. 2 (х + 7) = 2х + 14 | 2. 3 (х – 1) – 3 (5 + х) = 7 |
3. (а2 – 9) х = а2 – 5а + 6 | 4. |
Требуется указать, о чем идет речь.
Ответ: 1, 2, 3, 4 – линейные уравнения.
Уравнение 1 имеет бесконечное множество корней, уравнение 2 – решений не имеет, уравнение 4 имеет один корень, уравнение 3 – линейное уравнение с параметром; в зависимости от значения параметра а уравнение может иметь различное количество корней.
! | Решить уравнение с параметром а – это значит, для каждого значения параметра найти значение неизвестной переменной, удовлетворяющее этому уравнению. |
Ребятам предлагается решить уравнение 3: (а2 – 9) х = а2 – 5а + 6.
Решение.
Случай 1. а2 – 9 = 0. Тогда а = -3 или а = 3.
Если а = -3, то исходное уравнение примет вид 0х = 30 и корней не имеет.
Если а = 3, то получаем уравнение 0х = 0, для которого любое действительное число является корнем.
Случай 2. а2 – 9 ≠ 0, т.е. а ¢ {-3; 3}.
Выразим х через а:
х = х = х =
Ответ: если а = -3, то корней нет; если а = 3, то х € R; если а ¢ {-3; 3}, то один корень х =
Обобщая результаты решения уравнения 3, получаем схему 2, которая показывает связь числа корней линейного уравнения с его коэффициентами.
Схема 2
Учитель предлагает двум учащимся собрать на доске из заранее подготовленных карточек схему 2 и схему 3, которые отражают связь числа корней квадратного уравнения ах2 + вх + с = 0 (а ≠0) с его дискриминантом Д = в2 – 4ас и для каждого случая аналитического решения указать геометрическую модель.
Схема 3
Остальным учащимся демонстрируется плакат № 2.
? Нельзя ! |
1. х2 + ах + 12 = 0 |
2. ах2 – 2х + 4 = 0 |
3. 2х2 + 4х + а = 0 |
Вопрос: Что бы означало?
Ответ. (1), (3) – квадратные уравнения с параметром. В этих уравнениях параметр а входит в состав второго коэффициента и свободного члена; (2) – это также уравнение с параметром, но параметр а входит в состав коэффициента при х2 многочлена второй степени. Это уравнение нельзя сразу решить по формулам для отыскания корней квадратного уравнения, т. к. о заданном уравнении мы не можем сказать, квадратное оно или линейное.
! | Если коэффициент при х2 многочлена второй степени содержит параметр, необходимо разбирать случай, когда он обращается в нуль. |
Решим уравнение (2) ах2 – 2х + 4 = 0.
Решение. Рассмотрим два случая, когда а = 0 и когда, а ≠ 0.
1. При а = 0, уравнение (2) линейное -2х + 4 = 0. Откуда х = 2.
2. При а ≠ 0, уравнение (2) квадратное. Его дискриминант равен Д = 4 – 16а.
Если Д < 0, т.е. а > , уравнение решений не имеет.
Если Д = 0, т.е. а = , то уравнение имеет один единственный корень х = 4.
Если Д > 0, т.е. а < , то уравнение имеет два корня х1,2 = .
Ответ: если а >, то решений нет; если а = , то х = 4; если а <, а ≠ 0, то есть два корня х1,2 = ; если а = 0, то х = 2.
Далее ученикам предлагается обобщить результаты домашнего задания, выполнив следующий тест (с взаимоконтролем) (5 мин).
Работа проводится в двух вариантах. Карточка с заданием выдается каждому ученику.
По окончании выполнения теста открываются правильные ответы (работа с кадоскопом); учащиеся меняются схемами, проверяют, исправляют ошибки, оценивают работу соседа по следующим критериям:
Оценка «5» - нет ошибок; «4» - одна ошибка; «3» - две-три ошибки; «2» - более трех.
ТЕСТ
(с взаимоконтролем)
Схема 4
Вариант Ι.
ЗАДАНИЕ. Покажите с помощью стрелок связь между коэффициентами неполного квадратного уравнения и его корнями.
Схема 5
Вариант ІΙ.
ЗАДАНИЕ. Покажите с помощью стрелок связь между коэффициентами полного квадратного уравнения ах2 + вх + с = 0 (а ≠ 0) и его корнями.
Этап III (9мин).
Цель: повторить понятие равносильности и алгоритм решения рационального уравнения.
Итак, основными рациональными уравнениями с одной переменной являются линейные и квадратные уравнения. Все остальные рациональные уравнения приводятся с помощью различных преобразований к этим основным. Как вы знаете:
! | Два уравнения называются равносильными (У1<=>У2), Если они имеют одинаковые корни или если оба уравнения не имеют корней |
! | Уравнение У2 называется следствием уравнения У1, если любой корень У1 является корнем У2: записывается это так: У1 => У2. |
Выполнить устно.
Задание 1 (задание на кадоскопе).
Может ли нарушиться равносильность, если выполнить следующее преобразование:
1 | В уравнении 12(х2 + х) – (х2 –х) = 7, раскрыть скобки и привести подобные члены |
2 | В уравнении + х + х2 = 7 , дробь можно сократить на х-2. |
3 | Обе части уравнения (3х + 2) ( х – 4) = 2 (х-4) можно ли разделить на х-4. |
4 | В уравнении х2 + - 16 = 48 можно ли разность заменить нулем. |
5 | Обе части уравнения (х2+ 11) (2х – 5) = 9 (х2 + 11) можно ли разделить на х2 + 11. |
Ответ: нет(1); да (2); да (3); да (4); нет (5).
Выполнить устно.
Задание 2. (задание заготовлено заранее на кадоскопе).
Объясните, какое преобразование было выполнено при переходе от первого уравнения ко второму и может ли оно привести к нарушению равносильности.
Используя знаки => ( знак логического следования) и <=> ( знак равносильности), покажите равносильные уравнения и уравнения-следствия.
( Учащиеся рисуют знаки фломастером на кодопозитиве).
№ | У1 | Знак | У2 |
1 | х2 + = 36 + | => | х2 = 36 |
2 | (4 – х2) (4 + х2) =0 | <=> | 16 – х4 = 0 |
3 | 3 │х│ - 2 = 4 | <=> | 3 │х│ - 2 │х│= 4 |
4 | х2 + 5х + 4 = 0 | <=> | (х + 1) (х + 4) = 0 |
5 | (х – 1) (х – 2) = 3 (х – 2) | => | х – 1 = 3 |
6 | 5х + 7 = 9х - 8 | <=> | 5х – 9х = -8 – 7 |
7 | 0,5х2 – 0,3х = 2 | <=> | 5х2 – 3х = 20 |
8 | => | х2 = 4 |
В ходе обсуждения получаем таблицу, которую фиксируем в тетрадях и на кодопозитиве.
Многие уравнения можно решать как переходом к следствию, так и при помощи равносильных преобразований на множестве.
Задание 3.
Решить уравнение двумя способами.
Чтобы учащиеся могли сравнить два решения, учитель вызывает двух учеников к доске для выполнения этого задания.
! | Условие равенства дроби нулю: () |
Решение.
Способ 1. Применение преобразований, равносильных на множестве (метод равносильных переходов).
Ответ: - 4.
Способ 2. Переход к следствию
Для найденных значений проверим выполнение условия х2 – 4 ≠ 0.
Проверка. х = -4; (-4)2 – 4 ≠ 0 – верно; х = 2; 22 – 4 ≠ 0 – неверно.
Ответ: - 4.
IV. Подведение итогов урока. Какие этапы урока понравились?
Какими видами работ хотелось бы заняться на следующем уроке?
Комментирование ответов учащихся и выставление оценок за работу
в классе.
V. Рефлексия.
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
МОУ Новоаганская общеобразовательная средняя школа№2.
урок в 9классе
Учитель математики высшей категории
Еремеева Н.Н.
2006 уч.год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры в 8 классе по теме «Решение рациональных уравнений».
Урок - обобщения знаний и способов решения рациональных уравнений. ...
Решение рациональных уравнений
Решение рациональных уравнений...
9 класс. Решение рациональных неравенств.
Презентация к уроку...
Методическая разработка урока алгебры в 8 классе на тему "Решение рациональных уравнений"
Методическая разработка составлена в виде проекта, в основе которого лежит технологическая карта деятельности учителя и учащихся. При изучении учебного материала используется деловая игра. В про...
урок по теме "Решение рациональных уравнений"
Разработка урока содержит презентацию по теме"Решение рациональных уравнений". Задания подобраны с целья воспитания у школьников чувства патриотизма, любви к малой Родине в процессе урока математики....
N30 Решение рациональных уравнений. Решение иррациональных уравнений. за 22.05.20 для группы МЖКХ2
Задание:1. Законспектировать краткий справочный материал.2. Оформить решение типовых задач.3. Решить: "Рациональные уравнения" N2,N4, N6...