«В математике всегда живет поэт»
методическая разработка по алгебре по теме
Внеклассная разработка по математике, предназначенная для учащихся 5-11 классов, приводит всех участников к выводу, что математики - это не бездушные, сухие люди, а, наоборот, духовно развитые, поэтические натуры. В работе помещены стихи учеников и учителей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Кинель Самарской области
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для учащихся 5 – 11 классов
«В математике всегда живет поэт»
Авторы: Логинова Н.А. – учитель математики МОУ СОШ №2
Шакирова Е.И. – учитель математики МОУ СОШ №2
Кинель, 2011г.
Цель внеклассного мероприятия:
- повысить интерес школьников к изучению предмета;
- обогатить кругозор учащихся;
- вызвать положительные эмоции;
4. ознакомить учащихся с историко–биографическими сведениями из жизни великих математиков и их с литературным творчеством: Омара Хайяма (Гияс-ад-Дин Абуль Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нитапури), Ковалевской Софьи Васильевны.
5. подвести учащихся к выводу, что математики – это не сухие, скучные, строгие, а наоборот – душевные, думающие, талантливые в различных областях люди.
Форма проведения: математическая гостиная.
Место проведения: школьный актовый зал.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайдовая презентация, мебель для гостиной 19 века, чайханы 11 века, костюмы для участников, соответствующие эпохе.
Музыкальное сопровождение: Г. Свиридов «Вальс».
Содержание:
- Открытие. Вступительное слово.
- Часть I – Омар Хайям – поэт и великий математик.
- Часть II – Софья Васильевна Ковалевская – великий математик и поэт.
- Часть III – Поэтическое творчество учителей математики и учащихся МОУ СОШ № 2.
- Заключение.
Сценарий математической гостиной
«В математике всегда живет поэт»
Открытие. Вступительное слово учителя.
Все знают, что математика – серьезная наука, и это верно, и занимаются ею очень серьезные люди. Но это не означает, что ученые математики – скучные и неэмоциональные люди. Наоборот, человек талантливый в области математики, то он и талантлив и в других прямопротивоположных по нашим представлениям областях: литературе, живописи. Сегодня наш рассказ о таких ученых
Часть I.
Звучит музыка. На сцене 3 столика, чайхана, сидит несколько человек. На экране слайд №1 (человек с книгой). На сцену выходит в таджикском халате, чалме с книгой и пером ученик – Омар Хайям со словами:
«Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.»
Ведущий 1: Омар Хайям - всемирно известный классик персидско - таджикской поэзии, учёный, математик, астроном, поэт и философ. Полное имя - Гияс ад-Дин Абуль Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури. Омар Хайям прожил 75 лет. Родился в 1048 году в Нишапуре. Учился в Нишапуре, а затем в крупнейших центрах науки того времени: Балхе, Самарканде. Он автор величайшего трактата «О доказательствах задач алгебры и аллукабалы», он автор величайшего сборника стихов «Рубаи» (слад №2).
Выходит ведущий 2.
Ведущий 2: Уважаемый, мир Вам. Скажите, пожалуйста, кем Вы себя считаете: ученым или поэтом?
О.Х.: Нет однозначного ответа. Я – человек, Ученый и Поэт. Я с одинаковою страстью служу Науке и Музе, они захватывают меня целиком, полностью, они обогащают мой ум, возвышают мою душу. (Берет книгу):
«Жизнь пронесётся, как одно мгновенье,
Её цени, в ней черпай наслажденье.
Как проведёшь её, так и пройдёт.
Не забывай: она твоё творенье».
Ведущий 1: (слайд №3) Омар Хайям в 1074 г. возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане. В 1077 г. завершил работу над книгой «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида». В 1079 г. вместе с сотрудниками вводит в действие календарь. В последние годы 11 века меняется правитель Исфахана и обсерватория закрывается. Омар Хайям совершает паломничество в Мекку. В 1097 году работает врачом в Хорсане и пишет трактат на языке фарси «о всеобщности бытия». Он – мудрец, философ, любитель жизни, он – сатирик, критик. Он не раболепствует перед сильными мира сего.
Ведущий 2: «Я знаю этот вид напыщенных ослов:
Пусты, как барабан, а сколько громких слов!
Они рабы имён. Составь себе лишь имя,
И ползать пред тобой любой из них готов».
Ведущий 1: Творчество Омар Хайяма – удивительное явление в истории культуры народов Средней Азии и Ирана, всего человечества. Его открытия в области физики, математики, астрономии переведены на многие языки мира и имеют историческое значение. Его стихи «жалящие как змея» до сих пор покоряют своей предельной ёмкостью, лаконичностью, образностью, простотой изобразительных средств и гибким ритмом.
В глубине сцены, где чайхана, один из посетителей:
Дехканин1: Вы слышали, что сочинил Хайям? Я с удовольствием вам знание отдам.
Общаясь с дураком, не оберёшься срама,
Поэтому совет ты выслушай Хайяма:
Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,
Из рук же дурака не принимай бальзама.
Дехканин 2: Продолжу я его творенье, всего две строчки, но каких?!
В колыбели - младенец, покойник - в гробу:
Вот и всё, что известно про нашу судьбу.
Ведущий 2: Философия Омар Хайяма сближает его с гуманистами эпохи Возрождения («Цель творца и вершина творения - мы»). Он ненавидел и обличал существующие порядки, религиозные догмы и пороки, царившие в обществе. Однако часто Хайям впадал в пессимизм и фанатизм, что было широко распространено в средневековье и особенно на востоке. Этот мир считался временным и преходящим. Богословы и философы того времени придерживались того мнения, что вечную жизнь и блаженство можно найти только после смерти. Всё это не могло не найти своего отражения в творчестве Омар Хайяма.
Дехканин3: От безбожья до Бога - мгновенье одно.
От нуля до итога - мгновенье одно.
Береги драгоценное это мгновенье:
Жизнь - ни мало, ни много - мгновенье одно!
Дехканин 4: Всё пройдёт - и надежды зерно не взойдёт.
Всё что ты накопил - ни за грош пропадёт.
Если ты не поделишься вовремя с другом -
Всё твоё достоянье врагу отойдёт.
Ведущий 1: Как сообщают историки, в последние часы жизни Омар Хайям читал «Книгу исцеления» Ибн Сины (Авиценны). Он дошёл до раздела «О единстве и всеобщности» философского сочинения, положил на книгу зубочистку, встал, помолился и умер.
Дехканин 4: В сей мир едва ли снова попадём,
Своих друзей вторично не найдём.
Лови же миг! Ведь он не повторится,
Как ты и сам не повторишься в нём.
Ведущий 2: Омар Хайям прожил всего 75 лет, но он оставил потомкам богатейшее наследие как ученый и как поэт. Рубаи Омар Хайяма – классика средневековой восточной поэзии, которая и по сей день привлекает к себе всех ценителей мудрого слова. (Слайд № 4) Омару Хайяму поставлен памятник в Самарканде как выдающемуся философу, математику, астроному и классику персидско–таджикской поэзии. Его Рубаи – достояние каждого культурного человека.
Часть II.
Ведущий 1: (слайд № 5) В прошлом мало было ученых – женщин, еще меньше женщин-математиков. Сегодня мы хотим рассказать про Софью Ковалевскую, про ее жизнь как ученого-математика и прекрасного литератора. Софья Васильевна Ковалевская родилась в Москве 15 января 1850 года в семье генерала Василия Васильевича Корвин-Круковского. С математикой, ещё не зная её, Соня соприкоснулась рано. Из её воспоминаний мы узнаём об одном обстоятельстве, которое возбудило интерес девочки к этой науке. Семья Корвин-Круковских после выхода отца на пенсию поселилась в своём имении Палибино в Витебской области. Весь дом пришлось отделывать заново и все комнаты оклеивать новыми обоями, а так как комнат было много, то на одну из детских комнат обоев не хватило, выписывались обои их Петербурга, а это была целая история. Поэтому решили до удобного случая стену покрыть простой бумагой, а этой бумагой были листы лекции: математика Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении. Эти листы с непонятными формулами привлекали внимание девочки, Соня подолгу простаивала перед ними, пытаясь разобрать хотя бы отдельные фразы и найти тот порядок, в котором листы должны были следовать друг за другом. От долгого и ежедневного разглядывания формул, хотя они были непонятны, запечатлелись у Сони в памяти.
Ведущий 2: В 1866 году пятнадцатилетней девочкой она начала заниматься высшей математикой у известного преподавателя Александра Николаевича Страннолюбского.
Ведущий 1: У Страннолюбского Соня постигла основы высшей математики, её смысл, логику и красоту. Она ему доверила свой талант, своё будущее. В планы Сони также входило изучение физиологии, анатомии, физики, химии, астрологии. Страннолюбский, которым Соня восхищалась и с мнением, которого считалась, одобрял её стремление к широкому образованию. Стало ясно, что даже самые лучшие частные уроки не заменят систематический университетский курс. Соня хотела поступить в университет, но доступ женщинам во все русские университеты был закрыт. Высшее образование она могла получить только за границей.
Ведущий 2: Свое состояние она выражает в стихах
Если ты в жизни, хотя на мгновенье
Истину в сердце своём ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомненья
Ярким сияньем твой путь озарил:
Чтобы в решенье своём неизменном
Рок не назначил тебе впереди –
Память об этом мгновенье священном
Вечно храни, как святыню в груди.
Тучи сберутся громадой нестройной
Небо покроется чёрною мглой,
С ясной решимостью, с верой спокойной
Бурю, ты встреть и померься с грозой.
Ведущий 1: За границей она училась и в последствии работала в Берлинском университете имени Гумбольдта и в Стокгольмском университете. Одновременно она продолжала литературное творчество.
Ведущий 2: Она пишет романы «Нигилистка», «Воспоминания детства» и много стихов, в которых отражено ее мировоззрение.
Ведущий 1:
Лживые призраки, злые виденья
Сбить тебя будут пытаться с пути;
Против всех вражеских козней спасенье
В собственном сердце ты сможешь найти.
Если хранится в нем искра святая,
Ты всемогущ и всесилен, но знай,
Горе тебе, коль, врагам уступая,
Дашь ты похитить ее невзначай!
Ты знаешь в писанье суровое слово:
Прощенье замолит за все человек;
Но только за грех против духа святого
Прощения нет и не будет вовек.
Ведущий 2: В мае 1890 года Ковалевская в последний раз приехала в Россию. В конце января 1891 года Софья Васильевна сильно простуженная вернулась в Стокгольм. 10 февраля она скончалась от воспаления лёгких.
Ведущий 1: Фриц Леффлер посвятил ей стихи, отражающие отношение к ней мирового сообщества ученых – математиков того времени.
Душа из пламени и дум!
Пристал ли твой корабль воздушный
К стране, куда парил твой ум,
Призыву истины послушной?
Прощай! Тебя мы свято чтим,
Твой прах, в могиле оставляя,
Пусть шведская земля над ним
Лежит легко, не подавляя…
Прощай! Со славою твоей
Ты, навсегда расставшись с нами,
Жить будешь в памяти людей
С другими славными умами,
Покуда чудный звёздный свет
С небес на землю будет литься
И в сонме блещущих планет
Кольцо Сатурна не затмится…
Ведущий 2: Софья Васильевна Ковалевская – великий математик, малоизвестный прекрасный поэт.
Часть III.
Ведущий 2: Поэты – математики есть и в нашей школе. Они утверждают, что математика – это поэзия, в формулах, она возвеличивает душу, помогает преодолевать трудности. Предоставляем слово претендентам на медаль..
Заключительное слово учителя.
Сегодня Вы познакомились с двумя совершенно разными людьми разными поэтами, но одинаковыми по своему величию математики.
Приложение
- Атмосфера – ветер слышен.
Ладно мелом цифры пишем,
График чертим неумело,
Если в вкривь, то вновь за дело.
Больше нам терпенья и старанья,
Разберем мы все заданья.
Алгебра, ты кладезь званья!
(Автор: Кирсанова Александра 10 класс)
- Музыки чисел,
Арифметики счет,
Ты должен увидеть
Ее, распознать
Мудрость поможет,
А лень, позади,
Ты рядом с собой ее не веди!
И будет она все время с тобой,
Как будет она твоею мечтой.
А математика знай, управляет Землей!
(Автор: Пудовкина Мария 10 класс)
- В жизни математика нужна,
Математика – наук всех голова,
Интересная к тому же ведь она!
Решила в олимпиаде участие принять:
Ежикам делила сыр,
Числа искала.
И кто любит «Мандарин»
Среди голосовавших выясняла!
Еще и акростих я сочиняла,
Логику, смекалку применяла!
(Автор: Иралиева Малика 9 класс)
- А любишь решать примеры?
Ломать голову над задачей,
Где и как применять теоремы,
Еще следствия к ней в придачу?
Будь настойчивее, плакать не надо!
Решенье придет к тебе непременно,
А знаний багаж подрастет, несомненно!
(Автор: Зенина О.П. учитель математики)
- Математику я изучаю,
А потому я много знаю.
Тот, кто математику не знает,
Естественно, задачи не решает!
Математику быстрее познавай!
Анализируй, исследуй, рассуждай!
Тебе все это в жизни пригодится,
И помни, математика – царица,
Которую науки почитают,
А школьники, в стихах здесь прославляют!
(Автор: Зенина О.П. учитель математики)
- «Чудеса математики».
Математику любите,
С математикой дружите.
Знайте и не забывайте:
Математика нужна,
Математика важна.
Коль не любишь ты ее
И не жди ты от нее
Хоть и маленьких чудес,
Хоть и трудных, но развлекательных задач.
(Автор: Лебедева Полина 5 класс)
- «Плачущие ангелы».
Лето закончилось, осень пришла.
Ангел заплакал, и капля дождя
На землю упала, подумали мы,
Что это в небе вновь плачут они.
Плачущие ангелы,
Отчего, почему плачете вы?
Ангелы плачут – ревут небеса.
Ангелы плачут, и осень пришла.
(Автор: Миронова Анастасия 8 класс)
- «Формула».
Когда душа устанет
От сути бытия
Формула простая –
Помощница твоя.
В страну знакомых истин
С собою поведет
Душа твоя увидит,
Душа твоя поймет,
Что все же мир прекрасен,
И жить – то можно в нем,
По улицам истории
Тихонечко пройдем.
Вот Пифагора улица.
Ого, какой квартал,
Он истину из истин
На все века нам дал:
«Пифагоровы штаны
Вовсе стороны равны» ()
Смешно тебе немножко,
Но ведь надежней нет,
Она – свидетель многих
Школьников побед.
Процессу мирозданья
Ты бесконечно рад
Увидев вдруг на улице
Что Е равно .
Котангенс, синус, косинус
Тут дружно встали вряд.
Об отношеньях меж собою
Они все говорят.
И тангенс стоит рядом
Он им ведь не чужой.
Немножко вспоминает –
Что единица стала давным – давно родной.
()
Она их всех связала
Веревочкой одной.
В стране знакомых истин
Порядок и покой.
Душа стремится в небо,
Ну просто рвется ввысь,
Наверно мы там все же
Когда – то родились
И вглубь веков стремится
И хочет не спеша
Узнать, мимо чего, когда-то всуе она прошла.
Где философский камень?
Где жизни эликсир?
Ты формулу откроешь
И будет вечен мир.
(Автор: Логинова Н.А. учитель математики)
- Мамочка родная,
Песню детства спой.
Если бы ты знала,
Как легко с тобой.
Лишь к плечу прижмешься –
И ушла беда.
Было так с рожденья,
Было так всегда.
Я одно лишь знаю, грешная душа
Для тебя я – радость, вечно хороша.
И уходят тени, свету дав простор,
Рядышком с тобою чувствую святой.
Мамочка родная,
Песню детства спой,
Рядышком с тобою
Становлюсь святой.
(Автор: Логинова Н.А. учитель математики)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультфильм для знакомства с творчеством выдающегося композитора, математика и поэта эпохи барокко Алессандро Марчелло "Зеркало".
Мультфильм "Зеркало". Кстати, большое спасибо выдающемуся политику, одолжившему свой голос для мультфильма.Посмотреть его можно по гиперссылке - Мультфильм на YouTube. Использован знам...
Научно - исследовательская работа "Математика в творчестве двух великих поэтов"
Математика и поэзия. Что роднит их, казалось, на первой взгляд они такие разные… Ученым не чужда поэзия. Как показывает история науки, еще со времен пифагорейцев выдающиеся математики увлекались поэзи...

«Меня, поэта, ты всегда поймёшь…» (Урок – мастерская по сборнику Айсена Дойду «Соло для белого ангела»)
АЙСЕН ДОЙДУ (Сивцев Айсен Дмитриевич) — г.р. 1941. Старший сын писателя Суорун Омоллоона. Один из первых якутских стиляг. В 1968 г. окончил ВГИК (киноведческий факультет). Драматург, поэт, прозаик, ху...

Внеклассное занятие по профильному труду "Мастера всегда нужны, мастера всегда важны"
Актуализация знаний по профильному труду (с\х труд, швейное дело, столярное дело).Способствовие систематизации знаний по направлениям профильного обучения....

Сценарий исторического вечера «Нельзя быть математиком, не будучи в душе поэтом»
Исторический вечер можно провести в рамках недели математики среди учащихся 8-9 классов. Цель мероприятия: изучить некоторые страницы истории связанные с жизнью и деятельностью ученых – математи...

Сценарий физкультурного праздника "Пусть всегда будет Солнце! Пусть всегда будет лето!"
На праздник к детям придет Незнайка, который предложит детям поучаствовать в эстафетах, веселых играх, отгадать загадки, нарисовать на асфальте Солнышко или что-то красивое....