МЕТОД ПОДСТАНОВКИ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ И СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ
учебно-методический материал (алгебра, 10 класс) по теме

В публикации рассмотрены решения уравнений методом подстановки

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОД ПОДСТАНОВКИ  ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ  И СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ

Метод подстановки заключается в переходе от искомой величины к некоторой другой величине. Метод сводит уравнения к более простым уравнениям изученных типов. Велико разнообразие случаев, когда приходится пользоваться этим методом. Охватить их какой-либо общей рекомендацией, разумеется, невозможно. Успех в выборе целесообразной подстановки существенно зависит от опыта и смекалки. Рассматриваемые ниже примеры демонстрируют метод подстановки в действии

Пример 1. Решить уравнение:

                                               

Решение. Разность дробей, расположенных в левой части данного уравнения» представляет собой дробь, у которой знаменатель есть многочлен четвертой степени относительно х. В таком случае шаблонная обработка уравнения приведет его к уравнению четвертой степени, что решающего устроить не может. После обдумывания начинаем понимать, что полезно выбрать подстановку  х2 + 2х = z, поскольку она преобразует данное уравнение к значительно более простому:

Относительно z получаем квадратное уравнение с корнями z1 = 3 и z2 = - 4. Подстановка х2 + 2х = z приводит к двум квадратным уравнениям относительно х:

х2 + 2х = 3 и   х2 + 2х = -4

Из них мы находим все четыре корня данного уравнения:  x1 = 1,  x2 = -3,  x3= -1 + ,  x4= - 1 -

и непосредственной проверкой убеждаемся в пригодности каждого из них.

Пример 2. Решить уравнение 4 x4 +12х3— 47х2+12х+4=0.

Решение. Предложенное уравнение так называемое возвратное уравнение — коэффициенты членов, равноотстоящих от концов его левой части, равны. Для возвратных уравнений разработан стандартный способ приведения их к уравнению более низкой степени.  Заметив, что x0 разделим уравнение на х2. получим

Теперь следующим образом сгруппируем члены:

При такой записи уравнения уже нетрудно сообразить, что оказывается эффективной подстановка

В самом деле, находим, что тогда

и решаемое уравнение преобразуется к квадратному уравнению 4 u2 +12 u — 55 = 0. Решив его, найдем, что

.

Из них находим, что

Примечание. Если приходится решать возвратное уравнение нечетной степени, то какова бы ни была эта степень, один корень такого уравнения всегда равен (—1). Проверить это можно на примере возвратного уравнения пятой степени

Если х=1, то

После деления на (х+1) это уравнение сводится к возвратному уравнению четвертой степени, которое можно в общем виде решить при помощи способа, показанного при решении примера 2.

Пример3. Решить уравнение

Решение. Целые корни алгебраического уравнения следует искать среди делителей свободного члена. Но здесь он равен единице, а 1 или —1 как легко проверить, корнями данного уравнения не являются.

Итак, целых корней данное уравнение не имеет. Для всех уравнений, у которых нет целых корней, попробовать подстановку

В нашем случае эта подстановка приводит к уравнению

Делитель свободного члена этого уравнения (—2) служит его корнем. В таком случае, понизив при помощи этого корня степень уравнения, находим остальные два корня y2 = 2  +i,  y3 =  2 – i. Следовательно,

Пример 4. Решить уравнение

Решение. Если пытаться освободить уравнение от радикалов возведением его в квадрат, то получится шестая степень уравнения после того, как все радикалы исчезнут. Рассмотрим более простое решение. Подстановка  приведет нас к более простому уравнению относительно t, а именно к такому:

Возведем обе части уравнения в квадрат

t1 = 1,  t2 = -4

Далее заметим, что нас интересуют только положительные значения t, поскольку

>0 для всех значений х. 

Отбрасываем поэтому  корень t2 и получаем для отыскания х одно квадратное уравнение

 с корнями  x 1 = —1 и        x 2 = 0.

Не трудно проверить, что оба они являются корнями данного иррационального уравнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по алгебре и истории математики в 7 классе по теме: "Решение линейных систем уравнений с двумя переменными". систем

Урок алгебры в 7 классе Тема урока: «Решение систем линейных уравнений»Ведущая идея урока: «Ученик учится САМ, учитель только помогает»Цели урока:а) показать алгоритм решения системы линейных ур...

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе "Различные способы решения систем линейных уравнений" способы решения систем уравнений

Урок алгебры в 7 классе направлен на обобщение и систематизацию различных способов решения систем уравнений: метода сравнения, сложения, подстановки, графического метода, метода Крамера, выбора рацион...

урок по теме"Решение нелинейных систем уравнений с 2 переменными"

обобщающий урок по теме"Решение нелинейных систем уравнений с 2 переменными" для 11 класса...

Урок 9 класс. Примеры решения нелинейных систем уравнений.

Тема урока: Примеры решения нелинейных систем уравненийОбщее количество часов, отведенное на изучение темы: 4 часаМесто урока в системе уроков по теме: обобщающий урок темы «Методы решения систе...

Презентации по теме "Системы двух линейных уравнений", "Метод подстановки для решения систем уравнений", "Метод сложения для решения систем уравнений" .

Презентации проедполагает использование при проведении онлайн урока по теме "Системы двух линейных уравнений", "Метод подстановки для решения систем уравнений", "Метод сложени...

Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений"

1. Разработка технологической карты урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений.2. Технологическая ...