урок в 5 классе
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Учитель математики Панфилова М.И.
Урок математики 5-й класс
Тема: Микрокалькулятор.
Цели и задачи урока:
- Учить использовать микрокалькулятор при выполнении арифметических действий; составлять программу вычислений.
- Способствовать развитию интереса к предмету.
- Воспитывать навыки самостоятельной работы; вызывать у учащихся потребность в обосновании своих суждений.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности к учебной деятельности.
II. Актуализация прежних знаний.
Решив примеры и заменив полученные ответы соответствующими буквами, вы узнаете, как назывались первые вычислительные машины.
1)
0,8 | 0,5 | 2,4 | 8 | 3 | 24 | 0,6 | 0,05 |
П | Ц | А | О | Л | В | Е | Н |
- 7,2 : 9
- 0,8 * 3
- 2,4 + 0,6
- 3,6 : 6
- 1 : 2 (палец)
2)
25 | 40 | 4 | 9 | 0,4 | 0,9 |
К | М | А | Б | А | Р |
- 0,8 : 0,2
- 0,09 * 100
- 0,8 : 2
- 0,25 : 0,01 (абак)
3)
- 2 : 5
- 4,2 + 4,8
- 1,8 : 3
0,3 | 1,6 | 22 | 0,4 | 60 | 160 | 90 | 2 | 9 | 25 | 0,6 | 16 |
М | О | К | А | Л | Е | Б | Т | Р | Н | И | Ф |
- 40 * 0,4
- 30 * 0,01
- 8 * 0,2
- 2,7 : 9
- 800 * 0,2
- 1,6 : 0,8
- 11,8 - 2,8 (арифмометр)
Итог: итак, ребята, вы узнали, что к первым вычислительным машинам относились - пальцы, абак, арифмометр.
III. Изучение нового материала.
Историческая справка.
Важнейшим видом обработки информации являются вычисления.
Нетрудно догадаться, что первым счетным средством для человека были камешки, узелки, палочки и его пальцы. Этот инструмент всегда “под рукой”!
Вот как описывает пальцевой счет туземцев Новой Гвинеи знаменитый русский путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай: “...папуас загибает один за другим пальцы руки, причем издает определенный звук, например “бе, бе, бе”... Досчитав до пяти, он говорит “ибон-бе” (рука).Затем он загибает пальцы другой руки, снова повторяет “бе, бе”.., пока не дойдет до “ибон али” (две руки). Затем он идет дальше, приговаривая “бе, бе”.., пока не дойдет до “самба-бе” и “самба- али” (одна нога, две ноги). Если нужно считать дальше, папуас пользуется пальцами рук и ног кого-нибудь другого”.
В V веке до нашей эры в Греции и Египте получил распространение абак. Абак – это греческое слово, которое переводится как счетная доска. Вычисления на абаке производились перемещением камешков по желобам на мраморной доске.
Подобные счетные инструменты распространялись и развивались по всему миру.
В Китае абак называли суан пан, в Японии Серобян. “Потомком” абака можно назвать и русские счеты. В России они появились на рубеже XVI – XVII веков. И до сих пор в нашей стране счеты можно увидеть не только в музеях.
Великий переворот в вычислительной технике произошёл с изобретением абака. Даже если вы не слышали этого слова, вы встречали, и не раз, русскую разновидность этого прибора - счёты. В разных странах абак выглядел по-разному (доска с линиями, вдоль которых выкладывали камешки; доска с желобками; доска с прутиками, на которые нанизывали костяшки). И ещё надо заметить, что счётные машины были пятиричными, кроме, наших счёт.
Но вычисления с развитием торговли, банковского дела, техники становились всё более трудоёмкими, и мысль о том, чтобы поручить счёт машине оставалась привлекательной. Около 1632 года немецкий учёный Вильгельм Шиккард сконструировал первый в истории счётный механизм. В 1642 году французский математик Блез Паскаль создал свою счётную машину. Она умела складывать и вычитать. Этот механизм был прародителем арифмометров, ещё недавно стоявших на столе в учреждениях, где приходилось много считать. В них при счёте вращающиеся колеса зацеплялись друг за друга так, что десяток в каком-либо разряде автоматически превращался в единицу следующего разряда. В 1673 году был создан настоящий арифмометр Вильгельмом Лейбницем. Он умел вычитать, делить и умножать. Затем появилась логарифмическая линейка. Линейка очень удобна, считать на ней можно очень быстро, всюду носить с собой, места почти не занимает. Не зря столько веков этот прибор просуществовал, лишь недавно калькуляторы вытеснили логарифмическую линейку.
Работа по учебнику.
- Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.
- Объясните, как вводят в микрокалькулятор натуральное число?
- Объясните, как вводят десятичную дробь. Найдите и покажите клавишу с точкой.
- Как выполнить сложение с помощью микрокалькулятора?
- Как выполнить вычитание, умножение, деление?
- Найдите и покажите клавишу умножения, деления, вычитания.
V. Физминутка.
VI. Тренировочные упражнения.
1. Упражнение по вводу натурального числа:
- 65310
- 132222
- 89036
- 7456123
2. Упражнение по вводу десятичной дроби:
- 0,23
- 0,321
- 5,65
- 789,23
- 654,369
3. Составление программ:
1) 156,7 + 218,83
а) Ввести в МК число 156,7;
б) Нажать клавишу ;
в) Ввести число 218,83;
г) Нажать клавишу .
2) (953,54 - 396,41) : 75,8 · 4,12.
4. Выполняем программу:
953,54 396,41 75,8 4,12 30,282.
VII. Закрепление изученного материала.
1. Выполнить №1347 (устно).
2. Самостоятельная работа:
- 1 вариант - № 1353(1)
- 2 вариант - № 1353(2)
Учитель оказывает индивидуальную помощь. Взаимопроверка.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Какая клавиша обозначает умножение, деление?
- На какую клавишу нужно нажать, чтобы очистить табло?
- Какой знак вводится в десятичной дроби вместо запятой?
IX. Домашнее задание: №1354, 1356.
Занимательная минутка
История вычислительной техники началась едва ли не раньше, чем окончательно сформировалось понятие числа. Поэтому в некоторых языках слово "цифра" происходит от слова "палец" - поначалу счёт был неотделим от загибания пальцев. Пальцы и стали называть первой "вычислительной машиной". На пальцах можно складывать, вычитать и даже умножать. (Например, умножение на 9. Вам нужно узнать, сколько будет 9 * 5. Вы кладёте перед собой две руки, отсчитываете слева пятый палец и загибаете его. Готово: первая цифра произведения 9 * 5 - слева от загнутого пальца, вторая справа. Получился правильный ответ: 45).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...