Элективный курс по математике в 9 классе.
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс) по теме

Боцарёва Елена Владимировна

Помочь учащимся объективно оценить свои знания по предмету, психологически подготовить их к сдаче ГИА и помочь им в ыборе профиля в 10 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

  Элективный курс по алгебре в 9 классе

 «Сложное простыми словами».  17 ч.

             Учитель математики МОУ «Сланцевская средняя общеобразовательная школа №2» Боцарёва Елена Владимировна.

     

                                     

         Пояснительная   записка.

В  связи с тем, что в основной школе ведущей является уровневая дифференциация, то данный  курс  учитывает индивидуальные особенности учащихся , их склонности и способности осваивать предмет на повышенном  уровне. Тематика данного курса  предпрофильной  подготовки содержит  не только информацию, расширяющую  сведения по предмету, но и знакомит учеников со способами  деятельности , необходимыми для  успешного  усвоения программы. Содержание курса включает также оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы.

  Программа курса напоминает   факультативную (1 час), но дополнена элементами подготовки к экзаменам, содержит материал, вызывающий познавательный интерес.

 Эта программа появилась в результате использования собственного опыта, как расширение базового курса.

 Так как название курса должно привлекать учащихся, то появилось название «Сложное простыми словами».

 При составлении использовала следующую литературу:

  М.И. Сканави «Сборник задач и упражнений для поступающих во ВТУЗы», Л.В. Кузнецова, 2 часть «Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе, Л.И. Звавич «Задания для проведения письменного экзамена по математике в 9 классе».                                                                                                                          

  Цели и задачи:    оказать учащимся психолого-педагогическую поддержку в выборе профиля обучения;

                                       помочь обучающимся реально оценить свои возможности.

                          Содержание курса

  1. Решение арифметических примеров на все действия с десятичными и обыкновенными дробями. -3часа
  2. Практическая работа. -1час
  3. Применение формул сокращённого умножения в упрощении выражений. -1час
  4. Упрощение выражений, содержащих модуль. -2часа
  5.  Упрощение выражений с использованием указанной подстановки. -2часа
  6. Способы освобождения от иррациональности в знаменателе дроби.-2часа
  7.  Различные способы разложения на множители. Сокращение алгебраической дроби. -3часа              

8.  Некоторые задачи с параметрами. -3часа

           Занятия 1,2.

Тема: решение арифметических примеров на все действия с десятичными и обыкновенными дробями.

Цели и задачи: совершенствовать вычислительную технику обучающихся.    

                                  Ход занятий.

    Что знаем?      1. =;

                            2. а²²=(а-в)·(а+в);

                                                3. а³³=(а+в)·²-ав+в²).

Что умеем?      1. делить десятичную дробь на смешанное число;

                          2.сокращать числовую дробь;

3. умножать и делить обыкновенные дроби;

4. складывать рациональные числа.

ТОГДА вычислите, используя, где возможно, формулы сокращённого умножения.

                   

                                        Решение.

-12,5²-1,2²=12,5²-12,5·1,2+1,2²-12,5²-1,2²=-12,5·1,2=-15.

ПОВТОРИМ: ;  ; (1 ;  0,02³·( и ВЫЧИСЛИМ:

0,12:((-(3)-0,028³·(-.

 ПОДСКАЗКИ: 

  1. Выбери способ решения…(по действиям или цепочкой).
  2. Избавься от отрицательных показателей, вспомни, что (1=(.
  3. Получи ответ: -107.

РЕШИ САМ:  1. ++·+·6;  ответ: 22.

                                 2. ·(0,87³+2,13³)+3·0,87·2,13.               ответ: 9.

Литература: Л.И. Звавич, М.И. Сканави.

Вычислить:  

  1. +12,5·0,64.    ( Сканави М.И.)

                Решение:

+8==+8=11.      ответ: 11.

  1. Найти Х из пропорции:  

=; .      ответ: 5

+4,75.                    ответ: 5

                                Занятие 3.

Тема: практическая работа.

Цели и задачи:  развитие и воспитание самостоятельной деятельности обучающихся; совершенствование вычислительных умений и навыков.

                                  Ход занятия.

     1.   (+(-0,825)):(-1)-(-0,48)·;                          ответ: .

      2.   2,88·+(1,0625-)·16;                                    ответ: 11.

      3.  (()·9+0,16):(_0,3)                                ответ: 15.

     4. (+-)·(0,17·52-3,883:0,55+0,62)+:0,8.       ответ: 1.

                                     Решение.

  1. (0,375-0,825):(-1,25)-(-=-0,45:(-1,25)-·=0,36-=0.36-=-==.

  1. 2·+(1-)·16=+(1-)·16=1+·16=1+=1+10=11.

  1. (()·9+):(-)=(+=·30=15.

  1. ()·(8,84-    7,06+0,62)+·=·2,4+=·(·2,4+1)=·(1,4+1)=·2,4=1.

                                             

                                      Занятие 4.

Тема: применение формул сокращённого умножения в упрощении выражений.

Цели и задачи:  закрепить умение сокращать алгебраическую дробь, рассмотрев различные случаи разложения на множители числителя и знаменателя.

                                            Ход занятия.

    Что знаем?      1. а²±2ав+в²=(а+в)²;

                                      2.  ах²+вх+с=а(х-)(х-);

                                              3.  (а-в)=(в-а)²;    (-а-в)²=(а+в)².

Что умеем?     1. Выносить общий множитель за скобки;

                                              2. Приводить дроби к общему знаменателю;

                                3.  Выполнять все действия с алгебраическими дробями;

                                               4. Сокращать дроби.

   ТОГДА сократите дробь:  ;   б) ;   в)  . а)     ПОВТОРИМ разложение на множители: m²-7m;  81x-x³;  25y²-10y+1  объясните, как разложить на множители квадратный трёхчлен  5x²+x-4?

   РЕШИ САМ: 1. +;                           ответ:-2.

2.(+):()-;                                   ответ:.

  1. ·(-)+;                      ответ:0 

                                      Занятия 5,6.

Тема: Преобразование алгебраических выражений.

Цели и задачи: помочь обучающимся более широко овладеть понятием модуля, увидеть его в разных ракурсах, и всё это в совокупности задач от простых до сложных.

                                            Ход занятия.

    Что знаем?      1. =|а|=

                                                2. а²±2ав+в²=(а±в)².

                                           3. а²-в²=(а-в)(а+в).

Что умеем?     1. Находить 1,7;  2,4.

                                            2.приводить дроби к общему знаменателю,

                                            3. выполнять все действия с алгебраическими дробями;                        

                                             4. раскладывать квадратный трёхчлен на множители;

                                             5. сокращать дробь.

   ТОГДА объясните решение примера  ²+3=|3-2|+3=2-3+3=2 и   РЕШИТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО:

                    )²+.                 ответ:1. 

Упростите выражение:

  1. -+, при условии 0<а<

.

-+=-+====.

                                                                  ответ:.

  1. (·х²-2х·+2х-4):|х-2|.

                               Решение.

Рассмотрим промежутки: (-; -1)U (-1;1)U(1;2)U(2;).

  1. х<-1; тогда |х-1|=1-х,  |х+1|=-х-1,   |х-2|=2-х.

(·х²-2х·+2х-4):(2-х)=х-2.

  1. -1<х<1, тогда |х-1|=1-х, ,  |х+1|=х+1,   |х-2|=2-х.

(·х²-2х·+2х-4):(2-х)=.

  1. 1<х<2, тогда |х-1|=х-1, |х+1|=х+1,   |х-2|=2-х.

(·х²-2х·+2х-4):(2-х)=-х-2.

 IV.                   х>2, тогда |х-1|=х-1, |х+1|=х+1,   |х-2|=х-2.

         (·х²-2х·+2х-4):(х-2)= х+2.

Ответ:………..

  1. ,  х>1.     Ответ: .

Литература: Л.В. Кузнецова, М.И.Сканави.

                                      Занятия 7,8.

Тема: упрощение выражений с использованием указанной подстановки.

Цели и задачи: совершенствовать умение упрощать алгебраические дроби и вычислительную технику обучающихся.

                                                   Ход занятий.

    Что знаем?         1. ()²=а, а0.

                                                         2.  а²-в²=(а-в)(а+в).

                                                         3.   (а±в)²= а²±2ав+в²                   

   Что умеем?     1. Возводить дробь в степень;

                                                 2. делить дробь на дробь;

                                                 3. сокращать дробь;

                                                 4. приводить дроби к общему знаменателю.

    ТОГДА раскрой скобки: (-3)²,  (+1)(-1) и разложи на множители: х-у, 7-.

      Задание 1. Сделайте указанную подстановку и результат упростите:

           ·х²-2х+,       х=.                        Ответ:0.

       Задание 2:  ,      у=.                      Ответ:6.  

      Задание 3:  пусть f(х)=2х³-7х²+2х-3. Покажите, что   целое число.                                                                               Ответ:36.

      Задание 4:   докажите, что число 2- является корнем уравнения х³-5х²+5х-1=0.

                                           Решение.

Преобразуем:   х(х²-5х+5)=1 и выполним указанную подстановку х=2-.

   (2-)((2-)²-5(2-)+5)=(2-)(+2)=4-3=1. Истина, значит число 2- -- корень уравнения.

                               Занятия 9,10.

Тема: способы освобождения от иррациональности в знаменателе дроби.

Цели и задачи: закрепить умение находить выражение, сопряжённое данному, содержащему более двух слагаемых; совершенствовать технику упрощения выражений, содержащих квадратные корни.

                                                 Ход занятий.

А.  Задание 1. Найдите выражение, сопряжённое данному: а-в, +1,  а-(в+с), (а-в)+с, (1+)-

      Задание 2:  разложите на множители: а²-(в+с)²,   2-(-)²,  (1+)²-3.

 Б. Избавьтесь от иррациональности в знаменателе дроби: 1.   2. ;    3..

                                Решим пример .

=====.  Ответ:

В. Задание для самостоятельного решения: .

                                          Решение: =.

Г. Избавьтесь от иррациональности в знаменателе дроби  и сравните значение с числом .

                                    Решение.

===========;  Сравним  и .

=             - = >0, 2,6.  Вывод: данная дробь  >.

 Выполняется проверка с комментариями на доске. Особо отличившиеся ребята оцениваются.

                       

                                      Занятия 11, 12, 13.

Тема: различные способы разложения на множители.

Цели и задачи: закрепить знания и умения обучающихся раскладывать многочлен на множители известными способами в более сложных примерах;   совершенствовать вычислительную технику обучающихся;  развивать умение «видеть формулу» в выражении.

                                                          Ход занятий.

  1. Представьте в виде квадрата выражение: а) х-1;  б) х.
  2. Используя свойство =·, разложите на множители .
  3. Заключите слагаемые в скобки, чтобы перед скобками стоял знак: а)»+», б)»-» в выражении –а-в.

Разложите на множители многочлены:

  1. (а+в)с-а-в;                    Ответ: (а+в)(с-1).
  2. (х-1)-;                Ответ: (-)·
  3. 3в²-4в+1;                      Ответ: (в-1)(3в-1).
  4. а³-ав-а²в+а²;
  5. ав²²у-ах+ху+в²-х;
  6. 4-5х²+1;
  7. х²у²-5ху²+6у²²+5х-6;
  8. Докажите, что значение выражения а(а-в)(а+в)-(а+в)(а²-ав+в²)+в³+ав² не зависит от значений входящих в него букв двумя способами.

               9.    Разложите многочлены на множители и найдите все значения х,      при которых оба многочлена принимают значение нуль: 3х³-27х  и  24х-5х²³.                        

                                                    Ответ: 0; 3.

  1.  2-х+;                                Ответ: (2-)(2+).
  2.  Сократите дробь: ;          Ответ: --1.
  3.  Вычислите значение выражения p³+64m³ при p=5,5, m=-.

                                 Ответ: 0.

  1.  9а²-в², если 3а+в=2  и  3а-в=2,25.
  2. Сократите дробь:   и вычислите её значение при х=-6,2.              

                                                  Ответ: -5.

  1.  а);          б) .  Ответ: а) --1;   б) .
  2. Докажите, что при любых значениях переменной выражение принимает положительные значения: +3х²-х+3.

                                 Решение.

+3х²-х+3=(+2х²+1)+(х²-х+2)=(+(х²-х+0,25)+1,75=(х²+1)²+(х-0,5)²+1,75.

 +3х²-х+3>0 при любом значении х.

  1.  Найдите наибольшее значение выражения и определите, при каких х и у оно достигается: .

                                       Решение.

Дробь  достигает наибольшее значение при наименьшем значении знаменателя а. Рассмотрим знаменатель и найдём такие х и у, при которых он принимает наименьшее значение.

  Х²²+4х-6у+14=(х+2)²+(у-3)²+1. Очевидно, что при х=-2, у=3 наименьшее значение 1.

                                                                         Ответ: 1.       

                           Занятия 14,15,16.

Тема: Задачи с параметрами.

Цели и задачи: развитие логического мышления, закрепление вычислительной техники обучающихся.

                                                     Ход занятий.

  1. Не решая уравнения 2х²-3х-11=0, найдите +, где  и - его корни.

                                                                                       Ответ: -4.

      2. Пусть  и - корни квадратного уравнения х²+3х-2=0. Составьте квадратное уравнение, единственным корнем которого явилось бы число .            Ответ: -6,5; 4х²+52х+169=0 .

       3. Найдите а, если   и корни уравнения 2х²+(2а-1)х+а-1=0 удовлетворяют соотношению 3 -4 =11.

                                                         Решение.

  Найдём корни уравнения: =;                                                      ==;

Рассмотрим промежутки : а<1,5 и а>1,5.

         1.    а<1,5, тогда  =1-а.

                    ==;

         2.    а>1,5, тогда =;

                            ==1-а.          3-4 =11.                  По условию имеем: 3(1-а)-4·(-)=11;  или 3·(-)-4·(1-а)=11.                                           В результате подсчётов получаем а=-2, а=4.                                                                                        Ответ: а=-2, а=4.

4. При каком m уравнение х³+6х²+mх=0 имеет два корня? Найдите эти корни.                                  Ответ: 0 и 3 при m=9.

      5. При каких значениях а один корень квадратного уравнения х²-(а+1)х+2а²=0 больше , а другой меньше ?

                                             Решение.

 При х=  значение f(х)<0, следовательно,                                                                                            решим неравенство относительно а при х = :  ²-ах-х+х²<0.

                   2а²- а- <0.    8а²-2а-1<0.

    Ответ: -<а<.

6.При каком значении m сумма квадратов корней уравнения х²+(2-m)х-m-3=0 минимальна?

                                               Решение.

 и - корни квадратного уравнения, тогда рассмотрим =(+)²-2·=(2-m)²-2(-m-3)=m²-2m+10=(m-1)²+9 минимальное значение при m=1.                    Ответ: 1.

7. При каких  значениях а корни уравнения х²-2ах+(а+1)(а-1)=0 принадлежат промежутку ?

                                             Решение.

= ==а±1.      =а+1

                                                    =а-1.        

По условию ;  ;  ;  ;

                                                                                 

                                                                          Ответ: при .

                                      Занятия 7,8.

Тема: упрощение выражений с использованием указанной подстановки.

Цели и задачи: совершенствовать умение упрощать алгебраические дроби и вычислительную технику обучающихся.

                                                   Ход занятий.

    Что знаем?         1. ()²=а, а0.

                                                         2.  а²-в²=(а-в)(а+в).

                                                         3.   (а±в)²= а²±2ав+в²                   

   Что умеем?     1. Возводить дробь в степень;

                                                 2. делить дробь на дробь;

                                                 3. сокращать дробь;

                                                 4. приводить дроби к общему знаменателю.

    ТОГДА раскрой скобки: (-3)²,  (+1)(-1) и разложи на множители: х-у, 7-.

      Задание 1. Сделайте указанную подстановку и результат упростите:

           ·х²-2х+,       х=.                        Ответ:0.

       Задание 2:  ,      у=.                      Ответ:6.  

      Задание 3:  пусть f(х)=2х³-7х²+2х-3. Покажите, что   целое число.                                                                               Ответ:36.

      Задание 4:   докажите, что число 2- является корнем уравнения х³-5х²+5х-1=0.

                                           Решение.

Преобразуем:   х(х²-5х+5)=1 и выполним указанную подстановку х=2-.

   (2-)((2-)²-5(2-)+5)=(2-)(+2)=4-3=1. Истина, значит число 2- -- корень уравнения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Элективный курс по математике для учащихся 9 классов. 17 часов. Тема курса: « Сложное простыми словами». УЧИТЕЛЬ Боцарева Елена Владимировна. Цели и задачи: Оказать учащимся психолого-педагогическую поддержку в выборе профиля обучения; Помочь учащимся реально оценить свои возможности.

Слайд 2

М.И.Сканави «Сборник задач и упражнений для поступающих во ВТУЗы»; Л.И.Звавич «Задания для проведения письменного экзамена по математике в 9классе.» Л.В.Кузнецова «Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9классе»; Л.В.Кузнецова «Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы». Используемая литература:

Слайд 3

Содержание А. 1. Решение арифметических примеров на все действия с десятичными и обыкновенными дробями.- 2часа. 2. Практическая работа.- 1час. Б. Преобразование алгебраических выражений. 1.Применение формул сокращенного умножения в упрощении выражений.- 1час. 2.Упрощение алгебраических выражений, содержащих модуль.- 2часа. 3.Упрощение выражений с использованием указанной подстановки.- 2часа. 4.Способы освобождения от иррациональности в знаменателе дроби.- 2часа. 5.Различные способы разложения на множители.- 3часа. В. Некоторые задачи с параметрами- 3часа.

Слайд 4

Занятие 5. Тема: Упрощение алгебраических выражений, содержащих модуль. Цели и задачи: помочь учащимся более широко овладеть понятием модуля, увидеть его в разных ракурсах и всё это в совокупности задач от простых до сложных. Что знаем? 1). 2). 3).

Слайд 5

Что умеем? 1). Находить 2). Приводить дроби к общему знаменателю. 3). Выполнять все действия с алгебраическими дробями. 4). Раскладывать квадратный трехчлен на множители. 5). Сокращать дробь.

Слайд 6

Объясните решение примера: и решите самостоятельно: Ответ:1 .

Слайд 7

Упростите выражение: 1. 2.

Слайд 8

Результаты анкетирования, проведенного после прохождения элективного курса «Сложное простыми словами» по математике с учащимися 9-х классов. 1.Почему ты выбрал элективный курс по математике? А.Интересуюсь предметом- 60% Б. Хочу ликвидировать пробелы в знаниях- 14% В. Подготовиться к экзамену- 26% 2.Удовлетворило ли тебя содержание курса? А. Да.- 87% Б. Нет.- 0% В. Частично.- 13% 3.Как ты считаешь, заданиям каких тем программы следует уделить внимание? (3-4 варианта). А. Функции и графики- 87% Б. Примеры на вычисление- 26% В. Упрощение выражений с применением формул сокращенного умножения- 47% Г. Задачи с параметрами- 14% Д. Решение текстовых задач- 100% Е. Иррациональные числа- 38% 4.Удовлетворяет ли тебя уровень сложности задач курса? А. Да.- 40% Б. Нет.- 13% В. Частично.- 47% 5.Хотел бы ты в дальнейшем заниматься на таких курсах по математике? А. Да.- 80% Б. Нет.- 6% В. Пока не знаю.- 14%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса по математике 10 класс

рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...

Элективный курс по математике 6 класс

Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс...

Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»

Курс предназначен для повторения знаний, умений  и   подготовки кГИА   по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...

Элективный курс по математике, 9 класс.Подготовка к ГИА."Практикум по решению разноуровневых задач по математике к ГИА"

Элективный курс рассчитан на 34 часа(раз в неделю). Курс предназначен для повторения знаний, умений  и подготовки  к  ГИА   по  математике.Занятия включают в себя теорети...

Авторская программа элективного курса по математике 9 класс «Математика: подготовка к ОГЭ».

Данная методическая разработка посвящена проблеме подготовки к ОГЭ по математике выпускников 9 классов. В нее входят задания трех модулей ("Алгебра", "Геометрия", "Реальная математика"), подобные экза...

Рабочая программа элективного курса по математике, 11 класс «Избранные вопросы математики.»

                              В результате прохождения данного элективного курса по математике   учитель со...