Элективный курс по математике в 9 классе.
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс) по теме
Помочь учащимся объективно оценить свои знания по предмету, психологически подготовить их к сдаче ГИА и помочь им в ыборе профиля в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kursavtorskaya_rabota9kl.docx | 54.78 КБ |
elektivnyy_kurs_po_matematike_dlya_uchashchikhsya_9_klassov.ppt | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс по алгебре в 9 классе
«Сложное простыми словами». 17 ч.
Учитель математики МОУ «Сланцевская средняя общеобразовательная школа №2» Боцарёва Елена Владимировна.
Пояснительная записка.
В связи с тем, что в основной школе ведущей является уровневая дифференциация, то данный курс учитывает индивидуальные особенности учащихся , их склонности и способности осваивать предмет на повышенном уровне. Тематика данного курса предпрофильной подготовки содержит не только информацию, расширяющую сведения по предмету, но и знакомит учеников со способами деятельности , необходимыми для успешного усвоения программы. Содержание курса включает также оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы.
Программа курса напоминает факультативную (1 час), но дополнена элементами подготовки к экзаменам, содержит материал, вызывающий познавательный интерес.
Эта программа появилась в результате использования собственного опыта, как расширение базового курса.
Так как название курса должно привлекать учащихся, то появилось название «Сложное простыми словами».
При составлении использовала следующую литературу:
М.И. Сканави «Сборник задач и упражнений для поступающих во ВТУЗы», Л.В. Кузнецова, 2 часть «Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе, Л.И. Звавич «Задания для проведения письменного экзамена по математике в 9 классе».
Цели и задачи: ●оказать учащимся психолого-педагогическую поддержку в выборе профиля обучения;
●помочь обучающимся реально оценить свои возможности.
Содержание курса
- Решение арифметических примеров на все действия с десятичными и обыкновенными дробями. -3часа
- Практическая работа. -1час
- Применение формул сокращённого умножения в упрощении выражений. -1час
- Упрощение выражений, содержащих модуль. -2часа
- Упрощение выражений с использованием указанной подстановки. -2часа
- Способы освобождения от иррациональности в знаменателе дроби.-2часа
- Различные способы разложения на множители. Сокращение алгебраической дроби. -3часа
8. Некоторые задачи с параметрами. -3часа
Занятия 1,2.
Тема: решение арифметических примеров на все действия с десятичными и обыкновенными дробями.
Цели и задачи: совершенствовать вычислительную технику обучающихся.
Ход занятий.
Что знаем? 1. =;
2. а²-в²=(а-в)·(а+в);
3. а³+в³=(а+в)·(а²-ав+в²).
Что умеем? 1. делить десятичную дробь на смешанное число;
2.сокращать числовую дробь;
3. умножать и делить обыкновенные дроби;
4. складывать рациональные числа.
ТОГДА вычислите, используя, где возможно, формулы сокращённого умножения.
Решение.
-12,5²-1,2²=12,5²-12,5·1,2+1,2²-12,5²-1,2²=-12,5·1,2=-15.
ПОВТОРИМ: ; ; (1 ; 0,02³·( и ВЫЧИСЛИМ:
0,12:((-(3)-0,028³·(-.
ПОДСКАЗКИ:
- Выбери способ решения…(по действиям или цепочкой).
- Избавься от отрицательных показателей, вспомни, что (1=(.
- Получи ответ: -107.
РЕШИ САМ: 1. ++·+·6; ответ: 22.
2. ·(0,87³+2,13³)+3·0,87·2,13. ответ: 9.
Литература: Л.И. Звавич, М.И. Сканави.
Вычислить:
- +12,5·0,64. ( Сканави М.И.)
Решение:
+8==+8=11. ответ: 11.
- Найти Х из пропорции:
=; . ответ: 5
+4,75. ответ: 5
Занятие 3.
Тема: практическая работа.
Цели и задачи: развитие и воспитание самостоятельной деятельности обучающихся; совершенствование вычислительных умений и навыков.
Ход занятия.
1. (+(-0,825)):(-1)-(-0,48)·; ответ: .
2. 2,88·+(1,0625-)·16; ответ: 11.
3. (()·9+0,16):(_0,3) ответ: 15.
4. (+-)·(0,17·52-3,883:0,55+0,62)+:0,8. ответ: 1.
Решение.
- (0,375-0,825):(-1,25)-(-)·=-0,45:(-1,25)-·=0,36-=0.36-=-==.
- 2·+(1-)·16=+(1-)·16=1+·16=1+=1+10=11.
- (()·9+):(-)=(+)·=·30=15.
- ()·(8,84- 7,06+0,62)+·=·2,4+=·(·2,4+1)=·(1,4+1)=·2,4=1.
Занятие 4.
Тема: применение формул сокращённого умножения в упрощении выражений.
Цели и задачи: закрепить умение сокращать алгебраическую дробь, рассмотрев различные случаи разложения на множители числителя и знаменателя.
Ход занятия.
Что знаем? 1. а²±2ав+в²=(а+в)²;
2. ах²+вх+с=а(х-)(х-);
3. (а-в)=(в-а)²; (-а-в)²=(а+в)².
Что умеем? 1. Выносить общий множитель за скобки;
2. Приводить дроби к общему знаменателю;
3. Выполнять все действия с алгебраическими дробями;
4. Сокращать дроби.
ТОГДА сократите дробь: ; б) ; в) . а) ПОВТОРИМ разложение на множители: m²-7m; 81x-x³; 25y²-10y+1 объясните, как разложить на множители квадратный трёхчлен 5x²+x-4?
РЕШИ САМ: 1. +)·; ответ:-2.
2.(+):()-; ответ:.
- ·(-)+; ответ:0
Занятия 5,6.
Тема: Преобразование алгебраических выражений.
Цели и задачи: помочь обучающимся более широко овладеть понятием модуля, увидеть его в разных ракурсах, и всё это в совокупности задач от простых до сложных.
Ход занятия.
Что знаем? 1. =|а|=
2. а²±2ав+в²=(а±в)².
3. а²-в²=(а-в)(а+в).
Что умеем? 1. Находить ≈1,7; ≈2,4.
2.приводить дроби к общему знаменателю,
3. выполнять все действия с алгебраическими дробями;
4. раскладывать квадратный трёхчлен на множители;
5. сокращать дробь.
ТОГДА объясните решение примера ²+3=|3-2|+3=2-3+3=2 и РЕШИТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО:
)²+)². ответ:1.
Упростите выражение:
- -+, при условии 0<а<2в
.
-+=-+====.
ответ:.
- (·х²-2х·+2х-4):|х-2|.
Решение.
Рассмотрим промежутки: (-∞; -1)U (-1;1)U(1;2)U(2;∞).
- х<-1; тогда |х-1|=1-х, |х+1|=-х-1, |х-2|=2-х.
(·х²-2х·+2х-4):(2-х)=х-2.
- -1<х<1, тогда |х-1|=1-х, , |х+1|=х+1, |х-2|=2-х.
(·х²-2х·+2х-4):(2-х)=.
- 1<х<2, тогда |х-1|=х-1, |х+1|=х+1, |х-2|=2-х.
(·х²-2х·+2х-4):(2-х)=-х-2.
IV. х>2, тогда |х-1|=х-1, |х+1|=х+1, |х-2|=х-2.
(·х²-2х·+2х-4):(х-2)= х+2.
Ответ:………..
- , х>1. Ответ: .
Литература: Л.В. Кузнецова, М.И.Сканави.
Занятия 7,8.
Тема: упрощение выражений с использованием указанной подстановки.
Цели и задачи: совершенствовать умение упрощать алгебраические дроби и вычислительную технику обучающихся.
Ход занятий.
Что знаем? 1. ()²=а, а≥0.
2. а²-в²=(а-в)(а+в).
3. (а±в)²= а²±2ав+в²
Что умеем? 1. Возводить дробь в степень;
2. делить дробь на дробь;
3. сокращать дробь;
4. приводить дроби к общему знаменателю.
ТОГДА раскрой скобки: (-3)², (+1)(-1) и разложи на множители: х-у, 7-.
Задание 1. Сделайте указанную подстановку и результат упростите:
·х²-2х+, х=. Ответ:0.
Задание 2: , у=. Ответ:6.
Задание 3: пусть f(х)=2х³-7х²+2х-3. Покажите, что целое число. Ответ:36.
Задание 4: докажите, что число 2- является корнем уравнения х³-5х²+5х-1=0.
Решение.
Преобразуем: х(х²-5х+5)=1 и выполним указанную подстановку х=2-.
(2-)((2-)²-5(2-)+5)=(2-)(+2)=4-3=1. Истина, значит число 2- -- корень уравнения.
Занятия 9,10.
Тема: способы освобождения от иррациональности в знаменателе дроби.
Цели и задачи: закрепить умение находить выражение, сопряжённое данному, содержащему более двух слагаемых; совершенствовать технику упрощения выражений, содержащих квадратные корни.
Ход занятий.
А. Задание 1. Найдите выражение, сопряжённое данному: а-в, +1, а-(в+с), (а-в)+с, (1+)-
Задание 2: разложите на множители: а²-(в+с)², 2-(-)², (1+)²-3.
Б. Избавьтесь от иррациональности в знаменателе дроби: 1. 2. ; 3..
Решим пример .
=====. Ответ:
В. Задание для самостоятельного решения: .
Решение: =.
Г. Избавьтесь от иррациональности в знаменателе дроби и сравните значение с числом .
Решение.
===========; Сравним и .
= - = >0, ≈2,6. Вывод: данная дробь >.
Выполняется проверка с комментариями на доске. Особо отличившиеся ребята оцениваются.
Занятия 11, 12, 13.
Тема: различные способы разложения на множители.
Цели и задачи: закрепить знания и умения обучающихся раскладывать многочлен на множители известными способами в более сложных примерах; совершенствовать вычислительную технику обучающихся; развивать умение «видеть формулу» в выражении.
Ход занятий.
- Представьте в виде квадрата выражение: а) х-1; б) х.
- Используя свойство =·, разложите на множители .
- Заключите слагаемые в скобки, чтобы перед скобками стоял знак: а)»+», б)»-» в выражении –а-в.
Разложите на множители многочлены:
- (а+в)с-а-в; Ответ: (а+в)(с-1).
- (х-1)-; Ответ: (-)·
- 3в²-4в+1; Ответ: (в-1)(3в-1).
- а³-ав-а²в+а²;
- ав²-в²у-ах+ху+в²-х;
- 4-5х²+1;
- х²у²-5ху²+6у²-х²+5х-6;
- Докажите, что значение выражения а(а-в)(а+в)-(а+в)(а²-ав+в²)+в³+ав² не зависит от значений входящих в него букв двумя способами.
9. Разложите многочлены на множители и найдите все значения х, при которых оба многочлена принимают значение нуль: 3х³-27х и 24х-5х²-х³.
Ответ: 0; 3.
- 2-х+; Ответ: (2-)(2+).
- Сократите дробь: ; Ответ: --1.
- Вычислите значение выражения p³+64m³ при p=5,5, m=-.
Ответ: 0.
- 9а²-в², если 3а+в=2 и 3а-в=2,25.
- Сократите дробь: и вычислите её значение при х=-6,2.
Ответ: -5.
- а); б) . Ответ: а) --1; б) .
- Докажите, что при любых значениях переменной выражение принимает положительные значения: +3х²-х+3.
Решение.
+3х²-х+3=(+2х²+1)+(х²-х+2)=(+(х²-х+0,25)+1,75=(х²+1)²+(х-0,5)²+1,75.
+3х²-х+3>0 при любом значении х.
- Найдите наибольшее значение выражения и определите, при каких х и у оно достигается: .
Решение.
Дробь достигает наибольшее значение при наименьшем значении знаменателя а. Рассмотрим знаменатель и найдём такие х и у, при которых он принимает наименьшее значение.
Х²+у²+4х-6у+14=(х+2)²+(у-3)²+1. Очевидно, что при х=-2, у=3 наименьшее значение 1.
Ответ: 1.
Занятия 14,15,16.
Тема: Задачи с параметрами.
Цели и задачи: развитие логического мышления, закрепление вычислительной техники обучающихся.
Ход занятий.
- Не решая уравнения 2х²-3х-11=0, найдите +, где и - его корни.
Ответ: -4.
2. Пусть и - корни квадратного уравнения х²+3х-2=0. Составьте квадратное уравнение, единственным корнем которого явилось бы число . Ответ: -6,5; 4х²+52х+169=0 .
3. Найдите а, если и корни уравнения 2х²+(2а-1)х+а-1=0 удовлетворяют соотношению 3 -4 =11.
Решение.
Найдём корни уравнения: =; ==;
Рассмотрим промежутки : а<1,5 и а>1,5.
1. а<1,5, тогда =1-а.
==;
2. а>1,5, тогда =;
==1-а. 3-4 =11. По условию имеем: 3(1-а)-4·(-)=11; или 3·(-)-4·(1-а)=11. В результате подсчётов получаем а=-2, а=4. Ответ: а=-2, а=4.
4. При каком m уравнение х³+6х²+mх=0 имеет два корня? Найдите эти корни. Ответ: 0 и 3 при m=9.
5. При каких значениях а один корень квадратного уравнения х²-(а+1)х+2а²=0 больше , а другой меньше ?
Решение.
При х= значение f(х)<0, следовательно, решим неравенство относительно а при х = : 2а²-ах-х+х²<0.
2а²- а- <0. 8а²-2а-1<0.
Ответ: -<а<.
6.При каком значении m сумма квадратов корней уравнения х²+(2-m)х-m-3=0 минимальна?
Решение.
и - корни квадратного уравнения, тогда рассмотрим =(+)²-2·=(2-m)²-2(-m-3)=m²-2m+10=(m-1)²+9 минимальное значение при m=1. Ответ: 1.
7. При каких значениях а корни уравнения х²-2ах+(а+1)(а-1)=0 принадлежат промежутку ?
Решение.
= ==а±1. =а+1
=а-1.
По условию ; ; ; ;
Ответ: при .
Занятия 7,8.
Тема: упрощение выражений с использованием указанной подстановки.
Цели и задачи: совершенствовать умение упрощать алгебраические дроби и вычислительную технику обучающихся.
Ход занятий.
Что знаем? 1. ()²=а, а≥0.
2. а²-в²=(а-в)(а+в).
3. (а±в)²= а²±2ав+в²
Что умеем? 1. Возводить дробь в степень;
2. делить дробь на дробь;
3. сокращать дробь;
4. приводить дроби к общему знаменателю.
ТОГДА раскрой скобки: (-3)², (+1)(-1) и разложи на множители: х-у, 7-.
Задание 1. Сделайте указанную подстановку и результат упростите:
·х²-2х+, х=. Ответ:0.
Задание 2: , у=. Ответ:6.
Задание 3: пусть f(х)=2х³-7х²+2х-3. Покажите, что целое число. Ответ:36.
Задание 4: докажите, что число 2- является корнем уравнения х³-5х²+5х-1=0.
Решение.
Преобразуем: х(х²-5х+5)=1 и выполним указанную подстановку х=2-.
(2-)((2-)²-5(2-)+5)=(2-)(+2)=4-3=1. Истина, значит число 2- -- корень уравнения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
М.И.Сканави «Сборник задач и упражнений для поступающих во ВТУЗы»; Л.И.Звавич «Задания для проведения письменного экзамена по математике в 9классе.» Л.В.Кузнецова «Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9классе»; Л.В.Кузнецова «Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы». Используемая литература:
Содержание А. 1. Решение арифметических примеров на все действия с десятичными и обыкновенными дробями.- 2часа. 2. Практическая работа.- 1час. Б. Преобразование алгебраических выражений. 1.Применение формул сокращенного умножения в упрощении выражений.- 1час. 2.Упрощение алгебраических выражений, содержащих модуль.- 2часа. 3.Упрощение выражений с использованием указанной подстановки.- 2часа. 4.Способы освобождения от иррациональности в знаменателе дроби.- 2часа. 5.Различные способы разложения на множители.- 3часа. В. Некоторые задачи с параметрами- 3часа.
Занятие 5. Тема: Упрощение алгебраических выражений, содержащих модуль. Цели и задачи: помочь учащимся более широко овладеть понятием модуля, увидеть его в разных ракурсах и всё это в совокупности задач от простых до сложных. Что знаем? 1). 2). 3).
Что умеем? 1). Находить 2). Приводить дроби к общему знаменателю. 3). Выполнять все действия с алгебраическими дробями. 4). Раскладывать квадратный трехчлен на множители. 5). Сокращать дробь.
Объясните решение примера: и решите самостоятельно: Ответ:1 .
Упростите выражение: 1. 2.
Результаты анкетирования, проведенного после прохождения элективного курса «Сложное простыми словами» по математике с учащимися 9-х классов. 1.Почему ты выбрал элективный курс по математике? А.Интересуюсь предметом- 60% Б. Хочу ликвидировать пробелы в знаниях- 14% В. Подготовиться к экзамену- 26% 2.Удовлетворило ли тебя содержание курса? А. Да.- 87% Б. Нет.- 0% В. Частично.- 13% 3.Как ты считаешь, заданиям каких тем программы следует уделить внимание? (3-4 варианта). А. Функции и графики- 87% Б. Примеры на вычисление- 26% В. Упрощение выражений с применением формул сокращенного умножения- 47% Г. Задачи с параметрами- 14% Д. Решение текстовых задач- 100% Е. Иррациональные числа- 38% 4.Удовлетворяет ли тебя уровень сложности задач курса? А. Да.- 40% Б. Нет.- 13% В. Частично.- 47% 5.Хотел бы ты в дальнейшем заниматься на таких курсах по математике? А. Да.- 80% Б. Нет.- 6% В. Пока не знаю.- 14%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа элективного курса по математике 10 класс
рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...
Элективный курс по математике 6 класс
Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс...
Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки кГИА по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...
Элективный курс по математике, 9 класс.Подготовка к ГИА."Практикум по решению разноуровневых задач по математике к ГИА"
Элективный курс рассчитан на 34 часа(раз в неделю). Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки к ГИА по математике.Занятия включают в себя теорети...
Авторская программа элективного курса по математике 9 класс «Математика: подготовка к ОГЭ».
Данная методическая разработка посвящена проблеме подготовки к ОГЭ по математике выпускников 9 классов. В нее входят задания трех модулей ("Алгебра", "Геометрия", "Реальная математика"), подобные экза...
Рабочая программа элективного курса по математике, 11 класс «Избранные вопросы математики.»
В результате прохождения данного элективного курса по математике учитель со...
Рабочая программа элективного курса по математике 9 класс «Углубленное изучение избранных вопросов математики»
Подготова к ОГЭ по математики...