Приёмы решения уравнений четвёртой степени.
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме

Обронова Лариса Владиславовна

Работа содержит конспект урока и презентацию. Материал разработат для 9 профильного класса. Может быть полезени и учащимся общеобразовательных классов, а так же учащимся 10 и 11 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока алгебры в 9 классе с углубленным изучением математики.

Тема урока: «Способы решения уравнений. Обобщающее повторение»

Учитель математики МОУ СОШ №4 с УИОП г. Фрязино

Обронова Лариса Владиславовна

Цель урока:

  1. Развитие у школьников умения обобщать данные и делать выводы.
  2. Развитие логического мышления учащихся.
  3. Формирование  интереса к предмету.
  4. Воспитание умения работать в минигруппах.
  5. Повторение и углубление изученного материала.

Ход урока:

  1. Теоретический опрос класса: слайд 2

а)  сформулируйте определение уравнения;

б)  что значит решить уравнение? ( Найти его корни или показать, что их нет)

в)  сформулируйте определение корня уравнения.

г)  перечислите преобразования, приводящие данное уравнение к равносильному ему уравнению

д)  сколько корней может иметь линейное уравнение? Квадратное уравнение?

     2.   Решите устно уравнения: слайд 4

         а)  + 3х – 4 = 0;   + 6х – 7 = 0;   - 6х + 5 = 0;  101 - 153х +52= 0                           (сумма коэффициентов равна нулю, следовательно, один из корней равен 1, а второй   )

      б)  + 3х + 2 = 0;  - 9х – 10 = 0; 5  + 3х – 2 = 0                                                              (сумма первого и третьего коэффициентов равна второму, следовательно, один из корней – 1, а второй  -  )

       слайд 5  в)  + 6х + 9 = 0;   + 20х + 25 = 0; 0,16 + 0,88х + 1,21 = 0

(выделить полный квадрат)

         г)  + 8х + 20 =0;   +3х + 18 =0 (Д < 0 корней нет)

        д)  +  = 0;  ( + ( = 0

     

    слайд 6  Не выполняя  умножение, назовите коэффициент при х и свободный член трёхчлена, который получается после умножения данных двучленов:                                                         ( х – 4) (х  - 2)  -6;8            ( х – 13) (х  - 7)  -20;91;        ( х – 14) (х  + 2)  -12;-28;                                        ( х + 8) (х  - 2)  6; -16;       ( х + 9) (х  + 12) 21;10  ;        ( х – 10) (х  + 4) -6;-40 ;                                   ( х – 23) (х  +3) -20;-69 ;   ( х – 5) (х  -2) -7;10;               ( х + 12) (х  - 6) 6;-72.

       Выполните преобразование:   ;   ;  ; .                    Ответ: (  + 2 + ) ; (  - 2 + ); (4  + 8 + ) ; (  + 50 + )

  1. Перечислите способы решения уравнений, степени выше второй.
  • Разложение на множители
  • Введение новой переменной
  • Функционально - графический
  • Делители свободного члена (теорема Безу, схема Горнера, деление многочленов в столбик)
  1. Работа в группах. Для каждого из указанного уравнения укажите способ его решения. Уравнения решать не надо. (Уравнения записаны на листах и выданы каждой группе учащихся.)                                                                                                       + 7 - 8 = 0  ;   + 7 - 8 = 0  ;  ( – 5( - 24 = 0;                           3(- 10  10х = 48; (х +1)(х + 2)(х + 3)(х +4) = 0;  - 5 + 6 - 5х +1= 0; ( - 10(х – 4)(х + 3) = 0;   + 3 - 2 + х + 1=0  ;                                         - 5 + 2 - 5х=0;   - 4+ 4х  - 1= 0;  (х – 4)(= (х – 3)(
  2. Обсуждение способов решения уравнений.   Слайд 8                                                               Замена переменной

  + 7 - 8 = 0;   = у

   + 7 - 8 = 0;  = у

 ( – 5( - 24 = 0;   = у

3(- 10  10х = 48; 3(- 10(  х) = 48;  х = у

( - 10(х – 4)(х + 3) = 0; ( – 1 = 0;  = у

(х +1)(х + 2)(х + 3)(х +4) = 0; ()(= 0                                                       - 5 + 6 - 5х +1= 0 – возвратное уравнение, деление на ,

 + ) – 5(х + ) + 6 = 0,  замена  х +  = у,   + = - 2

      Разложение на множители                                                                                                           - 5 + 2 - 5х=0

   - 4+ 4х  - 1= 0;   - ( = 0

(х – 4)(= (х – 3)(

     Применение теории делимости

 + 3 - 2 + х + 1=0  теория делимости

  1. Физкультминутка для глаз.
  2. Историческая справка. Слайд 9

Обратить внимание, что все уравнения 4-ой степени. Решение уравнений четвёртой степени связано с именем итальянского математика  Лодовико Феррари. Лодовико Феррари родился 02.02.1522г. в Болонье в Италии. В возрасте 15 лет сделался учеником Кардано, бывшего в это время профессором математики в Миланском университете. Успехи Феррари в изучении физико-математических наук были так быстры, что в возрасте 18 лет от роду он уже оказался в состоянии занять кафедру математики в Миланском университете. Нашел способ решения алгебраических уравнений 4-й степени путем введения вспомогательной неизвестной, значение которой получается из кубического уравнения, составляемого по заданному уравнению (1545).  Умер в возрасте 43 лет в Болонье. Общий способ решения уравнений 4-ой степени называют – метод Феррари.

Формула, которую вывел Феррари, достаточно громоздка, поэтому и существуют специальные приёмы, о которых мы и говорили. Рассмотрим уравнение нового вида.

  1. Уравнение нового вида.

 += 80

Предложите способ решения.

Коллективное обсуждение. Предлагаю возвести каждый двучлен во вторую степень и дальше найти корни через делители свободного члена. Возведение во вторую степень двучлена.

1-ый способ:

 = (= = +4+6+4х+1

2-ой способ: определение коэффициентов одночленов с помощью треугольника Паскаля.

После преобразований получается уравнение: + 8+30+56х+1=0

Делители свободного члена 1 и – 1 не являются корнями данного уравнения. Как быть?

Способ решения - замена переменной  Слайд 11

t = =  х +2

х+1 = t - 1 ;  х + 3 = t +1

 +=80

- 4+6- 4t +1+ + 4+6+ 4t +1 = 80

+12-78=0

-39=0 биквадратное уравнение

Замена: = у; =, у>= 0

+6у- 39= 0

у = =  = - 3+4 > 0

у = - 3 - 4 – посторонний корень

Обратная замена:  = -3+4

t =  ; t = -

х =  - 2; х = -  – 2

                                                    Ответ:  – 2; -  – 2.

  1. Домашнее задание:

 + 7 - 8 = 0  ;   + 7 - 8 = 0  ;  ( – 5( - 24 = 0;                           3(- 10  10х = 48; (х +1)(х + 2)(х + 3)(х +4) = 0;  - 5 + 6 - 5х +1= 0; ( - 10(х – 4)(х + 3) = 0;   + 3 - 2 + х + 1=0  ;                                         - 5 + 2 - 5х=0;   - 4+ 4х  - 1= 0;  (х – 4)(= (х – 3)(

  += 16

Список использованной литературы:

  1. Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков «Алгебра. Учебник для 9 класса с углубленным изучением математики»
  2. М.Л.Галицкий, А.М.Гольдман «Сборник задач по алгебре 8-9»
  3. А.Х. Шахмейстер «Математика»
  4. Л.В.Кузнецова, Е.А. Бунимович, Б.П.Пигарев, С.Б.Суворова «Алгебра. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы»
  5. Лодовико Феррари


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку музыки в четвёртом классе по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Урок из блока "Гори, гори ясно...".Обобщает накопленные знания по оркестру русских народных инструментов....

Презентация к уроку музыки в четвёртом классе по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Тема урока: "В музыкальном театре".В презентации представляется второй акт оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин".Знакомство с музыкой Ф. Шопена....

Презентация к уроку музыки в четвёртом классе по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Презентация сопровождает урок по теме: "В музыкальном театре. Балет" Здесь дан тест по проверке знаний инструментов русского народного оркества....

Интерактивная игра "Четвёртый лишний"

Игра способствует развитию умения обобщать и классифицировать предметы. Её могут использовать в своей работе учителя начальных классов, воспитатели ДОУ, логопеды психологи, дефектологи....

Четвёртый - лишний.

дидактическая игра к теме "Инструменты" позволяет проконтролировать знания обучающихся по теме....

Открытый урок алгебры в 9 классе по теме: « Некоторые приёмы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными».

Открытый урок алгебры в 9 классе по теме:  « Некоторые приёмы решения систем уравнений второй степени с двумя  переменными»....