Из опыта работы «Трудовое воспитание учащихся в процессе преподавания математики через решение задач с региональным компонентом»
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) на тему

Фебенчукова Елена Викторовна

Из опыта работы "Трудовое воспитание учащихся в процессе преподавания математики через решение задач с региональным компонентом"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы учителя математики Фебенчуковой Е.В. по теме: «Трудовое воспитание учащихся в процессе преподавания математики через решение задач с региональным компонентом»

«Изучение математики без должной связи с жизнью,

 без наглядности мешает развитию логического мышления,

 снижает уровень математической подготовки…»

Маркушевич А.И.

Аннотация

Для овладения и управления современной техникой и технологией нужна серьезная  подготовка, включая активные знания по математике.

 Наличие знаний не означает, что они являются активным запасом учащихся, что ученики способны применять их в различных конкретных ситуациях. Эта способность формируется в процессе целесообразного педагогического воздействия.

Задача педагога  – обеспечить приобретение школьниками таких знаний, на которые они смогут широко опираться в трудовой и общественной деятельности. Подобный уровень математической подготовки достигается в процессе обучения, ориентированного на широкое раскрытие связей математики с окружающим миром, с современным производством.

      Возможность таких связей обусловлено тем, что:

  • многочисленные математические закономерности, изучаемые в школе, широко используются в производственных процессах;
  • математические умения и навыки находят применение в производственном труде;
  • процесс трудового обучения и воспитания немыслим без опоры на математические знания.

Связь преподавания математики с практической деятельностью помогает понять жизненную необходимость знаний, приобретаемых в школе. Немаловажное значение имеет связь преподавания математики с трудом в сельской школе. Так как трудовая деятельность связана с сельскохозяйственным производством.

Я учитель сельской школы уже 30 лет. Сельская школа является одним из основных очагов просвещения, воспитания и духовного воздействия на всех сельских жителей. Свое воздействие на дела хозяйства, сельская школа оказывает, воспитывая и подготавливая новое сельское поколение, в том числе и молодые кадры для сельского хозяйства. Я создала программу факультативного занятия по математики в 6 классе и сборник задач для этой программы. Задачи из сборника широко применяю на уроках математики.

Часть задач, содержащихся в школьных учебниках, может быть отнесена к задачам с практическим содержанием. Однако ни один учебник не может раскрыть многообразие связей школьного курса с производственным трудом, поэтому приходится дополнять предлагаемые в учебнике системы упражнений составленными задачами.

Особенности и характер задач

Большое значение имеет привлечение  учащихся к отысканию примеров применения знаний, полученных на уроках. Интерес учащихся вызывает самостоятельное составление задач на основе опубликованных в печати данных. Д Пойа говорил: «Математический опыт учащегося нельзя считать полным, если он не умеет решать задачу, изобретенную им самим».

Классификацию задач можно разделить на 3 основные группы.

  1. Работа с табличным и справочным материалом.
  2. Расчеты, с использованием формул.
  3. Задачи с незавершенным текстом.

       Задачи разнообразного характера.

1.Задачи, показывающие значение сельскохозяйственного производства и технического перевооружения агропромышленного комплекса.

2. Задачи, показывающие значение продукции сельского хозяйства для жизни на земле.

3. Задачи, отражающие особенности сельскохозяйственного производства в совхозе, где работают родители школьников.

4. Задачи, знакомящие с техническим оснащением сельскохозяйственного производства, которое расположено  вблизи школы.

Цель работы

Задача сельской школы растить, обучать и воспитывать ребят, ориентировать  их сознание таким образом, чтобы они чувствовали и понимали причастность к делам и судьбам своего родного села, чтобы они были готовы активно участвовать в производственных делах совхоза, в экономическом и культурном развитии своего населенного пункта.

Задача состоит в том, чтобы  выпускники сельских школ не только были сориентированы на активную работу в родных местах, но и были готовы практически включиться в работу.

Поэтому основной целью сборника является  - приобретение учащимися навыков применения математических знаний в конкретных профессиях и специальностях.

Апробированность

Более пятнадцати лет назад я обратила внимание на задачи в учебнике, касающиеся сельскохозяйственной  тематики.

Правила действий над числами не зависят от того, получены ли эти числа в результате счета автомашин с зерном, цистерн с горючим и др., поэтому  хорошая подготовка по математике является, в то же время, и подготовкой школьников к практической деятельности, служит одним из средств осуществления связи обучения с трудом.

Я решила создать свой банк задач о той области практической деятельности, в которой трудятся родители наших учеников и  в которой, в основном,  придется работать им самим. Через обучение установить связь между учителем, учеником, родителями ученика и сельскохозяйственным производством.

 В результате, был создан учебно - методический комплекс для работы в 5 – 6 классах.

 Учебно - методический комплекс включал в себя:

  • альбом о передовиках хозяйства;
  • банк задач;
  • набор таблиц;
  • карта сельскохозяйственных угодий нашего совхоза.

Этот  банк регулярно обновляется. На протяжение пятнадцати лет применения материалов учебно – методического комплекса, помимо вычислительных навыков, в тесной связи с трудовым воспитанием, обеспечивалось экономическое  воспитание учащихся. Через решение задач, составленных на местном материале,  удалось вызвать интерес у учащихся к предмету и этим самым повлиять на качество его усвоение. Одно, когда задача решается на абстрактном материале и совсем другое, когда в задаче употреблены  реальные данные трудовых достижений их родителей.

Результативность

В результате использования сборника  учащиеся должны

Знать:

  • специализацию хозяйства своего села;
  • проблемы ведения хозяйства своего села;
  • передовиков хозяйства;
  • перечень работ по животноводству и растениеводству;
  • технические характеристики зерноуборочных комбайнов.

Уметь:

  • пользоваться специальной справочной литературой;
  • применять данные справочников при решении задач, которые преподносит нам жизнь;
  • выполнять вычисления по формулам, которые необходимы для правильного ведения хозяйства;
  • знания, полученные на уроках математики, применять в повседневной жизни;
  • рассчитывать заработную плату различных работников хозяйства;
  • составлять задачи на  материале выполненных работ в хозяйстве;
  • по карте определять площади участков на местности;
  • устанавливать сроки сева и уборки урожая;
  • определять готовность культур к уборке урожая;
  • определять массу стога или скирды;
  • составлять рацион питания различных животных на день;
  • производить расчет заготовки кормов  животным на определенное время.

.

 Авторская программа факультатива по математике в 6 классе

«Задачи с практическим содержанием на  факультативных занятиях по математике в сельской школе»

Пояснительная записка

Программа создана для того, чтобы обеспечить приобретение школьниками таких знаний, на которые они смогут широко опираться в трудовой и общественной деятельности.

Задача сельской школы растить, обучать и воспитывать ребят, ориентировать  их сознание таким образом, чтобы они чувствовали и понимали причастность к делам и судьбам своего родного села, чтобы они были готовы активно участвовать в производственных делах совхоза, в экономическом и культурном развитии своего населенного пункта.

В результате занятий, проведенных по подобным программам, выпускники сельских школ не только ориентируются на активную работу в родных местах, но и  готовы практически включиться в работу.

Цель программы.

Научить применять математические знания в конкретных профессиях и специальностях.

№ п/п

Название темы

Кол – во часов

Тип урока

1.

Вводное занятие .

1

Беседа

2.

Экскурсия.

2

Экскурсия

Беседа

3.

Решение задач на вычисления.

8

Практика

4.

 Решение задач на проценты и пропорции.

8

Практика

5

Решение задач по формулам.

2

Практика

6 .

Решение задач при помощи  уравнений.

1

Практика

7.

Столбчатые диаграммы

1

Лабораторная  работа

8.

Лабораторная работа.

1

Практика

9.

Практическая работа.

4

Практическая работа

10.

Составление задач на сельскохозяйственную тематику на местном материале.

2

Практика

11.

Конкурс задач на сельскохозяйственную тематику.

1

Урок - презентация

12.

Решение задач - победителей конкурса.

1

Практика

13.

Контрольная работа .

1

Контрольная работа

14.

Итоговое занятие.

1

Урок - выставка

ИТОГО

34

Вводное занятие. Ознакомление с программой. Постановка целей. Встреча со специалистами хозяйства. Экскурсия в школьный музей трудовой и боевой славы.

Экскурсия. Экскурсия на ферму, экскурсия на механический двор. Сбор материала о передовиках  производства.

Решение задач на вычисления. Задачи с многозначными числами, задачи на части, задачи на перевод единиц измерения массы и площади, нахождение среднего арифметического, работа с различными таблицами, восстановление данных в таблице, выражение данных в процентах. Решение задач на действия с десятичными дробями.

Решение задач на проценты и пропорции. Решение задач на проценты, перевод дробей в проценты, перевод частей в проценты, нахождение процентов от числа, решение задач на пропорции, нахождение неизвестных членов пропорции, решение задач на прямую пропорциональность, работа по карте, масштаб карты.

 Решение задач по формулам. Решение задач на нахождение чистоты семян, решение задач на нахождение посевной готовности семян, решение задач на нахождение нормы высева,  решение задач на нахождение количества семян, необходимое для посева рядка.

Решение задач при помощи  уравнений. Решение задач на составление уравнений, выбор уравнения по условию задачи, приведение подобных слагаемых, решение сложных уравнений.

Столбчатые диаграммы. Построение столбчатых диаграмм по данным таблицам.

Лабораторная работа. Определение готовности люцерны к уборке.

Практическая работа. Нахождение площади фигуры на местности, нахождение площади фигуры на карте, вычисление массы сена в стоге, вычисление массы сена в скирде.

Составление задач на сельскохозяйственную тему. Составление задач на сельскохозяйственную тематику на местном материале,  с различными числами, на различные темы курса 6 класса.

Конкурс задач. Конкурс задач на сельскохозяйственную тематику на местном материале, показ презентаций – задач.

Решение конкурсных задач. Решение задач – победителей конкурса.

Контрольная работа. Итоговая контрольная работа по задачам местного материала.

Итоговое занятие. Урок -  выставка. Выставка, посвященная презентациям о своих родителях,   лучших задач, материалов о своем родном селе и успехах родного хозяйства.

Адресная направленность.

 Программа может использоваться в любой сельской школе, где хозяйство занимается выращиванием сельскохозяйственных культур и животноводством.

 Трудности.

Ввиду выполнения различных работ в разное время года, программу следует распределить на весь учебный год. Материал требует постоянного обновления.

Приложения:

План сельскохозяйственный угодий п. Восточный882E12EA

Таблицы

№п/п

Название посевных культур

2007г.

га

2008г. га

2009г. га

2010г. га

2011г. га

2012г. га

2013г. га

1

пшеница

450

1084

1005

500

450

583

663

2

овес

315

210

420

200

315

209

340

3

рожь

235

170

100

300

200

145

120

4

гречиха

177

125

250

125

212

216

-

5

просо

-

100

100

-

-

-

-

6

кукуруза

165

165

165

165

100

-

150

7

свекла

-

50

50

-

65

-

-

8

Однолетние травы

99

155

100

230

100

574

435

9

Многолетние

травы

645

915

500

1000

645

-

254

10

Пар

440

145

120

600

400

335

440

Посевные площади п. Восточный

таблица №1

Примерная потребность в семенах п. Восточный

таблица №2

№п/п

Название культур

Потребность семян на

 1 га в кг.

1

Яровая рожь, пшеница, ячмень, овес

220

2

Озимая рожь, пшеница, ячмень, овес

200

3

Кукуруза

15

4

Просо

25

5

Гречиха

100

6

Сахарная свекла

20

7

Подсолнечник

10

8

Горох

200

9

Люпин

120

10

Турнепс

5

11

Вика

120

12

Клевер

10

13

Люцерна

10

14

Тимофеевка

8

15

Овсяница луговая

15

Фазы спелости семян культур п. Восточный

таблица №3

Культура

Примерные сроки уборки

Фаза спелости

Признаки готовности к уборке

Способ уборки

Клевер красный одноукосный

20.08 – 20.09

Полная

90 – 95%

бурых головок

Прямое комбайнирование, десикация (подсушивание).

Клевер красный двуукосный

25.07 – 20.08

Полная

90 – 95%

бурых головок

Прямое комбайнирование, десикация (подсушивание).

Клевер белый и розовый

25.07 – 20.08

Полная

75 – 895%

бурых головок

Прямое комбайнирование, десикация (подсушивание).

Люцерна

25.08 – 30.09

Полная

80 – 90%

бурых головок

Прямое комбайнирование, десикация (подсушивание).

Итоговые данные по уборке зерновых механизаторами

п. Восточный

таблица №4

№п/п

Работники

2007г.

ц.

2008г. ц.

2009г. ц.

2010г. ц.

2011г. ц.

2012г. ц.

2013г. ц.

1

Лобцев К. В.

8800

11000

-

-

-

-

-

2

Самородов А.С.

17810

21000

45000

-

-

-

3

Лобцев А.В.

13180

15090

15210

17810

20050

13000

75000

4

Малетин И.М.

-

-

-

10200

-

-

-

5

Жиляков А.И.

-

-

-

5000

-

-

-

6

Жарков С.Н.

43430

23000

23780

41270

50070

40320

-

7

Богданов И.Н.

9550

31280

37210

61320

-

8

Тюриков А.С.

-

-

-

27322

-

-

-

Оплата труда по уборке сахарной свеклы в 2010 году п. Восточный

таблица №5

1.Оплата труда механизаторам, работающим на свеклоуборочном комбайне в 2010году, производится по расценке 200,97 рубля за тонну, механизаторам, работающим на свеклоуборочном комплексе КС – 6Б, БМ – 6  100,38 руб. за тонну.

2.Оплата труда механизаторам и водителям на отвозе сахарной свеклы в бурты производится  в размере 80 % от зарплаты комбайнера.

Наименование работ

Единицы измерения

ГСМ

Норма выработки

Погрузка сахарной свеклы из буртов без доочистки СПС – 350,2  2 раб

т

0,4

150 /150

Погрузка сахарной свеклы из буртов с доочисткой СПС – 370,2  4 раб/6 раб

т/т

0,4

110/55

Погрузка сахарной свеклы погрузчиком СПС – 400,2  6 раб

т

0,4

110

Копка сахарной свеклы

га

16

110

КС - 6Б

т

10,6

150

БМ - 6

т

6,5

6,8

МХ

т

6,5

6,8

Отвоз в бурты МТЗ - 80

т

6,5

6,8

Годовые удои молока от 1 коровы п. Восточный

таблица №6

№ п/п

Работники

2007г.

кг

2008г.

кг

2009г.

кг

2010г.

кг

2011г.

кг

2012г.

кг

2013г.

кг

1

Ольховская З.В

4521

3961

4004

4200

4303

3900

4110

2

Черныш З.В.

4284

4941

4300

4428

4299

4300

4500

3

Катунцевская И .В.

4142

4800

4200

45360

-

-

-

4

Попова Е.Г

3934

3600

3987

4638

3972

-

-

5

Богданова Е.Г.

3769

4100

3956

4523

4415

-

-

6

Золотова Р.Ю.

-

-

-

4950

4300

4700

4200

7

Барсукова О.А.

-

-

-

4068

4104

4342

4450

8

Пикулина В.А.

-

-

-

4332

3943

4400

-

9

Барсукова О.Ю.

-

-

-

4526

4321

4200

4400

10

Половинкина А.К.

-

-

-

-

-

4300

4350

11

Хворова В.Ф.

-

-

-

-

-

4200

4300

Отчет весеннее – полевых работ по растениеводству 2013 год п. Восточный

таблица №7

№ п/п

№ поля

заним.

площадь

культура

ФИО

механизатора

посеяно га

высеяно семян

кг.

высеяно на 1га/кг

Сроки высева

1

6

340

Овес+горох

Зарюта В.В

Лобцев А.В.

320

20

890

262

1 – 7 мая

2

3/2

145

пшеница

Зарюта В.В

145

339

233

8 -10

мая

3

3/1

254

Пшеница +

трава

Зарюта В.В

254

675

266

10 – 13 мая

4

7

264

пшеница

Зарюта В.В

264

631

23900

14 – 25 мая

5

2

295

Однолетние травы

кукуруза

Зарюта В.В

145

150

409

 

60

28200

40

16 – 17 мая 1 – 3 июня

6

1

290

Однолетние травы

Зарюта В.В

290

653

22500

11 июль

7

4

291

рапс

Зарюта В.В

201

57

30

13 июль

Технические характеристики зерноуборочных комбайнов

таблица №8

Показатель

Марки комбайнов

СК – 6

«КОЛОС»

СК – 5

«НИВА»

СК - 5II

«НИВА»

СКД – 5

«СИБИРЯК»

СК

«ДОН -1500»

Ширина захвата м.

4,1;5;6;7

3,2;4,1;5;6;7

3,2;4,1;5;6;7

3,2;4,1;5;6

6;7;8,6

Мощность двиг., л.с.

150

100

100

100

220

Число мотовильных ап.

1

1

2

2

1

Пределы частоты вращ. барабанов, об/мин.

323 - 1365

320 - 1365

415 - 1365

452 - 1330

450 - 900

Пропускная способность молотилки, кг/с

6

5

5 – 5,5

5 – 5,5

3 – 3,5

Емкость зернового бункера, куб м

3

3

3

2,3

6

Скорость движения, км/ч

1,04 -18,7

1,04 -18,7

1,04 -18,7

1,12 – 21,11

До 20

Примерный суточный рацион кормления молодняка крупного рогатого скота при доращивании

 таблица №9

Компоненты

Возраст,мес./Живая масса. кг

7 -10

10 - 13

13 -16

16 - 20

150 - 210

212 - 270

270 - 330

330 - 440

Силос, кг.

13

15

20

25

Сено, кг.

2

2

1

-

Солома, кг.

1

1

1

-

Концентрированный корм, кг

1,2

1,6

1,8

4,7

Соль,  г

25

30

35

40

Обесфторенный фосфат,г.

70

70

800

100

Всего кормовых единиц

4,8

5.6

6,4

9,7

Переваримый протеин, г.

540

550

605

810

Кальций , г.

36

41

45

54

Фосфор, г.

22

23

24

29

Каротин, мг.

45

50

60

70

Сборник задач

Раздел 1. Задачи на вычисления

  1. Известно, что  на один бутерброд расходуется в среднем 30 г. сыра, а из одного центнера молока получается 9 кг. сыра. Сколько бутербродов с сыром можно приготовить, если сделать сыр из  молока, надоенного Черныш Зинаидой Васильевной (45 голов) в 2008 году?  Используйте таблицу №6.

  1.2.    В 2008 году наше хозяйство за сданное молоко получило 3 млн. 123 тыс. 310руб

  •  Затраты на молоко составили 1 млн. 378 тыс. 534 руб.,
  •  на корма – 713085 руб;
  •  на зарплату – 300312 руб;
  •  на  медикаменты – 18350 руб;
  •  на обслуживание тракторов – 166429 руб;
  •  на подстилку 12290 руб;
  •  на приплод – 153170 руб;
  •  Оставшиеся деньги уходят на прочие расходы. Найдите эту сумму?
  1. Урожайность пшеницы 10,4 ц. с 1 га., овса 9, 5 ц. с 1 га., ржи 12 ц. с 1 га.. Найдите массу зерновых, собранных с наших полей                                                                 а) в 2008 году ;  б) в 2012 году;   в) в 2013 году. Используйте таблицу №1.                                                                                
  2. В нашем поселке 10 учащихся профтехучилищ и техникумов. Работающих в 10 раз больше, чем студентов, пенсионеров на 32 меньше, чем работающих. Домохозяек в 2 раза меньше, чем работающих, детей дошкольного возраста, чем дошколят. Каково население нашего поселка?
  3. В 2011 году на полях нашего хозяйства высеяли свеклу. Средняя урожайность свеклы в нашем районе 200 ц. с 1 га. Сколько тонн сахара получило хозяйство, если из 7 тонн свеклы получается 1т. сахара? Используйте таблицу №1
  4. В нашем хозяйстве 3120 га. сельскохозяйственных угодий. Какую часть сельскохозяйственных угодий составляют зерновые в 2013 году? Используйте таблицу №1.
  5. В 2007 году в нашем хозяйстве пшеницей было засеяно 450 га., а овсом – на 135 га. меньше,  рожью на 530 га. меньше, чем пшеницей и овсом вместе. Сколько га. было засеяно зерновыми в 2007году?
  6. Наше хозяйство в 2008 году сдавало молоко в фирму «Угринич». За молоко фирма заплатила 3млн.123 тыс. 310 руб. Сколько стоил 1 литр молока в 2008 году, если хозяйство сдало 13320 ц. молока?
  7. В 2008 году наше хозяйство сдало в фирму «Угринич» молока на сумму 3млн. 123 тыс. 310 руб. Затраты же на молоко были в 2,5 раза меньше. Сколько рублей получило наше хозяйство прибыли в 2008 году?
  8. Сколько потребовалось автомашин грузоподъемностью 3т., чтобы перевезти весь урожай зерновых в 2013 году при урожайности пшеницы 10,4 ц. с 1 га., овса 9, 5 ц. с 1 га., ржи 12 ц. с 1 га.? Используйте данные таблицы №1.
  9. Сколько потребовалось автомашин грузоподъемностью 3 т., чтобы вывезти все зерно, намолоченное Лобцевым А.В. в уборочную страду 2013 года? Как  велик будет автопоезд с этим зерном., если средняя длина автомашины 4м.? Используйте таблицу  №7.
  10. Сколько потребовалось автомашин грузоподъемностью 3 т., чтобы вывезти все зерно, намолоченное нашими односельчанами  в уборочную страду 2010 года? Используйте таблицу  №7
  11. Сколько времени потребовалось Лобцеву К.В., работая на комбайне Дон – 1500, чтобы убрать зерновые в 2008 году, считая, что производительность комбайна 11, 3 т/ч.? Используйте таблицу №4.
  12. В нашем хозяйстве работают два родных брата Лобцевы. Узнайте, во сколько раз один брат намолотил больше зерновых, чем другой. Используйте таблицу № 4
  13. На нашем отделении 450 фуражных коров. Найдите среднегодовой удой от одной коровы по таблице №6 .Определите, сколько молока в килограммах получено в нашем хозяйстве за 2013 год?
  14. Урожай убран с 3/5 поля. Найдите площадь всего поля, засеянного рожью, если урожай убрали с 141 га?
  15. Используя таблицу № 4 с 2007 года по 2013 год, определите, сколько машин нужно для перевозки этого зерна машинами грузоподъемностью 3 тонны?  Какой длины будет автопоезд из машин, если в среднем длина машины 4 метра?
  16. Узнайте у родителей или специалистов земледелия, какую роль играют пары в севообороте хозяйства и  выразите пары 2013 года:                                         а) в квадратных метрах;   б) в арах;   в) в квадратных километрах.
  17. На сколько меньше собрали гречихи в 2008 году по сравнению с 2007 годом, если урожайность гречихи в нашем районе 14, 1 ц. с 1 га.?

          Ответ округлите до десятых. Используйте таблицу № 1

  1. Учащиеся и студенты нашего села составляют 1/6 часть от населения поселка, а работающих 25/16 от учащихся.Сколько работающих и учащихся вместе, если население нашего поселка 324 человека?
  2. Население нашего поселка 315 человек, причем работающих 4/13 части. Сколько людей обеспечивает жизнеспособность нашего села?
  3. Учитывая, что одному человеку в среднем надо 300г. хлеба, подсчитайте, сколько людей можно накормить ржаным хлебом из собранной ржи в 2007году, 2008 году, 2009 году, 2010 году,2011 году, 2012году, 2013 году (при  урожайности 12ц. с1 га), если из 100г. зерна получается 96 кг. муки, а из 100кг. муки - 160 кг. хлеба? Используйте таблицу №1.
  4.  Примерная потребность в семенах отражена в таблице №2. Подсчитайте массу семян пшеницы, которая потребовалась Лобцеву А.В.для посевной 2013 года. Сравните эти данные с отчетом весенних работ

          ( таблица №7). Ответ прокомментируйте.

  1. Примерный суточный рацион кормления молодняка крупного рогатого  скота при доращивании и откорме отражен в таблице  №9, используя данные таблицы, решите следующие задачи:

а). Сколько сена в сутки надо разложить по кормушкам животных братьям Соломахам, ухаживающим за молодняком, чтобы прокормить их с 10 месячного возраста до взрослых телок. Средний живой вес телки 270 кг.

б).Составьте примерный суточный рацион кормления одной телочки в нашем хозяйстве.

  1. Отксерокопировав данные по уборке урожая, в таблице обнаружились некоторые  непропечатанные участки. Восстановите утерянные данные.

№ поля

Площадь

в га

Культура

Валовка

ц

Урожайность ц. с 1 га

Сроки

1

290

Однол .травы

?

87

14 – 16.08

6

340

Овес + горох

5733

?

13 - 15.09

7

?

пшеница

3373

12,8

21 - 25.09

1 - 2

209

Рожь озимая

?

17,9

17 – 20.08

8

?

Многолетние травы

7684

24,3

22 – 24.06

3

234

Пшеница + трава

3819,5

?

15 – 21. 09

  1. Пользуясь таблицей №6, рассчитайте среднегодовые удои молока от одной коровы. Найдите разницу между среднегодовыми удоями.

          Узнайте у родителей причины снижения и увеличения удоев в нашем хозяйстве.

  1. Потеря одного колоса с 1 кв. метра приводит к потере 10 кг. зерна с 1 га. Подсчитайте, используя таблицу № 1, потери зерновых с полей нашего хозяйства в 2013 году. Выразите результаты в процентах. Ответ прокомментируйте.
  2. Заполните таблицу и выясните, хватило ли семенного фонда для успешного сева 2012 года. Используйте таблицу №1, №2.

№ п/п

С/х культура

Площадь га

Норма высева кг/га

Посевной фонд кг.

1.

Пшеница

140000

2.

Овес

50000

3.

Гречиха

20000

4.

Рожь

40000

5.

Однолетние травы

6000

Раздел 2. Задачи на проценты и пропорции

  1. При выпечке хлеба получается 30% припека. Сколько хлеба получится из собранной пшеницы на нашем отделении в 2013 году (при урожайности 10,4 ц. с 1га.)? При размоле пшеницы получается 90% муки. Используйте таблицу №1.
  2. Сделайте необходимые измерения по карте  и, используя масштаб карты,  вычислите  площадь  поля  № V – 2. Переведите квадратные метры в га.
  3. Сделайте необходимые измерения по карте и, используя масштаб карты, вычислите  площадь  поля  № VIII – 1. Переведите квадратные метры в га.
  4. Из 100 кг. зерна получается 96 кг. муки. Сколько кг. зерна надо, чтобы получить 100 кг. муки?
  5. Из 100 кг. муки можно получит 160 кг хлеба. Сколько кг. муки надо, чтобы прокормить жителей нашего села:

         а). один день;  б). один месяц ; в). один год?

  1. На сколько процентов уменьшился среднегодовой надой от одной                коровы у доярки нашего хозяйства Золотовой Риммы в 2013 году по сравнению с 2008г.? Используйте таблицу № 6. узнайте у родителей причины изменения надоев. ( Ответ округлите до десятых.)
  2. При выпечке хлеба получается 30% припека. Сколько хлеба получится из собранной пшеницы Лобцевым А.В на нашем отделении в 2013 году? При размоле пшеницы получается 90% муки. Используйте таблицу №4..
  3. В нашем хозяйстве на посевных землях в 2007 году собрали  в среднем 10, 4 ц. пшеницы с 1 га. Но в 2010 году урожайность повысилась на 10%. Сколько пшеницы собрал совхоз с 500 га.?
  4. На сколько процентов увеличился среднегодовой надой от одной коровы у передовой доярки нашего хозяйства Черныш З. В. в 2013 году по сравнению с 2011 годом. Используйте данные таблицы №6.
  5. В нашем хозяйстве на посевных землях в 2007 году собрали  в среднем 10, 4 ц. пшеницы с 1 га. Но в 2008 году,  в связи с неблагоприятными условиями, урожайность снизилась на 10%. Сколько пшеницы собрал совхоз с 450 га. посевного поля?
  6. На сколько процентов  увеличился урожай пшеницы в 2013году, если в  2007 года под пшеницей было занято 450 га.. а в 2013 году площадь под посевы пшеницы увеличилась на 213 га. Урожайность пшеницы в нашем хозяйстве 10,4 ц. с 1 га. ( ответ округлите до целых).
  7. В 2013 году под зерновыми культурами в нашем хозяйстве былозасеяно  1123 га. Пшеницей было засеяно 663 га., овсом 340 га., а остальное рожью. Какой процент составляет поле с рожью?
  8. Население нашего поселка 325 человек. 4/13 части населения работающие. Каков процент работающего населения? ( Ответ округлите до целых.)
  9. За сданное молоко в фирму «Угринич» наше хозяйство в 2007 году получило некоторую сумму. 22% этих денег было истрачено на корма. Какова сумма, вырученных за молоко, денег, если на корма в 2007году ушло 713 тыс. 85 руб.?
  10.  В нашем хозяйстве 3120 га сельскохозяйственных угодий. Подсчитайте, сколько % сельскохозяйственных угодий занято в 2010г. под зерновыми культурами. ( Используйте таблицу №1)
  11. В 2010 году наше хозяйство сдало в фирму «Угринич» 13320 ц. молока, это на 8% больше, чем в 2007 году. Сколько центнеров молока было сдано в фирму в 2007 году?

Раздел 3. Лабораторные и практические задания

Лабораторная работа №1

Тема: Определение готовности люцерны к уборке.

Цель: Повторить способы решения задач на проценты. Научить высчитывать процент спелых семян.

Оборудование: Семена культуры, таблица «Фазы спелости».

Задание:

а). Определите процент спелых семян.

б). Сравните ответ с данными таблицы №3.

Практическая работа№1

Тема: Нахождение площади фигуры.

Цель: Проверить знания нахождения среднего арифметического, формул площадей фигур, перевода единиц измерения площадей.

Оборудование: Рулетка. Тетрадь чертежные принадлежности

На нашем школьном участке посажен картофель, картофельное поле разбито на 2 участка.

 Задание:

1.Сделайте необходимые измерения.

2. Вычислите площади 2 участков.

3. Переведите площади этих участков в ары.

4.Решите задачу. Посадочный материал картофеля используется из расчета 2 ведра картофеля на сотку. Вычислите предполагаемый урожай картофеля (в ведрах) с пришкольного участка при условии, что 1 картофель в среднем даст 6 клубней.

5.Ответьте на вопросы:

а). Какие агротехнические работы вы должны провести летом, чтобы урожай картофеля был максимальным?

б). От чего зависит урожайность картофеля?

В). Подумайте, как лучше использовать для школы средства, вырученные за проданный картофель?

6. Домашнее задание: выберите масштаб, опираясь на свои измерения, начертите план картофельного поля.

Практическая работа№2

Тема: Нахождение площади фигуры. Перевод единиц измерения площади.

Цель: Проверить знания  формулы площади фигуры, умение находить плошадь на местности, используя карту.

Оборудование: Тетрадь, чертежные принадлежности.

Задание:

По карте сделайте необходимые измерения, используя масштаб, переведите сантиметры в метры и вычислите площадь поля V – 1. Переведите квадратные метры в гектары.

Практическая работа№3

Тема: Вычисление массы сена в стоге или в скирде.

Цель: Проверить умение вычислений по формулам.

Оборудование: Тетрадь, чертежные принадлежности, рулетка.

Задание: Определите вид стога или скирды. Сделайте необходимые измерения и вычислите массу сена в стоге или скирде, если масса 1 куб. м. злакобобового сена равна 67 кг. (Используйте данные, приведенной ниже. таблицы.)

Масса сена в стоге равна произведению массы 1 куб м. сена на объем стога.

Форма стога, скирды

Формулы объема

V – Объем скирды или стога (куб. м.)

П – длина перекидки (м.)

Ш – ширина скирды (м.)

Д – длина скирды (м.)

С – длина окружности стога (м.)

Крутые высокие стога

V = (0,04П-0,012С)·СС

Крутые низкие стога

V = 1/33(СПП)

Скирды кругловерхие  средней величины и низкие

V = (0,52П-0,44Ш)·ДШ

Скирды кругловерхие  высокие (высота больше ширины)

V = (0,52П-0,46Ш)·ДШ

Скирды плосковерхие всех размеров всех размеров

V = (0,56П-0,55Ш)·ДШ

Скирды островерхие (шатровые)

V = ¼(П·Ш)·Д

Практическая работа№4

Тема: Вычисление заработной платы

Цель: Проверить умение производить вычисления по формулам.

Оборудование: Тетрадь, таблица №5.

Задание:

1).Жарков С,  работая на свеклоуборочном комбайне в  2010г. за день убрал 30 т. свеклы.  Вычислите заработную плату Жаркова С. за день.

2). Надеждин Н. работал на машине и увозил в этот день свеклу, выкопанную Жарковым Сергеем. Подсчитайте, сколько денег заработал Надеждин Н.

3). Самородов А. работал на комбайне КС – 6. Каждый день он  делал по 4 нормы. Вычислите его заработную плату за 5 дней.

Раздел 4. Задачи на вычисления по формулам.

4.1.Чистота семян может быть найдена по формуле:

Х = (а·100)÷в, где

Х – чистота семян в процентах,

а – масса чистых семян;

в – масса семян вместе с примесями.

( Величины а и в измеряются в одной и той же единице массы.)

 Вычислите чистоту семян, если масса чистых семян 100 г. а масса семян с примесями 101г.

4.2.Посевная готовность семян вычисляется по формуле:

Х = в· ÷100, где

Х  -посевная готовность (в процентах);

r – чистота семян (в процентах);

в – всхожесть семян (в процентах).

 Рассчитайте посевную готовность семян, если чистота семян 99%, а всхожесть 97%.

4.3.Норма высева находится по формуле:

Х = (а·100)÷в, где

Х –норма  высева, установленная в хозяйстве (в килограммах на 1 га);

в – фактическая посевная  готовность семян (в процентах).

Подсчитайте искомую норму высева, если установленная в хозяйстве норма высева 238 кг/га при 100% посевной готовности семян, а фактическая посевная готовность равна 90 %.

Какой будет норма высева, если фактическая посевная годность семян равна

95%?

 Как изменяется норма высева в зависимости от изменения фактической посевной годности семян?

4.4.Количество семян, которое необходимо для посева  рядка длиной 1 погонный метр, вычисляется  по формуле:

Х = (а·d·100)÷в, где

Х – число семян, приходящихся на 1 погонный метр;

а - норма высева семян, рекомендованная для данной зоны ( в млн. штук на 1 га); 

d – ширина междурядий ( в см.);

в – фактическая посевная готовность семян (в процентах).

 Вычислите количество семян, которое надо для посева 1 погонного метра, если ширина междурядий равна 15 см., фактическая посевная готовность семян 90 %, а норма высева 6 млн. штук на 1 га.

Раздел 5. Диаграммы

5.1. Составьте столбчатую диаграмму среднегодовых надоев молока от одной коровы  доярками - выпускницами нашей школы за 2013 год. Используйте таблицу №6.

5.2. Начертите диаграмму посевных площадей по годам:

а). пшеницы;

б). овса;

г). ржи;

д). однолетних трав;

е). многолетних трав.

Используйте данные таблицы №1.

5.3. Узнайте у родителей или специалистов хозяйства от чего зависит норма высева семян. Начертите столбчатую диаграмму потребности семян различных культур. Используйте данные таблицы №2.

5.4. Выпускник нашей школы Лобцев Анатолий Вениаминович – механизатор. Каждый год он трудится на уборке урожая и каждый год добивается высоких результатов. Начертите столбчатую диаграмму, позволяющую оценить  долю собранного урожая  нашим односельчанином по годам. Используйте  данные таблицы №4.

5.5. Черныш Зинаида Васильевна передовая доярка нашего хозяйства. Ее дочь, Римма, тоже выбрала профессию оператора машинного доения и уже добилась хороших надоев. Начертите в одной системе координат  столбчатую диаграмму годовых надоев от одной коровы матери и дочери, начиная с 2010 года. Используйте данные таблицы №6.

5.6. При кормлении молодняка используют каротин, фосфор, кальций, обесфторенный фосфат. Начертите столбчатую диаграмму, позволяющую проанализировать количество добавок в рацион питания животных по возрастам. Используйте данные таблицы №9.

5.7. При кормлении молодняка используют  соль в разных количествах в зависимости от возраста  и веса животного. Узнайте у специалистов хозяйства или найдите информацию в Интернете, для чего нужна животным соль? Начертите столбчатую диаграмму использования соли в рационе питания в соответствии с возрастом животных. Используйте данные таблицы №9.

5.8.Решите задачу 1.2. и начертите столбчатую диаграмму использования в хозяйстве средств, вырученных за сданное молоко в  Фирму  «Угринич».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты воспитания учащихся в процессе преподавания математики

Статья содержит некоторые предложения из опыта моей работы учителем математики в сельской школе. Некоторые мои находки, позволяющие  привлечь учащихся к самому трудному для них предмету....

« Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых учащихся в процессе преподавания математики»

Выявление и развитие способной молодежи, привлечение её  к творческому  труду – одна из основных задач школы на  современном этапе. Стране  крайне  необходимы творцы нового...

Из опыта работы при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике "Решение заданий С6"

В работе представлены  образцы решения типовых заданий С6 из сборников, предлагаемых учащимся для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по математике, и необходимый теоретический материал....

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Эстетическое воспитание учащихся в процессе преподавания образовательной области "Технология"

В статье рассматриваются вопросы эстетического воспитания обучающихся на уроках технологии как важной составляющей личностной компетенции современного человека....

Статья из опыта работы "Экологическое воспитание учащихся через организацию деятельности школьного экологического клуба"

В статье описан опыт работы по экологическомй воспитанию учащихся посредством школьных экологических организаций...

Патриотическое воспитание на уроках математики через решение задач по теме «Показательные и логарифмические выражения».

     Патриотическое воспитание всегда было актуальным и важным вопросом в системе образования. В своей работе я использую основные направления, способствующие патриотическому вос...