Конспект урока "Решение квадратных уравнений графическим методом"
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме
В игровой форме проводится закрепление и проверка знаний и умений по данной теме..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.docx | 812.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Иванова С. Б.
Конспект урока на 12 декабря 2013 года.
Тема: Графическое решение квадратных уравнений.
“Математика – это язык, на котором
говорят все точные науки”
Н. И. Лобачевский.
Цели урока:
- Образовательные: познакомить учащихся с графическим способом решения квадратных уравнений, повторить ранее изученные методы решения квадратных уравнений, виды графиков и свойства функций у = х2, закрепить навыки построения графиков функций.
- Развивающие: развивать навыки творческой, познавательной, мыслительной деятельности, логическое мышление, вырабатывать умение анализировать и сравнивать.
- Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать интерес к математике, самостоятельность, прививать аккуратность и трудолюбие.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер
Тип урока: урок формирования знаний.
Вид урока: урок – практикум.
Методы урока: словесные, наглядные, практические.
Организационные формы общения: индивидуальная, парная, коллективная.
Презентация к уроку.
Структура урока:
1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
2. Актуализация опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведётся повторение основных фактов, свойств на основе систематизации знаний.
3. Изучение нового материала – рассматривается ещё один способ решения квадратных уравнений – графический.
4. Закрепление изученного материала.
5. Обогащение знаний – знакомство с траекториями движения космических аппаратов
6. Подведение итогов урока.
7. Творческое домашнее задание.
8. Рефлексия.
Ход урока
I. Мотивационная беседа.
Учитель: Как вы думаете, зачем надо изучать математику?
Ответ на этот вопрос вы найдёте, если узнаете, что означает в переводе с греческого слово “математика”. “Математика” – знание, наука. Именно поэтому, если человек был умен в математике, то это всегда означало высшую ступень учености. А умение правильно видеть и слышать – первый шаг к мудрости. Вот поэтому мне сегодня очень хочется, чтобы вы стали немного мудрее и расширили свои знания по математике. Итак, запишите в тетрадь число и тему урока.
Цель урока: познакомить вас еще с одним способом решения квадратных уравнений – графическим, закрепить этот способ решения практической работой с использованием компьютеров.
На экране – карта. В каждую клетку нужно вписать букву или знак препинания. Тогда сложится фраза. Эти слова мы получим, решив графические уравнения. У нас получится крылатое изречение из романа А. С. Пушкина “Медный всадник”. Тестовые задания.
II. Актуализация опорных знаний. Устная работа.)
1.
III. Изучение нового материала.
Решим уравнение: х2 + 2х – 3 = 0.
Какое это уравнение?
Как это уравнение можно решить?
Ответ: С помощью формул, с помощью группировки
Можно его решить устно?
Ответ: Можно, подобрав корни.
Какие же корни?
Ответ: –3 и 1.
Я сегодня покажу ещё один способ решения – графический. Представим данное уравнение в следующем виде: х2 = – 2х + 3.
Чтобы решить данное уравнение, нужно найти такое значение х, при котором левая часть уравнения была бы равна правой. Введем две функции у1, равной левой части уравнения и у2, равной правой части уравнения. Теперь нужно найти такое значение х, при котором у1 = у2, т. е. общую точку, принадлежащую графику функции у1 и графику функции у2. Эта точка будет являться точкой пересечения графиков функций у1= х2 и у2= –2х + 3. Абсцисса точки пересечения будет являться решением исходного уравнения.
В координатной плоскости построим графики функций у1 = х2 и у2 = –2х + 3.
Для этого составим таблицы их значений.
у1 = х2 – парабола
х | 0 | ±1 | ±2 | ±3 |
у | 0 | 1 | 4 | 9 |
[–3; 3]
у2 = –2х + 3 – прямая
–3 | 1 | |
у | 9 | 1 |
х = –3, х = 1.
А(–3;9) и В(1;1) –точки пересечения. Абсциссы этих точек равны –3 и 1.
Значит х = –3 и х = 1 – решение уравнения х2 + 2х – 3 =0
Ответ:
так) х = – 1 и х = 3
для) х = – 3 и х = 1
вот) х = – 5 и х = 0
Рассмотрим алгоритм решения.
Алгоритм решения:
1. дано уравнение х2 + 2х – 3 = 0.
2. представим уравнение в следующем виде х2 = – 2х + 3.
3. в одной системе координат строятся графики функций
у1 = х2 и у2 = – 2х + 3.
4. абсциссы точек пересечения являются решением данного уравнения
IV. Закрепление изученного материала.
1). Решить уравнение х2 – х – 2 = 0. x [-5; 5] с шагом 0,5 в программе MS Excel (Приложение 2, задание 2)
у1 = х2, у2 = х + 2
(Решение см. Слайд 24)
Ответ:
души) х = –2 и х = 1
школы) х = 3 и х = 1
сердца) х = 2 и х = – 1.
VIII.
2). Решить самостоятельно.
а). х2 – 2х – 8 = 0 x [–5; 5] с шагом 0,5
а) один ученик решает аналитически, с помощью теоремы Виета.
б) другой ученик решает графически в тетради.
в) класс решает в программе MS Excel. (Решение см. Приложение 3)
Ответ:
широкого) х = 5 и х = 1;
русского) х = 4 и х = – 2;
красного) х = 3 и х = – 1.
IX.
б). 2х2 + х – 3 = 0 x [–4; 4] с шагом 0,5
а) один ученик решает графически в тетради.
б) другой ученик решает аналитически по формуле для решения квадратных уравнений.
в) класс решает в программе MS Excel. (Решение см. Приложение 4)
Ответ:
слилось) х = 1 и х = –1,5;
расцвело) х = 3 и х = –2;
приснилось) х = –1 и х = 2.
X.
Физкультминутка.
Отвели свой взгляд направо,
Отвели свой взгляд налево,
Оглядели потолок,
Посмотрели все вперёд.
Раз – согнуться – разогнуться,
Два ─ согнуться – потянутся,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Пять и шесть тихо сесть.
V. Практическая работа.
По учебнику выполняем задания в учебнике № 21.1, 1.4, 21.8 (в,г)
VI. Обогащение знаний.
(Высвечивается слайд, на котором находится парабола и гипербола.)
Мы уроках применяли эти два графика: параболу и гиперболу.
Я хочу вам сказать ребята, что окружающий нас мир тесно связан с математикой. Валерий Чкалов говорил: “Полёт–это математика”. Оказывается, траектории движения космических аппаратов описываются параболой, гиперболой, эллипсом. При первой космической скорости (7,91 км/с) космический аппарат движется по эллипсу относительно Земли. (на рис. орбита 3) При второй космической скорости (11,2 км/с) аппарат движется по параболе (на рис. орбита 4) и движется в пределах Солнечной системы. При третьей космической скорости (16,6 км/с) космические аппараты движутся по гиперболе (на рис. орбита5) и навсегда покидают пределы Солнечной системы. В 70-х годах ХХ века были запущены такие космические аппараты “Пионер-10”, “Пионер-11”,которые навсегда покинули Солнечную систему в поисках разумных цивилизаций во Вселенной. Они несут в себе платиновые пластинки, на которых нанесены силуэты мужчины и женщины на фоне космического корабля, Солнечная система и траектория “Пионера”, схема атома водорода и положение Солнца по отношению к наиболее ярким галактическим пульсарам.
VII. Подведение итогов урока.
Вы замечательно поработали на уроке. Проверив ваши работы и учитывая ваши ответы за устную работу, я поставлю вам оценки в .
Надеюсь, этот материал вы не забудете. Помните слова французского инженера-физика Лауэ: “Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто”. Думаю, что образование, которое вы получите, будет соответствовать времени, в котором мы живем. А чтобы это случилось на самом деле, предлагаю вам выполнить следующую творческую домашнюю работу.
VIII. Домашнее задание. Теория параграф 21, стр. 119-125, пример, учебник № 21.1, 1.4, 21.8 (а,б)
Творческое задание: сочинить сказку, рассказ или подготовить презентацию на тему “Замечательные кривые”
IX. Рефлексия.
В конце урока проводится беседа, в которой выясняется:
– Что нового узнали на уроке?
– Понравился ли урок? (С помощью сигнальных карточек.)
– Что понравилось на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение.
Предложенный урок по теме с использованием ЭОР....
Конспект урока по алгебре 8 класс "Решение квадратных уравнений графическим способом"
Конспект урока-практикума по алгебре с тестовыми заданиями...
Решение квадратных уравнений разными методами
На данном уроке отрабатываются разные методы решения квадратных уравнений...
Конспект урока: "Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения"
Данный урок _ урок изучения нового материала. На уроке применяются ЭОР, определены цели согласно ФГОС....
Решение квадратных уравнений графическим способом
Алгебра - 8 класс. Познакомить учащихся с графическим способом решения квадратных уравнений, повторить ранее изученные методы решения квадратных уравнений, виды графиков и свойства функций у = 1/х, у ...
Презентация к уроку "Решение системы линейных уравнений графическим методом"
Презентация разработана для онлайн урока в программе ZOOM.Включает в себя теоретический и практический материал....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме "Решение уравнений графическим методом"
Для развития современной промышленности и техники нужны специалисты, умеющие применять теоретические знания для практических задач. Не менее важно умение специалиста выполнять расчеты с помощью компью...