Внеурочная работа на уроках математики в 5 классе
материал по алгебре (5 класс) на тему
Внеурочная работа на уроках математики в 5 классе представлена в виде "Математической дуэли" между учащимися и их родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Математическая дуэль" в 5 классе | 311 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46» Г. БРЯНСКА
Внеурочная работа на уроках математики в 5 классе
(«Математическая дуэль»)
Учитель математики МБОУ СОШ № 46 г. Брянска
ЯЩЕНКО Светлана Викторовна
Брянск - 2014
Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, которое обеспечивает такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Чтобы развить у ученика способность к самосовершенствованию путем сознательного опыта и активного получения нового социального опыта, нужно создать условия для развития личности, её самореализации. Современная социальная среда, в которой развивается ученик, изменила его отношение к учебному процессу. Школьники мало читают художественную и учебную литературу, возросла их информированность через социальные сети, на данный период у детей не сформирована должным образом мотивация к учению.
Хорошо организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности учащихся. При планировании внеурочной деятельности каждому учителю нужно четко представлять, какие цели и задачи он ставит перед собой, какие формы и методы он выбирает для достижения этих целей и каких результатов он хочет достичь.
Определяя задачи можно выделить, как главные, следующие:
- развитие познавательного интереса к математике;
- формирование системы знаний, умений и навыков;
- развитие креативности, творческих способностей;
- создание условий для реализации приобретенных умений и навыков;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия и сотрудничества;
- развитие принципов общения в социуме.
Моя внеурочная деятельность нацелена на сотрудничество между учащимися 10-го и
5-го классов, в которых я работаю. Например, ученики 10-го класса самостоятельно формируют группы по 4 человека, выбирают темы творческих проектов, готовят их и затем представляют свои проекты учащимся и родителям 5-го класса.
Темы проектов:
1. Математика на защите страны
2. Геометрия вокруг нас
3. Математические софизмы
4. Золотое сечение
5. Старинные игры и задачи
Одна из групп решила предложить учащимся 5-го класса и их родителям математический поединок, который поможет обеим сторонам (и детям, и их родителям) лучше понять друг друга. Это, по мнению старшеклассников, поможет у младших школьников сформировать мотивацию к учению. Почему вообще возникла идея такого турнира?
В беседах с учащимися 5-го класса выяснилось, что детям очень трудно подчас самостоятельно выполнять домашнее задание по математике, так как материал, изложенный в учебнике не всегда доступен их пониманию. Конечно, на уроках проводится определенная работа, которая помогает ученику ориентироваться в сложном научном материале. Но в этом аспекте требуется и помощь родителей. В связи с этим и возникла идея их привлечения к активному участию в учебно–воспитательном процессе. Кроме этого данный поединок был нацелен еще и на то, чтобы показать красоту математики, её многогранность, разноплановость её применения в практической деятельности, в реалиях жизни. Так же поединок нацелен показать достоинства учебника, подчеркнуть его значимость в приобретении знаний.
Началась работа по подготовке к проведению турнира. Ребята 5-го класса выбрали команду из 5-ти человек. А дальше началось самое сложное. Родители не изъявили желания участвовать в турнире, боясь не справиться с заданиями и тем самым потерять свой авторитет перед собственными детьми. За помощью мы обратились к учителю начальных классов Пикатовой Т.Т, которая помогла нам привлечь родителей к проведению данного математического поединка.
Команды сформированы. Определены их названия – «Юнцы» и «Мудрецы».
Началась подготовка к проведению турнира. Учащиеся 10-го класса составили план подготовки турнира, обсудив его программу, условия проведения, все организационные моменты, распределили обязанности по выполнению плана.
Так была составлена структура турнира.
1. Слова ведущего.
Добрый день дорогие друзья
Нашу встречу я хочу начать следующими словами (под музыку)
Пришлось ли раз вам безучастно,
Бесцельно средь толпы гулять.
И вдруг какой-то песни страстной,
Случайно звуки услыхать?
На Вас нежданною волною
Пахнула память прошлых лет.
И что-то милое, родное
В душе откликнулось в ответ.
Казалось Вам, что эти звуки
Вы в детстве слышали не раз.
Так много счастья, неги, муки
В них вспоминалося для Вас.
Эти стихи написала С. Ковалевская – великий математик, философ, литератор. А прочитала я их потому, что сегодня ваши родители перенеслись в детство. Они вновь сели за парты, как в школьные годы, и готовы участвовать в математической дуэли.
Дуэль – (в переводе) означает поединок. А знаете ли Вы, что дуэли разрешены официально только в Парагвае и Уругвае.
В России дуэли были запрещены всегда. И участники дуэлей строго наказывались (это было отражено в Указе Петра 1 в 1715г, и в Указе Александра 1 в 1787г). Но тайно дуэли совершались. Так А.С. Пушкин вызвал своего собеседника на дуэль за то, что тот усомнился в том, что Пушкин не читал популярного литературного произведения того времени. А М.Ю. Лермонтов был вызван на дуэль за колкие выражения в адрес своего собеседника, за его насмешки над ним. В результате дуэлей погибло много известных, талантливых людей.
Сегодня дуэль особенная. Оружие, с помощью которого она будет проходить – это знания, умения, навыки. Я хочу вам представить наших дуэлянтов:
- команда «Юнцы», команда «Мудрецы»
- их секундантов
- состав суда, перед которым предстанут дуэлянты.
2. Разминка команд.
У каждой команды на столе находится ноутбук. По сигналу ведущего на экранах появляется вопрос, который озвучивается ведущим. Если команда знает ответ на вопрос, раздается звуковой сигнал (или поднимается рука). В случае правильного ответа команде засчитывается 1 очко, которое фиксируется в таблице на доске. Если ответ неверен, дать свой собственный ответ может 2-я команда. При правильном ответе она может заработать 1 очко. По итогам разминки определяется команда, которая будет делать первый выстрел. Вопросы разминки.
Разминка команд
1. На 2-х руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
2. Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени надо варить 6 яиц вкрутую? (5)
3. У Мамеда было 10 овец. Все, кроме 9, околели. Сколько овец осталось? (9)
4. Тройка лошадей пробежала 30 км. какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30)
5. В семье 7 братьев, у каждого по 1 сестре. Сколько детей в семье? (8)
6. Палку распилили на 12 частей. Сколько сделали распилов? (11)
7. Птицелов поймал в клетку 5 синиц, по дороге встретил 5 учениц. Каждой подарил по птице, в клетке осталась одна птица. Как это могло случиться? (последнюю отдал вместе с клеткой)
8. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по 3 кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько всего кошек в комнате? (4)
3. Проведение дуэли.
В каждой команде находятся секунданты. Если команда во время (проведения) выполнения заданий пользуется помощью одного из них, то за каждый вопрос снимается
1 очко.
Перед проведением дуэли на экранах появляется «Кодекс чести» дуэлянтов (Плохих идей не бывает, Мыслите творчески, Рискуйте, Уважайте мнение других, Не перебивайте говорящего), который озвучивается дуэлянтом любой команды. Командам раздаются задания, на выполнение которых отводится 20 минут. Их обсуждения проводятся в других аудиториях. По истечении времени первой отвечает та команда, которая победила в разминке. Если она ответила правильно, ей присуждается то количество баллов, которым оценивалось задание. Если секундант 2-ой команды заявляет, что её участники имеют такое же решение, ей присуждается такое же количество баллов. Чередуясь команды, отвечают на все вопросы. Каждый участник поединка озвучивает ответ не более 1 раза.
Задания командам.
1. Человек через реку должен перевезти козу, капусту и волка. В лодке может поместиться только человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Но если оставить козу с капустой, то коза съест капусту, если оставить волка с козой, то волк съест козу. Как человек перевез свой груз? (2Б)
2. Найди закономерность и заполни пропуски (3Б)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
2 | 4 | 6 | 8 | 10 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 9 | |
4 | 9 | 36 | 64 |
3. Разрежьте квадрат по данным линиям и сложите следующие фигуры. (4Б)
4. В равенстве
МУХА ● А = СЛОН (А=2)
Нужно буквы заменить цифрами от 1 до 8. (5Б)
5. Имеются 9 одинаковых пластинок, но одна из них более легкая.
Найдите эту пластинку с помощью двух взвешиваний на двухчашечных весах без гирь. (6Б)
6. На одинаковых расстояниях друг от друга расставлены флажки. От 1-го до 9-го флажка спортсмен пробегает расстояние за 9 сек. За сколько секунд он добежит до 25-го флажка? (7Б)
Во время обсуждения заданий проходит викторина со зрителями
(1б) Поговорки и пословицы где есть числа. (Выигрывает последний)
1. Один за всех и все за одного.
2. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей
3. За одного умного 100 неумных дают
4. Семь раз отмерь, один отрежь
5. За 2-мя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
6. Ум хорош, а два лучше.
7. Один в поле не воин.
8. Одна голова хорошо, а две лучше.
9. Старый друг лучше новых двух.
10. Семеро одного не ждут.
11. Где больше двух, там говорят вслух.
(2б) загадки
1. 7 братьев: годами равные, именами разные (дни недели)
2. 5 чуланов, одна дверь (перчатка)
3. 1 говорит, 2 глядят, 2 слушают (голова)
4. У двух матерей по пять сыновей, все на одно имя (пальцы рук)
5. 2 головы, 2 руки, 6 ног (всадник на лошади)
(3б) Сколько треугольников (15)
Назовите формулу
1) S=Ut; U - ? t - ?
2) S прямоугольника
P прямоугольника
S квадрата
Р квадрата
V прямоугольного парал.
V куба
S пов. куба
(4б) Задачи
1. У Вани 3 брата и 2 сестры. Сколько братьев и сестер у его сестры?
2. Во время прогулки по лесу Иван через каждые 40 м находил по одному белому грибу. Какой путь он прошел от 1 гриба до последнего, если всего было найдено 25 грибов. (960м)
3. С конвейера Волжского автозавода каждую минуту сходит 3 автомашины. Сколько автомашин сходит с конвейера за 1 день?
24 х 60 х 3 =4 320
4. Задумайте однозначное число, удвойте его, к полученному числу прибавьте 5, полученный результат умножьте на 5, к результату прибавьте 10. Полученную сумму умножьте на 10. Какое число получилось? (- 350 : 100)
5. Стр. учебника № 218 (кто быстрее сосчитает животных)
Игра на развитие памяти (перед подведением итогов)
Жюри начинает работу по подведению итогов. А команды на доске создают картины из цветов. Если им понравился турнир, картина должна быть из ярких, солнечных цветов, а если нет, то цвета должны быть холодными, серыми.
После этого минута тишины. Все присутствующие выражают своё отношение к происходящему соответствующими жестами, выражающими положительные или отрицательные эмоции.
6. Наше строгое жюри оглашает свой приговор.
Релаксация.
7. Вопрос ведущего: «Ребята, что нового Вы узнали во время проведения турнира?»
Ответ учеников: «Мы узнали о С.Ковалевской, об истории возникновения дуэлей, познакомились и научились решать логические задачи.
8. Вопрос ведущего: «Уважаемые родители увидели ли Вы сегодня в своих детях достойных Вам оппонентов?».
Ответ родителей: «Нам очень понравилась игра, ответы ребят и мы, очень рады за то, что этот поединок выиграли они».
9. Вопрос первому учителю: «Тамара Тихоновна, наблюдая за общением детей и родителей, что Вы можете сказать об их взаимоотношениях?»
Ответ: «Мне очень понравились взаимоотношения детей и родителей, и сегодня я увидела повзрослевших своих учеников, умеющих хорошо себя вести и давать правильные и точные ответы».
Готовясь к проведению внеурочных мероприятий весь материал можно найти в учебнике математики авторов Г.К. Муравина и О.В Муравиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА изучения курса математики 5-6 классов при работе по учебникам «Математика, 5 класс», «Математика, 6 класс» авторов И.И.Зубаревой, А.Г. Мордковича (УМК «Практика Развивающего Обучения (ПРО)»)
Рабочая программа по математике для 5-6 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обра...
Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений. Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групповой работы на уроке», математика 6 класс
применение новых технологий в образовательном процессе Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений.Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групп...
Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа по подготовке учащихся 10 класса к итоговой аттестации по математике.
Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа по подготовке учащихся 10 класса к итоговой аттестации по математике.Тематическое планирование учебного материала при 1 занятии в неделю....
Устная работа на уроках математики - 6 класс
В данном материале представлено несколько презентаций для устного счёта на уроках математики в 6 классе, которые можно использовать в начале урока....
Доклад на тему «Особенности коррекционной работы на уроках математики в классах для детей с задержкой психического развития»
Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и ...
Исследовательская работа на уроке математики, 6 класс по теме "Длина окружности и площадь круга"
Проект...
Статья Приемы работы с текстами на занятиях по внеурочной деятельности и уроках математики в основной школе.
В 2021 году структура контрольно-измерительных материалов обязательного государственного экзамена по математике претерпела некоторые изменения. Нынешние первые 5 вопросов раньше были объединены ...