Лингвострановедческий компонент проектной деятельности учащихся во внеклассной работе по иностранному языку.
статья по теме

Как сохранить интерес учащихся к иностранному языку на всем протяжении его изучения? Большую роль в поддержании мотивации к изучению иностранных  языков играет введение элементов страноведения. Известно, что использование страноведческой информации в учебном процессе обеспечивает повышение познавательной активности учеников, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации на уроке, дает стимул к самостоятельной работе над языком, способствует решению воспитательных задач.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как сохранить интерес к изучению иностранного языка?

Слайд 2

И спользование страноведческой информации в учебном процессе обеспечивает повышение познавательной активности расширяет их коммуникативные возможности учеников благоприятствует созданию положительной мотивации на уроке дает стимул к самостоятельной работе над языком способствует решению воспитательных задач

Слайд 3

Условия эффективности проекта «информационный пробел » потребность исследования проблема интересна в основе проекта значимая проблема связать с программным материалом организации и координации со стороны педагога с истематический контроль и необходимая помощь и скренняя заинтересованность учителя, родителей в деятельности ученика

Слайд 4

Э тапы работы при подготовке проектов Подготовительный (постановка цели проекта, презентация ситуаций, позволяющих выявить проблему по обсуждаемой тематике, обсуждение плана совместных действий, сроков промежуточных результатов и итоговых, способов оформления результатов, обсуждение методов и приемов исследовательской работы, возможных источников информации, определение задач исследования).

Слайд 5

2. Выполнение проектной деятельности (работа над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу, анализ полученных данных, корректировка, выводы, обсуждение оформления результатов, оформление проектов, презентаций и докладов).

Слайд 6

3. Защита проектов (на иностранном языке) с оппонированием со стороны всех присутствующих (можно создать совместную web -страничку с итоговыми материалами проектов, результатами дискуссий).

Слайд 7

Анализ р езультатов показал высокую степень наглядности и качества выполненных работ инициативность оригинальность в решении познавательных вопросов неординарность подходов интенсивность умственной работы и исследовательской активности учащихся повышение заинтересованности .



Предварительный просмотр:

Якимова Ирина Михайловна, учитель английского языка

НОУ СОШ №40 ОАО « РЖД» г. Воронеж.

Лингвострановедческий компонент  проектной деятельности учащихся во внеклассной работе по  иностранному языку.

 Как сохранить интерес учащихся к иностранному языку на всем протяжении его изучения? Большую роль в поддержании мотивации к изучению иностранных  языков играет введение элементов страноведения. Тексты страноведческого характера занимают сегодня все большее место в процессе обучения иностранным языкам - учащиеся знакомятся с реалиями,  культурой, историей, географией, социальной жизнью страны изучаемого языка и являются сильным рычагом для создания и поддержания интереса к изучению иностранных языков. Отсюда следует, что мотивация усилится и станет прочнее, если мы будем вводить элементы лингвострановедческого характера в процесс обучения. Можно также отметить, что повышению мотивации способствует вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке и во внеклассной деятельности, проблемность заданий и ситуаций, контроль знаний умений и навыков, использование познавательных игр и, конечно, доброжелательное отношение учащихся. Согласно психологическим исследованиям мотивации и интереса при обучении иностранному языку усилия учителя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации учения школьников, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой. Внутренняя мотивация определяет отношение школьников к предмету и обеспечивает продвижение в овладении иностранным языком. Если школьника побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету «иностранный язык» и обеспечены условия для достижения определенных успехов.

 Необходимость усвоения иностранного языка в тесной связи с культурой народа — носителя данного языка - аксиома. Известно, что использование страноведческой информации в учебном процессе обеспечивает повышение познавательной активности учеников, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации на уроке, дает стимул к самостоятельной работе над языком, способствует решению воспитательных задач.

 Однако на практике мы часто сталкиваемся с тем, что материал (тексты страноведческого характера), способный обеспечивать развитие положительной мотивации, нередко утрачивает заложенные в нем возможности: одни учащиеся так и не могут полностью понять его, другие жалуются на трудности и большой объем затрачиваемой самостоятельной работы. В результате, богатый учебный материал нередко выступает в роли тормоза при формировании положительного отношения к учебному процессу в целом. Известно, что при знакомстве со страноведческими текстами учащиеся довольно часто испытывают «информационный пробел», у учеников могут возникнуть вопросы, а это является одновременно и  показателем повышения мотивации, и постановкой проблемы - так зарождается потребность исследования. Мысль ребят в этом случае занята тем, как решить проблему, какие способы ее решения рациональны, где найти убедительные аргументы. Если предлагаемая проблема интересна для группы школьников или даже для отдельных школьников, надо стимулировать их к индивидуальной или групповой проектной деятельности. Проекты могут выполняться, как на уроке, так и во внеурочное время, он не должен ограничиваться лишь темой. В основе проекта всегда должна быть пусть небольшая, но значимая проблема и проект станет наиболее эффективным, если ее удается связать с программным материалом. Однако сразу следует оговориться, что ее эффективность в полной мере зависит от организации и координации со стороны педагога. Контроль и необходимая помощь должны оказываться систематически. В противном случае, если ученик не видит искренней заинтересованности учителя, родителей в его деятельности, энтузиазм быстро гаснет.

 В нашей школе в апреле этого года защита проектов прошла в рамках межпредметной научно - практической конференции, где в лингвистической секции было представлено 14 проектов на английском и немецком языках. Исходя из основных требований к использованию метода проектов в курсе иностранного языка, при подготовке проектов нами были определены следующие этапы работы:

1. Подготовительный (постановка цели проекта, презентация ситуаций, позволяющих выявить проблему по обсуждаемой тематике, обсуждение плана совместных действий, сроков промежуточных результатов и итоговых, способов оформления результатов,  обсуждение методов и приемов исследовательской работы, возможных источников информации, определение задач исследования).

2. Выполнение проектной деятельности (работа над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу, анализ полученных данных, корректировка, выводы, обсуждение оформления результатов, оформление проектов, презентаций и докладов).

3. Защита проектов (на иностранном языке) с оппонированием со стороны всех присутствующих (можно создать совместную web-страничку с итоговыми материалами проектов, результатами дискуссий).

 Анализ показал высокую степень наглядности и качества выполненных работ, инициативность, оригинальность в решении познавательных вопросов, неординарность подходов, интенсивность умственной работы и исследовательской активности учащихся, а также, несомненное повышение заинтересованности даже среди тех, кто не принял участия в конференции.

 Подводя итоги, можно сказать, что в преподавании иностранного языка лингвострановедческий компонент во внеклассной работе занимает важное место в соответствии со спецификой предмета. Это способствует  решению двух главных задач: во-первых, развитие интереса, совершенствование коммуникативных навыков и умений; во-вторых, организация свободного времени учащихся с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания, расширение их культурного кругозора и общеобразовательного уровня. Можно с уверенностью сказать, что лингвострановедение в совокупности с новыми, прогрессивными методиками сможет достичь того результата, которого требует наше общество на данной ступени развития, т.е. личности способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и готовой самостоятельно совершенствовать свою иноязычную речевую деятельность.

Литература.

1.Колкер Я.М. ,Устинова Е.С., Еналиева Т.М. - Практическая методика обучения иностранному языку, М: Издательский центр "Академия", 2001

2.Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. - Методика обучения иностранным языкам в средней школе, М: Высшая школа,1982

3. Нефедова М.А., Лотарева Т.В. Страноведческий материал и познавательная активность учащихся. // Иностранные языки в школе. № 6, 1987.

4. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Коростелев В.С. Цель обучения иностранным языкам на современном этапе развития общества. // Иностранные языки в школе. № 6, 1987.

5. Пивсаева Т.А. Использование элементов страноведения на уроке-зачете по английскому языку в V классе. // Иностранные языки в школе № 3, 1998.

6.Полат Е.С. метод проектов на уроках иностранного языка // Иностр. Языки в школе.-2000.-№2.-с.3-10.

7. Томахин Г.Д. Лингвострановедение: что это такое? // Иностранные языки в школе № 6, 1996.

8. Томахин Г.Д. Реалии в культуре и языке. // Иностранные языки в школе № 1, 1981.

9. Райхштейн А.Д. Лингвистика и страноведческий аспект в преподавании иностранных языков. // Иностранные языки в школе № 6, 1988.

10. Рогова Г.В., Никитенко З.Н. О некоторых путях повышения мотивации изучения иностранных языков у школьников в IV-VII классах. // Иностранные языки в школе № 6, 1988.

11.Л.З. Якушина. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку, М: Высшая школа,1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование творческой личности учащихся через внеклассную работу по русскому языку»

На протяжении многих лет проблема развития творческих  способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики...

Развитие творческих способностей учащихся во внеклассной работе по немецкому языку

Материал содержит подборку внеклассных мероприятий в деятельности учителя немецкого языка. В процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий на немецком языке формируются положительные м...

Районное МО Создание условий для формирования навыков исследовательско-познавательной деятельности учащихся во внеклассной работе

Создание условий для формирования навыков исследовательско-познавательной деятельности учащихся во внеклассной работе...

Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся во внеклассной работе по русскому языку.

В статье рассказывается о путях, позволяющих повысить у учащихся интерес ксловесности, воспитать любовь к русскому языку....

«Активизация познавательной деятельности обучающихся во внеклассной работе по русскому языку»

Статья «Активизация познавательной деятельности обучающихся во внеклассной работе по русскому языку или Тотальный диктант в сельской школе» рассказывает о том, как организовать на базе сел...

«Использование материалов по регионоведению в проектно- исследовательской работе как одного из способов активизации познавательной, речемыслительной и творческой деятельности учащихся в процессе изучения английского языка и повышения мотивации к изучению

laquo;Использование материалов по регионоведению в проектно- исследовательской работе как одного из способов активизации познавательной, речемыслительной и творческой деятельности учащихся в процессе...