"Нам не дано забыть!" Внеклассное мероприятие по математике
план-конспект занятия (алгебра, 5 класс) по теме

Внеклассное мероприятие по математике, посвященнное Дню Победы "Нам не дано забыть" 5-9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_po_matematike.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ-средняя общеобразовательная школа С. Рекорд

Краснокутского района Саратовской области

учитель математики Куанова Л.Я.

Внеклассное мероприятие по математике, посвященное Дню Победы

                                             « Нам не дано забыть».

Звучит песня “День Победы”, ст. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова, участники вечера входят в зал.

В. Радостно и торжественно отмечает наша страна праздник Победы – один из самых ярких и памятных в ее героической летописи. Миновало уже не одно десятилетие со времени окончания Великой Отечественной войны, с того дня, когда в каждый наш дом, в каждую нашу семью пришло выстраданное в жесточайших боях с фашизмом счастье Победы, счастье мира. Но сколько бы ни было лет позади, в памяти всех новых поколений, в благодарной памяти десятков народов Европы навсегда останется бессмертный подвиг советского народа, спасшего мир от “коричневой чумы” фашизма.

9 мая – праздник необычный. Всякий праздник- это, прежде всего радость, веселье, смех. Необычность дня 9 мая в том, что радость переплетается с горем, смех со слезами, праздничные букеты соседствуют с траурными венками. 9 мая – День Победы, но в этот день мы вспоминаем о жуткой цене, заплаченной за неё,- о миллионах человеческих жизней, а ценнее жизни человека нет ничего в мире. А ведь это были наши ровесники или ровесники наших родителей. Погибали отцы и сыновья, братья и сёстры, матери и дети…Нам надо знать и помнить о своих дедах и прадедах: как они жили и воевали, трудились, о чём думали, мечтали.

В. 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской Германии. Наша страна вступила в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

Звучит   1 куплет песни «Священная война». На фоне песни  - стихотворение/

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

      Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

      И пограничник протянул к ним руки,

      А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

      Влезали в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то 5 минут осталось!

Кадры из кинофильмов о войне

В. Война, навязанная нам, была самым крупным вооруженным нашествием ударных сил империализма. В ее огне, полыхавшем от Баренцева до Черного морей, решалась судьба первого в мире социалистического государства, будущее сотен миллионов людей, судьба всей мировой цивилизации.

В. Фашистские главари считали свою разбойничью армию, уже подтянувшие под себя к тому времени почти всю Европу, “непобедимой”. Предполагали, что удар такой силы ошеломит советских людей, парализует в первые же дни и недели войны их волю к сопротивлению и заставит капитулировать. Но идея “блицкрига”, как известно, с треском провалилась. На ее пути встали воля и единство советских людей, их беззаветная преданность родной стране и несгибаемое мужество.

В В час великих испытаний понятным и близким для всех стал призыв: “Все для фронта, все для победы!” Откликаясь на него, тысячи советских людей уходили добровольцами на фронт, туда, где решалась судьба родины. По инициативе трудящихся формировались дивизии народного ополчения, истребительные полки и батальоны. Женщины, старики и подростки заменяли уходящих на фронт и самоотверженно трудились на заводах и колхозных полях, на строительстве оборонительных сооружений. В тылу врага разворачивалось массовое партизанское движение.

В  Неоценимый вклад  в разгром немецко-фашистских захватчиков внесла и советская математика. К началу Великой Отечественной войны советская математика была представлена серьёзным коллективом исследователей, охватила своими интересами практически все направления исследований, завоевала огромный научный авторитет и воспитала большой резерв молодых математиков, способных на самостоятельные крупные исследования. Часть  математиков уже в ту пору не только интересовалась чисто теоретическими проблемами, но и принимала деятельное участие в решении задач естествознания, техники, организации производства. Особенно велики были результаты наших математиков в связи с проблемами, выдвигаемыми развитием авиации.

    Тысячи советских математиков пошли на фронт по мобилизации и добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы. На фронт ушли такие крупные ученые, как

Ю.В. Линник, А.А. Ляпунов, М.В.Бебутов и многие другие.

      Слушателем Академии имени Жуковского стал пятикурсник Харьковского университета, а потом академик АН УССР, член корреспондент АН СССР, лауреат Государственной и Ленинской премии, теперь выдающийся геометр А.В.Погорелов. Вместе с другими слушателями академии он не раз принимал участие в боевых операциях нашей авиации, постигая сложную науку военного мастерства.

         К сожалению, далеко не все вернулись с полей войны, и советская математика потеряла многих талантливых исследователей..

    Уже  первые дни войны показали, что советская наука может быть и должна стать действенным орудием защиты Отечества. В созданием новых средств борьбы требовался их расчёт и расчёт методов их использования. Так оказалось необходимым срочно вычислить таблицы бомбометания для самолётов с малыми скоростями полёта, оказавшихся незаменимыми в ряде ситуаций. А.Н.Колмогоров создал теорию искусственного рассеивания для увеличения вероятности попадания. Это нашло применение при минных атаках судов военного флота, а также при стрельбе зенитной артиллерии. М.В.Лаврентьев разработал математическую теорию действия кумулятивного заряда, идея которого была известна ещё ранее горнякам и использовалась ими при взрывных горных работах.

    Во время Великой Отечественной войны выявилась и такая важная проблема, как обеспечение научной обоснованности ведения боя и устойчивости снарядов при полёте. Эту сложную математическую задачу решил член-корреспондент АН СССР Н.Г.Чатаев. Он предложил наивыгоднейшую крутизну нарезки  стволов орудий, что позволило обеспечить  научную обоснованность ведения боя и устойчивость снарядов при полёте.

   Война требовала от авиации больших скоростей самолётов. Но, увы! При освоении больших скоростей авиация столкнулась с внезапным разрушением самолётов из-за вибрации флаттера. За это разрешение задачи по устранению вибрации берётся группа учёных во главе с М.В.Келдышем.                                                                                       Благодаря немедленному использованию в производстве теоретических исследований М.В.Келдыша, А.А.Дородницина и других учёных, стали возможны большие темпы выпуска боевых самолётов.

Видная роль в деле обороны нашей страны принадлежит выдающемуся математику-академику А.Н.Крылову, чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля использованы нашими славными военно-морскими силами.. Он создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано, как влияет на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить состояние корабля. Таблицы дали возможность спасти жизнь многих людей, сберечь большие материальные ценности.

      Советские учёные опередили врага и в создании реактивной авиации.

Первый испытательный полёт нашего реактивного истребителя  был произведен в мае 1942 г, немецкий реактивный «Мессершмитт»» поднялся в воздух через месяц после этого. В1943г были подготовлены штурманские таблицы, которые нашли широкое применение в боевых действиях дальней авиации, значительно повысили точность самолётовождения. Штаб авиации дальнего действия, давая высокую оценку работе математиков, отметил, что ни в одной стране мира не были известны таблицы, равные этим по своей простоте и оригинальности.

В. О железную стойкость советских людей, воинов вооруженных сил разбились бронированные полчища гитлеровцев. Уже впервые дни и недели советские люди оказали врагу такое сопротивление, какого те никогда не встречали. Только в ожесточенных сражениях под Брестом, Луцком и Бродами, Киевом и Одессой, Ленинградом и Тихвином, а ходе битвы под Смоленском немецко-фашистские войска потеряли более половины первоначальной численности танков, более тысяч самолетов, около четырехсот тысяч человек личного состава.

В В битве под Москвой осенью 1941 года гитлеровцы потерпели первое во второй мировой войне крупное поражение. Оно развенчало легенду о “непобедимости” фашистской армии.

В Затем последовал разгром гитлеровцев под Сталинградом, где они потеряли почти четверть войск, находящихся на советско-германском фронте, знаменитая Курская битва, победные наступательные операции Красной Армии на Правобережной Украине и в Крыму, под Ленинградом и Новгородом, в Белоруссии и Прибалтике.

 В     Эти сокрушительные  удары помогли полностью очистить территорию СССР от захватчиков и восстановить государственные границы страны. Начался новый, завершающий этап Великой Отечественной войны - освобождение других народов  Европы от фашистского ига.

      В этом великом освободительном походе участвовали более семи миллионов воинов. Пронеся свои боевые знамёна через Бухарест, Софию, Будапешт, Вену  и Варшаву, советский солдат-освободитель дошёл до Праги и Берлина. Враг был разбит, фашистская Германия оказалась поверженной.

     В час великих испытаний для Родины и наша Саратовская область  принимала активное участие.

 32-я Саратовская Краснознамённая, а позже гвардейская Краснознамённая,

Ельнинская, ордена Суворова второй степени мотострелковая дивизия - одно из старейших соединений Красной Армии.

  32- стрелковая дивизия была создана на Саратовской земле в июле 1922 года.

   В первых числах октября 1941 года над Москвой нависла смертельная  опасность. Но перед врагом встала преграда – Можайская линия обороны.

Противостояли врагу небольшие силы, вошедшие в состав формирующейся 5-й армии. Основной силой являлась 32-я Краснознамённая Саратовская стрелковая дивизия, прибывшая с Дальнего Востока.

     Целую неделю с 12 по 19 октября, воины 32-й Краснознамённой стрелковой дивизии вели тяжёлые оборонительные бои на Можайском направлении. На Бородинском поле осталось 117 подбитых фашистских танков, противник потерял убитыми и ранеными около 10 тысяч солдат и офицеров. За бои на подступах к Москве и другие успехи дивизии присвоено звание гвардейской, и  она стала именоваться 29-й Краснознамённой гвардейской стрелковой дивизией.

   Много погибло людей на полях сражений, много было согнано в концентрационные лагеря и немногие вернулись к своим семьям. Среди тех, кто сражался за Родину, были Герои Советского Союза, которые оставили неизгладимый след своих подвигов в сердцах людей и истории нашей страны. Они шагнули в бессмертие…

   Из 11603 солдат и офицеров, получивших высокое  звание Героя Советского Союза, более 1200 выходцы из Поволжья, в том числе и из Саратовской  области: Н.К. Скоморохов, Н.И. Крылов, В.А. Глазунов, А.П. Шилин, Е.А.Мясников.

   Во время войны Поволжье оказало неоценимую помощь фронту. Наши земляки проявили стойкость и бесстрашие в общей борьбе с врагом.

  Наши герои – земляки: (рассказ по стенду из зала Боевой славы)

 Абдурахманов Иван Константинович

Анисимов Иван Васильевич

Бондаренко Иван Иванович

Мищенко Николай Фёдорович

Хорищенко Григорий Васильевич

Головко Никита Алексеевич

Исхангалиев Касмедин

Даниличева Клавдия Анатольевна

   

                                              Устная газета  ( презентация)

                   ПРЕСТУПЛЕНИЯ ФАШИСТОВ ПРОТИВ НАРОДА.

   Фашисты полностью или частично разрушили 1710 городов и рабочих посёлков в СССР, более 70000 сёл и деревень, лишив жилья около 25 млн. человек.
На фашистскую каторгу было угнано около 5 млн. советских людей в возрасте от 10 до 55 лет.
За время войны были превращены в руины 31850 промышленных предприятий нашей страны, на которых до войны было занято около 4 млн. рабочих.
Фашисты разгромили 427 музеев из 992, имевшихся тогда в СССР. В том числе музей А.С.Пушкина в Михайловском, планировали взорвать место могилы поэта. Разорили Ясную Поляну Л.Н.Толстого и осквернили его могилу; в доме-музее П.И.Чайковского устроили гараж и отапливали его нотами композитора.
Начало уничтожения культуры было положено фашистами в самой Германии. Они сжигали на кострах величайшие произведения мировой литературы. Тысячи немецких учёных, писателей, художников, артистов были убиты штурмовиками. Таким же образом действовали гитлеровцы и в оккупированных странах Европы.
В Варшаве за время войны было уничтожено 90 % промышленных предприятий, 72% жилого фонда, 90% объектов службы здоровья, культурных учреждений и исторических памятников. Гиммлер планировал сравнять с землёй Варшаву.

.

     

 Миллионы погибли, чтобы на Земле был вечный мир. Потому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о войнах, пусть «региональных».

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребёнок. Мой и твой.

Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой.

        Я не хочу, что доты обнажились,

         Как раковая опухоль земли,

         Я не хочу, чтоб вновь они ожили

         И чью-то жизнь с планеты унесли.

Пусть вскинут люди миллион ладоней

И защитят прекрасный солнца лик

От гари пепелищ и от хатынской боли.

Навечно! Навсегда!  А не на миг!

           Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

           Услышал мой ребёнок. Мой и твой…

            Пусть мир взорвётся криком: «Нет! Не надо!

            Мне нужен сын не мёртвый, а живой!»

Не только командиру в современной российской армии, но и солдату, чтобы успешно справляться со своими обязанностями, нужно владеть основами электротехники, радиотехники и хорошо знать математику.

Как воздух,

 математика нужна.

Одной отваги

Офицеру мало.

Расчёты!Залп!-

И цель поражена

Могучими ударами металла,

И воину

Припомнилось на миг,

Как школьником

Мечтал в часы ученья

О подвиге,

О шквалах огневых,

О яростном

Порыве наступленья.

Не строг учитель был,

И каждый раз

Он обрывал мальчишку резковато:

«Мечтать довольно!

Повтори рассказ

О свойствах круга

И углах квадрата!»

И воином любовь сбережена

К учителю,

Далёкому, седому,

Как воздух,

 Математика нужна

Сегодня
Офицеру молодому.

    В условиях возможной войны на современном этапе объём вычислительных работ стал неизмеримо большим. Теперь на вооружении Российской Армии находится множество ракет различного назначения. В состав Военно-Морского Флота входят новые атомные подводные лодки-ракетоносцы, оснащенные баллистическими ракетами с подводным стартом. Оружие стало мощным и результативным. Поэтому неизмеримо возросли мера ответственности за её применение.  Точность попадания ракеты в цель во многом зависит от качества выполнения необходимых математических расчётов. Это усложняет деятельность каждого командира и в конечном счёте всю задачу управления войсками. Поэтому, чтобы умело руководить войсками, командные кадры должны иметь хорошие знания по математике, уметь широко использовать вычислительные средства.

 Читается стихотворение «0,3»

 

Это кто из портфеля бросает

В досаде задачник, пенал и тетрадь?

Познакомьтесь, пожалуйста, Костя Жигалин,

« Жертва вечных придирок и неудач».

                            В чем же причина обиды его и досады?

 Что ответ не сошёлся лишь на  три десятых?

Этот случай – пустяк и к нему, безусловно,

                            Придирается зря Мария Петровна!

Три десятых! Скажи про такую ошибку,

И на лицах, пожалуй, увидишь улыбку.

Три десятых! И всё же об этой ошибке

Прошу вас послушать меня без улыбки.

                            Если, строя ваш дом, в котором живёте,

                            Архитектор немного ошибся б в расчёте?

   Что случилось, ты знаешь ли Костя Жигалин?

                            Этот дом превратился бы в кучу развалин.

Ты вступаешь на мост: он надёжен и прочен.

А не будь инженер в чертежах своих точен,

Ты, свалившись в холодную реку,

Не сказал бы « спасибо» тому человеку.

Вот турбина, в ней вал токарями расточен.

Если б токарь в работе не очень был точен,

То случилось бы очень большое несчастье-

                             Разнесло бы турбину в мелкие части.

Три десятых – и стены возводятся косо,

Три десятых – и рухнут вагоны с откоса,

Ошибись только на три десятых аптека,

Станет ядом лекарство, убьёт человека.

Мы громили и гнали фашистскую банду,

                              Твой отец подавал батарее команду,

                              Ошибись он при этом на три десятых-

     Не достали б снаряды фашистов проклятых.

И шипит он, в растрёпанный глядя задачник:

« Просто мне не везёт, просто я – неудачник»,

Но подумай об этом, мой друг, хладнокровно,

Не права ли была Мария Петровна?

. Слово учителю: 

1. Разведчикам нужно переправиться через реку. Имеется лодка, на которой катаются два мальчика, но эта лодка выдерживает только одного разведчика. Как разведчикам переправиться через реку?

2 Разведчик, двигаясь вдоль реки, обнаружил две огневые точки противника: одну – у моста, а другую – на опушке леса. Где могут расположиться наблюдатели, чтобы находиться на одинаковых расстояниях от обеих вражеских огневых точек?

3.Разведчику, двигавшемуся в составе эскадры, дано задание обследовать район моря на 70 миль в направлении движения эскадры. Скорость эскадры – 35 миль в час, скорость разведчика – 70 миль в час. Требуется определить, через сколько времени разведчик возвратится к эскадре.

4.  Сейчас у меня для вас будет небольшое задание. Вы побываете в роли                     шифровальщиков. Вы должны будете вычислить и прочитать название памятника, на котором есть эти слова в память о людях, погибших в годы войны.

Да будет светлой наша память,

Как материнская слеза.

Забывчивым напомни, камень,

О том, что забывать нельзя.

Эти слова высечены на камне в память о людях, погибших в годы войны. Вычисли и прочитай название памятника, на котором есть эти слова. Где находится этот памятник?

(ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ у Кремлёвской стены - примеры - производные  функций на оборотной стороне букв)

В. Всего за время Великой Отечественной войны погибло более 20 миллионов советских граждан, в основном – мирных жителей, умерших от голода и болезней. Миллионы солдат и офицеров отдали свои жизни во имя великой победы. Каждый год 9-го мая с 1945 года во многих городах нашей страны проходят праздничные парады. Самый главный из них – на Красной площади. Мы чтим и помним память тех, кто сражался с врагом, работал для фронта в тылу, приближая долгожданную Победу.

1 ученик

- В девятый день ликующего мая.
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края.
Мир победил! Окончилась война!

2 ученик

- Сегодня праздник входит в каждый дом.
И радость к людям с ним приходит следом
Мы поздравляем всех с великим днём,
С днём нашей славы.

Все вместе: С 65-летием Победы!

3 ученик

- Пусть дети повсюду встречают рассвет
Улыбкой ясной, спокойной.
Давайте же скажем все вместе

Все : Нет!

2 ученик - Нет! - грабительским войнам.

Ученики:

Я нарисую яркое солнце,
Я нарисую синее небо.
Я нарисую свет в оконце.
Я нарисую колосья хлеба.

Все вместе :

   Мы нарисуем осенние листья, школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнем нашей общей кистью.

Все: Выстрелы, взрывы, огонь и войны!

Учитель: 

Поднимите рисунки выше,
Чтобы все их видеть могли,
Чтобы всем был сегодня слышен,
Голос юных граждан Земли.

Звучит песня  «Солнечный круг»

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике " А ну-ка ,математики"

Внеклассное мероприятие по математике для 7-8 классов....

внеклассное мероприятие по математике для 6 класса "Интеллектуальная игра Математика в деталях"

Внеклассное мероприятие по математике для 6 класса (программа по учебнику Виленкина). Материал включает конспект, презентацию, аудиофайл....

внеклассное мероприятие по математике для 6 класса "Интеллектуальная игра Математика в деталях"

Внеклассное мероприятие по математике для 6 класса (программа по учебнику Виленкина). Материал включает конспект, презентацию, аудиофайл....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие по математике "Вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне".

Цели внеклассного мероприятия: • Определить вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне. • Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях. ...