Система подготовки к государственной итоговой аттестации
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме
Кесарева Ольга Борисовна, учитель математики.
МБОУ «Школа №2» г. Балашиха.
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.
Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но существенно сместился акцент к требованиям умений и навыкам. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.
К сожалению, научно-методические службы не обеспечивают школы новыми, соответствующими современным требованиям, учебно-методическими комплексами, поэтому учителям приходится самим находить пути решения данной проблемы. И здесь уже однозначного решения нет: подготовленность детей разная, уровень классов разный.
В общеобразовательных классах основное внимание нужно уделить отработке первой части экзамена по математике, так, как только первая часть обеспечивает удовлетворительную отметку.
Система работы по подготовке к ГИА по математике в 9 классе.
1. Составить планирование таким образом, чтобы осталось достаточное число часов на повторение всего учебного материала. Количество часов можно сэкономить на тех темах, которые не требуют выработки навыков, а проходят в плане ознакомления. Это надо делать очень осторожно, тщательно проанализировав содержание экзаменационных работ.
2.Включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.
3.В содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи.
4.Изменить систему контроля над уровнем знаний, учащихся по математике
5.Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
Остановимся подробнее на 4 и 5 пунктах.
Изменение системы контроля, а, строго говоря, изменение отношения учителя к качеству контроля, является необходимым условием повышения качества обучения.
Использование многочисленных тестов вместо контрольных работ приводит к тому, что учитель не видит причин допущения ошибок. А участие родителей в этом процессе практически нулевое.
Предлагаю рассмотреть систему контроля, которая:
во-первых, позволит учителю иметь постоянную информацию об уровне овладения учебным материалом по каждой теме, своевременно принимать меры по коррекции пробелов,
во-вторых, повысит мотивацию учащихся к учению,
в-третьих, поможет привлечь родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение детей.
В систему контроля уровня ЗУН предлагается включить зачётный лист ученика. Зачётный лист составляется по каждой теме. Перечисляются все проверочные работы, которые планирует провести учитель, и которые определяют уровень овладения учащимися базовыми знаниями по данной теме. После проведения проверочной работы в зачётный лист выставляется отметка. Если ученик получил неудовлетворительную отметку, ему предоставляется возможность отработать свои ошибки, и затем обязательно пересдать проверочную работу. До контрольной работы по теме каждый ученик должен по всем проверочным работам иметь положительную отметку.
Проверочные работы учитель составляет в соответствии с обязательными требованиями к уровню знаний по данной теме.
Таким образом, ученики к контрольной работе подходят как минимум на базовом уровне.
После каждой работы зачётный лист даётся на подпись родителям, в котором указывается дата дополнительных занятий. Перед контрольной работой родителям сообщается готов ли их ребёнок к контрольной работе. По зачетному листу родители получают возможность следить за подготовкой к контрольной работе, своевременно принимать меры по коррекции знаний ребёнка. Такую систему контроля вводить лучше, как можно раньше, но обязательно в 8 классе.
Зачётный лист № 1
ученика 9 класса «В» _________________________ по теме: «Квадратичная функция»
№ | Содержание учебного материала | дата | выполнение | дата | коррекция |
1 | Функция. Область определения функции и область значений функции. |
|
|
|
|
2 | График функции. |
|
|
|
|
3 | Свойства функций |
|
|
|
|
| Самостоятельная работа №1 Функция. Свойства функций |
|
|
|
|
4 | Квадратный трёхчлен и его корни. |
|
|
|
|
5 | Разложение квадратного трёхчлена на множители |
|
|
|
|
| Самостоятельная работа №2. «Квадратный трёхчлен и его корни». |
|
|
|
|
6 | График квадратичной функции |
|
|
|
|
7 | Свойства квадратичной функции |
|
|
|
|
| Самостоятельная работа №3. «Квадратичная функция и её свойства». |
|
|
|
|
| Контрольная работа №1 по теме: «Квадратичная функция». |
|
|
|
|
Итог работы по теме: «Квадратичная функция»
График дополнительных занятий: Дата Результат Дата Результат
Дата ____________________ Подпись учителя_________________
Дата ________________ Подпись родителей_________________
Проанализировав содержание прошлогодних экзаменационных работ, выделяем следующие темы для итогового повторения:
1.Числа и числовые выражения.
2.Неравенства с одной переменной.
3.Линейные неравенства.
4.Действия со степенями (буквенные и числовые выражения).
5.Задачи на проценты.
6.Задачи на составление уравнений (линейных и дробно-рациональных).
7.Решение квадратных уравнений и задач, связанных с их решением.
8.Чтение графиков функций.
9.Дробно-рациональные выражения и уравнения.
10.Арифметическая и геометрическая прогрессия.
11.Чтение графиков и диаграмм.
Уроки итогового повторения строятся следующим образом. На уроке разбираются типовые задачи по 2-3 темам. На дом задаются аналогичные задачи. На следующем уроке выясняются затруднения, которые возникли у учеников, прорабатывают эти задачи. Затем даётся проверочная работа. Ученики, не сдавшие зачёт, обязаны дома проработать дополнительный вариант и сдать зачёт на дополнительном занятии. Через определённое число уроков проводится тренировочная работа по целому блоку тем, анализируется, корректируется и проводится зачетная работа по данному блоку тем. Затем цикл повторяется по другим темам. После итогового повторения проводятся (две) предэкзаменационные работы в условиях, приближенных экзаменационным.
Важно, чтобы все ученики сдали обязательную часть зачетной работы. В зачётную работу можно (нужно) включать не только обязательные задания, но и более сложные (для подготовленных учеников).
Информация о выполнении зачётных работ в обязательном порядке доводится до сведения родителей.
Подготовка ко второй части работы осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время на элективных курсах. Используется сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ.
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала.
Конечно же, данная система требует большего количества времени учителя на подготовку к урокам, на проверку работ, на проведение дополнительных занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему в любом случае необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся.
Очень важен психологический настрой самого ребенка. Ученые считают, что психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствует развитию навыков мыслительной работы, успешно мобилизовать себя в решительной ситуации, овладевать собственными эмоциями. Детям можно выдать так называемые рецепты для более успешной тактики тестирования:
- Сосредоточься!
- Начни с легкого!
- Пропускай!
- Читай задание до конца!
- Думай только о текущем задании!
- Исключай!
- Запланируй два круга! (две трети времени - пройди по легким заданиям, треть – вернись на те, которые пропустил)
- Проверь!
- Угадывай! (если не уверен в выборе ответа, доверь интуиции, но выбирай тот ответ, который имеет большую вероятность)
- Не огорчайся! (учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень сложности, и количества решенных заданий может оказаться достаточным для хорошей оценки)
Диагностическая карта
ученика 9 класса «В» ________________________ 1 часть
Зачётная работа | дата | Уровень усвоения | Подпись учителя | Подпись родителей | |||
| |||||||
1 | Числа и числовые выражения |
|
|
|
| ||
2 | Неравенства с одной переменной |
|
|
|
| ||
3 | Линейные неравенства |
|
|
|
| ||
4 | Действия со степенями (буквенные и числовые выражения). |
|
|
|
| ||
5 | Задачи на проценты |
|
|
|
| ||
6 | Задачи на составление уравнений (линейных и дробно-рациональных). |
|
|
|
| ||
7 | Решение квадратных уравнений и задач, связанных с их решением. |
|
|
|
| ||
8 | Чтение графиков функций |
|
|
|
| ||
9 | Дробно-рациональные выражения и уравнения. |
|
|
|
| ||
10 | Арифметическая и геометрическая прогрессия |
|
|
|
| ||
11 | Чтение графиков и диаграмм |
|
|
|
| ||
Зачётный лист №
ученика 9 класса «В» ___________________ по теме: «Уравнения и неравенства с одной переменной»
№ | Содержание учебного материала | дата | выполнение | дата | коррекция |
1 | Целое уравнение и его корни |
|
|
|
|
2 | Дробные рациональные уравнения. |
|
|
|
|
3. | Самостоятельная работа №1 Целые и дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной |
|
|
|
|
4. | Решение неравенств методом интервалов |
|
|
|
|
| Самостоятельная работа №2 «Решение неравенств методом интервалов» |
|
|
|
|
График дополнительных занятий: Дата Результат Дата Результат
Дата ____________________ Подпись учителя_________________
Дата ________________ Подпись родителей_________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме (ГИА) .
В чём же заключается подготовка к государственной итоговой аттестации и как эффективнее её провести? В нашей школе подготовка к итоговой аттестации реализуется в рамках программы, ко...
Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме (ГИА)
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.Данная необходимость обусловлен...
Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме (ГИА).
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызвала необходимость изменения в методах и формах работы учителя.Данная необходимость обусл...
Система подготовки к государственной (итоговой) аттестации учащихся по биологии
Представляю свой опыт работы по подготовке к государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов. Данное выступление было представлено на межрайонном семинаре обмена опытом....
Система подготовки к государственной итоговой аттестации с использованием ЦОР
Данная презентация поможет выбрать ЦОР для подготовки к экзаменам...
Система подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов (в новой форме)
В связи с введением новой формы организации и проведения итогового экзамена для выпускников девятых классов общеобразовательных учреждений, в средней об...
«Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в форме ОГЭ»
Введение государственной итоговой аттестации по математике в форме ОГЭ в 9 классе вызвало необходимость изменения в методах и формах работы учителя....
Комментарии
спасибо
спасибо