Внешняя рецензия на занимательную математику. Курс по выбору
рабочая программа по алгебре (6 класс) по теме
Курс по выбору для 5-6 классов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рецензия
на программу курса по выбору
«Занимательная математика»
для обучающихся 5-6 классов
Рецензируемая программа для учащихся 5-6 классов направлена на повышение качественной успеваемости не только по математике, но и по другим школьным дисциплинам, так как развитие логического мышления, которое осуществляется на уроках математики, оказывает серьёзное влияние на успешное изучение всех школьных предметов, в том числе и гуманитарного цикла.
Актуальность и важность программы не вызывает сомнений, так как она содействует созданию условий для реализации обучающимися своих интересов и способностей.
Программа расширяет известные и включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.
Программа обладает значительным развивающим потенциалом, способствует формированию целостной картины мира, развитию общеучебных, интеллектуальных навыков, создает условия для развития психических свойств личности – памяти, воображения, мышления.
При изучении курса по выбору через подбор занимательных математических заданий достигается повышение интереса к математике. Программа содержит все знания необходимые для достижения запланированных целей обучения.
Включенный в программу материал может применяться для различных категорий школьников.
Программа основывается преимущественно на методах активного обучения, уделяется значительное внимание самостоятельной работе обучающихся.
В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижений.
Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств школы.
Программа состоит из пояснительной записки, тематического содержания, ожидаемых результатов, списка литературы.
Программа рекомендована для использования в школах города.
Рецензия обсуждена и утверждена на заседании городского методического совета учителей математики города Белово
Протокол № 1 от 25.08.2010 г.
Методист МОУ ДПО ИМЦ города Белово _________________/Плотникова Е.О./
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №26 города Белово»
Занимательная математика
Программа курса по выбору
для учащихся 6 класса
Содержание
- Пояснительная записка
- Учебно- тематическое планирование
- Содержание программы
- Календарно- тематическое планирование
- Ключевые слова
- Литература
Пояснительная записка
В системе учебных предметов основной школы математике принадлежит особая роль. Математика вооружает учащихся необходимым аппаратом, который используется при изучении других школьных дисциплин, особенно при изучении алгебры, геометрии, алгебры и начала анализа, физики, курса информатики. Развитие логического мышления, которое осуществляется на уроках математики, оказывает серьёзное влияние на успешное изучение всех школьных предметов, в том числе и гуманитарного цикла.
Необходимость введения программы курса по выбору «Занимательная математика» обусловлена тем, что учебный материал курса 6-го класса насыщен и учителю на уроках не всегда хватает времени на решение задач, развивающих смекалку, сообразительность, находчивость.
В результате решения заданий по данной программе создаются предпосылки для организации активной умственной деятельности учащихся. Самостоятельный поиск приёмов решения задач, проверка, объяснение - всё это стимулирует мышление учащихся. Курс по выбору помогает формированию таких важных умений как умение наблюдать, выявлять закономерности, обобщать, сравнивать и сопоставлять, рассуждать по аналогии. Учащимся при решении задач требуется сообразительность, умение логически мыслить, рассуждать, увидеть нестандартный ход решения.
Программа «Занимательная математика» рекомендована для всех учащихся, интересующихся занимательными математическими задачами.
Данная программа построена с учётом требований Государственного образовательного стандарта по математике и нацелена на расширение изучения.
В соответствии с этим, целью курса по выбору является создание условий для развития психических свойств личности – памяти, воображения, мышления; формирование важнейших характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, умение выдвигать гипотезы.
Задачи курса:
- повысить интерес к математике через подбор занимательных математических заданий;
- создавать основу для успешного изучения других школьных дисциплин (учить выявлять закономерности, обобщать, сравнивать, сопоставлять, видеть нестандартный ход решения и т.д.);
- учить выдвигать гипотезы, отстаивать свою точку зрения при решении математических заданий.
В результате изучения курса обучающиеся должны:
- применять полученные такие важные умения, как умение логически мыслить, рассуждать, анализировать в изучении других школьных предметов.
Программа предусматривает проведение игровых уроков, практических занятий, обобщающих уроков.
В ходе прохождения программы предусмотрены большие возможности для самостоятельной и индивидуальной работы учащихся.
Программа курса по выбору «Занимательная математика» общим объёмом 35 часов изучается в течение года.
Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Радел 1. Математика в играх | 10 | ||||
1.1 | Отличия | 1 | 1 | ||
1.2 | Закономерности фигур | 1 | 1 | ||
1.3 | Закономерности чисел | 1 | 1 | ||
1.4 | Логические весы | 2 | 1 | 1 | |
1.5 | Упражнения со спичками | 1 | 1 | ||
1.6 | Переправы и разъезды | 2 | 1 | 1 | |
1.7 | Игры с числами и предметами | 2 | 1 | 1 | Тест |
Раздел 2. Числовые ребусы | 5 | ||||
2.1 | Числовые ребусы | 2 | 1 | 1 | |
2.2 | Числовые квадраты и магические квадраты | 3 | 1 | 2 | Разгадывание ребусов |
Раздел 3. Взвешивание и переливание | 6 | ||||
3.1 | Взвешивание | 3 | 1 | 2 | |
3.2 | Переливание | 3 | 1 | 2 | Проверочная работа |
Раздел 4. Логические задачи | 8 | ||||
4.1 | Задачи-шутки | 1 | 1 | ||
4.2 | Верные и неверные утверждения | 1 | 1 | ||
4.3 | Как сосчитать? | 1 | 1 | ||
4.4 | Дележи при затруднительных обстоятельствах | 1 | 1 | ||
4.5 | Угадывание чисел | 1 | 1 | ||
4.6 | Математические софизмы | 3 | 1 | 2 | Самостоятельнаяработа |
Раздел 5. Комбинаторные задачи | 5 | ||||
5.1 | Домино | 1 | 1 | ||
5.2 | Шашки | 1 | 1 | ||
5.3 | Шахматы | 1 | 1 | ||
5.4 | Комбинаторные задачи с квадратами | 2 | 1 | 1 | Тест |
Итоговое занятие | 1 | 1 | Математический КВН | ||
Всего | 35 | 9 | 26 |
Содержание программы
Раздел 1. Математика в играх
- Отличия.
Решение задач на нахождение отличий, развивающих внимательность.
- Закономерности фигур.
Решение задач на выявление закономерностей фигур. Создание самостоятельно аналогичных задач.
- Закономерности чисел.
Решение задач на выявление закономерности чисел. Создание самостоятельно аналогичных задач.
- Логические весы.
Решение развивающих задач с использованием логических весов.
- Упражнения со спичками.
Решение задач с использованием спичек, развивающих изобретательность и сообразительность.
- Переправы и разъезды.
Решение задач на переправы и разъезды, развивающих смекалку, сообразительность, находчивость.
- Игры с числами и предметами.
Решение задач с числами и предметами.
Раздел 2. Числовые ребусы
2.1 Числовые ребусы.
Решение числовых ребусов. Составление ребусов
2.2 Числовые квадраты и магические квадраты.
Знакомство с числовыми и магическими квадратами. Составление числовых и магических квадратов.
Раздел 3. Взвешивание и переливание
3.1 Взвешивание.
Решение задач на взвешивание.
3.2 Переливание.
Решение задач на переливание.
Раздел 4. Логические задачи
4.1 Задачи-шутки.
Решение шуточных задач и загадок.
4.2 Верные и неверные утверждения.
Решение задач на определение истинности утверждения.
4.3 Как сосчитать?
Решение логических задач на счёт. Интересные способы, позволяющие быстро выполнять арифметические действия с числами, возводить в квадрат.
4.4 Дележи при затруднительных обстоятельствах.
Решение логических задач на нахождение нестандартных способов дележей.
4.5 Угадывание чисел.
Решение задач на угадывание чисел, развивающих навыки в быстром устном счёте.
4.6 Математические софизмы.
Софизм. Математические софизмы. Разгадывание софизмов.
Раздел 5. Комбинаторные задачи
5.1 Домино.
Решение задач с использованием домино.
5.2 Шашки.
Решение задач с использованием шашек.
5.3 Шахматы.
Решение задач с использованием шахмат.
5.4 Комбинаторные задачи с квадратами.
Решение задач на размещение в квадратах чисел, букв и т.д.
Календарно-тематическое планирование
Сроки | № урока | Содержание учебного материала | Количество часов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 | Математика в играх Отличия Закономерности фигур Закономерности фигур Логические весы Логические весы Упражнения со спичками Переправы и разъезды Переправы и разъезды Игры с числами и предметами Игры с числами и предметами Числовые ребусы Числовые ребусы Числовые ребусы Числовые квадраты и магические квадраты Числовые квадраты и магические квадраты Числовые квадраты и магические квадраты Взвешивание и переливание Взвешивание Взвешивание Взвешивание Переливание Переливание Переливание Логические задачи Задачи-шутки Верные и неверные утверждения Как сосчитать? Дележи при затруднительных обстоятельствах Угадывание чисел Математические софизмы Математические софизмы Математические софизмы Комбинаторные задачи Домино Шашки Шахматы Комбинаторные задачи с квадратами Комбинаторные задачи с квадратами Итоговое занятие: математический КВН
| 10 1 1 1 2 1 2 2 5 2 3 6 3 3 8 1 1 1 1 1 3 5 1 1 1 2 1 |
Ключевые слова
Задача
Закономерность
Истинность утверждения
Комбинаторная задача
Логика
Магический квадрат
Ребус
Софизм
Числовой квадрат
Литература
- Занимательная математика. 5-11 классы [Текст] / сост. Т.Д. Гаврилова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 95 с.
- Игнатьев, Е.И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы [Текст] / Е.И. Игнатьев. – М.: Омега, 1994. – 192 с.
- Нагибин, Ф.Ф. Математическая шкатулка [Текст]: Пособие для учащихся / Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.
- Перельман, Я.И. Живая математика [Текст] / Я.И. Перельман. – М.: Наука, 2004. – 160 с.
- Труднев, В.П. Считай, смекай, отгадывай [Текст]: Пособие для учащихся / В.П. Труднев. – 5-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2000. – 127 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса по выбору "Создание занимательных задач на компьютере"
Курс по выбору в 7 классе Рассчитан на 17 часов.1735 ...
Учебная программа курса по выбору (юкагирский язык) для 5-6 классов «Чэнчэ одул ажуу» («Занимательный юкагирский язык»)
Представляю вам программу предмета по выбору по родному (юкагирскому) языку для учащихся 5-6 классов (для детей невладеющих родным языком)....
Рабочая программа. Математика (курс по выбору). "Вокруг квадратного трехчлена" 9 класс.
из опыта работы при подготовке к ГИА...
Прикладные задачи по математике Курс по выбору для учащихся 9 класса. Рабочая программа
Развитие математики во все времена определялось двумя движущими силами.Одна – «внешняя сила» - связана с потребностями человеческой практики, другая – «внутренняя сила» - вытекает из необходимости сис...
Рабочая программа учебного курса по выбору "Занимательная физика" 5 класс
Целями изучения являются:1) развитие интереса и творческих способностей школьников при освоении ими метода научного познания на феноменологическом уровне;2) приобре...
КТП "Реальная математика" курс по выбору 6 класс
КТП "Реальная математика" курс по выбору 6 класс...
Курс по выбору "Внешняя политика России в XX веке"
Программа курса по выбору для обучающихся 9-11 классов...