Л.Ф. Магницкий Выступление по теме
материал по алгебре по теме
Биография, арифметика и задачи Л.Ф. Магницкого
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
М.Ф. Магницкий выступление к презентации | 40.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.Ф.Магницкий – первый выдающийся учитель России
Леонтий Филиппович Магницкий - первый учитель математики российского юношества, автор первого учебника математики. О нем не забывают на протяжении более трёх столетий, но удивительно, что о его личности известно совсем немного. Неизвестна даже фамилия, под которой он прибыл в Москву и учился там.
Леонтий Филиппович Магницкий
родился в Осташковской патриаршей слободе 9 (19) июня 1669, Сын крестьянина Филиппа Теляшина. Тверские краеведы Борис Ершов и Владимир Финкельштейн, авторы книги Тверь и тверитяне» (2006г.), установили, что Филипп Теляшин, отец Леонтия, «В младых летах неславный и недостаточный человек, работою своих рук кормивших себя, он прославился только тем, что сам научившись чтению и письму, был страстный охотник читать в церкви и разбирать мудреное и трудное».
В родительском доме Леонтий рано овладел аз букой и началами счета, научился читать и писать, основательно вникал и легко запоминал содержание текстов, которые хранились в монастырской библиотеке Ниловой пустыни
Родился Леонтий Филиппович в городе Осташкове на берегу озера Селигер в большой крестьянской семье. С детства очень любил читать. Мальчику повезло – он приходился внучатым племянником владыке Сибирскому и Тобольскому, святителю Нектарию, второму настоятелю и строителю Нило-Столобенской пустыни. В монастыре была богатая библиотека, и Леонтий целые дни проводил за изучением уникальных рукописей.
В 1684 году, когда Леонтию было 15 лет, крестьяне слободы послали его некогда с рыбой в Иосифо-Волоколамский монастырь,там, узнав способности мальчика, оставили его для чтения. Каким случаем перешел он в Симонов московский монастырь и как почерпнул знание немецкого и латинского языков, арифметических и математических знаний доподлинно неизвестно.
По некоторым сведениям настоятель монастыря определил Леонтия Теляшина учиться в Славяно-греко-латинскую академию – первое в России высшее учебное заведение. В академии преподавали богословие, философию, логику, психологию, физику, стихосложение и риторику. Но этого Леонтию было мало. Он полюбил математику, однако книг на русском языке по этому предмету практически не было. Следовательно, математику Леонтий изучил самостоятельно, как и основы навигации и астрономии. В эпитафии, которую по смерти Магницкого написал его сын Иван, говорится, что он «наукам изучился дивным и неудобовероятным способом», то есть самостоятельно овладел немецким, голландским, итальянскими языками, прочитал множество иностранных рукописей и стал настоящим знатоком математики.
Закончив академию, Леонтий не стал постригаться в священнослужители, как надеялся отправлявший его на учебу игумен, а стал преподавать математику, возможно, и языки, в семьях московских бояр.
Знания Леонтия Филипповича в области математики удивляли многих, при встрече он произвёл на царя Петра I очень сильное впечатление незаурядным умственным развитием и обширными познаниями. В знак почтения и признания достоинств Пётр I жаловал ему фамилию Магницкий, «в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя». … Леонтий Филиппович был реформатору-государю верным соратником. Например, по приказу Петра во время русско-шведской войны (1707г). Руководил оборонительными работами по укреплению Твери и оставил о себе добрую память.
В 1701 по распоряжению Петра I был назначен помощником преподавателя школы «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения».
В школу принимали «добровольно хотящих», а также набирали принудительно мальчиков и юношей в возрасте от 12 до 17—20 лет из дворян и «разных чинов»: приказных, посадских, церковнослужителей и др. Неимущим выдавали деньги на «корм» в зависимости от изучаемого предмета и успехов в его усвоении. Контингент учащихся сначала был определен в 200 человек, но впоследствии вырос до 500 и более. Так, в 1712 г. в школе училось 538 человек. В школе были установлены строгие порядки, за нарушение которых школьников наказывали штрафами и розгами. Первые годы школа находилась в ведении Оружейной палаты и постоянное наблюдение за ее работой осуществлял дьяк А. А. Курбатов. В 1706 г. школу передали приказу морского флота, а затем - Адмиралтейской коллегии.
Для преподавания специальных математических и навигационных наук в Москву из Англии были приглашены профессор А.Д. Фарварсон, ставший директором этой школы, и специалисты по морским наукам С. Гвин и Р. Грейс. Фарварсон, крупный знаток своего дела, оказал известное влияние на постановку математического и морского образования в России. Что же касается С. Гвина и Р. Грейса, то, по свидетельству А. А. Курбатова, они «относились к делу нерадиво, которые учатся остропонятно, тех бранят и велят дожидаться меньших» (т. е. отстающих).
Душой школы был один из образованнейших людей своего времени, выдающийся русский математик Леонтий Филиппович Магницкий, который с большим успехом вел преподавание математических предметов. Он же ведал и всей учебно-воспитательной работой школы. Л. Ф. Магницкий придерживался прогрессивных педагогических взглядов, был знаком с произведениями Я. А. Коменского. На основе прогрессивных педагогических идей и методических принципов он написал замечательный учебник «Арифметика, сиречь наука числительная».
В Школе математических и навигацких наук занятия начинались с изучения российской грамоты и счета в подготовительных классах, получивших название «русской школы». Затем в математических классах («цифирной школе») учащиеся овладевали знаниями по арифметике, геометрии, тригонометрии плоской и сферической. В старших, навигаторских классах обучали навигации, морской астрономии, географии (главным образом математической), геодезии, фехтованию. Большинство учащихся, главным образом недворянского происхождения, ограничивалось прохождением русской и цифирной школ и поступлением на службу.
Как правило, только дворянские дети продолжали обучаться навигаторской науке в высших классах. В школе была принята классно-предметная группировка учащихся: учебные предметы изучались последовательно, по мере выучки учеников переводили «из одной науки в другую», а из школы выпускали по мере готовности к делу или по требованию различных ведомств. На вакантные места сразу же принимались новые ученики. Определенных сроков приема и выпуска учащихся тогда еще не было.
Учебники и учебные пособия выдавались ученикам для постоянного пользования. В обучении применялись наглядные пособия: глобус, географические карты, таблицы, приборы и инструменты. Для занятий по астрономии была оборудована обсерватория, где имелся лучший для того времени телескоп. Здесь под руководством Л. Ф. Магницкого и А. Д. Фарварсона велись астрономические наблюдения. Большое внимание обращалось на практическую подготовку учащихся к мореплаванию и геодезическим работам. Навигаторы проходили практику на морских кораблях ежегодно от февраля до октября. Для повышения общей культуры будущих навигаторов при школе был устроен театр. Группа актеров, выписанная из Данцига, вместе с учениками устраивала спектакли.
Окончивших школу определяли во флот, направляли в артиллерию, гвардию, назначали инженерами, топографами, учителями, а также посылали учиться за границу. Важное государственное значение Школы математических и навигацких наук было особо подчеркнуто в указе ПетраI 1710 г., в котором говорилось: «Школа оная не только потребна к единому мореходству и инженерству, но и артиллерии и гражданству...».
В 1715 г. высшие (мореходные, или навигаторские) классы школы были переведены в Петербург, где на основе их образована Морская академия. К этому времени школа подготовила около 1200 специалистов морского дела. С 1716 г. она считалась приготовительным училищем Морской академии и обучала главным образом математике. В таком виде школа просуществовала до 1752 г. По времени возникновения Школа математических и навигацких наук была первой и самой крупной реальной школой в Европе. Ее воспитанники стали также организаторами и первыми учителями многих новых школ.
Главным же математическим руководством в первой четверти XVIII в. стала упомянутая ранее нами «Арифметика, сиречь наука числительная» Л. Ф. Магницкого (1703), изданная, как писал автор, «ради обучения мудролюбивых российских отроков и всякого чина и возраста людей». «Арифметика», по словам автора, явилась творческим обобщением «многих разноязычных книг, греческих, латинских и немецких». В ней содержалось много новых, ранее неизвестных в русской математической литературе сведений: о десятичных дробях, прогрессиях, извлечении корней и др. Новым было и возведение нуля в ранг числа( если стоит одна, то сама по себе значения не имеет. Когда же присоединяется к какой – значащей (цифре), то увеличивает ( обозначение его числа) в десять раз)), освещение математических знаний, относящихся к астрономии и навигации. «Излагается материал в «Арифметике» Магницкого в вопросно-ответной форме; например, глава о вычитании целых чисел начинается так: «Что есть субстракция? Субстракция, или вычитание есть, также малое число из большого вычитаем и излишнее объявляем…
В книге давались указания о правилах производства различных математических действий. По сложившейся традиции теоретических обоснований при этом почти не давалось. Сильной стороной в изложении материала было стремление Л. Ф. Магницкого показать на конкретных, взятых из самой жизни примерах практическое значение математики, а также развить интерес к ее изучению при помощи занимательных задач.
Преподавание математики начинается, собственно, лишь с 37-й страницы, с вопроса: “Что есть Арифметика?” – и непривычного для нас ответа: “Арифметика, или числительница, есть художество честное, независтное и всем удобопонятное, многополезнейшее, и многохвальнейшее, от древнейших же и новейщих, в разная времена живщихся изряднейших арифметиков, изобретенное, и изложенное”.
Методика изложения действий сложения, умножения, вычитания и деления мало отличается от той, которая применяется сейчас: сначала даются примеры, причем примеры постепенно усложняются, и лишь после этого дается “правило загальне. Каждое действие сопровождается правилом проверки (“поверением”); это делается как для арифметических, так и для алгебраических действий ”.
Многие методические указания изложены стихами и это имело педагогическую цель: стихотворная форма легче и точнее удерживается в памяти, т. е. « из песни слов не выкинешь» дав способ, как сокращенно, почти механически, решать задачи на тройное правило, Магницкий внушает:
А смотри всех паче
Разума в задаче
Потому бо знати
Как сие писати
После 3-й части, которая посвящена изложению тройного правила (как простого, так и сложного), помещено большое дополнение про меры и веса древней Руси и других стран.
Включение алгебраических частей в первую книгу “Арифметики” автор пояснил в предисловии к разделу “Прогрессии”, сказав, что смысл этих разделов “и во гражданстве потребными же приклады”. А из-за того, что алгебра тяжела и доступна лишь особенно “тщаливейшим”, а не “общенародному человеку”, Магницкий решил простейшие алгебраические разделы поместить в арифметической части своего произведения. Общих формул в последних трех частях книги не дано, правила излагаются на примерах.
“Книга Магницкого сыграла существенную роль в становлении русской математической терминологии. Много математических понятий и терминов было им впервые использовано в русской литературе. Не все предложенное Магницким укрепилось в русской учебной и научной литературе. Так, для примера, корень из числа он называл “бок” или “радикс”. Безусловно, прогрессивной тенденцией книги являлось систематическое использование русских названий, пояснение и замена ими общеупотребимой в то время в научной литературе латинской терминологии.
Магницкий впервые ввел термины “множитель”, “делитель”, “произведение”, “извлечение корня”, а также заменил устаревшие слова “тьма, легион” словами “миллион, биллион, триллион, квадриллион”.
В “Арифметике” Магницкого, как и во всех учебниках того времени, рассматривается пять действий: нумерация, сложение, вычитание, умножение и деление. Рядом с русскими Магницкий параллельно дает также их гречес-кие и латинские названия.
Что же представляет собой “Арифметика” Магницкого? Об этой книге написано очень много. Исследователи характеризуют содержание по-разному, но всегда – положительно. Профессор П.Н. Берков называет "Арифметику" "одним из важнейших явлений книгопечатной деятельности Петровского времени". Автор книги “История математики в России до 1917 года” А.П. Юшкевич считает, что « "Арифметика" явилась связующим звеном между традициями московской рукописной литературы и влияниями новой, западноевропейской, около 50 лет она не имела конкурентов и сыграла в истории русского математического образования чрезвычайную роль» .В наши дни ее называют книгой энциклопедического характера по различным отраслям математики и естествознания (геодезии, навигации, астрономии).
Учебник содержит более 600 страниц и включает в себя как самые начала — таблицу сложения и умножения десятичных чисел, так и приложения математики к навигационным наукам.
Магницкий учит Россию десятичному исчислению. Числа 1,2,3,4,5,6, 7,8,9 называет « перстами» нуль называется « низачто», полные десятки- «составами», число, состоящее из десятков и единиц, - «сочинениями»
В «Арифметике» нет специальных разделов упражнений для устных вычислений, но неоднократно подчеркивается значение усвоения таблиц результатов элементарных действий над небольшими числами, что делалось для облегчения устных расчетов. В этом направлении изложен его взгляд в приводимом стихотворном правиле заучивания таблицы сложения:
К двум един то есть три,
Два к трем – пять смотри.
Так и все назирай,
Таблицу разбирай.
Хотя же не лгати,
Похвально слагати
Да тщится познати,
Искустно сказати.
Аналогично поступает Магницкий и при изложении умножения
Что интересно, он приводит таблицу сложения и умножения не в том виде, как ее принято было издавать на последней страничке 12-листовой тетради, а только ее половину. Т.е. коммутативность этих операций давалась сразу.
В учебнике рассматривается и геометрия. Например, теорема Пифагора изучается на задаче, что есть башня некоторой высоты и лестница определенной длины. Насколько нужно отодвинуть нижний конец лестницы, чтобы ее верх совпал с верхом башни? Изучается и геометрия окружности, вписанных многоугольников.
В «Арифметике» Магницкого много занимательных задач, а также задач практического содержания. Задачи из учебника Л. Ф. Магницкого развивают логическое мышление, заставляют искать нестандартные подходы к их решению. Решение их доставляет удовольствие.
Учебник, составленный по схеме, изложенной в оглавлении, далеко ушел от своего названия – “Арифметика”. Все правила подкрепляются примерами на каждое действие; обращает на себя внимание большое количество задач, их условия взяты из жизни, быта, современного Магницкому. Много задач и примеров из торговой и военной жизни, строительства и т.д. На отдельных вкладных листах имеются таблицы. На одной из них в первой части даны названия и сравнение древних весов и монет; в начале книги приводятся таблицы цифр славянских, арабских и римских.
Широко применялись Л.Ф. Магницким разнообразные средства наглядности. К учебнику прилагались различные таблицы и макеты. В навигацкой школе использовался широкий круг наглядных пособий — модели кораблей, гравюры, чертежи, приборы, рисунки шахматная доска, город, башни, крепость, шатры, деревья, бочки, ядра, мешки и т.п. Ну а заканчивается "Арифметика" конечно же приложениями изученного материала к жизни. В частности, использованием логарифмических таблиц в навигационном деле.
Магницкий на страницах своей знаменитой книги высказал пожелание:
" И желаем, да будет сей труд,
Добре пользовать русский весь люд".
Удовлетворяя тем требованиям, которые могли быть предъявлены к учебнику математики в России в первую половину XVIII столетия, “Арифметика” Магницкого долгое время пользовалась широким распространением и вышла из употребления около середины 50-х годов XVIII столетия.
С 1732 года и до последних дней своей жизни Л. Ф. Магницкий являлся руководителем Навигатской школы. Об уровне преподавания математических наук в навигацкой школе дает представление тот факт, что Петр I требовал «отписать к Москве к математическим учителям (на Сухаревой башне), дабы они сделали вычисления, сколь много солнцу затмения будет в Воронеже, и, нарисовав, к нам прислали».
Приведенные факт указывает, что учителя математико-навигационной школы были в состоянии производить сложные астрономические наблюдения и вычисления.
Преподавательские обязанности Магницкий исполнял с присущей ему добросовестностью, о чем свидетельствует следующее письмо дьяка Курбатова 1703 года, фактического руководителя математико-навигацкой школы: «По 16 июля прибрано и учатся 200 человек. Англичане учат их той науке чиновно. Имеем им помоществователем Леонтия Магницкого, который непрестанно при той школе бывает, и всегда имеет тщание не только к единому ученикам в науке радению, но и ко иным к добру поведениям, в чем те англичане, видя в школах его управление не последнее, обязали себя к нему, Леонтию, ненавидением».
В этом письме дана сравнительная оценка учителей школы и обрисованы отношения между Магницким и учителями-англичанами в начале их совместной педагогической деятельности.
Оплата труда Магницкого сравнительно с учителями-англичанами была низкой. Но за усердное отношение к преподавательским обязанностям Магницкий, по-видимому, получал иногда добавочное вознаграждение.
В 1715 году последовал указ Петра I об учреждении в Петербурге морской академии. С этого года математико-навигацкая школа несколько изменила свой характер: обучение военным наукам было перенесено во вновь открывшуюся морскую академию, а в московской школе стали учить только арифметике, геометрии и тригонометрии.
С момента открытия морской академии Магницкий стал старшим учителем математико-навигацкой школы и заведующим его учебной частью. Ему, между прочим, был поручен, начиная с 1714 года, набор учителей для учрежденных тогда по всей России цифирных школ. Набирать таких учителей предписывалось «не из знатных пород», и Магницкий в 1716 году доносил, что он выбрал из своей школы только 6 человек и что «больше из таких незнатных пород достойных не явилось».
Из дел Сухаревского архива видно, что Магницкий, управляя Московской академической конторой при Анне Ивановне, подавал в Коллегию отчеты, которые заставляли его переделывать, и получал в год жалованья 260 рублей. Это обстоятельство и слова в надгробной надписи, что он был «обид от неприятеля терпеливейший», дают основание предполагать, что и он терпел оскорбления в ту годину, когда жестокая рука Бирона тяготела над русскими».
Сохранилось еще одно свидетельство о роли и значении Магницкого для математико-навигацкой школы. В этой школе при Магницком учился Василий Яковлевич Чичагов (1726-1809), впоследствии известный боевой адмирал, одержавший блестящую морскую победу над шведами в 1789 году. Вот что рассказывал он об ученье в математико-навигацкой школе своему сыну П. В. Чичагову, со слов которого мы и передаем этот рассказ: «Один из учителей, Магницкий, слыл за великого математика… Он даже издал печатанное славянским шрифтом сочинение в лист, бывшее у меня в руках, в котором заключалась арифметика, геометрия, тригонометрия и начатки алгебры. Впоследствии эту книгу признали за образец учености. Тут-то отец мой и почерпнул свои познания».
Службе в математико-навигацкой школе Магницкий отдал большую половину своей жизни. В значительной мере, благодаря его руководству этой школой, математические знания стали распространяться в нашей стране и приобретать соответствующее значение.
Магницкий руководил математико-навигацкой школой до последних дней своей жизни.
Умер в октябре 1739 года в возрасте 70 лет.
“Магницкий был похоронен в церкви Гребневской богоматери, что находилась в Москве на углу Лубянского проезда и Мясницкой улицы.
В 1932 году при постройке метро эта церковь была разобрана. 27 мая на глубине одного метра обнаружилась небольшая плита из крепкого известняка, на обратной стороне которой действительно оказалась тонко выбита “эпитафия” надгробия Л.Ф. Магницкого. На другой день под плитой-памятником на глубине четырех метров обнаружена была гробница Магницкого. Она была выложена из хорошего кирпича и залита со всех сторон известью. В могиле находилась дубовая колода, в ней лежал невредимый скелет Леонтия Филипповича с некоторыми сохранившимися на нем покровами, в частности, сравнительно хорошо сохранились сапоги; под головой находилась стеклянная чернильница, имевшая форму лампадки, и рядом лежало полуистлевшее гусиное перо. Вместе с гробницей Леонтия Филипповича была гробница Марии Гавриловны, жены Магницкого, где на камне была высечена надпись, возвещающая об ее внезапной смерти при неожиданной встрече с сыном, которого она считала умершим”
На плите-памятнике Л.Ф. Магницкого искусно выбит текст, написанный его сыном Иваном, из которого можно получить достоверные биографические сведения о Магницком:
1. время рождения – 9 июня 1669 г.;
2. фамилия Магницкий дана царем Петром I в 1700 г. и неизвестна его фамилия до этого времени;
3. Магницкий “наукам научился дивным и неудобовероятным способом”; тем самым исключается его пребывание студентом духовной академии;
4. Магницкий был назначен учителем российского юношества;
5. время смерти – 19-20 октября 1739 г.
Сейчас останки Магницкого находятся в Нило-Столобенской пустыни.
На месте Осташковской патриаршей слободы, где родился и жил Л.Ф. Магницкий установлен памятный знак.
Выпускниками Математико-навигацкой школы, учениками Магницкого, были первые русские ученые – автор первого «Атласа» русских земель географ Иван Кириллов, измерившие по указанию Петра I точные координаты Сибири и Курильских островов геодезисты Иван Евреинов и Федор Лужин, геодезист Крайнего Севера Семен Челюскин, первый русский профессиональный астроном Андрей Красильников, адмирал Василий Чичагов… Заочными учениками Магницкого стали внимательные читатели его учебника – изобретатель паровой машины Иван Ползунов и российский самородок Михайло Ломоносов, который назвал эту книгу «вратами своей учености».
Проходят столетия, но в памяти поколений живут и будут жить добрые чувства к Леонтию Филипповичу Магницкому, нашему земляку, выдающемуся русскому математику педагогу, автору знаменитой « Арифметики».
В сентябре 2010года в Госдуме РФ прошло первое мероприятие по проекту – круглый стол «Истоки и традиции русской школы и роль Л.Ф.Магницкого в становлении государственного российского образования и науки». Участники круглого стола назвали Леонтия Магницкого первым выдающимся профессиональным учителем в истории отечественной государственной системы образования и науки.
Работая в МБОУ « Берновская СОШ» учителем математики с 1976 года, я провожу внеклассную работу по предмету. Учащиеся разных лет обучения знакомятся с биографией выдающегося ученого-земляка. Готовят выступления о Л.Ф. Магницком и о его « Арифметике». В этом году учащиеся 7 класса на районных Ломоносовский чтениях представляли исследовательскую работу по теме « Арифметика Магницкого» с целью изучения истории математики и решения задач из книги Л.Ф. Магницкого.
Учащиеся посетили Тверской краеведческий музей, краеведческий музей г. Осташково, Нилово-столбенскую пустынь (на протяжении 8лет школа в июле выезжает в палаточный лагерь на Селигер) во время экскурсий они еще раз смогли понять и осознать, что Л.Ф. Магницкий-первый русский учитель и первый математик России.
Список литературы.
1. Андронов И.К. Первый учитель математики российского юношества Леонтий Филиппович Магницкий // Математика в школе. 1969. № 6.
3. Глейзер Г. И. История математики в школе. Пособие для учителей. – М.: «Просвещение», 1981. – 239 с.
4. Гнеденко Б.В. и др. Энциклопедический словарь юного математика.-М.: «Педагогика», 1985 – 349 с.
6. Олехник С. Н. и др. Старинные занимательные задачи – 3-е изд. – М.: «Дрофа», 2006. – 173 с.
7. http://www.etudes.ru/ru/mov/magn/index.php
М. Хачпанова, «АРИФМЕТИКА СИРЕЧЬ НАУКА ЧИСЛИТЕЛЬНАЯ» В журнале // Математика. 2013.№3 Изд. «Первое сентября»
www.yspu.yar.ru/vestnik/chronika_informaciya/5_1/
- http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-32397/
: http://www.eparhia.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление по теме: "Одаренные дети"
Выступление по теме: "Одаренный ребенок в школе"...
Выступление по теме «Учебные задачи в курсе английского языка школы развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова)».
Выступление ра ГМО учителей английского языка по теме "«Учебные задачи в курсе английского языка школы развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова)»....
Выступление по теме "Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений по английскому языку (в новой форме) в 2011 году"
Выступление на ГМО учителей английского языка по теме "Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений по английскому языку (в новой форме) в 2011 году"...
Выступление по теме "Имидж современного педагога".
Профессиональный имидж....
Выступление на тему: Проектная деятельность в дополнительном образовании
Выступление на семинаре руководителейОУ по теме "Проектная деятельность учащихся в системе воспитательной работы школы"...
Презентация к выступлению по теме "Семинар"
Каким должен быть урок-семинар? Какова его специфика? Какие разновидности семинара существуют? Ответы на эти вопросы даёт материал, представленный в презентации....
Выступление на тему"Анализ и самоанализ современного урока"
Выступление на семенаре "Современный урок: каким он должен быть?"...