Рабочая программа по алгебре, 10 кл, 6 ч., Алимов
рабочая программа по алгебре (10 класс) по теме
Рабочая программа по алгебре, 10 класс, 6 ч., учебник - Алимов Ш.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_alg._10.docx | 36.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №569
Невского района Санкт-Петербурга
«Утверждаю»
Директор ГБОУ №569
И.В. Королёва
_____________________
Приказ № _____
от «___»__________201_г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре и началам анализа
(профильный уровень)
для основной средней школы
10 класс
учителя Хольшевой И.Ю.
Санкт-Петербург
2013-2014
Пояснительная записка.
Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класс (профильный уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по математике основного общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Цели обучения алгебре и началам анализа:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
На основании требований Государственного образовательного стандарта определяются задачи обучения:
- приобретение математических знаний и умений;
- овладение обобщёнными способами мыслительной творческой деятельностей;
- освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений,
аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением
других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Общая характеристика курса алгебры 10 класса
АЛГЕБРА
Корни и степени. Корень степени n>1 и его свойства. Степень с рациональным показателем и ее свойства. Понятие о степени с действительным показателем. Свойства степени с действительным показателем.
Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени; переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы, число е.
Преобразования простейших выражений, включающих арифметические операции, а также операцию возведения в степень и операцию логарифмирования.
Основы тригонометрии. Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Преобразования простейших тригонометрических выражений.
Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. Арксинус, арккосинус, арктангенс числа.
ФУНКЦИИ
Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (максимума и минимума). Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.
Обратная функция. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции.
Степенная функция с натуральным показателем, её свойства и график.
Тригонометрические функции, их свойства и графики; периодичность, основной период.
Показательная функция (экспонента), её свойства и график.
Логарифмическая функция, её свойства и график.
Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой , растяжение и сжатие вдоль осей координат.
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
Решение рациональных, показательных, логарифмических уравнений и неравенств. Решение иррациональных и тригонометрических уравнений.
Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Равносильность уравнений, неравенств, систем. Решение простейших систем уравнений с двумя неизвестными. Решение систем неравенств с одной переменной.
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса, направлена на подготовку учащихся к продолжению образования в технических вузах. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Тематика задач часто не выходит за рамки базового курса, но уровень их трудности – повышенный, существенно превышающий обязательный.
Тему «Логарифмы» целесообразно изучать перед степенной и показательной функциями, как развитие темы «Степень с действительным показателем», что позволяет рассмотреть весь спектр возможных степенных функций и решений показательных уравнений и неравенств.
Тема «Тригонометрические функции» предваряет тему «Тригонометрические уравнения и неравенства», что дает возможность интерпретировать решение тригонометрических уравнений графически, изучение обратных тригонометрических функций позволяет учащимся лучше усвоить решение тригонометрических уравнений.
Формы организации образовательного процесса
Используются урок - лекция, урок - практикум, урок - исследование, комбинированный урок, урок решения задач, урок - игра, урок - зачет, урок - самостоятельная работа, урок – контрольная работа.
Формы текущего контроля знаний, промежуточной и итоговой аттестации:
контрольные работы, самостоятельные работы, тесты, математические диктанты, фронтальный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль.
Контрольные диагностические работы в формате ЕГЭ – по плану района.
Уровень обучения – профильный, 4 часа в неделю, всего 134 часа.
Содержание обучения
10 класс
1. Повторение – 12 часов
Свойства функции. Линейные функции, уравнения и неравенства. Квадратные уравнения и неравенства, рациональные неравенства. Преобразование алгебраических выражений .
Основная цель – обобщить и систематизировать знания, полученные в курсе алгебры 7-9 классов.
2. Действительные числа – 10 часов
Целые и рациональные числа. Действительные числа. бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с рациональным и действительным показателями.
Основная цель — обобщить и систематизировать знания о действительных числах; сформировать понятие степени с действительным показателем; научить применять определения арифметического корня и степени, а также их свойства при выполнении вычислений и преобразовании выражений.
3. Логарифм – 10 часов
Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы.
Основная цель – сформировать понятие логарифма, научить применять определение логарифма и его свойства при выполнении вычислений и преобразовании выражений.
4. Степенная функция – 16 часов
Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства.
Основная цель — обобщить и систематизировать известные из курса алгебры основной школы свойства функций; изучить свойства степенных функций с натуральным и целым показателями и научить применять их при решении уравнений и неравенств; сформировать понятие равносильности уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств.
5. Показательная функция – 11 часов
Показательная функция, ее свойства и график. Показа тельные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.
Основная цель — изучить свойства показательной функции; научить решать показательные уравнения и не равенства, системы показательных уравнений и неравенств.
6. Логарифмическая функция – 16 часов
Логарифмическая функция, ее свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства. Системы логарифмических уравнений и неравенств.
Основная цель — научить применять свойства логарифмов при решении уравнений; изучить свойства логарифмической функции и научить применять ее свойства при решении логарифмических уравнений и неравенств.
7. Тригонометрические формулы – 18 часов
Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала ко ординат. Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс углов а и -а. Формулы сложения. Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов.
Основная цель — сформировать понятия синуса, косинуса, тангенса, котангенса числа; научить применять формулы тригонометрии для вычисления значений тригонометрических функций и выполнения преобразований тригонометрических выражений; научить решать простейшие тригонометрические уравнения sinx = a, cosx = а при а = 1, -1, 0.
8. Тригонометрические функции – 7 часов
Четность и нечетность тригонометрических функций, периодичность, графики тригонометрических функций.
Основная цель – изучить свойства тригонометрических функций,
9. Тригонометрические уравнения и неравенства – 21 час
Уравнения cosx = a, sinx = a, tgx = а. Решение тригонометрических уравнений. Понятие и свойства обратных тригонометрических функций. Решение тригонометрических неравенств.
Основная цель — сформировать умение решать простейшие тригонометрические уравнения; изучить приемы решения тригонометрических уравнений и неравенств
7. Итоговое повторение – 13 часов
Степенная функция, иррациональные уравнения. Преобразование логарифмических и показательных выражений. Показательная и логарифмическая функции. Тригонометрия.
Основная цель – систематизация и обобщение знаний.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
(профильный уровень)
В результате изучения математики на профильном уровне ученик должен:
знать
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
- идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
- значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
- возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
- универсальны характер законов логики математических рассуждений, их применимости в различных областях человеческой деятельности;
- различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
- роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
- вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Числовые и буквенные выражения
уметь
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приёмы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- применять понятия, связанные с делимостью целых чисел при решении математических задач;
- находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;
- выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;
- проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для практических расчётов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
уметь
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задагия функции;
- строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
- описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
- решать уравнения, системы уравнений неравенства, используя свойства функций и их графические представления;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.
Уравнения и неравенства
уметь
- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
- доказывать несложные неравенства;
- решать текстовые задачи с помощью составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с учётом ограничения условия задачи;
- изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем;
- находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
- решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей.
Формы организации образовательного процесса
Используются урок - лекция, урок - практикум, урок - исследование, комбинированный урок, урок решения задач, урок - игра, урок - зачет, урок - самостоятельная работа, урок – контрольная работа.
Формы текущего контроля знаний, промежуточной и итоговой аттестации:
контрольные работы, самостоятельные работы, тесты, математические диктанты, фронтальный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль.
Зачеты и контрольные работы составлены на основе пособий:
Зив Б.Г., Гольдич В.А. «Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 кл.», 2002 г.;
Звавич Л И., Шляпочник Л.Я. «Контрольные и проверочные работы по алгебре, 10- 11 кл.», 2000 г.;
Дорофеев Г.В. «Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре и началам анализа, 11 кл.», 2002 г.;
а также материалов ЕГЭ.
Входная диагностическая работа составлена на основе обязательных базовых заданий для 5-9 класса.
Контрольные диагностические работы – по плану района.
Материально-техническое обеспечение
Оснащение процесса обучения математике обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.
- Технические средства обучения:
- мультимедийный компьютер;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска.
- Информационные средства:
- коллекция медиаресурсов, электронные базы данных;
- Интернет.
- Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
- доска с координатной сеткой;
- комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник, циркуль;
- комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационный и раздаточный).
- Печатные пособия:
- портреты выдающихся деятелей математики.
Учебно-методическое обеспечение.
Литература ля учителя
Основная:
Ш.А.Алимов и др. «Алгебра и начала анализа 10-11», М., Просвещение, 2010 г.
Дополнительная:
- Сборник нормативных документов. Математика, М., Дрофа, 2008 г.
- Асмолов А.Г. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе, М., «Просвещение», 2010 г. Алгебра и начала анализа. 10 кл. Поурочные планы, 2004 г.
- Зив Б.Г., Гольдич В.А. «Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 кл.», 2002 г.
- Зив Б.Г. «Тесты по алгебре и началам анализа для 10-11 кл.», 2004 г.
- Звавич Л И., Шляпочник Л.Я. «Контрольные и проверочные работы по алгебре, 10-11 кл.», 2000 г.
- Проверочные работы с элементами тестирования, 10 кл., 11 кл., 2000 г.
- Зив Б.Г. «Задачи по алгебре и началам анализа», 2000 г.
- Карп А.П. «Сборник задач по алгебре и началам анализа, 10-11», 1995 г.
- Симонов Л.Я. и др. «Система тренировочных задач и упражнений по математике»,1991 г.
- Дорофеев Г.В. «Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре и началам анализа, 11 кл.», 2002 г.
10. Глейзер Г.И. «История математики в школе», 1983 г.
11. Лукичева Е.Ю., Муштавинская И.В. «Математика в профильной школе», СПб,
«Просвещение», 2005 г.
Литература для учащихся
Основная:
Ш.А.Алимов и др. «Алгебра и начала анализа 10-11», М., Просвещение, 2010 г.
Дополнительная:
Дорофеев Г.В. «Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре и началам анализа, 11 кл.», 2002 г.
Тематическое планирование
Наименование разделов и тем | Всего часов на тему | В том числе на контроль знаний (к.р.) |
Повторение
Всего | 12 10 10 16 11 16 18 7 21 13 134 | 1 1 1 1 1 1 1 2 1 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре, 11 класс (автор учебника Алимов)
Данная рабочая программа составлена в соответствии с документом «Примерные программы по учебным предметам», проект, стандарты второго поколения. Руководители проекта: вице-президент РАО А.А. Кузнецов,...
Рабочая программа по алгебре 7 класс Алимов
Робочая программа по алгебре 7 класса для УМК Алимова. Содержит пояснительную записку, соответствующую требованиям ФГОС, календарно-тематическое планирование и контрольные работв по всем темам курса....
Рабочая программа по алгебре 7 класс Алимов
Рабочая программа по алгебре 7 класс учебник: Ш. А. Алимов (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по алгебре 7 класс Алимов Ш.А.
Рабочая программа содержит материал в соответствии всем требованиям оформления рабочих программ...
рабочая программа по алгебре 10 класс Алимов и др.
Рабочая программа по алгебре...
Рабочая программа по алгебре 9 класс Алимов Ш.А.
Рабочая программа по алгебре 9 класс. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. 3 часа в неделю....
Рабочая программа по алгебре и началам анализа к учебнику "Алгебра и начала анализа" 10-11 класс авторы Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева
Рабочая программа разработана на основе авторской по курсу «Алгебра и начала анализа» 10-11 класс. Авторы: Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева...