«Математическая статистика, социология и современный человек»
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Администрация Поспелихинского района Алтайского края
МКОУ «Факел Социализма средняя общеобразовательная школа»
«ПРИНЯТО» Руководитель МО _______А.В.Глазкова Протокол №_____ от «__»________2013г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам. Директора по УВР _______ Н.А.Кочура «__»_________ 2013г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ «Факел Социализма СОШ» _______Н.А. Проскурина Приказ №______ от «___»______2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО математике В 9 КЛАССЕ
«Математическая статистика, социология и современный человек»
на 2013– 2014учебный год
Рабочая программа составлена на основе:
Сборника программ и методических рекомендаций курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки. 8-9 классы.-Волгоград: Учитель-АСТ,2005.-80с.
(Автор программы-Макурина О.Н. «Математическая статистика, социология и современный человек» (математика).)
Составитель: Е.В. Федотова,
учитель математики первой
квалификационной категории
2013г
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Элективный курс создан на основе программ и методических рекомендаций курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов.
Структура документа
Рабочая программа по элективному курсу по алгебре «Математическая статистика, социология и современный человек» представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов:
- пояснительную записку;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- календарно-тематический план;
- содержание программы учебного курса;
- средства контроля;
- перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Материал основан на книгах: Макурина О.Н. «Математическая статистика, социология и современный человек» (математика).
Содержание данного курса характеризуется использованием на занятиях вариативного дидактического материала, тестов. Программа направлена на формирование теоретических и практических навыков учащихся по математической статистике и социологии.
Пояснительная записка Курс «Математическая статистика, социология и современный человек » предлагается учащимся 9 класса, рассчитан на 1 ч. в неделю, всего 14часов.
Целью курса является:
-формирование у учащихся умения ориентироваться в информационном поле, развитие навыков получения статистической информации, её обработки и использования для успешного усвоения других предметов.
-предоставление возможности учащимся реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, применить имеющиеся знания и умения из других областей деятельности (работа с учебной литературой, прессой, ПК, TV);
-продолжить формировать общеучебные навыки (построение графиков, таблиц, диаграмм),
-умение планировать работу; вести спор, дискуссию, беседу.
Образовательная цель курса состоит в том, что учащиеся знакомятся с основными терминами математической статистики, социологии, узнают историю изучаемого предмета, учатся проводить статистические наблюдения и описывать их результаты.
Данный курс способствует установлению межпредметных связей. Информация, полученная в процессе изучения основ математической статистики, может быть использована во внеклассной работе, в будущей профессиональной деятельности.
Среди общеучебных навыков важными являются: умение пользоваться техническими средствами обучения, учебно-интеллектуальные умения (умение анализировать и синтезировать информацию, заключенную в тексте задания), учебно-информационные навыки (умение отбирать нужную информацию из различных источников), ориентироваться в различных видах текста, пользоваться справочниками, понимать невербальные средства, схемы, диаграммы, чертежи, графики; учебно-коммуникативные умения (умения составлять планы, тезисы, понимать лексику, связанную с предметом). Именно на формирование этих навыков направлена программа данного курса.
В процессе обучения учащиеся пробуют самостоятельно проводить наблюдения и описывать их результаты, представлять результаты в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.п; выдвигать гипотезы и обосновывать их, обсуждать результаты экспериментов, делать выводы и сравнения. По окончании курса учащиеся выполняют проектную работу - презентацию учебника «Статистика - «несерьезный» учебник для серьезных учеников»
Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся.
Планируемые результаты: курс будет способствовать развитию познавательного интереса, поможет учащимся овладеть основами математической статистики, поможет учащимся при сдаче ГИА.
Раздел III. Календарно-тематический план.
№п/ п | Наименование темы | Дата | Часы | Всего часов | Формы контроля | ||
лекция | практика | семинар | |||||
1 | Вводная лекция «Математическая статистика и современный человек». | 1 | 1 | ||||
2 | Что такое статистическая информация и как её подать? | 1 | 1 | ||||
3 | Ещё один способ подачи статистической информации - диаграммы. | 1 | 1 | ||||
4 | Лабораторная работа №1 «Графическое представление результатов наблюдения». | 1 | 1 | Самостоятельная работа. | |||
5 | Среднее арифметическое, размах, мода ряда данных. | 1 | 1 | ||||
6 | Медиана ряда данных. | 1 | 1 | ||||
7 | Лабораторная работа №2 «Определение статистических рядов данных». | 1 | 1 | Самостоятельная работа. | |||
8 | Лекция «Социальная история и реалии сегодняшнего дня» | 1 | 1 | ||||
9 | Сбор и группировка статистических данных. | 1 | 1 | 1 | |||
10 | Лабораторная работа №3 «Сравнительный анализ результатов социологических опросов компетентных изданий и собственных наблюдений». | 1 | Самостоятельная работа. | ||||
11 | Работа над итоговым проектом: «Создание учебника «Статистика-«несерьёзный» учебник для серьёзных учеников»». | 3 | 3 | ||||
12 | Защита проекта | 1 | Представление и защита проекта | ||||
13 | Всего: | 14 |
Раздел IV. Содержание программы учебного курса.
1. Вводная лекция: «Математическая статистика и современный
человек»
История возникновения статистики. Происхождение и значение термина «статистика». Основные методы исследования и обработки статистических данных. Связь статистики с жизнью, с другими науками. Знакомство учащихся с целями и задачами курса.
2. Семинар: «Что такое статистическая информация и как её
подать?»
Источники статистической информации. Знакомство с понятием «экономическая статистика». Анализ статистических данных, опубликованных в печати. Способы представления статистической информации. Понятия статистического ряда данных, упорядоченность и вариативность. Практические задания.
3. Семинар: «Ещё один способ подачи статистической ин-
формации - диаграмма»
Определение диаграммы. Типы диаграмм. Графические приёмы представления информации. Практическое задание на построение диаграмм, анализ данных.
4. Лабораторная работа №1: «Графическое представление результатов наблюдений»
Изучение профессионального состава школы, построение «столбчатой» диаграммы. Изучение данных СМИ, представление в виде таблиц и диаграмм. Обсуждение научно-популярной статьи.
5. «Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода»
Определение среднего арифметического. Определение и вычисление моды ряда. Применение этих терминов при анализе ряда статистических данных. Выполнение практических заданий на нахождение среднего арифметического, размаха и моды.
6. Семинар: «Медиана ряда данных»
Определение медиан упорядоченного ряда. Применение медианы при анализе статистических данных. Выполнение практических заданий на нахождение среднего арифметического, моды, размаха, медиан упорядоченного ряда.
7. Лабораторная работа №2: «Определение статистических характеристик рядов данных»
Применение понятий среднего арифметического, размаха ряда, медианы, моды упорядоченного ряда при анализе статистических наблюдений.
8. Лекция: «Социология: история и реалии сегодняшнего дня»
Возникновение и история социологии как науки. Понятие термина
«социология». Основы современной социологии. Знакомство с журналом «Социологические исследования в РФ». Понятие, средства и цели социологических опросов. Понятие выборочного наблюдения.
9. Семинар: «Сбор и группировка статистических данных»
Методы сбора и группировки статистических данных. Представление данных в виде таблиц.
Частота данных, относительная частота данных. Практические задания на анализ статистических данных, представление информации в виде таблицы частот, определение представительной выборки.
10. Лабораторная работа №3: «Сравнительный анализ результатов социологических опросов компетентных изданий и собственных наблюдений»
Проведение анкетирования по заданным темам, выполнение сравнительных анализов данных.
11-13. Работа над итоговым проектом: «Создание учебника «Статистика - «несерьезный» учебник для серьезных учеников»»
14. Защита проекта.
Раздел V.Средства контроля.
Формами контроля являются
- подготовка и защита рефератов, проектов.
Содержание данного курса предлагает следующие возможности самоопределения для учеников:
- выбор вопросов для самостоятельного обучения;
- темы и формы представления итоговой работы;
- возможность самостоятельно проводить социологические опросы учащихся и сотрудников школы;
- возможность выбора информационных данных в средствах массовой информации.
Оценка учебных достижений учащихся осуществляется:
- на уроках, во время семинарских обсуждений;
- при выполнении практических заданий и лабораторных работ;
- при выполнении итоговой работы.
Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения.
Литература (основная и дополнительная)
Литература для учителя:
1.Гаврин И.И. Математика. Краткий справочник школьника. - М.: Дрофа, 1997.
2.Попов Ю. П. Математика без формул - М.: Столетие, 1995.
- Макарычсв Ю. Н., Миндюк Н. Г. Элементы статистики и теории вероятностей. - М.: Просвещение, 2004.
- Студенецкая В. Н. Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей. -В.: Учитель, 2005.
- Большая Советская Энциклопедия. - М., 1982 г.
- Большой Энциклопедический словарь. - М., 2001 г.
- Ллойд С. «Социология. XX век» - М.: Рипол, 1998г.
Литература для учащихся:
1.Попов Ю.Н. Математика без формул. - М.: Столетие, 1995.
2.Интернет-печатные издания.
З.Гарнер М. Математические досуги. - М.: Оникс, 1995
4.Кордсмский Б.А. Великие жизни в математике. -М.: Просвещение, 1995
5. Большой справочник школьника. - М.: Дрофа, 1998
6. Сборник программ и методических рекомендаций курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки. 8-9 классы..- Волгоград:Учитель-АСТ, 2005.-80 с.
ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ
- http://www.matematika-na.ru - Решение математических задач.
- http://eidos.ru/ - Дистанционное образование: курсы, олимпиады, конкурсы, проекты, интернет-журнал "Эйдос".
- http://www.mathprog.narod.ru - материалы по математике и информатике для учителей и учащихся средних школ, подготовленный учителем средней общеобразовательной школы Тишиным Владимиром.
- http://comp-science.narod.ru - дидактические материалы по информатике и математике: материалы олимпиад школьников по программированию, подготовка к олимпиадам по программированию, дидактические материалы по алгебре и геометрии (6-9 кл.) в формате LaTeX и др.
- http://www.school.mos.ru - сайт поможет школьнику найти необходимую информацию для подготовки к урокам, материал для рефератов и т.д.
- http://www.history.ru/freemath.htm - бесплатные обучающие программы по математике для школьников.
- http://www.uic.ssu.samara.ru - сайт "Путеводитель В МИРЕ НАУКИ для школьников".
- http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
- http:/www.mnemozina.ru - сайт издательства Мнемозина (рубрика «Математика»)
- http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
- http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента.
- http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, с включают подготовку сдачи ЕГЭ .
- http://catalog.alledu.ru/ - Все образование. Каталог ссылок
- http://som.fio.ru/ - В помощь учителю. Федерация интернет-образования
- http://www.school.edu.ru - Российский образовательный портал. Каталог справочно-информационных источников
- http://teacher.fio.ru/ - Учитель.ру – Федерация интернет-образования
- http://allbest.ru/mat.htm - Электронные бесплатные библиотеки
- http://en.edu.ru/db/sect/3217/3284 - Естественно-научный образовательный портал (учебники, тесты, олимпиады, контрольные)
- http://mathem.by.ru/index.html - Математика online
- http://comp-science.narod.ru/
- http://matematika.agava.ru/
- http://center.fio.ru/som/subject.asp?id=10000191
- http://www.samara.fio.ru/resourse/teachelp.shtml#mate
- http://refportal.ru/mathemaics/ Рефераты по математике
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комбинированный урок математики и информатики "Введение элементов математической статистики с помощью офисных средств" "
Разработка урока по теме: ""Введение элементов математической статистики с помощью программы EXCEL (WORD)".Урок введения новых понятий для девятиклассников, которые не изучали элементы математич...
Практические занятия по теме: "Теория вероятностей и математическая статистика"
Материал методической разработки может быть использован студентамиили учащимися, интересующиеся Математической статистикой, при отраб...
Рабочая программа по учебной дисциплине "Теория вероятностей и математическая статистика"
Рабочая программа по предмету "Теория вероятностей и математическая статистика" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего професси...
Дискуссии о предмете социология в современной отечественной литературе
Интегральное исчисление 1 вариантвибору теми дипломної роботи, актуальність і доцільність роботи для розвитку Все экземпляры должны быть идентичны по нумерации страниц, содержанию и Робота захищена 3....
Методическая разработка аудиторного занятия с использованием современных технологий среди профессиональных образовательных организаций по учебной дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика»
Тема. КВЕСТ «Жители города СЛУЧАЙНОГО и ВЕРОЯТНОГО»Материал разработала преподаватель математики и информатики Подосинникова Е.А. Тип занятия: урок-квест, с применением игровых технол...
Роль математической подготовки обучающихся в общем образовании современного человека
Процессы глобализации, информатизации, ускорения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывн...