Математические сказки и наглядные пособия по математике
проект по алгебре (6 класс) по теме
Для развития логического мышления учащихся 5-7 классах использую такой прием, как сочинительство математических сказок. Ценность такой деятельности учителя и учащихся заключается в том, что её продуктов является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку, делающих знания видимым посредством логического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тексты сказок | 407.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок не устает от работы,
которая отвечает его функциональным
жизненным потребностям.
С. Френе
Природа щедро наделила человека даром мыслить. Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать в настоящее время необходимы каждому. Поэтому каждый учитель обязан не только передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно настойчиво развивать мышление и логические способности учащихся. Математика имеет огромные возможности для воспитания привычки к отчетливому мышлению.
Для развития логического мышления учащихся 5-7 классах использую такой прием, как сочинительство математических сказок. Ценность такой деятельности учителя и учащихся заключается в том, что её продуктов является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку, делающих знания видимым посредством логического мышления.
Прямая и отрезок.
В некотором царстве, в математическом государстве жили-были Прямая и Отрезок АС. Прямая всегда убегала к своим друзьям, а
Отрезок не мог никуда идти. Потому что две точки загородили ему дорогу. Но вот один раз одна из точек захотела посмотреть, что твориться в математическом мире. Она выкатилась и покатилась. А Отрезок в то время думал, как же ему сдвинуться с места. И вот он дёрнулся с места и побежал. Так стал он счастливым лучом.
Страна десятичных дробей и разрядных единиц.
Однажды мне приснился сон. Как будто есть на свете такая страна, которая называется " Страна десятичных дробей и разрядных единиц". Этой страной правила королева, которую звали 1000. Её все любили, потому что она была очень доброй и щедрой. Всех, кого она награждала, она умножала на себя, и все числа становились больше по значению.
Но вот однажды королева 1000 заболела и стала она не 1000 , а 0,001. К ней приехали много врачей, но никто не смог её помочь, и почему-то все врачи, которые к ней приходили, становились меньше, а не больше. Это королева по своей привычке стала их награждать, но нашелся один врач, который смог её вылечить. Его звали 0,632. Он был таким маленьким числом, а вышел - числом 632.
И все тогда поняли, что королева 1000 теперь здорова!
Автор: Котлярова Оля
Про деление десятичных дробей. " Загадочный сон"
Однажды мне приснился такой сон: будто бы я попала в страну под названием Деландия. мне снилось, что я нахожусь около дворца. Я увидела, что на лавочку, находящуюся в сквере вблизи дворца, села грустная пара, я подошла к ним и спросила:
- Почему вы грустите? День такой прекрасный!
Они мне ответили:
- Мы грустим, потому что королева этой страны издала
указ.
И они показали мне на стену дворца, на стене висел указ, который гласил:
"Я, королева, повелеваю: запретить браки между неравными по значению, нарушившим данный указ грозит изгнание из страны."
- Ну, я всё-таки не понимаю, в чём причина ваших слёз, - сказала я.
- Дело в том, что мы хотели пожениться,- сказали они, но королевский указ перечеркнул все наши планы.
- А чем был вызван такой указ? - спросила я.
- По законам нашего королевства считается тяжким преступлением, если при делении одного числа на другое получается число, меньшее единицы.
В это время раздался бой дворцовых часов. Я открыла глаза и поняла, что это был сон.
Ребята, как вы думаете, чем закончилась сказка?
Ответ найдёте на этой картинке.
Сказка "Путешествие в город "десятичных дробей".
В некотором царстве, в некотором государстве, в далёкой стране Цифирия жил да был нуль. Был он грустный и скучный, потому что все говорили, что он ничего не значит и всегда вставали вереди него, никогда жители этой страны-цифры, его вперёд не пускали. Говорили:
-От тебя всё равно нет толку.
Вот сидит он на скамейке и плачет, вдруг кто-то к нему подходит, нуль испугался:
-Кто здесь? - спросил он.
-Это я, запятая, что ты плачешь?
Нулик ответил:
-меня никто не любит, говорят, что я ничего не значу.
-Пошли со мной в город десятичных дробей - сказала запятая,- там тебя зауважают.
Нулик согласился, и они отправились.
Запятая привела Нулика на улицу №1. На этой улице живут те, кто меньше 1 и их очень много.
-Как, разве у вас пускают нуль вперёд? - спросил Нулик.
-Да, если рядом стою я, - сказала запятая, - и к тебе относятся также, как и ко всем.
Нулику очень понравился этот город, и он остался там жить.
Автор: Коротчук Алёша.
Жили-были две цифры О и 1 .
Однажды они поспорили: кто из них важнее. 1 говорит: «Я важнее, потому что с меня начинается счёт. А ты, О, ничего не значишь». Но Ноль сказал: « Если я встану впереди тебя, то ты уменьшишься в 10 раз - 0,1. А если я встану позади тебя - ты увеличишься в 10 раз- 10. И ещё с меня начинается числовой луч.
Уроки математики.
Жили-были Нуль и Опытная запятая, жили- не тужили. Как-то отправились они в очередное путешествие. Идут-идут, много ли мало ли никто не знает. И вот
подошли они к лесу. Вошли в лес и видят: на пеньке сидят два числа 9,3 и 100 и плачут. Подошли к ним Нуль и Запятая и спрашивают:
- Почему вы плачете?
Отвечает число 9,3!
- Как же не плакать. Шло я по лесу и встретило число 100. И решили мы перемножиться. Где-то я слышало, что для этого надо переместить запятую, но как это сделать - я не знаю. Да и моя запятая не хочет никуда двигаться, раскапризничалась!
Запятая оправдывается:
-Во-первых, я сегодня приболела, а во-вторых, я неопытная запятая, я на практике. А число 9,3 не дает мне покоя, ему всё куда-то прыгай.
-Ну, хорошо, - сказала Опытная запятая, - я тебя научу. Так вот, Запятая, смотри. Сколько нулей у числа 100?
- Два.
- Поэтому ты на два знака вправо скачешь. Понятно?
9,3 * 100 = 930
- Кажется, да! Получилось 930.
- Молодец!
- Дорогой Нуль, если число 100 не против, подойди к нему справа, умножим получившуюся 1000 на 9,3,- попросила Опытная Запятая.
- Опять прыгать!- испугалась Запятая.
- Да, ты должна научиться.
9,3*1000=9300
- Ладно. Прыгаю на три знака вправо. Вот что получилось - 9300. Спасибо за учёбу, Старая Запятая.
Отправились наши путешественники дальше. Повстречались им два числа:13,768 и 100, которые спорили.
- Ну, а вы что кричите?
- Ах, я считаю, что я слишком велико,- сказало число 13,768,- я захотело быть поменьше, например, в 100 раз, и попросило об этом число 100. Но ничего у нас не получилось, так как моя запятая в 5-ом классе много болтала на математике и всё прослушала. Вот теперь и спорим.
Опытная Запятая стала разъяснять.
-Сколько нулей в числе 100?
-Два.
- Какое действие будем выполнять?
- Деление.
- Вот слушай теперь. Прыгай на два знака влево.
И запрыгала запятая на два знака влево, и получилось число 0,13768, которое в 100 раз меньше числа 13,768.
А Нуль с Опытной Запятой вернулись домой весёлые и счастливые. Стали жить по-прежнему.
А запятые, которых они учили, приходили к ним в гости, рассказывали о своих делах. Из их рассказов узнали, что практику они закончили на "5" и стали опытными запятыми, которые знают, как себя вести при умножении и делении с разрядными единицами.
Автор: Сычёва Валя
Необычная история.
В одном море, на морском дне жили две семьи осминожков. В каждой
семье было по четыре осминожка и осминожки в каждой составляли пропорции - верное равенство двух отношений .
Однажды их папы пошли с ними гулять и забыли надеть малышам карточки с надписями цифр. Осминожки все перепутались и получилось вот что:
14:5=12:6
18:6=15:7
Папы-осминоги думали и вспомнили, что в их морской школе говорили об основном свойстве пропорции. Оно заключается в том, что если произведение крайних членов равно произведению средних членов, то получится пропорция.
Папы пробовали, пробовали и, наконец-то, у них получилось:
14*6=7*12
18*5=6*15
Дети и родители отправились домой, и были счастливы, что всё так удачно сложилось. На другой день осминожки пошли в морскую школу. Там учитель рассказал, что такое пропорция, основное свойство пропорции. Также осьминожки узнали, какие величины называются прямо пропорциональными.
Сказка
Жили-были очень близкие родственники, три величины: Скорость, Время и Расстояние.
Однажды к ним в гости приехала родная тётя Пропорциональность. От своего отца - Уравнения, эти три величины знали, что она необыкновенная фокусница и выдумщица, умеет перевоплощаться в прямую и обратную.
На следующий день тётя проснулась поздно, только к обеду и сразу же предложила детям поиграть в игру "Отношения". Но у сестрицы Скорости уже испортилось настроение от долгого ожидания тёти. Она уселась на скамейку и объявила, что прыгать, изменяться и перевоплощаться не будет. На что тётя ей ответила:
-Пока и не надо! Посиди и отдохни с числом 15, например, а я в это время превращусь в Прямую Пропорциональность.
Она дотронулась своей волшебной палочкой до ладони Скорости, и на ней появилось число 15.
Тем временем Расстояние и Время прыгали, резвились. Если Расстояние увеличивалось в 3 раза, то и Время увеличивалось в 3 раза; а если Расстояние уменьшалось в 2 раза, то и Время уменьшалось в 2 раза. Но их отношение всё время оставалось числом постоянным, и было равно 15.
30:2=15
45:3=15
Его показывала сидящая на скамейке сестрица Скорость. Потом братец Расстояние решил стать величиной постоянной и тоже посидеть на скамейке и отдохнуть. Но он сомневался, получится у него или нет.
Тётя Пропорциональность объяснила, что для этого ей надо стать Обратной Пропорциональностью. Она перевернула свою шляпу задом наперёд, и стала бегать спиной вперёд. А чтобы братец Путь остался постоянным, она предложила Скорости и Времени перемножаться. Поэтому как только Время начинало уменьшаться в несколько раз, в такое же количество раз увеличивалась Скорость и наоборот.
Они прыгали, резвились, изменялись, однако, их произведение всегда было числом постоянным, и равнялось 60. Его показывал сидящий на скамейке братец Расстояние.
15*4=60
10*4=60
Тётя заметила, что в эту игру можно играть и с другими величинами, составляя пропорции.
Вечером тётя Пропорциональность уезжала в своё графство Отношение. Дети-величины попрощались с ней и пригласили в гости на следующие выходные.
Автор: Шагуев Женя
Отрицательные и положительные числа.
Жили-были отрицательные числа и положительные, построили два дома. В правом доме заселились положительные числа, а в левом - отрицательные. Каждый день председатель двух домов, Нулик, которого звали начало чисел, ходил по домам и смотрел, не заселились ли отрицательные в положительный дом, а положительные в отрицательный. Так каждый год, каждый месяц это продолжалось.
Геометрия.
В маленькой геометрической деревушке, которая стояла на берегу реки, жил равнобедренный Треугольник. Но сам он этого не знал и думал, что он некому не нужен. В деревне он был единственный равнобедренный Треугольник. Над ним смеялись все фигуры, старики и дети. Но пришло время, и Треугольник решил уйти в лес. Ему надоели эти издевательства. Рано утром, когда ещё все спали, он встал, быстро оделся и вышел за калитку.
Дорога была трудная и тяжёлая. Треугольник дорогой останавливался и вспоминал свою деревню. От обиды ему становилось грустно и обидно, он плакал. Вскоре он забрёл в чащу густую и тёмную. Там он наткнулся на избу. В
ней жил старый и мудрый Квадрат. Треугольник рассказал ему про своё горе и расплакался. Квадрат его быстро успокоил и стал ему рассказывать про то, какой он на самом деле. Квадрат говорил Треугольнику, что он важный и нужный, что у него есть боковые стороны, которые всегда
равны, основание и два угла при основании, которые тоже всегда равны.
- Ты должен гордиться тем, что твоя медиана является биссектрисой и высотой!
Автор: Выдрин Паша
О равнобедренном треугольнике.
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была семья: мать-сторона, отец-сторона и сынок- Основание. Жили они не тужили, нока не пришлось сыночку Основанию жениться. Отец и говорит:
- Ну, хватит, сынок. Пришла пора и женой обзаводиться.
А сын у них был настолько беспомощный, что испугался так, что у него колени тряслись с утра до вечера. Думал он думал, и надумал идти в соседнее королевство - попытать счастье. Снарядили его так, как будто он едет за тридевять земель. А в том царстве жили: отец -d , мать-p и дочь-красавица Медиана. Была у неё нянька Геометрия. Дальше в сказке всё едет своим чередом, но нет! Та нянька была вредная, за то её и любили в этом царстве. Она устроила Основанию три испытания:
- Прежде, чем взять в жены Медиану, ответь, пожалуйста:
- Какой треугольник называется равнобедренным?
- Какой треугольник называется равносторонним?
- Что такое медиана треугольника?
Для нашего Основания эти вопросы оказались слишком
сложные.
Может быть вы, ребята, ответите?
Автор: Синько Елена.
Наглядные пособия
1. Отрезок. Прямая. Луч. 5 класс.
2. Десятичные дроби. 5 класс.
3. Пропорция. 6 класс.
3. Сложение и вычитание чисел с разными знаками. 6 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока
Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....
Электронные наглядные пособияЭлектронные наглядные пособия
ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МНОЙ ДЛЯ РАБОТЫ....
Разработка внеклассного мероприятия «Математическая сказка», проводимого в рамках предметной декады математики
Сценарий школьной постановки "Математическая сказка" призван помочь детям с УО закрепить имеющиеся представления об умножении и делении нуля. В игровой доступной форме учащиеся восстанавливают в памят...
ОТКРЫТОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ 5 – 9 классы "Сказка о Иване Царевиче и математике"
· Повторить и закрепить умения и навыки учащихся выполнять действия с целыми числами, решать уравнения и задачи.· Ра...
«Математическая мозаика» Учебно – методическое пособие для учителей и учащихся. Составитель: Чернова Е.М., учитель математики МКОУ КГ №1
Курс алгебры и геометрии 7 класса – важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе формируется понятие переменной, совершенствуются и обогащаются умения геом...
Восстановление и развитие учебных навыков учащихсячерез применение наглядных пособийи перевода математических задач в практическую плоскость.
Методы позволяющие продуктивно решать одну из важнейших проблем преподавания математики в вечерних (сменных) школах и ликвидировать пробелы в знаниях учеников по различным разделам школ...
Развитие элементарных математических представлений у ребенка с РАС с помощью наглядных пособий
Как развивать умение вычислять, знать состав числа, и решать примеры ребенка с РАС...