Урок-сказка по теме "Среднее арифметическое"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Ильинская Надежда Федоровна

Урок-сказка по теме" Среднее арифметическое" с мультимедийной презентацией.Решение задач из раздела ГИА " Реальная математика".В стихах переходили от задачи к задаче.Урок научил практическому применению среднего арифметического.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – сказка по теме «Среднее арифметическое».

Цели: закрепить умение выполнять все действия с десятичными дробями, решать задачи на нахождение среднего арифметического;

           - развивать вычислительные навыки, внимание, смекалку;

            - воспитывать интерес к математике, прививать любовь к книге, чтению.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «среднее арифметическое нескольких чисел», «правило нахождения среднего арифметического»

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал,  электронная презентация, выполненная в программе Power Point

Ход урока.

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;

2. Вводная беседа. Актуализация знаний.

Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: (слайды №2-4). 

№1. Найдите ошибку

  1. 0,01 ∙ 3= 0,3
  2. 0,05 ∙ 2= 0,01
  3.  0,08 ∙ 4= 32
  4. 0,006 ∙ 3= 0,18
  5.  0,007 ∙ 3= 2,1

№2. Выполните деление 

1)  7,6 : 2=

2)  6,3 : 3 =

3)  0,8 : 4 =                          

4)  1,4 : 7 =

5)  3,9 : 3 =            

№ 3 Вычислите:

  1. 0,12:0,6=                  
  2.   15:0,5=                            
  3.   0,18:0,9=
  4.   0,045:0,15=
  5.   16:0,0002=

3.Повторение теории. (слайды №5-7).

Что?             Что такое среднее      арифметическое?

Как?               Как находить среднее арифметическое.

Где?             Где применить среднее     арифметическое.

3. Практическое применение понятия «Среднее арифметическое нескольких чисел ». 

Задачи    модуля «Реальная математика » (слайды № 8-13)

1. За морями, за лесами,

  За широкими долами,                            

Не на небе - на земле

    Жил старик в одном селе.

    У старинушки три сына:

   Старший умный был детина,

   Средний сын – и так и сяк,

   Младший вовсе был дурак.

   Братья сеяли пшеницу

   И возили в град - столицу.

   Знать, столица та была

   Недалече от села.

Задача 1. Узнать расстояние от села до столицы, если братья ехали на лошадях 5,2 ч со скоростью13,1 км/ч, затем шли пешком 2,8 ч со скоростью 4,7 км/ч, а лошадей вели под уздцы. 

Решение:

1)13,1*5,2=68,12(км)

2)2,8*4,7=13,16(км)

3)68,12+13,16=81,28

2. Всяк трудился за троих,

   Не жалея сил своих.

   Урожай такой собрали,

   Какой до селе не видали.

   Всё засыпали в мешки

   И уложили на возки.

   Кони сильно упирались.

   Довести зерно старались.

 Тяжело, за возом воз

 К столице двигался обоз

 

Задача 2. Определите среднюю урожайность пшеницы, если с 1-го поля сняли 2,4 т, со 2-го – 1,9 т, с 3-го – 1,8 т, с 4-го – 2,3 т. Сколько всего зерна везли братья продавать в столицу? 

Решение:

1)(2,4+1,9+1,8+2,3):4=2,1т-урожайность

2)2,4+1,9+1,8+2,3=8,4

3. Физпауза 

Давайте и мы немного позанимаемся физкультурой.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

4. В той столице был обычай:

    Коль не скажет городничий,

    Ничего не покупать,

    Ничего не продавать.

   Вот обедня наступает,

  Городничий выезжает.

   В туфлях, в шапке меховой,

   С сотней стражи городской.

   Рядом едет с ним глашатай,

   Длинноусый , бородатый.

  Он в злату трубу трубит.

   Громким голосом кричит:

   «Гости, лавки отпирайте,

   Покупайте, продавайте.

   А надсмотрщикам – сидеть

   Подле лавок и смотреть,

   Чтобы не было содому,

   Ни давёжа, ни погрому,

   И чтобы ни какой урод

   Не обманывал народ».

   Братья лавки отпирают.

   Люд крещёный закликают:

  «Эй, честные господа,

   К нам пожалуйте, сюда».

   Покупальщики идут,

   У братьёв товар берут.

   Братья денежки считают,

  Да надсмотрщикам мига

Задача 3. Сколько братья выручили денег, если за 1 ц брали 50,6 рубля? Решение:

1) 8,4т=84ц                              2)84*50,6=4250,4(руб.)                                    

5. Братья продали пшеницу

    И покинули столицу.

   С пустой тарой на возке

   Возвращались налегке.

   Мчались кони по полям.

   По лесам и по горам.

   Проскакав немало вёрст,

   Оказались у ворот.

Задача 4. определите, с какой средней скоростью возвращались братья обратно, если они ехали 2 ч по горам со скоростью 12,72 км/ч, 2 ч лесом со скоростью 13,17 км/ч, 2 ч по полям со скоростью 14,75 км/ч. Ответ округлите до сотых.

6. Поклонились братья богу:

    Вот и кончилась дорога.

   И, лишь только рассвело.                                

    Воротилися в село,

    Напевая громко песню:

    «Ходил молодец на Пресню».

    Тут и сказочке конец.

   А кто слушал – молодец. 

7. Я предлагаю вам немного отдохнуть.                                                                                      Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают.

Задание на сообразительность:   Итак, среднее арифметическое:

  • Велосипеда и мотоцикла. (Мопед.)
  • Трамвая и поезда. (Электричка.)
  • Апельсина и лимона. (Грейпфрут.)
  • Туфельки и сапога. (Ботинок.)
  • Пианино и баяна. (Аккордеон.)
  • Холодильника и вентилятора. (Кондиционер.)
  • Портфеля и рюкзака. (Ранец.)
  • Носка и чулка. (Гольф.)

«Рано или поздно всякая правильная математическая

идея находит применение в том или ином деле». (А.Н. Крылов)

И я надеюсь, вычисление среднего арифметического, вам рано или поздно, но пригодится в том или ином деле.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты.                                                       Что нового вы узнали на уроке?

  • Сегодня я узнал…
  • Мне было интересно…
  • Я узнал и могу научить товарища…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Меня удивило…

Каково ваше настроение в конце урока? Каждый ученик получает лист «Моё настроение», на котором отмечает смайлик, соответствующий его настроению.

Домашнее задание.  Учитель комментирует домашнее задание:
1. № 1524 (а/б), №1526                                                                                                                                     2. Вычислить средний возраст вашей семьи.                                                                                                                3. Узнать, где в жизни необходимо умение находить среднее   арифметическое  (подготовить сообщение по желанию).

     Итог урока. Выставление оценок. Спасибо Вам, дети, за урок. Я буду рада, если полученные на уроках математики знания помогут Вам в жизни при решении проблем. Вы – молодцы. Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.    

Спасибо за работу на уроке!

Используемые источники:

  1. http://matem.chernmmc.edusite.ru/p18aa1.html

http://www.tgl.net.ru/wiki/index.php/Семинар_Секрет_Научиться_придумывать


                               

                                      Подготовила:Ильинская Н.Ф.

                           учитель математики Пелеговской ООШ

                           

                      2013 уч.год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок- сказка по теме Среднее арифметическое Подготовила: Ильинская Н.Ф . у читель математики Пелеговской ООШ

Слайд 2

Устный счёт №1. Найдите ошибку 0,01 ∙ 3= 0,3 0,05 ∙ 2= 0,01 0,08 ∙ 4= 32 0,006 ∙ 3= 0,18 0,007 ∙ 3= 2,1 0,03 0,1 0,32 0,018 0,021

Слайд 3

Устный счёт №2. Выполните деление 1) 7,6 : 2= 2) 6,3 : 3 = 3) 0,8 : 4 = 4) 1,4 : 7 = 5) 3,9 : 3 = 3,8 2,1 0,2 0,2 1,3

Слайд 4

Устный счёт № 3 Вычислите: 0,12:0,6= 15:0,5= 0,18:0,9= 0,045:0,15= 16:0,0002= 0,2 3 0 0,2 0,3 80000

Слайд 5

Среднее арифметическое

Слайд 6

Среднее арифметическое Что такое среднее арифметическое? Как находить среднее арифметическое. Где применить среднее арифметическое. ЧТО? КАК? ГДЕ ?

Слайд 7

Среднее арифметическое – это частное от деления суммы чисел на число слагаемых. ЧТО? КАК? ГДЕ ? Нужно сумму чисел разделить на число слагаемых. Средний балл, средняя урожайность, средняя зарплата и т. д.

Слайд 8

Жил старик в одном селе,

Слайд 9

Задача № 1 Узнать расстояние от села до столицы, если братья ехали на лошадях 5,2ч со скоростью 13,1км/ч, затем шли пешком 2,8ч со скоростью 4,7км/ч, а лошадей вели под уздцы. Решение: 1)13,1*5,2=68,12(км) 2)2,8*4,7=13,16(км) 3)68,12+13,16=81,28

Слайд 10

Задача № 2 Определите среднюю урожайность пшеницы, если с1-го поля сняли 2,4т ,со 2-го – 1,9т , с 3- го - 1,8т , с 4-го – 2,3т .Сколько всего зерна взяли братья продавать в столицу? Решение: 1)(2,4+1,9+1,8+2,3):4= 2,1т - урожайность 2)2,4+1,9+1,8+2,3= 8,4т

Слайд 11

В той столице был обычай:

Слайд 12

Задача № 3 Сколько братья выручили денег, если за 1ц брали 50,6 рубля? Решение: 1) 8,4т=84ц 2)84*50,6= 4250,4(руб.)

Слайд 13

Задача № 4 Определите, с какой средней скоростью возвращались братья обратно, если они ехали 2ч по горам со скоростью 12,72км/ч , 2ч лесом со скоростью 13,17км/ч , 2ч со скоростью 14,75км/ч .Ответ округлите до сотых. Ответ: 13,55 км/ч

Слайд 14

Тут и сказочке конец , а кто слушал – молодец.

Слайд 15

велосипед мотоцикл мопед апельсин лимон грейпфрут холодильник вентилятор кондиционер пианино баян аккордеон носок чулок гольф

Слайд 16

Спасибо за урок !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 9 классе "Понятие арифметической прогрессии. Свойства арифметической прогрессии".

Это урок изучения нового материала.Цель урока: познакомить учащихся  с  понятием арифметическая прогрессия,  изучить свойства арифметической прогрессии,  способы ее задания.З...

Презентация и конспект урока на тему" Определение арифметической и геометрической прогрессий. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий"

В технологии УДЕ (укрупненная дидактическая единица) при обучении математике одним из основных элементов является совместное и одновременное изучение родственных разделов. Арифметическая и геометричес...

Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии. Формула суммы первых n членов.

Тип урока - обобщение знаний (в классе коррекции). Может быть использован и в обычном классе....

Урок на тему: « Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии»

План урока на тему "Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии" разработан для учащихся 9 класса. УМК: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. Уро...

Арифметическая прогрессия. Сумма N первых членов арифметической прогрессии.

Презентация используется для обобщения изученного. В ней представлены задачи разного типа по данной теме. Есть задания для подготовки к ГИА....