Математическая игра "Звёздный час"
классный час по алгебре (5 класс) по теме
Интеллектуальная математическая игра для учащихся 5 - 7 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskaya_igra.docx | 66.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА
«ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС»
для учащихся 5 – 7 классов.
«…и может собственных Платонов и быстрых
разумом Невтонов российская земля рождать».
М.В. Ломоносов
Игра посвящается памяти М.В. Ломоносова
и празднику «Татьянин День».
- Оснащение игры:
1. Сигнальные карточки для каждого участника игры: [1], [2], [3], [0].
2. Набор звёздочек.
3. Набор жетонов для отборочного конкурса.
4. Слайды для каждого этапа
5. Портреты великих математиков и учёных: Декарт, Архимед, Пифагор, Лобачевский, М.В. Ломоносов.
6. Математическая газета от каждого класса.
7. Поощрительные призы (блокноты, ручки, конфеты, шоколад и т.д.).
- Начинает игру ученик небольшим докладом о М. В. Ломоносове
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) – учёный, поэт, художник, человек энциклопедических знаний. Человек исключительного ума, огромной силы воли, кипучей энергии, неутолимой жажды деятельности. Ломоносов считал, что долг каждого – трудиться для пользы общества, для блага народа, а если надо, отдать жизнь во имя Родины. Он писал: «Какая польза тем, что в старости глубокой и в тьме бесславия кончают долгий век! Добротами всходить наверх хвалы высокой и славно умереть родился человек». А.С.Пушкин сказал о Ломоносове: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой познания, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью, сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник…». М.В. Ломоносов не совершил открытий в области математики, но он ценил эту науку как помощницу всем другим наукам. «Всё, что до того было в этих науках ( химия, гидравлика, аэрометрия, оптика и др.) темно, сомнительно и недостоверно, математика сделала ясным, достоверным и очевидным» - писал Ломоносов. Учёный придавал математике исключительно большое значение в деле познания природы и развития интеллекта. Вот несколько высказываний М. В. Ломоносова, которые стали «крылатыми» фразами: «Химия – правая рука физики, математика – её глаз», «Слеп физик без математики», «Стремящийся к изучению химии должен быть сведущ и в математике», «Математику уже затем учить следует, потому что она ум в порядок приводит», «Геометрия – правительница всех мыслительных изысканий». У А. С. Пушкина есть замечательные строки: « Ломоносов был великий человек …. Он создал первый университет. Он, лучше сказать сам был первым нашим университетом». М.В. Ломоносов добился создания первого в стране Московского университета, носящего теперь его имя. Так 12 января (по старому стилю), 25 января ( по новому стилю ) 1755 года указом императрицы Елизаветы Петровны был учреждён Московский университет и при нём две гимназии – для детей дворян и детей разночинцев. Проект университета был разработан графом И.И. Шуваловым, но составил и разработал весь план университета, наметил всю его организационную структуру и даже программу образования М.В. Ломоносов. 25 января был учреждён университет, но 25 января – День Татьяны, день святой мученицы Татианы (римлянки –III век). Так день ангела всех православных Татьян приобрёл новое содержание, теперь этот праздник стали отмечать все студенты всего мира и школяры. 25 января стал днём всех студентов, а Святая Татьяна стала считаться покровительницей студентов и из Татьяны мученицы превратилась для студентов в Татьяну университетскую.
В ознаменование этих событий мы пригласили Вас принять участие
в интеллектуально-математической игре
« ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС ».
Отборочный конкурс /участвуют все желающие ученики 5 – 7 классов/.
Математическая регата.
Сколько детей в семье? Ответ: 8 (2). | 1)14; 2) 8; 3) 10. |
2. Назовите то число, которое делится без остатка на любое число. Ответ: 0 (2). | 1) 1; 2) 0; 3) 10. |
3. Что больше: 23 или 32? Ответ: 32 (3) | 1) 23; 2) 23=32; 3) 32. |
4. Можно ли поднять 1 м3 пробки (куб не полый)? Ответ: нет (1). | 1) нет; 2) да; |
6. Сколько треугольников на рисунке? Ответ:12 (3) | 1) 14; 2)10; 3)12. |
7. Яйцо всмятку варится 3 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить всмятку 10 яиц? Ответ: 3 мин. (3). | 1) 10 мин.; 2) 30 мин.; 3)3 мин. |
8. Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя. Сколько всего летело уток? Ответ: 3 (2). | 1) 9; 2) 3; 3) 6. |
9. Портной имеет кусок сукна в 16 м, от которого он отрезает ежедневно по 2 м. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок? Ответ: 7 (1). | 1) 7; 2) 8; 3) 9. |
10. Какова последняя цифра в записи числа: а) 486353? Ответ: 6 (2). б) 2111136? Ответ: 1(3). | а) 1) 4; 2) 6; 3) 8. б) 1) 6; 2) 2; 3) 1. |
11. Два велосипедиста выехали одновременно из одного и того же пункта в противоположных направлениях. Скорость одного 15 км/ч, а другого – 10 км/ч. Через сколько часов расстояние между велосипедистами будет 75 км? Ответ: 3 ч (2). | 1) 15 ч; 2) 3ч; 3) 10 ч |
За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон. Отбираются 10 - 12 учеников, набравших большее число жетонов, остальные становятся болельщиками или помощниками.
Правила игры:
- Участники игры, которые прошли отборочный конкурс, слушают задание, думают 20 – 30 секунд ( в зависимости от задания), записывают свой ответ на личной карточке, смотрят на экран и с помощью сигнальной карточки показывают свой результат. На экране ответы указаны под номерами «1, 2, 3». Если ответ не соответствует ни одному номеру на экране, то показывает «0».
- Помощники выполняют те же задания, поднимая сигнальные карточки.
- Участники с помощниками с каждым правильным ответом продвигаются на одну парту вперёд (игра начинается с последнего ряда парт в кабинете математики и заканчивается, когда за первыми двумя партами останутся два участника).
- Игра состоит из четырёх этапов и одного этапа – поединка.
- Помощники за каждый этап получают одну звёздочку, если на все вопросы этапа ответили правильно. Звёздочки после каждого этапа передаются участникам. Они помогут решить спорные вопросы в окончании игры (если такие возникнут).
- После каждого этапа два участника и их помощники выходят из игры (которые ответили неправильно на большее количество вопросов).
- Игра идёт до двух оставшихся участников.
- Заканчивается игра поединком (звёздочки помогают).
Этапы игры:
1 этап. Разминка: 1 часть (2человека выбывают).
2 часть (2 человека выбывают) или только 2, если игроков 10.
2 этап. Исторический (2 человека выбывают).
Конкурс болельщиков (индивидуальное первенство, у кого больше звёздочек, тот и выиграл приз).
3 этап. Составь из букв слово (самое длинное математическое слово) -
( 2 человека выбывают).
4 этап. Логические цепочки + задачи (2 человека выбывают).
5 этап. Поединок. Математическая смесь. Оставшиеся два участника отвечают на вопросы через один, если один не знает, отвечает соперник.
Каждый этап заканчивается награждением выбывающих участников игры поощрительными призами. Игра заканчивается награждением дипломами и ценными подарками победителей за 1 и 2 места.
Итак, начинаем игру.
I этап. Разминка.
I часть.
Найдите значение выражения:
на магнитной доске | на слайдах | ответы |
1) 638–(438 + 99) | 1)199; 2)1; 3)101 | 3 |
1) 425–(325 - 99) | 1)11; 2)199; 3)1 | 2 |
1) 448*128-447*128 | 1)1280; 2)128; 3)0 | 2 |
1) 9900-99*4*25 | 1)0; 2)100; 3)1 | 1 |
II часть.
1) Задача. Стороны прямоугольника выражаются натуральными числами. Какой длины должны быть стороны, чтобы значение периметра было равно значению площади? Ответ: 1 и 3 | 1) 6 и 3 2) 5 и 2 3) 4 и 4 |
2) Задача. Сколько лет твоему внуку? Ему столько месяцев, сколько мне лет. А сколько же тебе лет, бабушка? Нам вместе с внуком 65 лет. А уж, сколько лет внуку сосчитайте сами. Ответ: 2 | 1) 6 лет 2) 5 лет 3) 8 лет |
3) Развиваем память. «Феноменальная память» Посмотрите внимательно на картинку. а) Запомните расположение и восстановите в памяти: Ответ: 3 б) Сколько треугольников на картинке? Ответ: 1 | 1) 2) 3) б) 1) 3; 2) 2; 3) 4 |
4) Правильно ли нашли объем параллелепипеда, если а=6 см; в=9 дм; с=5 см и V=270 см³. Ответ: 1
| 1) нет; 2) да |
II этап. Исторический.
1) Этого ученика называли королем математики. Его математическое дарование проявилось уже в детстве. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он удивил окружающих, поправив расчеты своего отца с каменщиками. Кто этот ученый? Ответ: 3 | 1) Фибоначчи 2) Колмогоров 3) Гаусс |
2) Немецкий физик, изобретатель и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц изобрел первый вычислительный инструмент, выполнявший все четыре арифметических действия. Что это за инструмент? Ответ: 2 | 1) счеты 2) арифмометр 3) абак |
3) Метрическая система мер была принята большинством стран мира. В России её введение началось с 1899 года, но только после революции она стала обязательной. Большие заслуги во введении и распространении метрической системы мер в нашей стране принадлежат великому русскому ученому. Кому? Ответ: 3 | 1) Ломоносову 2) Чебышеву 3) Менделееву |
4) В возрасте 5-6 лет, до поступления в гимназию, он любил придумывать интересные свойства чисел. Вот одно из открытий шестилетнего будущего советского математика-академика: 1²=1; 2²=1+3; 3²=1+3+5; 4²=1+3+5+7 и т.д., т.е. квадраты натуральных чисел состоят из суммы простых чисел. Кто же этот математик? Ответ: 3 | 1) Чебышев 2) Лобачевский 3) Колмогоров |
5) Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись обыкновенных дробей, был купец и путешественник, сын городского писаря Италии. Кто этот ученый? Ответ: 1 | 1) Фибоначчи 2) Плануд 3) Стивен |
6) Во многих западных странах использовалась единица площади, равная примерно 4047 м². Как называется эта единица? Ответ: 1 | 1) акр 2) десятина 3) гектар |
Конкурс болельщиков.
(Выигрывает болельщик, набравший большее число очков – звёздочек)
- Как называется тысячная часть числа? Ответ: промилле.
- Назовите имя величайшего математика и инженера Древней Греции, который вычислил, что число П (пи) равно 22/7? Ответ: Архимед.
- Аксиома (1), Постулат (2), Гипотеза (3) – это утверждения, на основе которых доказываются далее теоремы геометрии. Так ли это? Ответ: исключить (3).
- Лена произнесла предложение, которое являлось верным. Коля его в точности повторил, но оно уже было неверным. Какое предложение произнесла Лена? Ответ: меня зовут Лена.
- Какими нотами можно измерить расстояние? Ответ: ми-ля-ми.
- Метод Эратосфена, в котором простые числа «отсеиваются» от составных. Ответ: решето.
- В корзине лежат 5 яблок. Как разделить эти яблоки между пятью девочками, чтобы каждая девочка получила по одному яблоку и чтобы одно яблоко, осталось в корзине?
Ответ: четырём дать по яблоку, а пятой – в корзине.
- На столе лежат три спички. Добавьте к ним ещё две, чтобы получилось восемь. Ломать спички нельзя.
Ответ: III + V = IIIV
Награда – чертёжный набор
III этап. Cоставь слово.
Выпали буквы: Р, С, Д, А, У, К, Х, И, Г, О.
Составь математическое слово. Чем длиннее, тем лучше. Побеждает тот, у кого длиннее.
Набор математических терминов: радиус, акр, дуга, круг, ар, га.
Ответ: радиус.
IV этап. Логические цепочки + задачи.
- Миля (1); Сажень (2); Фунт (3). Все эти названия – единицы мер длины. Так ли это? Ответ: исключить (3).
- Аршин (1); Гектар (2); Акр (3). Это единицы площади. Так ли это? Ответ: исключить (1).
- Прямоугольник (1); Куб (2); Квадрат (3). Это геометрические фигуры на плоскости. Так? Ответ: исключить (2).
- Задача. Из двух пунктов одновременно навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Один едет на 5 км/ч быстрее другого и встречает его через 3 часа. Какова скорость каждого велосипедиста, если расстояние между пунктами 75 км?
Эта задача была решена 3-мя учениками: 1) (2х+5)*3=75; 2) 2х+3(х+5)=75;
3) 2х+5=25. Кто из учеников составил уравнение неправильно?
Ответ: 2.
- Задача. Я задумала число. Увеличила его в 6 раз. Из полученного числа вычла шестую часть его и получила число 35. Какое число я задумала? 1) 5; 2) 7; 3) 8.
Ответ: 7 (2).
V этап. Поединок.
- Сколько останется углов у фигуры, если у квадрата отрезать один угол? (не по диагонали). Ответ: 5
- У палки два конца. Если один конец отпилить, сколько концов получится у палки? Ответ: 2
- Сколько углов в квадратной комнате? Ответ: 4
- На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? Ответ: 50
- Тройка лошадей проскакала 15 км. Сколько км проскакала каждая лошадь? Ответ: 15км
- Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 3 десятка? Ответ: 60
- На столе лежало несколько книг. Когда взяли половину всех книг и еще одну книгу, то осталось две книги. Сколько книг лежало на столе первоначально? Ответ: 6 книг
- Половина учащихся класса участвовала в конкурсе чтецов, треть из них стала победителями. Сколько учащихся в классе, если победителей было 5? Ответ: 30 учащихся
- (Старинная задача.) Некий юноша пошёл из Москвы к Вологде. Он проходил в день по 40 вёрст. Через день вслед за ним был послан другой юноша, проходивший в день по 45 вёрст. Через сколько дней второй догонит первого? Ответ: через 8 дней
- (Старинная задача.) Из Москвы в Тверь вышли одновременно два поезда. Первый проходил в час 39 вёрст и прибыл в Тверь двумя часами раньше второго, который проходил в час 26 вёрст. Сколько вёрст от Москвы до Твери? Ответ: 156 вёрст ((26*(39*2(39-26))=156) или (39*(26*2:(39-26))=156))
- У любителя головоломок спросили, сколько ему лет. Ответ был замысловатый: - Возьмите трижды мои годы через три года, да отнимите трижды мои годы три года назад, - и у вас как раз получатся мои годы. Сколько же ему теперь лет? Ответ: 18 лет ( 3(х+3)-3(х-3)=х, х - искомое число лет, можно 9+9=18)
- А сколько лет тов. Иванову, если 18 лет назад он был ровно втрое старше своего сына. А теперь он как раз вдвое старше этого сына. Сколько же лет Иванову и его сыну? Ответ: 72 года отцу, 36 лет сыну (3(х-18)=2х-18, х – лет сыну теперь, 2х – отцу. 18-ть лет назад каждому из них было на 18 лет меньше: отцу 2х-18, сыну х-18)
- В магазине было 420 мужских и женских часов. Когда продали 150 мужских и 140 женских часов, то осталось поровну. Сколько мужских часов было в магазине? Ответ: 215 часов
- Три соседки готовили обед на общей плите в коммунальной квартире. Первая принесла 5 поленьев дров, вторая – 4 полена, а у третьей дров не было, и она угостила своих соседок, дав им 9 яблок. Как соседки должны поделить яблоки по справедливости? Ответ: 1-ой – 6 яблок, 2-ой – 3 яблока
В поединке отвечают:
- 1-ый - 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13 вопросы.
- 2-ой – 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 вопросы.
Если ответ неправильный или нет ответа, ответить может соперник. Если есть звёздочки, они помогают. Звёздочка приносит очко. Победит тот, кто наберёт больше очков (задание – очко).
Заканчивается игра после награждения победителей словами:
ДЛЯ ВЕСЕЛЬЯ НАМ ДАНЫ
МОЛОДЫЕ ГОДЫ!
ЖИЗНЬ ПРОЙДЕТ,
ИССЯКНУТ СИЛЫ,
ЖДЕТ ВСЕХ СМЕРТНЫХ МРАК МОГИЛЫ,
ТАК ВЕЛИТ ПРИРОДА.
ЛИШЬ НАУКА НА ЗЕМЛЕ
СВЕТИТ ЛЮДЯМ ВЕЧНО.
СЛАВЬСЯ ТОТ, КТО ДРУЖЕН С НЕЙ,
БЕЗЗАВЕТНО СЛУЖИТ ЕЙ
В ЖИЗНИ БЫСТРОТЕЧНОЙ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для математического курса "Элементы математической логики"
Рабочая программа для курса "Элементы математической логики" составлена на основе программы общеобразовательных учреждений, рекомендовано Департаментом образовательных прграмм и стандартов образования...
Математическая игра "Математический поезд"
Эта игра расчитана на учащихся 5-8 классов. Для проведения игры привлекаются учащиеся 9 класса в качестве консультантов....
Математический язык и математическая модель
Комплект дидактического материала по учебнику А.Г. Мордковича: математические диктанты, проверочные работы, самостоятельные работы, контрольные работы....
Математический КВН "Математический серпантин"
С целью расширения и углубления знаний обучающихся, повышения интереса к предмету «математика» и для создания необходимых условий для реализации творческих возможностей обучающихся кажды...
внеурочное мероприятие "Математическая кухня" диплом 3 степени на физико-математическом фестивале 2012г. Чувашия
внеурочное занятие по математике в 5 классе Ход урока. Организационная часть:Три ученицы, одетые в национальные костюмы, с караваем в руках встречают гостей: 1 уч. «Здравств...
ИНТЕРАКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА ДЛЯ СОЗДАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР»
В данной работе предлагается и показывается возможность использования математической программы “Математический конструктор” в учебных темах, где есть построения или где можно продемонстрировать ...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....