«Математическая статистика, социология и современный человек»
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме

Федотова Евгения Владимировна

на 2013– 2014учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el_9_klass.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Поспелихинского района Алтайского края

МКОУ «Факел Социализма средняя общеобразовательная школа»

«ПРИНЯТО»

Руководитель МО

_______А.В.Глазкова

Протокол №_____

от  «__»________2013г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. Директора по УВР

_______    Н.А.Кочура

 «__»_________ 2013г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор  МКОУ «Факел Социализма СОШ»

_______Н.А. Проскурина

Приказ №______

от «___»______2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО математике В 9 КЛАССЕ

«Математическая статистика, социология и современный человек»

на 2013– 2014учебный год

 

Рабочая программа составлена на основе:

Сборника программ и методических рекомендаций курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки. 8-9 классы.-Волгоград: Учитель-АСТ,2005.-80с.

(Автор программы-Макурина О.Н.  «Математическая статистика, социология и                                                   современный человек» (математика).)

Составитель: Е.В. Федотова,

учитель математики первой

квалификационной категории

2013г

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Элективный курс создан на основе  программ и методических рекомендаций курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки учащихся  8-9 классов. 

Структура документа

Рабочая  программа  по элективному курсу по алгебре «Математическая статистика, социология и современный человек»  представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов:

  • пояснительную записку;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • календарно-тематический план;
  • содержание программы учебного курса;
  • средства контроля;
  • перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Материал основан на книгах:  Макурина О.Н.  «Математическая статистика, социология и современный человек» (математика).

Содержание данного курса характеризуется использованием на занятиях вариативного дидактического материала, тестов. Программа направлена на формирование теоретических и практических навыков учащихся по математической статистике и социологии.

Пояснительная записка Курс «Математическая статистика, социология и современный человек » предлагается учащимся 9 класса, рассчитан на 1 ч. в неделю, всего 14часов.

Целью курса является:

-формирование у учащихся умения ориентироваться в информационном поле, развитие навыков получения статистической информации, её обработки и использования для успешного усвоения других предметов.

-предоставление возможности учащимся реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, применить имеющиеся знания и умения из других областей деятельности (работа с учебной литературой, прессой, ПК, TV);

-продолжить формировать общеучебные навыки (построение графиков, таблиц, диаграмм),

-умение планировать работу; вести спор, дискуссию, беседу.

Образовательная цель курса состоит в том, что учащиеся знакомятся с основными терминами математической статистики, социологии, узнают историю изучаемого предмета, учатся проводить статистические наблюдения и описывать их результаты.

Данный курс способствует установлению межпредметных связей. Информация, полученная в процессе изучения основ математической статистики, может быть использована во внеклассной работе, в будущей профессиональной деятельности.

Среди общеучебных навыков важными являются: умение пользоваться техническими средствами обучения, учебно-интеллектуальные умения (умение анализировать и синтезировать информацию, заключенную в тексте задания), учебно-информационные навыки (умение отбирать нужную информацию из различных источников), ориентироваться в различных видах текста, пользоваться справочниками, понимать невербальные средства, схемы, диаграммы, чертежи, графики; учебно-коммуникативные умения (умения составлять планы, тезисы, понимать лексику, связанную с предметом). Именно на формирование этих навыков направлена программа данного курса.

В процессе обучения учащиеся пробуют самостоятельно проводить наблюдения и описывать их результаты, представлять результаты в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.п; выдвигать гипотезы и обосновывать их, обсуждать результаты экспериментов, делать выводы и сравнения. По окончании курса учащиеся выполняют проектную работу - презентацию учебника «Статистика - «несерьезный» учебник для серьезных учеников»

        

Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся.        

Планируемые результаты: курс будет способствовать развитию познавательного интереса, поможет учащимся овладеть основами математической статистики, поможет учащимся при сдаче ГИА.

 Раздел III. Календарно-тематический план.

№п/ п

Наименование темы

Дата

Часы

Всего часов

Формы    контроля

лекция

практика

семинар

1

Вводная лекция «Математическая статистика и современный человек».

1

1

2

Что   такое   статистическая информация и как её подать?

1

1

3

Ещё один способ подачи статистической информации - диаграммы.

1

1

4

Лабораторная работа №1 «Графическое представление результатов наблюдения».

1

1

Самостоятельная работа.

5

Среднее арифметическое, размах, мода ряда данных.

1

1

6

Медиана ряда данных.

1

1

7

Лабораторная работа №2 «Определение статистических рядов данных».

1

1

Самостоятельная работа.

8

Лекция «Социальная история и реалии сегодняшнего дня»

1

1

9

Сбор и группировка статистических данных.

1

1

1

10

Лабораторная работа №3 «Сравнительный анализ результатов социологических опросов компетентных изданий и собственных наблюдений».

1

Самостоятельная работа.

11

Работа над итоговым проектом: «Создание учебника «Статистика-«несерьёзный» учебник для серьёзных учеников»».

3

3

12

Защита проекта

1

Представление и защита проекта

13

Всего:

14

Раздел IV. Содержание программы учебного курса.

1.        Вводная лекция: «Математическая статистика и современный
человек»

История возникновения статистики. Происхождение и значение термина «статистика». Основные методы исследования и обработки статистических данных. Связь статистики с жизнью, с другими науками. Знакомство учащихся с целями и задачами курса.

2.        Семинар: «Что такое статистическая информация и как её
подать?»

Источники статистической информации. Знакомство с понятием «экономическая статистика». Анализ статистических данных, опубликованных в печати. Способы представления статистической информации. Понятия статистического ряда данных, упорядоченность и вариативность. Практические задания.

3.        Семинар: «Ещё один способ подачи статистической ин-
формации - диаграмма»

Определение диаграммы. Типы диаграмм. Графические приёмы представления информации. Практическое задание на построение диаграмм, анализ данных.

4.        Лабораторная работа №1: «Графическое представление результатов наблюдений»

Изучение профессионального состава школы, построение «столбчатой» диаграммы. Изучение данных СМИ, представление в виде таблиц и диаграмм. Обсуждение научно-популярной статьи.

5.        «Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода»

Определение среднего арифметического. Определение и вычисление моды ряда. Применение этих терминов при анализе ряда статистических данных. Выполнение практических заданий на нахождение среднего арифметического, размаха и моды.

6.        Семинар: «Медиана ряда данных»

Определение медиан упорядоченного ряда. Применение медианы при анализе статистических данных. Выполнение практических заданий на нахождение среднего арифметического, моды, размаха, медиан упорядоченного ряда.

7.        Лабораторная работа №2: «Определение статистических характеристик рядов данных»

Применение понятий среднего арифметического, размаха ряда, медианы, моды упорядоченного ряда при анализе статистических наблюдений.

8.        Лекция: «Социология: история и реалии сегодняшнего дня»
Возникновение и история социологии как науки. Понятие термина

«социология». Основы современной социологии. Знакомство с журналом «Социологические исследования в РФ». Понятие, средства и цели социологических опросов. Понятие выборочного наблюдения.

9.        Семинар: «Сбор и группировка статистических данных»
Методы сбора и группировки статистических данных. Представление данных в виде таблиц.

Частота данных, относительная частота данных. Практические задания на анализ статистических данных, представление информации в виде таблицы частот, определение представительной выборки.

10.        Лабораторная работа №3: «Сравнительный анализ результатов социологических опросов компетентных изданий и собственных наблюдений»

Проведение анкетирования по заданным темам, выполнение сравнительных анализов данных.

11-13. Работа над итоговым проектом: «Создание учебника «Статистика - «несерьезный» учебник для серьезных учеников»»

14. Защита проекта.

Раздел V.Средства контроля.

Формами контроля являются

  • подготовка и защита рефератов, проектов.

Содержание данного курса предлагает следующие возможности самоопределения для учеников:

  • выбор вопросов для самостоятельного обучения;
  • темы и формы представления итоговой работы;
  • возможность самостоятельно проводить социологические опросы учащихся и сотрудников школы;
  • возможность выбора информационных данных в средствах массовой информации.

Оценка учебных достижений учащихся осуществляется:

  • на уроках, во время семинарских обсуждений;
  • при выполнении практических заданий и лабораторных работ;
  • при выполнении итоговой работы.

Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения.

Литература (основная и дополнительная)

Литература для учителя:

1.Гаврин И.И. Математика. Краткий справочник школьника. - М.: Дрофа, 1997.

2.Попов Ю. П. Математика без формул - М.: Столетие, 1995.

  1. Макарычсв Ю. Н., Миндюк Н. Г. Элементы статистики и теории вероятностей. - М.: Просвещение, 2004.
  2. Студенецкая В. Н. Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей. -В.: Учитель, 2005.
  3. Большая Советская Энциклопедия. - М., 1982 г.
  4. Большой Энциклопедический словарь. - М., 2001 г.
  5. Ллойд С. «Социология. XX век» - М.: Рипол, 1998г.

Литература для учащихся:

1.Попов Ю.Н. Математика без формул. - М.: Столетие, 1995.

2.Интернет-печатные издания.

З.Гарнер М. Математические досуги. - М.: Оникс, 1995

4.Кордсмский Б.А. Великие жизни в математике. -М.: Просвещение, 1995

5. Большой справочник школьника. - М.: Дрофа, 1998

6. Сборник программ и методических рекомендаций курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки. 8-9 классы..- Волгоград:Учитель-АСТ, 2005.-80 с.

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ

  • http://www.matematika-na.ru - Решение математических задач.
  • http://eidos.ru/ - Дистанционное образование: курсы, олимпиады, конкурсы, проекты, интернет-журнал "Эйдос".
  • http://www.mathprog.narod.ru - материалы по математике и информатике для учителей и учащихся средних школ, подготовленный учителем средней общеобразовательной школы Тишиным Владимиром.
  • http://comp-science.narod.ru - дидактические материалы по информатике и математике: материалы олимпиад школьников по программированию, подготовка к олимпиадам по программированию, дидактические материалы по алгебре и геометрии (6-9 кл.) в формате LaTeX и др.
  • http://www.school.mos.ru - сайт поможет школьнику найти необходимую информацию для подготовки к урокам, материал для рефератов и т.д.
  • http://www.history.ru/freemath.htm - бесплатные обучающие программы по математике для школьников.
  • http://www.uic.ssu.samara.ru - сайт "Путеводитель В МИРЕ НАУКИ для школьников".
  • http://www.prosv.ru -  сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
  • http:/www.mnemozina.ru  - сайт издательства Мнемозина (рубрика «Математика»)
  • http:/www.drofa.ru  -  сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
  • http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента.
  • http://www.internet-scool.ru  - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, с включают подготовку сдачи ЕГЭ . 
  • http://catalog.alledu.ru/ - Все образование. Каталог ссылок
  • http://som.fio.ru/ -  В помощь учителю. Федерация интернет-образования
  • http://www.school.edu.ru - Российский образовательный портал. Каталог справочно-информационных источников
  • http://teacher.fio.ru/ - Учитель.ру – Федерация интернет-образования
  • http://allbest.ru/mat.htm - Электронные бесплатные библиотеки
  • http://en.edu.ru/db/sect/3217/3284 - Естественно-научный образовательный портал (учебники, тесты, олимпиады, контрольные)
  • http://mathem.by.ru/index.html -  Математика online
  • http://comp-science.narod.ru/
  • http://matematika.agava.ru/
  • http://center.fio.ru/som/subject.asp?id=10000191
  • http://www.samara.fio.ru/resourse/teachelp.shtml#mate 
  • http://refportal.ru/mathemaics/ Рефераты по математике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированный урок математики и информатики "Введение элементов математической статистики с помощью офисных средств" "

Разработка урока по теме: ""Введение элементов математической статистики с помощью программы EXCEL (WORD)".Урок  введения новых понятий для девятиклассников, которые не изучали элементы математич...

Практические занятия по теме: "Теория вероятностей и математическая статистика"

             Материал методической разработки может быть использован студентамиили учащимися, интересующиеся Математической статистикой,  при отраб...

Рабочая программа по учебной дисциплине "Теория вероятностей и математическая статистика"

Рабочая программа  по предмету "Теория вероятностей и математическая статистика" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего професси...

Дискуссии о предмете социология в современной отечественной литературе

Интегральное исчисление 1 вариантвибору теми дипломної роботи, актуальність і доцільність роботи для розвитку Все экземпляры должны быть идентичны по нумерации страниц, содержанию и Робота захищена 3....

Методическая разработка аудиторного занятия с использованием современных технологий среди профессиональных образовательных организаций по учебной дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика»

Тема. КВЕСТ «Жители города СЛУЧАЙНОГО и ВЕРОЯТНОГО»Материал разработала преподаватель математики и информатики Подосинникова Е.А. Тип занятия: урок-квест, с применением игровых технол...

Роль математической подготовки обучающихся в общем образовании современного человека

Процессы глобализации, информатизации, ускорения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывн...