Рабочая учебная программа по математике 5 класс Е.А. Бунимович
календарно-тематическое планирование по алгебре (5 класс) по теме
Рабочая программа линии УМК «Математика – Сферы» (5-6 классы), авторы: Е.А.Бунимович и др., М.: Просвещение, 2012, составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Фундаментального ядра содержания образования, Примерной программы по математике.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы.
Приоритетными целями обучения математики в 5-6 классах являются:
· продолжение формирования центральных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования школьников;
· подведение учащихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, пониманию математики как части общей культуры человечества;
· развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, познавательной активности, критичности мышления, интереса к изучению математики;
· формирование умения извлекать информацию, новое знание, работать с учебным математическим текстом.
Изучение математики должно обеспечить:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5-6_klassy_po_bunimovichu.docx | 88.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева
«Утверждаю» Директор школы _____________________ «_____»_________2013год | «Согласовано» Зам.директора по УВР _____________________ «_____»_________2013год | Рассмотрено на заседании Методического объеденения Протокол №_______ «_____»____2013год |
Рабочая учебная программа
Курса «Математики» 5 – 6 класса
(УМК СФЕРА)
2013 – 2014 учебный год
Рабочую учебную программу составила:
Роговская Екатерина Андреевна
Учитель математики
Серышево, 2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа линии УМК «Математика – Сферы» (5-6 классы), авторы: Е.А.Бунимович и др., М.: Просвещение, 2012, составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Фундаментального ядра содержания образования, Примерной программы по математике.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы.
Приоритетными целями обучения математики в 5-6 классах являются:
- продолжение формирования центральных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования школьников;
- подведение учащихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, пониманию математики как части общей культуры человечества;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, познавательной активности, критичности мышления, интереса к изучению математики;
- формирование умения извлекать информацию, новое знание, работать с учебным математическим текстом.
Изучение математики должно обеспечить:
1)в направлении личностного развития:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
- развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
3) в предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о пространственных телах;
- формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире, о простейших вероятностных моделях;
- развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках и анализировать ее.
Вклад математики в достижение целей основного общего образования
Математическое образование играет роль в практической и духовной жизни общества.
- Практическая сторона связана с формированием способов деятельности
- Духовная – с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять алгоритмы и др.
В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Всё больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связанный с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.).
В процессе школьной математической деятельности происходит овладение такими мыслительными операциями как индукция, дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирование вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умение формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умения действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходже решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике даёт возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, отличие математического метода от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.
История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, входит в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идей симметрии.
Общая характеристика курса математики
в 5-6 классах
Содержание математического образования в основной школе формируется на основе фундаментального ядра школьного математического образования. В программе оно представлено в виде совокупности содержательных разделов, конкретизирующих соответствующие блоки фундаментального ядра применительно к основной школе. Программа регламентирует объём материала, обязательного для изучения в основной школе, а также даёт его распределением между 5 и 6 классами.
В данной программе курс 5-6 классов представлен как арифметико-геометрический с включением элементов алгебры. Кроме того, к нему отнесено начало изучения вероятно-статистической линии, а также элементов раздела «Логика и множества», возможность чего предусмотрена Примерной программой по математике для 5-9 классов.
Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения математики и смежных предметов, способствует развитию логического мышления учащихся, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. При изучении арифметики формирование теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, которая актуальна и при наличии вычислительной техники, в частности, с обучением простейшим приёмам прикидки и оценки результатов вычислений. Развитие понятия о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел. Параллельно на доступном для учащихся данного возраста уровне в курсе представлена научная идея – расширение понятия числа.
В задачи изучения раздела «Геометрия» входит развитие геометрических представлений учащихся, образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Этот этап изучения геометрии осуществляется на наглядно-практическом уровне, при этом большая роль отводится опыту, эксперименту. Учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами и базовыми конфигурациями, овладевают некоторыми приёмами построения, открывают их свойства, применяют эти свойства при решении задач конструктивного и вычислительного характера.
Изучение раздела «Алгебра» в основной школе предполагает, прежде всего, овладение формальным аппарата буквенного исчисления. Этот материал более высокого, нежели арифметика уровня абстракции. Его изучение решает целый ряд задач методологического, мировоззренческого, личностного характера, но и в то же время требует определённого уровня интеллектуального развития. Поэтому в курсе 5-6 классов представлены только начальные, базовые алгебраические понятия, и они играют роль своего рода мостика между арифметикой и алгеброй, назначение которого можно образно описать так: от чисел к буквам.
Изучение раздела «Вероятность и статистика» вносит существенный вклад в осознание учащимися прикладного и практического значения математики. В задачи его изучения входит формирование умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятный характер многих реальных зависимостей, оценивать вероятность наступления события. Для курса 5-6 классов выделены следующие вопросы: формирование умений работать с информацией, представленной в форме таблиц и диаграмм, первоначальных знаний о приёмах сбора представления информации, первое знакомство с комбинаторикой, решение комбинаторных задач.
Введение в курс элементарных теоретико-множественных понятий и соответствующей символики способствует обогащению математического языка школьников, формированию умения точно и сжато формулировать математические предложения, помогает обобщению и систематизации знаний.
В содержание основного общего образования, предусмотренного Примерными программами по математике для 5-9 классов, включён также раздел «Математика в историческом развитии». Его элементы представлены и в содержании курса 5-6 классов. Назначение этого материала состоит в создании гуманитарного, культурно-исторического фона при рассмотрении проблематики основного содержания.
Результаты освоения курса математики 5 – 6 классов
Личностные:
- знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей, десятичных дробей; происхождение геометрии их практических потребностей людей);
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решение задач, рассматриваемых проблем;
- умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
Метапредметные:
- умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- умение работать с учебным математическим текстом (выделять смысловые фрагменты, находить ответы на поставленные вопросы и пр.);
- умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты;
- умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
- применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
- умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
Предметные:
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
- умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные способы рассуждения;
- усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерения длин, площадей, объёмов;
- знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
- умение проводить несложные практические расчёты (вычисления с процентами, выполнение измерений, использование прикидки и оценки);
- использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
- знакомство с координатами на прямой и на плоскости, построение точек и фигур на координатной плоскости;
- понимание и использование информации, представленной в форме таблицы, столбчатой или круговой диаграммы;
- умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате изучения темы «Линии» обучающиеся
должны уметь:
- Различать виды линий;
- Проводить и обозначать прямую, луч, отрезок, ломаную;
- Строить отрезок заданной длины и находить длину отрезка;
- Распознавать окружность; проводить окружность заданного радиуса;
Переходить от одних единиц измерения длины к другим единицам, выбирать подходящие единицы измерения в зависимости от контекста задачи.
получат возможность:
- Приобрести опыт выполнения проектных работ по темам: «Старинные меры длины», «Инструменты для измерения длин», «Окружности в народном прикладном искусстве».
В результате изучения темы «Натуральные числа» обучающиеся
должны уметь:
- Понимать особенности десятичной системы счисления; знать названия разрядов и классов (в том числе «миллион»и «миллиард»);
- Читать и записывать натуральные числа ,используя также и сокращённые обозначения (тыс., млн, млрд); уметь представлять натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- Приобрести опыт чтения чисел, записанных римскими цифрами, используя в качестве справочного материала таблицу значений таких цифр, как L,C,D,M; читать и записывать римскими цифрами числа в простейших, наиболее употребительных случаях (например IV,XII,XIX);
- Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, используя для записи результата знаки и ; читать и записывать двойные неравенства;
- Изображать натуральные числа точками на координатной прямой; понимать и уметь читать записи типа А(3);
- Округлять натуральные числа до указанного разряда, поясняя при этом свои действия;
- Знать термины «приближённое значение с недостатком» и «приближённое значение с избытком»;
- Приобрести первоначальный опыт решения комбинаторных задач методом перебора всех возможных вариантов.
получат возможность:
- познакомиться с позиционными системами счисления
- углубить и развить представления о натуральных числах
- приобрести привычку контролировать вычисления
В результате изучения темы «Действия с натуральными числами» обучающиеся
должны:
- Выполнять арифметические действия с натуральными числами, находить значения числовых выражений, устанавливая порядок выполнения действий;
- Знать, как связаны между собой действия сложения и вычитания, умножения и деления; знать термины «слагаемое», «вычитаемое», «делимое» и пр., находить неизвестное число в равенстве на основе зависимости между компонентами действий;
- Представлять произведение нескольких равных множителей в виде степени с натуральным показателем; знать термины «степень числа», «основание степени», «показатель степени»; возводить натуральное число в натуральную степень;
- Решать несложные текстовые задачи арифметическим методом;
- Решать несложные текстовые задачи на движение двух объектов навстречу друг другу, на движение реке.
получат возможность:
- углубить и развить представления о свойствах делимости натуральных чисел
- научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
- ощутить гармонию чисел, подметить различные числовые закономерности, провести математическое исследование.
В результате изучения темы «Использование свойств действий при вычислениях» обучающиеся должны:
- Знать и уметь записывать с помощью букв переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения;
- В несложных случаях использовать рассмотренные свойства для преобразования числовых выражений: группировать слагаемые в сумме и множители в произведении; с помощью распределительного свойства раскрывать скобки в произведении и выносить в сумме общий множитель за скобки; выполняя преобразование выражения, записывать соответствующую цепочку равенств;
- Решать арифметическим способом несложные задачи на части и на уравнение.
получат возможность:
- Познакомиться с приемами рационализирующими вычисления и научиться использовать их;
- Приобрести навыки исследовательской работы.
В результате изучения темы «Углы и многоугольники» обучающиеся
должны уметь:
- Распознавать углы; использовать терминологию, связанную с углами: вершина, сторона, биссектриса;
- Распознавать острые, тупые, прямые, развёрнутые углы;
- Измерять величину угла с помощью транспортира и строить угол заданной величины;
- Строить биссектрису угла с помощью транспортира;
- Распознавать многоугольники; использовать терминологию, связанную с многоугольниками: вершина, сторона, угол, диагональ; применять классификацию многоугольников;
- Изображать многоугольники с заданными свойствами; разбивать многоугольник на заданные многоугольники;
- Вычислять периметр многоугольника.
получат возможность:
- Приобрести опыт выполнения проектных работ по темам: «Геометрия циферблата часов со стрелками», «Многоугольники в окружающем мире».
В результате изучения темы «Делимость чисел» обучающиеся
должны уметь:
- Владеть понятиями «делитель» и «кратное», понимать взаимосвязь между ними, уметь употреблять их в речи;
- Понимать обозначения НОД (a;b) и НОК(a;b), уметь находить НОД и НОК в не сложных случаях;
- Знать определение простого числа, уметь приводить примеры простых и составных чисел, знать некоторые элементарные сведения о простых числах .
получат возможность:
- Развить представления о роли вычислений в практике;
- Приобрести опыт проведения несложных доказательных рассуждений;
В результате изучения темы «Треугольники и четырехугольники» обучающиеся
должны:
- Распознавать и изображать остроугольные, тупоугольные, прямоугольные треугольники;
- Распознавать равнобедренный треугольник и использовать связанную с ним терминологию: боковые стороны, основание; распознавать равносторонний треугольник;
- Строить равнобедренный треугольник по боковым сторонам и углу между ними; понимать свойство равенства углов при основании равнобедренного треугольника;
- Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью чертежных инструментов;
- Понимать свойства диагоналей прямоугольника; распознавать треугольники, получаемые при разбиением прямоугольника его диагоналями;
- Распознавать, моделировать и изображать равные фигуры;
- Изображать многоугольники с заданными свойствами; разбивать многоугольник на заданные многоугольники;
- Вычислять периметр треугольника, прямоугольника, площадь прямоугольника; применять единицы измерения площади.
получат возможность:
- Научиться вычислять площади фигур, составленных из двух и более прямоугольников;
- Приобрести навыки исследовательской работы.
- Приобрести опыт выполнения проектных работ по темам: «Периметр и площадь школьного участка», « План школьной территории».
В результате изучения темы «Дроби» обучающиеся
должны уметь:
- Знать, что означают знаменатель и числитель дроби, уметь читать и записывать дроби, иллюстрировать дробь как долю целого на рисунках и чертежах;
- Находить дробь от величины, опираясь на содержательный смысл понятия дроби;
- Соотносить дроби и точки координатной прямой;
- Понимать, в чём заключается основное свойство дроби, иллюстрировать равенство дробей с помощью рисунков и чертежей, с помощью координатной прямой;
- Сокращать дроби, приводить дроби к новому знаменателю, к общему знаменателю, сравнивать и упорядочивать дроби;
- Записывать в виде дроби частное двух натуральных чисел, представлять натуральное число в виде дроби.
получат возможность:
- Развить и углубить знания о числе (обыкновенные дроби)
В результате изучения темы «Действия с дробями» обучающиеся
должны уметь:
- Знать и записывать с помощью букв правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми и с разными знаменателями;
- Владеть приёмами выделения целой части из неправильной дроби и представления смешанной дроби в виде неправильной;
- Знать и записывать с помощью букв правила умножения и деления дробей; применять правила на практике, включая случаи действий с натуральными числами и смешанными дробями;
- Владеть приёмами решения задач на нахождение части целого и целого по его части;
- Решать знакомые текстовые задачи, содержащие дробные данные.
получат возможность:
- Научиться выполнять оценку и прикидку результатов арифметических действий с дробными числами.
В результате изучения темы «Многогранники» обучающиеся
должны:
- Распознавать цилиндр, конус , шар;
- Распознавать многогранники; использовать терминологию, связанную с многогранниками: вершина, ребро, грань; читать проекционное изображение многогранника;
- Распознавать параллелепипед, изображать его на бумаге в клетку, определять измерения; распознавать и называть пирамиду;
- Распознавать развертку куба; моделировать куб из его развертки.
получат возможность:
- Приобрести опыт выполнения проектных работ по темам: «Модели многогранников», «Объем классной комнаты», «Макет домика для щенка», «Многогранники в архитектуре».
- Развития пространственного воображения
- Углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах.
В результате изучения темы «Таблицы и диаграммы» обучающиеся
должны уметь:
- Анализировать готовые таблицы и диаграммы, отвечать на поставленные вопросы, делать простейшие выводы из представленных данных;
- Заполнять несложные таблицы, следуя инструкции.
получат возможность:
- Получить некоторое представление о методике проведения опроса общественного мнения.
Содержание курса математики 5-6 классов
Арифметика (213 ч)
5 класс
Натуральные числа (54 ч)
Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий.
Степень с натуральным показателем.
Делители и кратные. Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком. Числовые выражения, значение числового выражения. Порядок действий в числовом выражении, использование скобок. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Дроби (54 ч)
Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Измерения, приближения, оценки (8ч)
Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Приближенное значение величины. Округление натуральных чисел.
6 класс
Дроби (69 ч)
Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
Проценты; нахождение процента от величины и величины по ее проценту. Отношение; выражение отношения в процентах.
Рациональные числа (26 ч)
Положительные и отрицательные числа, модуль числа. Множество целых чисел. Множество рациональных чисел; рациональное число как отношение , где m – целое число, n – натуральное. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства арифметических действий.
Координатная прямая; изображение чисел точками координатной прямой.
Измерения, приближения, оценки (2ч)
Округление десятичных дробей
Элементы алгебры (19 ч)
6 класс
Использование букв для обозначения, для записи свойств арифметических действий. Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения букв в выражении.
Уравнение; корень уравнения. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий. Примеры решения текстовых задач с помощью уравнений.
Декартовы координаты на плоскости. Построение точки по ее координатам, определение координат точки на плоскости.
Описательная статистика. Комбинаторика (18 ч)
5 класс (12 ч)
Представление данных в виде таблиц, диаграмм.
Решение комбинаторных задач перебором вариантов.
6 класс (6 ч)
Столбчатые и круговые диаграммы
Решение комбинаторных задач
Наглядная геометрия (66 ч)
5 класс (33 ч)
Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников.
Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.
Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла.
Понятие площади фигуры, единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата.
Наглядные представления о прост ранственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многоугольники. Примеры разверток многогранников, цилиндра и конуса.
Понятие объема; единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
6 класс (33 ч)
Правильные многоугольники. Изображение геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности.
Приближенное измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры.
Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.
Логика и множества (4 ч)
6 класс (4 ч)
Множество, элемент множества. Задание множества перечислением элементов, характеристическим свойством. Стандартные обозначения числовых множеств. Пустое множество и его обозначение. Подмножество. Объединение и пересечение множеств.
Иллюстрация отношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера-Венна.
Пример и контрпример.
Повторение 5 класс 9 ч, 6 класс 11 ч
Поурочное тематическое планирование 5 класс
5 часов в неделю. Всего 175 часов
№ урока | Дата | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Ресурсы |
Глава1. Линии (9 часов) | ||||
П.1. Разнообразный мир линий (2 часа) | ||||
1 | Виды линий | -распознавать на предметах, изображениях, в окружающем мире различные линии, плоские и пространственные; - распознавать на чертежах и рисунках замкнутые и незамкнутые линии, самопересекающиеся и без самопересечений; - описывать и характеризовать линии; - изображать различные линии; -конструировать алгоритм построения линии, изображенной на клетчатой бумаге, строить по алгоритму | У: с.8-9, упр.1-3, 5, 9, 10, 11, 13 ТТ: упр.7 | |
2 | Виды линий (продолжение). Внутренняя и внешняя области | У: с.9, упр.4,6,7,8,12 ТТ: упр.8,20 Исследование №28 | ||
П.2. Прямая. Части прямой. Ломаная. (2 часа) | ||||
3 | Прямая. Части прямой. | - распознать на чертежах, рисунках и моделях прямую, части прямой, ломаную; -приводить примеры аналогов частей прямой в окружающем мире; - моделировать прямую, ломаную; - узнавать свойства прямой; - изображать прямую, луч, отрезок, ломаную от руки и с использованием линейки | У: с.12-13, упр. 14,16,18,19 ТТ: упр. 9-11 | |
4 | Ломаная | У: упр.21,22,25 ТТ: упр.22,30,31 Исследование № 29 | ||
П.3. Длина линии (2 часа) | ||||
5 | Длина отрезка. Единицы длины | У: с.18-19, упр.27,29,31,35 ТТ: упр.2, 12 | ||
6 | Длина ломаной | - измерять длины отрезков с помощью линейки; - сравнивать длины отрезков с помощью циркуля, на глаз, выполнив измерения; - строить отрезки заданной длины с помощью линейки; - узнавать зависимости между единицами метрической системы мер, выражать одни единицы через другие; -находить ошибки при переходе от одних единиц измерения длин к другим; - находить длины ломаных; - находить длину кривой линии | У: с.19, упр. 37,38, 40 ТТ: упр.15, 16 | |
П.4. Окружность (2 часа) | ||||
7 | Окружность и круг | - распознавать на чертежах, рисунках, моделях окружность и круг; - приводить примеры окружности и круга в окружающем мире; - изображать окружность заданного радиуса с помощью циркуля; - конструировать алгоритм воспроизведения рисунков из окружностей; - строить по алгоритму; -осуществлять самоконтроль, проверяя соответствие полученного изображения заданному рисунку; - изображать окружности по описанию; - использовать терминологию, связанную с окружностью; - узнать свойства окружности. | У: с.20-23, упр.41, 42, 45, 56 ТТ: упр.4, 5, 17 | |
8 | Окружность и круг | У: с.20-23, упр. 43, 44, 46, 53 ТТ: упр.18, 19 Исследование №6, 26, 27, 33 | ||
9 | Обобщающий урок по теме «Линии» | - описывать и характеризовать линии; - выдвигать гипотезы о свойствах линий и обосновывать их; - изображать различные линии, в том числе прямые и окружности; -конструировать алгоритм построения линии, изображённой на клеточной бумаге; - строить по алгоритму; - осуществлять самоконтроль; - находить длины отрезков, ломаных | У: п.1-4, «Подведём итоги» с. 24; Обзорная работа №1 ТТ: тест с.15-16 ТЭ: проверочная работа (ПР) №1,2 с. 4-7 | |
Темы проектных работ: «Старинные меры длины», «Инструменты для измерения длин», «Окружности в народном искусстве» | ||||
Глава 2. Натуральные числа (12 часов) | ||||
П. 5. Как записывают и читают числа (2 часа) | ||||
10 | Римская нумерация | - читать и записывать большие натуральные числа; - использовать для записи больших чисел сокращения: тыс., млн., млрд.; - представлять числа виде суммы разрядных слагаемых; - переходить от одних единиц измерения величин к другим; - находить ошибки при переходе от одних единиц измерения к другим; - читать и записывать числа в непозиционной системе счисления (клинопись, римская нумерация) | У: с.26, упр.55-60 ТТ: упр.34-36 | |
11 | Десятичная нумерация | У: с.26- 27, упр.61-72 ТТ: упр. 38,39 Исследование № 56 | ||
П.6. Натуральный ряд. Сравнение натуральных чисел (3 часа) | ||||
12 | Натуральный ряд | - описывать свойства натурального ряда; -сравнивать и упорядочивать натуральные числа, величины (длину, массу, время), выраженные в разных единицах измерения; - чертить координатную прямую; - изображать числа точками на координатной прямой; - находить координату отмеченной точки; - исследовать числовые закономерности | У: с.30-31, упр.73-77 ТТ: упр.40,41 | |
13 | Координатная прямая | У: с.33, упр.83-86 ТТ: упр.43, 44, 46 | ||
14 | Сравнение чисел | У: с.32, упр.78-80, 87 ТТ: упр.42,47 Исследование №54, 55,57 | ||
П.7. Округление натуральных чисел (2 часа) | ||||
15 | Округление натуральных чисел | -устанавливать на основе данной информации, содержащей число с нулями на конце, какое значение оно выражает: точное или приближённое; - округлять натуральные числа по смыслу; - применять правило округления натуральных чисел; - участвовать в обсуждении возможных ошибок в ходе и результате выполнения заданий на округление чисел | У: с.34-35, упр.88-95 ТТ: упр.36, 50 | |
16 | Округление натуральных чисел | У: с.30-31, упр. 96-103 ТТ: упр.48, 49 Исследование № 58 | ||
П.8. Комбинаторные задачи (3 часа) | ||||
17 | Примеры решения комбинаторных задач | - решать комбинаторные задачи с помощью перебора всех возможных вариантов (комбинаций чисел, слов, предметов и др.); - моделировать ход решения с помощью рисунка, дерева возможных вариантов | У: с.38-39, упр. 104-110 ТТ: упр.51 | |
18 | Дерево возможных вариантов | У: с.39, упр.111-116 ТТ: упр.52 | ||
19 | Комбинаторные задачи | У: с.34-35, упр. 117-121 ТТ: упр.53 | ||
20 | Обзорный урок по теме «Натуральные числа» | - использовать позиционный характер записи чисел в десятичной системе в ходе решения задач; - читать и записывать натуральные числа; - сравнивать и упорядочивать числа; - изображать числа точками на координатной прямой; - округлять натуральные числа; - решать комбинаторные задачи с помощью перебора всех возможных вариантов | У: с.42 «Подведём итоги» ТТ: с.25, тест | |
21 | Контрольная работа №1 «Натуральные числа» | ТЭ: №1,2 | ||
Глава 3. Действия с натуральными числами (21 час) | ||||
П.9. Сложение и вычитание (3 часа) | ||||
22 | Сложение натуральных чисел. Свойства нуля при сложении. | - называть компоненты действий сложения и вычитания; -записывать с помощью букв свойства нуля при сложении и вычитании; -применять взаимосвязь сложения и вычитания для нахождения неизвестных компонентов этих действий, для самопроверки при выполнении вычислений; -находить ошибки и объяснять их; -использовать приемы прикидки и оценки суммы нескольких слагаемых, в том числе в практических ситуациях; -решать текстовые задачи на сложение и вычитание, анализировать и осмысливать условие задачи. | У: с.44 упр.122-127 ТТ: упр.59,60 | |
23 | Вычитание натуральных чисел как действие, обратное сложению. Свойства нуля при вычитании. | У: с.44-45 упр.128-132 ТТ:упр.63-65, 77-79 | ||
24 | Прикидка и оценка суммы. | У:с.45 упр.133-137 ТТ: упр.66, 80, 82, 83 | ||
П.10 Умножение и деление (4 часа) | ||||
25 | Умножение натуральных чисел. | - называть компоненты действий умножения и деления; -записывать с помощью букв свойства нуля и единицы при умножении и делении; -выполнять умножение и деление натуральных чисел; -применять взаимосвязь умножения и деления для нахождения неизвестных компонентов этих действий, для самопроверки при выполнении вычислений; -использовать приемы прикидки и оценки произведения нескольких множителей; -применять приемы самоконтроля при выполнении вычислений; -решать текстовые задачи на умножение и деление; -анализировать числовые последовательновсти, находить правила их конструирования. | У: с.48 упр.138-142 ТТ: упр.61, 67 | |
26 | Свойства нуля и единицы при умножении. | У: с.48-49 упр. 142-146 ТТ: упр.68, исследование № 79 | ||
27 | Деление натуральных чисел как действие, обратное умножению. | У: с.48-49 упр. 147-150 ТТ: упр. 69, 79 | ||
28 | Свойства нуля и единицы при умножении. | У: с.48-49 Упр.151-154 ТТ:исследование упр.83 | ||
П.11 Порядок действий в вычислениях (4 часа) | ||||
29 | Правила порядка действий. | -вычислять значения числовых выражений, содержащих действия разных ступеней, со скобками и без скобок; -оперировать математическими символами, действуя в соответствии с правилами записи математических выражений; -решать текстовые задачи арифметическим способом; -анализировать и осмысливать текст задачи; -осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию задачи. | У: с.52 упр.155-159 ТТ: упр.70 | |
30 | Вычисление значений числовых выражений. | У: с.52-53 Упр.160-165 ТТ: упр.71 | ||
31 | О смысле скобок: составление и запись числовых выражений. | У: с.52-53 Упр.166-170 | ||
32 | Решение задач. | У:с.52-53 Упр. 171-174 ТТ: исследование упр.80 | ||
П.12 Степень числа (3 часа) | ||||
33 | Возведение натурального числа в степень, квадрат и куб числа. | -оперировать символической записью степени числа, заменяя произведение степенью и степень произведением; -вычислять значения степеней, значения числовых выражений, содержащих квадраты и кубы натуральных чисел; -применять приемы прикидки и оценки квадратов и кубов натуральных чисел; -осуществлять самоконтроль при выполнении вычислений; Анализировать на основе числовых экспериментов закономерности в последовательностях цифр, которыми оканчиваются степени больших чисел. | У: с.56 упр.175-181 ТТ: упр.62, 72-73 | |
34 | Вычисление значений выражений, содержащих степени. | У: с.56-57 Упр.182-187 ТТ: 74-76 | ||
35 | Вычисление значений выражений, содержащих степени. | У: с.56-57 Упр.188-194 ТТ: исследование упр.81 | ||
П.13 Задачи на движение (4 часа) | ||||
36 | Движение в противоположных направлениях, скорость сближения, скорость удаления. | -решать текстовые задачи арифметическим способом, используя зависимость между скоростью, временем, расстоянием; -анализировать и осмысливать текст задачи; -моделировать условие с помощью схем и рисунков; -переформулировать условие; -строить логическую цепочку рассуждений; -критически оценивать полученный ответ; Осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. | У: с.60 упр.195-198 | |
37 | Движение в противоположных направлениях, скорость сближения, скорость удаления. | У:с.60 упр.199-205 | ||
38 | Движение по реке, скорость движения по течению, против течения. | У: с.61 упр.206-209 | ||
39 | Движение по реке, скорость движения по течению, против течения. | У: с.61 упр.210-212 | ||
Обобщение и систематизация знаний. Контроль. (3 часа) | ||||
40 | Обобщающий урок по теме «Действия с натуральными числами» | -вычислять значения числовых выражений; -называть компоненты арифметических действий; -находить неизвестные компоненты действий; -записывать в буквенной форме свойства нуля и единицы при сложении и вычитании, умножении и делении; -называть основание и показатель степени; Исследовать закономерности, связанные с определением последней цифры степени. | У: с.64 «Подведем итоги» | |
41 | Действия с натуральными числами. Подведение итогов. | ТТ: с.38 тест | ||
42 | Контрольная работа № 2 | ТЭ: с.14-19 работа № 1,2 | ||
Глава 4. Использование свойств действий при вычислениях (10 часов) | ||||
П.14. свойства сложения и умножения. (2 часа) | ||||
43 | Переместительное и сочетательное свойства. | -записывать с помощью букв переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения; -формулировать правила преобразования числовых выражений на основе свойств сложения и умножения; -анализировать и рассуждать в ходе исследования числовых закономерностей. | У: с.66 упр.213-218 ТТ: упр.84, 85,87(а,б) | |
44 | Удобные вычисления | У:с.66-67 Упр.218-225 ТТ: упр.88(а,б) 89, исследование № 90. | ||
П.15 Умножение и деление (3 часа) | ||||
45 | Распределительное свойство умножения относительно сложения. | -обсуждать возможность вычисления площади прямоугольника, составленного из двух прямоугольников, разными способами; -записывать распределительное свойство умножения относительно сложения с помощью букв; -формулировать и применять правило вынесения общего множителя за скобки и выполнять обратное преобразование; -участвовать в обсуждении возможных ошибок в цепочке преобразования. | У: с.70-71 упр.227-231 ТТ:упр.84,85 | |
46 | Примеры вычислений с использованием распределительного свойства. | У: с.70-71 Упр.232-237 ТТ:упр.87(в) | ||
47 | Умножение и деление. Решение упражнений. | У: с.70-71 Упр.238-243 ТТ: упр.88(в), исследование № 91 | ||
П.16. Решение задач (3 часа) | ||||
48 | Задачи на части. | -анализировать и осмысливать текст задачи; -извлекать необходимую информацию; -решать задачи на части и на уравнивание по предложенному плану; -планировать ход решения задачи арифметическим способом; -оценивать полученный ответ. | У: с.74-75 упр.244-249 ТТ: упр.86 | |
49 | Задачи на уравнивание. | У:с.74-75 Упр.250-255 | ||
50 | Решение задач на части и уравнивание. | У: упр 256-262 | ||
Обобщение и систематизация знаний. Контроль. (2 часа) | ||||
51 | Обобщающий урок по теме: «Использование свойств действий при вычислениях» | -группировать слагаемые в сумме и множители в произведении; -раскрывать скобки в произведении и выносить в сумме общий множитель за скобки; -решать задачи на части, на уравнивание | У: с.78 «Подведем итоги» ТТ: тест | |
52 | Контрольная работа №3 | ТЭ:с.18-25 работы № 1, 2 | ||
Глава 5. Углы и многоугольники (9 часов) | ||||
П.17 Как обозначают и сравнивают углы (2 часа) | ||||
53 | Угол. Биссектриса угла. | -распознавать на чертежах, рисунках и моделях углы; -распознавать прямой, развернутый, острый, тупой угол; -изображать углы от руки и с использованием чертежных инструментов на нелинованной и клетчатой бумаге; -распознавать, моделировать биссектрису угла. | У: с.80 упр. 263-268, исследование № 276 ТТ: №92 | |
54 | Виды углов. | У: с.81, упр. 269-275, ТТ: № 96-99 | ||
П.18 Измерение углов (3 часа) | ||||
55 | Величины углов. | -распознавать на чертежах, рисунках, и моделях прямые, острые, тупые и развернутые углы; -измерять с помощью транспортира и сравнивать величины углов; -строить углы заданной величины с помощью транспортира; -решать задачи на нахождение градусной меры углов. | У: с.84, упр. 277-281, исследование № 293 | |
56 | Как измерить величину угла. | У:с.84-85, упр.282-286 ТТ: упр.93, 94, 100-105, исследование № 116-118 | ||
57 | Построение угла заданной величины. | У: с.85, упр.287-292 ТТ: упр. 122, 124, 125, Исследование № 121, 123 | ||
П.19. Многоугольники (2 часа) | ||||
58 | Многоугольники. Периметр многоугольника. | -распознавать многоугольники на чертежах, рисунках; -находить их аналогично в окружающем мире; -моделировать многоугольники, используя бумагу, проволоку и др.; -измерять длины сторон и величины углов многоугольников; -конструировать алгоритм воспроизведения рисунков, построенных из многоугольников. | У: с.88-89, упр.294-299, ТТ: упр.95, 109-112, исследование № 126-127 | |
59 | Диагональ многоугольника. Выпуклые многоугольники. | У: с.89 упр.300-302, 304-308, исследование № 303 ТТ: упр.113-115, исследование №128 | ||
Обобщение и систематизация знаний. Контроль. (2 часа) | ||||
60 | Обобщающий урок по теме: «Углы и многоугольники» | -моделировать многоугольники, используя бумагу, проволоку и др.; -распознавать прямые, острые, тупые углы многоугольников; -изображать многоугольники; -определять число диагоналей многоугольника; -использовать терминологию, связанную с многоугольниками. | У: с.92 «Подведем итоги» ТТ: с.54 тест | |
61 | Контрольная работа № 4 | ТЭ: с.26-29 работы № 1, 2 | ||
Темы проектных работ: «Геометрия циферблата часов со стрелками» (или «Углы между стрелками часов»), «Многоугольники в окружающем мире». | ||||
Глава 6. Делимость чисел (16 часов) | ||||
П.20. Делители и кратные (3 часа) | ||||
62 | Делители числа. | -формулировать определения понятий «делитель» и «кратное» числа; -находить наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное двух чисел; -использовать соответствующие обозначения; -решать текстовые задачи, связанные с делимостью чисел. | У: с.94 упр.309-313, исследование № 329 | |
63 | Кратные числа. | У: с.95 упр.314-320 ТТ: упр. 129, 133 | ||
64 | Делители и кратные числа. | У: с.94-95 Упр. 321-328 ТТ: упр. 134-136 | ||
П.21. Простые и составные числа (3 часа) | ||||
65 | Числа простые, составные и число 1. | -формулировать определения простого и составного числа; -приводить примеры простых и составных чисел; -выполнять разложение числа на простые множители; -находить простые числа воспользовавшись «решетом Эратосфена» по предложенному плану; -использовать таблицу простых чисел; -проводить несложные исследования, опираясь на числовые эксперименты (в том числе с помощью компьютера). | У: с. 98 упр.330-336 ТТ: упр.130 Исследование № 139 | |
66 | Решето Эратосфена. | У: с.99 упр.338-343 Исследование № 337 ТТ: упр.131 исследование № 141 | ||
67 | Простые и составные числа. | У: с.98-99, Упр.345-348 Исследование № 349 | ||
П.22. Делимость суммы и произведения (2 часа) | ||||
68 | Делимость произведения. | -формулировать свойства делимости суммы и произведения; -доказывать утверждения, обращаясь к соответствующим формулировкам; -конструировать математические утверждения с помощью связки «если…, то…»; -использовать термин «конртрпример»; -опровергать утверждение общего характера с помощью контрпримера. | У: с.102 упр.350-359 Исследование № 370 | |
69 | Делимость суммы. Контрпример. | У: с.102-103 упр.360-369 | ||
П.23. Признаки делимости (3 часа) | ||||
70 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2. | -формулировать признаки делимости на 2, на 5, на 10, на 3, на 9; - конструировать математические утверждения с помощью связки «если…, то…», объединять два утверждения в одно, используя словосочетание «в том и только том». | У: с.106-107, упр.371-373 исследование № 385 ТТ: упр.132 | |
71 | Признаки делимости на 9 и на 3. | У: с.107, упр.374-379 ТТ: упр.137 | ||
72 | Признаки делимости. | У: с.106-107, упр.380-384, исследование № 386 | ||
П. 24. Деление с остатком (3 часа) | ||||
73 | Примеры деления чисел с остатком. | -выполнять деление с остатком при решении текстовых задач; -классифицировать натуральные числа (четные и нечетные, по остаткам от деления на 3, на 5 и т.п.) | У: с.110 упр.387-394 Исследование № 395,396 ТТ: упр.138 | |
74 | Остатки от деления | У: с.111 упр.399-402, Исследование № 397, 403 | ||
75 | Деление с остатком. | У: с.110-111, исследование № 397, 398, ТТ: исследование № 140, 142 | ||
Обобщение и систематизация знаний. Контроль. (2 часа) | ||||
76 | Обобщающий урок по теме: «Делимость чисел» | -применять понятия, связанные с делимостью натуральных чисел; -использовать свойства и признаки делимости; Доказывать и опровергать с помощью контрпримеров утверждения о делимости чисел; -решать задачи на деление с остатком. | У: с.114 «Подведем итоги» ТТ: с.61 тест | |
77 | Контрольная работа № 5 | ТЭ: с.30-35 работы № 1, 2 | ||
Глава 7. Треугольники и четырехугольники (10 часов) | ||||
П. 25. Треугольники и их виды (2 часа) | ||||
78 | Классификация треугольников по сторонам. Равнобедренный треугольник. | -распознавать треугольники на чертежах и рисунках; -изображать треугольники от руки и с использованием чертежных инструментов, на нелинованной и клетчатой бумаге; -исследовать свойства треугольников путем эксперимента, наблюдения, измерения, моделирования, в том числе, с использованием компьютера; -распознавать равнобедренные и равносторонние треугольники; -использовать терминологию, связанную с треугольниками; | У: с.116-117, упр.404-414, исследование № 415 ТТ: упр.143, 147, 148 Исследование № 167, 169-171 | |
79 | Классификация треугольников по углам. | У: с.117 упр.416-418, исследование №415 ТТ: 165, 168, 176, 177 Исследование № 172, 173 | ||
П.26. Прямоугольники (2 часа) | ||||
80 | Прямоугольник. Квадрат. Построение прямоугольника. Периметр прямоугольника. | -распознавать прямоугольники на чертежах и рисунках; -формулировать определение прямоугольника; -изображать прямоугольники от руки, на нелинованной и клетчатой бумаге; -находить периметр прямоугольника; -исследовать свойства прямоугольников путем эксперимента, наблюдения, моделирования, в том числе с использованием компьютерных программ; -сравнивать свойства квадрата и прямоугольника общего вида; -объяснять на примерах, опровергать с помощью контрпримеров утверждения о свойствах прямоугольников. | У: с.120-121 упр.419-428 ТТ:упр.149-151 | |
81 | Диагонали прямоугольника. | У:с.121 упр.429-432 ТТ: упр. 175 исследование № 163 | ||
П. 27. Равенство фигур (2 часа) | ||||
82 | Равные фигуры. | -распознавать равные фигуры; -изображать равные фигуры; -разбивать фигуры на равные части, складывать фигуры из равных частей; -формулировать признаки равенства отрезков, углов, прямоугольников, окружностей; -конструировать орнаменты и паркеты. | У: с. 124-125 упр. 433-440 ТТ: упр.152, 153 | |
83 | Признаки равенства. | У: с.125 упр.441-446 ТТ: 174 Исследование № 161, 162 | ||
П. 28. Площадь прямоугольника (2 часа) | ||||
84 | Площадь фигуры. Площадь прямоугольника. | -вычислять площади квадратов, прямоугольников по соответствующим правилам и формулам; -моделировать фигуры заданной площади, фигуры, равные по площади; -моделировать единицы измерения площади; -выражать одни единицы измерения площади через другие; -вычислять площади фигур, составленных из прямоугольников. | У: с.128, упр.447-454 Исследование № 462 ТТ:упр.146 исследование № 164, 165 | |
85 | Площадь прямоугольника. Площадь арены цирка. | У: с.128-129, упр.455-461 ТТ: упр.154-159 исследование № 165,166 | ||
Обобщение и систематизация знаний. Контроль. (2 часа) | ||||
86 | Обобщающий урок по теме: «Треугольники и четырехугольники» | -распознавать треугольники, прямоугольники на чертежах и рисунках; -изображать треугольники, прямоугольники с помощью инструментов и от руки; -находить периметр треугольники, прямоугольники; -решать задачи на нахождение периметров и площадей квадратов и прямоугольников; -конструировать алгоритм воспроизведения рисунков, построенных из треугольников, прямоугольников; -конструировать орнаменты, в том числе, с использованием компьютерных программ. | У: с.132«Подведем итоги» ТТ: с.74 тест | |
87 | Контрольная работа № 5 | ТЭ: с.36-39 работы № 1, 2 | ||
Глава 8. Дроби (19 часов) | ||||
П. 29. Доли и дроби (6 часов) | ||||
88 | Деление целого на доли. | -моделировать в графической, предметной форме доли и дроби; -оперировать математическими символами; -называть числитель и знаменатель обыкновенной дроби, объяснять их содержательный смысл; -отмечать дроби точками на координатной прямой; -находить координаты точек, отмеченных на координатной прямой; -решать текстовые задачи с опорой на смысл понятия дроби. | У:с.134, упр.463-467 ТТ: упр.176, 180-183 исследование № 180 | |
89 | Что такое дробь. | У: с. 134, упр. 468-473 ТТ: упр.184-188 исследование № 204 | ||
90 | Правильные и неправильные дроби. | У:с.135 упр.474-479 ТТ:189-191 исследование № 205 | ||
91 | Изображение дробей точками на координатной прямой. | У: с. 135, упр.480-483 ТТ: упр.192-195 | ||
92 | Задачи на дроби. | У: с.134-135 упр.485-490 | ||
93 | Решение упражнений по теме «Дроби». | У: с. 134-135 ЗТ: упр. 246-275 | ||
П.30. Основное свойство дроби (5 часов) | ||||
94 | Равные дроби. Основное свойство дроби. | -формулировать основное свойство дроби и записывать его с помощью букв; -моделировать в графической форме и с помощью координатной прямой отношение равенств дробей; -применять основное свойство дроби к преобразованию дробей; -находить ошибки при сокращении дробей или приведении их к новому знаменателю и объяснять их; -анализировать числовые закономерности, связанные с обыкновенными дробями. -применять дроби и основное свойство дроби при выражении единиц измерения величин в более крупных единицах. | У: с. 140-141, упр.491,492 ТТ: упр.179, 196 | |
95 | Приведение дроби к новому знаменателю. | У: с. 140-141, упр.493-495 ТТ: упр.197, 198 | ||
96 | Сокращение дроби. | У: с.141, упр.496-500 исследование № 206 | ||
97 | Сокращение дроби. Работа с величинами. | У: с.141упр.501-505 | ||
98 | Основное свойство дроби. Решаем задачи. | У: с.140-141, упр.506-508 | ||
П.31. Сравнение дробей (4 часа) | ||||
99 | Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями. | -моделировать с помощью координатной прямой отношения «больше», «меньше» для обыкновенных дробей; -сравнивать дроби с равными знаменателями; -применять различные приемы сравнения дробей с разными знаменателями; -находить способы решения задач, связанных с упорядочиванием и сравнением дробей. | У: с. 144 упр.509-511 ТТ: упр. 199 исследование № 206 | |
100 | Приведение дробей к общему знаменателю. | У: с. 144-145, упр.512 ТТ:упр.200 | ||
101 | Сравнение дробей с разными знаменателями. | У: с.146-147, упр.513-518 ТТ: упр.211 | ||
102 | Некоторые другие приемы сравнения дробей. | У: с.144-147, упр. 519-525 ТТ:упр.212 | ||
П.32. Натуральные числа и дроби (2 часа) | ||||
103 | Деление и дроби. | - моделировать в графической и предметной форме существование частного для любых двух натуральных чисел; -оперировать символьными формами: записывать результат деления натуральных чисел в виде дроби; -решать текстовые задачи. | У: с.150, упр. 526-531 ТТ: упр.201-203 исследование № 206 | |
104 | Представление натуральных чисел дробями. | У: с. 150-151, упр.532-543 ТТ: упр. 211, 212 | ||
Обобщение и систематизация знаний. Контроль. (2 часа) | ||||
105 | Обобщающий урок по теме: «Дроби». | У: с.154 «Подведем итоги» ТТ: с.89 тест | ||
106 | Контрольная работа № 6 | ТЭ: с.40-45 работы № 1, 2 | ||
Глава 9. Действия с дробями (35 часов) | ||||
П.33. Сложение и вычитание дробей (6 часов) | ||||
107 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | -моделировать сложение и вычитание дробей с помощью реальных объектов, рисунков, схем; -формулировать и записывать с помощью букв правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; -выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми и с разными знаменателями, используя навыки преобразования дробей; -применять свойства сложения для рационализации вычислений; -решать текстовые задачи, содержащие дробные данные. | У: с.156-157, упр.544, ТТ: упр.213 | |
108 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | У: с.156-157, упр. 545, ТТ: упр.216 | ||
109 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | У: с. 157, упр. 546,547, ТТ: упр.217 | ||
110 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | У: с.157, упр.548-550 ТТ: упр. 218 | ||
111 | Решаем задачи. | У: с.156-157, упр. 554-556, ТТ: упр.218 | ||
112 | Сложение и вычитание дробей. | У: с.156-157, упр.551-553, 557, 558 | ||
П.34. Сложение и вычитание смешанных дробей (6 часов) | ||||
113 | Смешанная дробь. | -объяснять прием выделения целой части из неправильной дроби, представления смешанной дроби в виде неправильной; -выполнять соответствующие записи; -комментировать ход вычисления; -использовать приемы проверки результата вычисления; -исследовать числовые закономерности. | У: с.160, упр.559-562 ТТ: упр. 220 | |
114 | Выделение целой части из неправильной дроби и представление смешанной дроби в виде неправильной. | У: с.160-161 упр.563-565, исследование № 578 ТТ: упр.221 | ||
115 | Выделение целой части из неправильной дроби и представление смешанной дроби в виде неправильной. | У: с.160-161, упр.566-569 ТТ: упр.222, исследование № 225 | ||
116 | Сложение смешанных дробей. | У: с.161 упр. 570-575, исследование № 588 ТТ: упр. 223 | ||
117 | Вычитание смешанных дробей. | У: с. 161 упр.579-587, исследование № 589 ТТ: исследование № 225, 226 | ||
118 | Сложение и вычитание смешанных дробей. | У: с. 160-161, упр. 576-578, 588-591. | ||
П.35. Умножение дробей (5 часов) | ||||
119 | Правило умножения дробей. | -формулировать и записывать с помощью букв правило умножения дробей; -выполнять умножение дробей, умножение дроби на натуральное число и на смешанную дробь; -вычислять значения числовых выражений, содержащих дроби; -применять свойства умножения для рационализации вычислений; -проводить несложные исследования; -решать текстовые задачи, содержащие дробные выражения. | У:с.166-167, упр. 592-594 | |
120 | Умножение дроби на натуральное число и на смешанную дробь. | У: с.167, упр. 595-599, ТТ: исследование № 227 | ||
121 | Разные действия с дробями. | У: с. 166-167, упр. 600-603 | ||
122 | Решение задач. | У: с. 167, упр.606-609 Исследование № 611 | ||
123 | Умножение дробей. | У: с. 166-167, упр. 604, 605, 610 | ||
П. 36. Деление дробей (6 часов) | ||||
124 | Взаимно обратные дроби. | -формулировать и записывать с помощью букв свойство взаимно обратных дробей, правило деления дробей; -выполнять деление дробей, деление на натуральное число и на оборот, деление дроби на смешанную дробь и наоборот; -решать текстовые задачи, содержащие дробные данные; -интерпретировать ответ задачи в соответствии с поставленным вопросом. | У: с.170, упр. 612, 613 ТТ: упр.215 | |
125 | Правило деления дробей. | У: с.170-171, упр.614-622 ТТ: упр.224 | ||
126 | Деление дробей. | У: с.170-171, упр 623-629 | ||
127 | Разные действия с дробями. | У: с.170-171, упр.630-635 | ||
128 | Решение задач. | У: с. 170-171, упр. 636-641. ТТ: исследование № 228 | ||
129 | Решение задач. | У: с.171, упр. 642-646, исследование № 634. | ||
П.37. Нахождение части целого и целого по его части (5 часов) | ||||
130 | Нахождение части целого. | -моделировать условие текстовой задачи с помощью рисунка; -строить логическую цепочку рассуждений; -устанавливать соответствие между математическим выражением и его текстовым описанием; -решать задачи на нахождение части целого и целого по его части. | У: с.176, упр.647, 648 | |
131 | Нахождение части целого. | У: с. 176, упр.649, 653 | ||
132 | Нахождение целого по его части. | У: с. 176-177, упр. 650 | ||
133 | Нахождение целого по его части. | У: с.176-177, упр. 651, 652 | ||
134 | Нахождение части целого и нахождение целого по его части. Разные задачи. | У: с. 176-177, упр. 654-656 | ||
П.38. Задачи на совместную работу (4 часа) | ||||
135 | Решаем знакомую задачу. | -решать задачи на совместную работу; -использовать прием решения задач на совместную работу для решения задач на движение. | У: с. 180-181, упр.657-661 | |
136 | Задачи на совместную работу. | У: с. 180-181, упр. 662-665 | ||
137 | Задачи на движение. | У: с.181, упр.666, 667, 669. | ||
138 | Задачи на движение. | У: с. 181, упр. 668, 670-672 | ||
Обобщение и систематизация знаний. Контроль. (3 часа) | ||||
139 | Обобщающий урок по теме: «Действия с дробями». | -вычислять значения числовых выражений, содержащих дроби; -применять свойства арифметических действий для рационализации вычислений; -решать текстовые задачи, содержащие дробные данные; -использовать приемы решения задач на нахождение части целого и целого по его части. | У: с.184 «Подведем итоги» | |
140 | Подведение итогов по теме «Действия с дробями» | ТТ: с.89 тест | ||
141 | Контрольная работа № 6 | ТЭ: с.40-45 работы № 1, 2 | ||
Глава 10. Многогранники (11 часов) | ||||
П.39. Геометрические тела (2 часа) | ||||
142 | Геометрические тела. Многогранники. | -распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире многогранники; -читать проекционные изображения пространственных тел: распознавать видимые и невидимые ребра, грани, вершины; -копировать многогранники, изображенные на клетчатой бумаге; -осуществлять самоконтроль; -моделировать многогранники, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. | У: с.186-187, упр. 673-680 ТТ: упр.229, 232-234 | |
143 | Изображение пространственных фигур. | У: с. 187, упр.681-682, исследование № 683 ТТ: 235-237, 239 | ||
П.40. Параллелепипед и пирамида (3 часа) | ||||
144 | Параллелепипед, куб. Пирамида. | -распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире параллелепипед и пирамиду; -называть пирамиды; -копировать пирамиды и параллелепипеды, изображенные на клетчатой бумаге -исследовать свойства пирамиды и параллелепипеды, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование; -моделировать , используя бумагу, пластилин, проволоку и др. -описывать свойства, используя терминологию; -формулировать утверждения о свойствах параллелепипеда, пирамиды; -опровергать утверждения с помощью контрпримеров. | У: с.190-191,упр.684-687 ТТ: упр.230, 231, 240-242, исследование № 249, 250 | |
145 | Пирамида. Изображение пирамиды и параллелепипеда. | У: 190-191, упр.688-693, ТТ: упр.243-245, 255 исследование № 251, 252 | ||
146 | Параллелепипед и пирамида. Измерения параллелепипеда. | У: с. 190-191 упр.694-699, ТТ: упр.257-261, исследование № 254. | ||
П.41. Объем параллелепипеда (2 часа) | ||||
147 | Единицы объема. | -моделировать параллелепипеды из единичных кубов; -вычислять объемы параллелепипедов, кубов по соответствующим правилам и формулам; -моделировать единицы измерения объема; -выражать одни единицы измерения объема чарез другие; -выполнять практоко0ориентированные задания на нахождение объемов объектов, имеющих форму параллелепипеда. | У: с.194-195, упр.700-702, 709-712 | |
148 | Объем прямоугольного параллелепипеда. | У: с. 194-195, Упр. 703-708 ТТ: упр.253 | ||
П. 42. Развертки (2 часа) | ||||
149 | Что такое развертка. | - распознавать развертки куба, параллелепипеда, пирамиды; -изображать развертки на клетчатой бумаге; -моделировать параллелепипед, пирамиду из разверток; -исследовать развертки куба, особенности расположения отдельных ее частей, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование; -использовать компьютерное моделирование и эксперимент для изучения свойств разверток. | У: с.198-199, упр. 713-719, ТТ: 246, 247 | |
150 | Развертка прямоугольного параллелепипеда и пирамиды. | У: с.198-199, упр.720-722 ТТ: упр.248 исследование № 262 | ||
Обобщение и систематизация знаний. Контроль. (2 часа) | ||||
151 | Обобщающий урок по теме: «Многогранники». | -распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире многогранники; -выделять видимые и невидимые грани, ребра; -изображать их на клетчатой бумаге, моделировать, используя бумагу, пластилин, проволоку, и др. -использовать компьютерное моделирование и эксперимент для изучения свойств пространственных тел. | У: с.202 «Подведем итоги» ТТ: с.113тест | |
152 | Контрольная работа № 7 | ТЭ: с.58-63 работы № 1, 2 | ||
Глава 11. Таблицы и диаграммы (9 часов) | ||||
П.43. Чтение и составление таблиц (3 часа) | ||||
153 | Как устроены таблицы. Чтение таблиц. | -знакомиться с различными видами таблиц; -анализировать готовые таблицы; -сравнивать между собой представленные в таблицах данные из реальной практики; -заполнять простые таблицы, исследуя инструкцию. | У: с. 204, упр.723-725 ТТ: упр. 263, 264,. | |
154 | Как составлять таблицы. Составление таблиц. | У: с. 204-205, упр. 727, 728 ТТ: упр. 269, 271, исследование № 272 | ||
155 | Чтение и составление таблиц. | У: с. 204-205 Упр. 726, 728 ТТ: упр. 266, 277 | ||
П.44. Диаграммы (2 часа) | ||||
156 | Столбчатые диаграммы, чтение и построение диаграмм. | -знакомиться с такими видами диаграмм, как столбчатые и круговые; -анализировать готовые диаграммы; -сравнивать между собой представленные на диаграммах данные, характеризующие некоторое реальное явление или процесс; -строить в несложных случаях простые столбчатые диаграммы, следуя образцу. | У: с.208-209, упр.729-732 ТТ: упр.265, 267. | |
157 | Круговые диаграммы, чтение круговых диаграмм. | У: с. 208-209, упр.733-734, ТТ: упр.268, 269 | ||
П.45. Опрос общественного мнения (2 часа) | ||||
158 | Примеры общественного мнения. Сбор и представление информации. | -знакомиться с примерами опроса общественного мнения и простейшими способами представления данных; -проводить несложные исследования общественного мнения, связанные с жизнью школы, внешкольными занятиями; -формулировать вопросы, выполнять сбор информации. | У: с. 212-213, упр.235-237, ТТ: упр. 270, исследование № 273 | |
159 | Сбор и представление информации. | У: с. 212-213, упр.738, 739 ТТ: упр.280 исследование № 274 | ||
Обобщение и систематизация знаний. Контроль. (2 часа) | ||||
160 | Обобщающий урок по теме: «Таблицы и диаграммы». | -анализировать данные опросов общественного мнения, представленные в таблицах и на диаграммах; -строить столбчатые диаграммы. | У: с.216 «Подведем итоги» | |
161 | Контрольная работа № 8 | ТЭ: с.62-65 работы № 1, 2 | ||
Повторение и итоговый контроль (9 часов) | ||||
162 | Натуральные числа | ТТ: итоговые работы за год № 1, № 2 с.72-77 | ||
163 | Углы и многоугольники | |||
164 | Делимость чисел | |||
165 | Треугольники и четырехугольники | |||
166 | Дроби | |||
167 | Действия с дробями | |||
168 | Действия с дробями | |||
169 | Многогранники | |||
170 | Итоговая контрольная работа |
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Перечень изданий учебно-методических комплектов «Сферы»
по математике для 5-6 классов
5 класс
- Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./ Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б.Суворова и др. – М.: Просвещение, 2010.
- Электронное приложение к учебнику. – М.: Просвещение, 2010 .
- Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажёр. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др. – М.: Просвещение, 2010.
- Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажёр. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др. – М.: Просвещение, 2010.
- Сафонова Н.В. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-экзаменатор. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2010.
- Кузнецова Л.В. Математика. Поурочное тематическое планирование 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений./ Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева , Л.О. Рослова и др. – М.: Просвещение, 2010.
6 класс
- Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./ Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др. – М.: Просвещение, 2010.
- Электронное приложение к учебнику. – М.: Просвещение, 2011 .
- Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажёр. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др. – М.: Просвещение, 2010.
- Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др. – М.: Просвещение, 2010.
- Кузнецова Л.В.. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-экзаменатор. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова и др. – М.: Просвещение, 2010.
- Кузнецова Л.В. Математика. Поурочное тематическое планирование 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений./ Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова и др. – М.: Просвещение, 2011.
Рекомендации по оснащению учебного процесса
Оснащение процесса обучения математике обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно- коммуникативными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, учебно-практическими средствами обучения, учебно-лабораторным оборудованием.
Технические средства обучения:
- мультимедийный компьютер;
- мультимедиапроектор;
- экран (на штативе или навесной);
- интерактивная доска.
Информационные средства:
- коллекция медиаресурсов,
- электронные базы данных;
- интернет.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
- доска магнитная с координатной сеткой;
- комплект чертёжных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30), угольник (45,45), циркуль;
- комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационный и раздаточный);
- комплекты для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин).
Печатные пособия:
- таблицы по математике для 5-6 классов;
- портреты выдающихся деятелей математики.
Сайт интернет-поддержки УМК «Сферы» : www.spheres.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по математике 5 класс.
на 2012-2013 г....
Рабочая учебная программа по математике 5 класс на 2013-2014 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе авторской программой основного общего образования по математике: «Программа. Планирование учеб...
Рабочая учебная программа по математике для 10 класса
Рабочая программа по математике 10 класса разработана на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов (Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089) и пр...
Рабочая учебная программа по математике для 10 класса
Рабочая программа по математике 10 класса разработана на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов (Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089) и пр...
Рабочая учебная программа по математике для 11 класса
Рабочая программа по математике 11 класса разработана на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов (Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089) и примерной программы по...
Рабочая учебная программа по математике для 5 класса
В данной программе содержится поясни тельная записка, тематический план, тематическое планирование, список литературы и интернет-ресурсов....
Рабочая учебная программа по математике, 6 класс
Данная рабочая программа по математике для 6 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта...