Решение линейных уравнений
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме
Разработка урока математики для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_reshenie_lineynykh_uravneniy.docx | 45.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока: "Решение линейных уравнений ".
Цели урока:
- повторить правила раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых;
- ввести определение линейного уравнения с одним неизвестным;
- познакомить учащихся со свойствами равенств;
- научить решать линейные уравнения;
Оборудование: компьютер, проектор.
6
Ход урока.
1. Устная работа (отображается на слайдах).
1) Раскройте скобки:
3+(х+2); 3-(х+2); 3+(х-7); 3-(х-7); 3+(-х+5); 3-(-х+5); -4(-5-х); 9( +3); 9( ;
2(7+9х); 4(2-3х); -6(9-5х); -3(1+4х).
2) Приведите подобные слагаемые:
6b - b; 9,5m + 3m; a -a; m - m; - 4x – x + 3; 7x - 6y - 3x + 8y.
3) Упростите выражение:
2x-(x+1); n+2(3n-1); 5m-3(m+4).
2) Повторение теоретического материала.
- Как найти неизвестное слагаемое? [От суммы отнять известное слагаемое]
- Как найти неизвестное уменьшаемое? [К вычитаемому прибавить разность]
- Как найти неизвестное вычитаемое? [От уменьшаемого отнять разность]
- Как найти неизвестный множитель? [Произведение разделить на известный множитель]
- Как найти неизвестное делимое? [Делитель умножить на частное]
- Как найти неизвестный делитель? [Делимое разделить на частное]
- Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак плюс? [Опустить скобки и этот знак плюс, переписать слагаемые с теми же знаками]
- Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак минус? [Опустить скобки и этот знак минус, переписать слагаемые с противоположными знаками]
- Как выглядит распределительное свойство умножения? [(a+b)∙c=ac+bc]
1.Повторить определение уравнения. Равенство, которое содержит неизвестное число, обозначенное буквой, называют уравнением.
2.Что значит решить уравнение? Решить уравнение – значит, найти неизвестное число, которое при подстановке в данное уравнение обращает его в верное равенство.
3.Что называют корнем уравнения. Корнем уравнения называется значение переменной обращающее уравнение в верное числовое равенство.
4.Решите уравнение и проверьте, правильно ли найден корень (устно) :
а ) х + 9 = 27; б ) 15 + у =51; в ) в – 7 = 14; г ) 60 – с = 18; д ) 10к =15; е ) 5х = 65.
Ж ) х + 25 = 40; з) 70 : у = 7; и) у – 10 = 32; к) х :20 = 3; л) 25х =100.
2. Объяснение нового материала.
1. Решим уравнение 4 (х + 5) =12.
Решение. По правилу отыскания неизвестного множителя имеем
х + 5=12 : 4,
х + 5=3 .
Это же уравнение можно получить, разделив обе части данного уравнения на 4 или умножив обе части на 1/4. Теперь легко найти значение х. Имеем х = 3 - 5, или х = -2.
Число -2 является корнем уравнения х + 5 = 3 и уравнения 4(х + 5) = 12, так как -2 + 5 = 3 и 4(-2 + 5) = 12.
Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и тоже число , не равное нулю.
2.Решим уравнение 5х = 2х + 6.
Решение.
5х = 2х + 6, вычтем из обеих частей уравнения 2х, получим
5х - 2х = 2х + 6 - 2х, приведем подобные слагаемые
3х = 6,
х = 6 : 3
х = 2.
Корни уравнения не изменяются, если слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак.
3. Решим уравнение 3х + х - 7= -х + 5 - х (слайд) .
В алгебраических выражениях знаки "+" опускаются, а каждый член уравнения записывается с его знаком.
Учитель поясняет, что слагаемые с переменными окрашены в один цвет, а числа в другой. Все слагаемые одного цвета надо собрать в одной части уравнения, причем, когда слагаемое совершает переход в другую часть уравнения, знак нужно поменять. Переставив слагаемые и поменяв их знаки, где необходимо, учащихся фиксируют новую ситуацию в виде уравнения
3х + х + х + х = 7 + 5. Решить его уже никому не составит труда.
Уравнение, которое можно привести к виду ax = b, где a и b − некоторые числа (a0), называется линейным уравнением с одним неизвестным.
Линейные уравнения обладают свойствами:
- Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю (стр. 229 учебника).
- Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак (стр. 230 учебника).
Рассмотрим план решения линейного уравнения:
| 1) раскрыть скобки, если они есть; 3. Закрепление изученного материала. 1. Решить уравнение №1316( а- г) на доске и в тетрадях, проговаривая правила. Решение а) 6х – 12 = 5х + 4, 6х - 5х = 4 + 12, х = 16. Ответ: х = 16. б) -9а + 8 = -10а - 2, -9а + 10а = -2 - 8, а = - 10. Ответ: а = -10. в) 7т + 1 = 8т + 9, 7т - 8т = 9 - 1, -т = 8, т = - 8. Ответ: т = - 8. г) -12п – 3 = 11п - 3, -12п - 11п = -3 + 3, -23п = 0, п = 0 : (-23), п = 0. Ответ: п = 0. 2.Решить задачу №1321. Решение задачи оформляется в виде таблицы: Было Стало 1 бидон 3х 3х-20 2 бидон х х+20 Пусть во втором бидоне х литров молока. Молока в бидонах стало поровну: 3х -20=х+20, 3х –х=20+20, 2х=40, х=40:2; х=20. В первом бидоне было 20.3=60(л) молока, а во втором- 20 л. Ответ: 60 л, 20 л. |
3. Самостоятельная работа обучающего характера.
(Выполняется на листочках парами по карточкам.)
Для наиболее слабых учащихся:
Вариант I | Вариант II |
|
|
Для средних учащихся:
Вариант III | Вариант IV |
|
|
Для сильных учащихся:
Вариант V | Вариант VI |
|
|
Сдать работы и тут же сверить ответы со слайдом.
4. Подведение итогов.
- Какие уравнения называются линейными?
- Какие свойства уравнений мы изучили?
- Назовите план решения линейного уравнения.
- Назовите план решения задач на «было – стало».
5. Задание на дом.
п. 42, правила, №1342(г-ж), №1346, №1338.
6. Дидактические материалы по теме: « Решение линейных уравнений».
1уровень:
а) – 2х + 16 = 5х – 19;
б) 7х + 4 = 4х – 5;
в) 25 – 3b = 9 – 5b;
г) 3 – 5 ( х + 1 ) = 6 – 4х;
д) 2 – 3 (х + 2) = 5 – 2х;
е) 0,2 – 2 ( х + 1) = 0,4х;
ж) ;
з) ;
и);
2 уровень:
3 уровень:
7. Список учебно-методической литературы:
1. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2010.
2. Математика. Тесты, 5-6 классы: Учебно-метод. пособие. М.: Дрофа, 2005.
3. Чесноков А. С., Нешков К. И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. – М.: Просвещение, 2009.
4. Жохов В. И. Преподавание математики в 5 и 6 классах. – М.: Мнемозина, 2005.
5. Ершова А. П., Голобородько В. В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. - М.: Илекса,2009.
6. Жохов В. И. Математический тренажер. 5 класс: пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов. – М., 2009.
7. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математике в 6 классе "Решение линейных уравнений"
здесь представлен план - конспект урока по математике в 6 классе "Решение линейных уравнений" с применением ЭОР....
Проект по теме "Решение линейных уравнений с параметрами"
Проект по теме "Решение линейных уравнений с параметрами"...
Разработка методических рекомендаций решения линейных уравнений с параметрами.
Разработка методических рекомендаций решения линейных уравнений с параметрами....
Функционально-графический подход к решению линейных уравнений с параметром и модулем
План-конспект урока с использованием ЦОР для обобщающих уроков по теме "Линейные уравнения с параметром и модулем" для учащихся 7-9 классов и для подготовки к ГИА (презентация к уроку)...
Презентация:"Решение линейных уравнений"
Презентация по алгебре "Решение линейных уравнений".Данная презентация может быть использована на уроке алгебры в 7 классе при изучении темы: "Линейное уравнение с одной переменной". Данная тема изуча...
Задание по теме «Решение линейных уравнений», составление фигуры «Танграм»
Задания по теме решение линейных уравнений для 6, 7 классов. Задания комбинированные. Вначале решить все уравнения, а затем составить фигуру танграм....
Решение линейных уравнений.
Конспект урока с презентацией, 7 класс. Урок закрепления новых знаний «Путешествие по родному краю»....