Рабочая программа 5 класс математика.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Небоженко Лидия Гавриловна

 

Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5   классов и реализуется на основе следующих документов:

1.      Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:

Математика. 5- 6кл. Составитель Т.А. Бурмистрова. М. Просвещение, 2011г.  

2.      Стандарт основного общего образования по математике.

Программа соответствует учебнику «Математика» для пятого и шестого классов образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург –-М. Мнемозина, 2002-2007 гг.

 

Естественно-математическое образование в системе общего среднего образования, занимает одно из ведущих мест. Математика, являясь обязательной составной частью всеобщего среднего образования, одновременно образует прочный фундамент всего естествознания. Включение ее в качестве основного учебного предмета в школьный учебный процесс ни у кого не вызывает сомнения. 

Назначение математического образования можно охарактеризовать с двух сторон: практической, связанной с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности и духовной, связанной с мышлением человека, с овладения определенным методом познания и преобразованием мира математическим методом.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний,  интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. С другой стороны математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идей симметрии. Таким образом, без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_kl_nebozhenko_l_g.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5   классов и реализуется на основе следующих документов:

1.      Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:

Математика. 5- 6кл. Составитель Т.А. Бурмистрова. М. Просвещение, 2011г.  

2.      Стандарт основного общего образования по математике.

Программа соответствует учебнику «Математика» для пятого и шестого классов образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург –-М. Мнемозина, 2002-2007 гг.

Естественно-математическое образование в системе общего среднего образования, занимает одно из ведущих мест. Математика, являясь обязательной составной частью всеобщего среднего образования, одновременно образует прочный фундамент всего естествознания. Включение ее в качестве основного учебного предмета в школьный учебный процесс ни у кого не вызывает сомнения.  

Назначение математического образования можно охарактеризовать с двух сторон: практической, связанной с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности и духовной, связанной с мышлением человека, с овладения определенным методом познания и преобразованием мира математическим методом.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний,  интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. С другой стороны математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идей симметрии. Таким образом, без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека.

Роль математики в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека определяет цели и задачи обучения математике в общеобразовательной школе:

  • овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в конкретной практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, доля продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической         деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
  • формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общечеловеческого прогресса.

Преподавание ведется по первому варианту – 5 часов в неделю, всего 170 часов.

На итоговое повторение в 5 классе в конце года 12 часов, остальные часы распределила по всем темам. Считаю, что такое распределение часов наиболее эффективно для данного класса.

 Целью изучения курса математики в 5 классе является:

систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

 

 

Учебно-тематическое планирование

 

№п/п

Тема

Кол-во часов

1

Натуральные числа и шкалы

15

2

Сложение и вычитание натуральных чисел.

21

3

Умножение и деление натуральных чисел

27

4

Площади и объёмы

12

5

Обыкновенные дроби

23

6

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.

13

7

Умножение и деление десятичных дробей

26

8

Инструменты для вычислений и измерений  

17

9

Повторение. Решение задач

16

Всего

170

Содержание тем учебного курса

  1. Натуральные числа и шкалы (15 часов).

            Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигур: отрезок, прямая, луч,

            треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

  1. Сложение и вычитание натуральных чисел.(21 час).

Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое  выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.

  1. Умножение и деление натуральных чисел ( 27 час).

Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.

  1. Площади и объёмы (12 часов).

Вычисление по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Едины измерения объемов. Объем прямоугольного параллелепипеда и куба.

  1. Обыкновенные дроби (23 часов).

Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

  1. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. (13 часов).

Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.

  1. Умножение и деление десятичных дробей (26 часов).

Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

  1. Инструменты для вычислений и измерений  (17 часов).

Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла данной величины.

  1. Повторение. Решение задач 16(часов).

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата

Оборудование, технические ср-ва

план

факт

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 11

12

13-14

15

16

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23-

24.

  25.

   26

27

28

29-.30.   31 -32.

33

34

35.

36.

37

38.

39.

40.

41-.

42..

43-44

45..

46-

47.

48

49

50

51

52

53.

54.

55

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

.

70

71

72.

73.

74.

75.

76.

77.

78.

79

80

81.

82

83

84.

85.

86.

87.

88.

89..

90.

91.

92.

93.

94

95

96.

97.

98.

99.

100.

101.

102.

103.

104.

105.

106.

107

108.

109.

110.

111.

112.

113

114.

115.

116.

117.

118.

119.

120.

121.

122.

123.

124.

125.

126.

127.

128.

129.

130.

131.

132.

133.

134.

135.

136.

137.

138.

139.

140.

141.

142

143

144

145

146

Натуральные числа и шкалы

Обозначение натуральных чисел

Чтение и запись натуральных чисел

Отрезок. Длина отрезка

Треугольник. Многоугольник Сам.раб

Единицы измерения длины

Плоскость. Прямая

Отрезок. Луч. Дополнительный луч

Входная контрольная работа

Шкала. Цена деления

Построение точек по координатам на координатном луче

Меньше или больше

Сравнение чисел

Решение упражнений. Самостоятельная работа

Контрольная работа №1 «Натуральные  числа».

Сложение и вычитание натуральных чисел.

Сложение натуральных чисел и его компоненты

Свойства сложения

Разложение числа по разрядам

Зависимость суммы от его компонентов

Вычитание

Вычитание чисел в столбик. Тестирование

Решение задач на сложение и вычитание чисел..

Контрольная работа №2. «Сложение и вычитание натуральных чисел»

Числовые выражения

Буквенные выражения

Числовые и буквенные выражения

Буквенная запись свойств сложения

Буквенная запись свойств вычитания

Уравнения

Решение задач с помощью уравнения.

Обобщение по теме «Уравнения.Решение задач с помощью уравнений».

Контрольная работа №3 «Уравнения».

Умножение и деление натуральных чисел.

Умножение. Компоненты умножения

Свойства умножения .

Деление. Компоненты деления

Свойства деления

Уравнение с неизвестными компонентами умножения и деления

Деление многозначных чисел

Решение уравнений. Самостоятельная работа

 Деление с остатком.

Решение  примеров и задач на деление с остатком.

Обобщающий урок по теме «Умножение и деление натуральных чисел».

Контрольная работа №4 «Умножение и деление»

Распределительное  свойство умножения.

Упрощение выражений.

Использование свойств   умножения при упрощении выражений.

Использование свойств умножения при решении уравнений.

Решение задач с помощью уравнений.

Порядок выполнения действий

Решение примеров по схемам.

Изменение порядка  действий в примерах.

Квадрат и куб числа

Вычисление значений  выражений, содержащих квадрат и куб числа.

Решение задач с помощью составления уравнений.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Упрощение выражений».

Контрольная работа №5 «Упрощение выражений»

Площади и объемы

Формулы. Формулы пути

Формулы. Решение упражнений

Площадь прямоугольника

Площадь квадрата

Единица измерения площадей

Таблица единиц площади.

Решение задач.

Прямоугольный параллелепипед.

Объем. Объем прямоугольного параллелепипеда

Объем куба

Соотношение между единицами объема

Контрольная работа №6 «Площади и объемы»

Обыкновенные дроби  

Окружность.

Круг.

Доли

Обыкновенные дроби. Чтение и запись.

Решение задач на нахождение целого по части числа по части

Изображение чисел на координатном луче

Сравнение дробей с одинаковым знаменателем

Сравнение дробей с одинаковым числителем

Сравнение обыкновенных дробей

Правильные и неправильные дроби

Сравнение дробей с 1.

Контрольная работа №7 «Обыкновенные дроби»

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Сложение и вычитание дробей

Деление и дроби.

Решение задач.

 Смешанные числа.

Представление смешанных чисел в виде неправильной дроби.

Сложение смешанных чисел.

Вычитание смешанных чисел/

Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание дробей».

Контрольная работа №8 «Сложение и вычитание дробей»

Десятичные дроби. Сложение и вычитание  десятичных дробей.

Запись и чтение десятичных чисел

Разряды десятичных дробей.

Сравнение десятичных дробей

Представление десятичной дроби в виде  обыкновенной.

Сложение и десятичных дробей.

Вычитание десятичных дробей.

Вычитание числа из суммы и суммы из числа

Решение задач на движение по реке.

Приближенные значения чисел.

 Округление чисел

Решение задач.

Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Контрольная работа №9 «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Умножение и деление десятичных дробей

Умножение десятичных дробей на натуральные числа.

Умножение десятичных дробей на разрядную единицу 10,100. 1000 и т.д.

Решение примеров и задач  на умножение десятичных дробей на натуральные числа.

Деление десятичных дробей на натуральное число

Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.

Решение примеров и задач на деление десятичных дробей на натуральное число.

Решение примеров на деление десятичной дроби на разрядную единицу 10, 100…

Повторительно-обобщающий урок по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число.»

Контрольная работа №10 «Умножение и деление десятичных дробей на  натуральное число»

Правило умножения десятичных дробей

Умножение на 0,1;  0,01 и т.д.

Умножение десятичных дробей на 10, 100 и т.д.

Решение примеров на умножение десятичных дробей.

Деление десятичных дробей

Деление на 10, 100 и т.д.

Деление на 0,1; 0,01 и т.д.

Деление натурального числа на десятичную дробь

Деление десятичной дроби на десятичную

Среднее арифметическое чисел

Средняя скорость движения

Решение задач. Самостоятельная работа

Контрольная работа №11 «Умножение и деление десятичных дробей»

Инструменты для вычислений и измерений

Микрокалькулятор

Вычисление с помощью микрокалькулятора

Проценты чисел и величины

Перевод десятичных дробей в проценты и обратно.

Решение задач на нахождение процента от числа.

Нахождение числа по его процентам.

Задачи на нахождение числа по его процентам.

Контрольная работа №12 «Задачи на проценты»

Угол

Прямой  и развернутый углы.

Чертежный треугольник

Измерение углов

Транспортир

Построение углов

Круговые диаграммы.

Построение круговых диаграмм.

Контрольная работа №13 «Измерение углов»

Повторение

Резерв

15ч

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

2.

1.

21ч.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1

1

1.

1.

1.

2.

1.

1.

2

2

1.

27 час.

1.

1

1.

1.

1.

1.

1.

1.

2

1.

1.

1.

1.

2.

1.

2.

1

1

1.

1.

1.

1.

1.

1.

12 час.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

23ч

1.

1.

1

1.

1.

1

1.

1

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

 

13 час

1.

1

1.

1.

1

1.

1.

1.

1.

1

1

1

1

26 час.

1

1.

1.

1.

1

1

1

1

1

1

1

1

.1

1

1.

.1

1

1.

1.

1

2

1

17ч.

1.

1

1

1.

1

1

1.

1

1

1

1

1

1

1

1.

1

1

16ч

 

ПК,диск

Таблица

таблица

таблица

таблица

таблица

таблица

таблица

ПК,диск

таблица

ПК,диск

таблица

ПК,диск

ПК,диск

таблица

ПК,диск

таблица

таблица

таблица

таблица

таблица

ПК,презент

таблица

таблица

Циркуль. линейка

Таблица

ПК

таблица

таблица

таблица

ПК

ПК

                     ПК

ПК

таблица

таблица

таблица

таблица

 

таблица

ПК.диск

                 ПК.диск

ПК.диск

таблица

ПК.диск

микрокалькулятор

ПК.диск

ПК

транспортир

Треугольник

Циркуль,треугольник

ПК

Требования к уровню подготовки  учащихся

В результате изучения курса математики учащиеся должны овладеть следующими умениями, представляющими минимум:

– правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, десятичная дробь, смешанное число; переходить от одной формы записи к другой (например, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, проценты – в виде десятичной или обыкновенной дроби);

– производить в уме арифметические действия в пределах сложности примеров на сложение и вычитание двузначных чисел, умножение и деление нацело двузначного числа на однозначное;

– уверено выполнять сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел, в записи которых имеется несколько десятичных разрядов (включая сложные случаи переноса из разряда в разряд и использование нулей в записи числа);

– выполнять арифметические действия над десятичными дробями;

– сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатном луче;

– решать текстовые задачи с помощью арифметических приемов (включая основные задачи на проценты);

– округлять натуральные числа и десятичные дроби, производить прикидку результата вычислений.

–– составлять числовые выражения по условиям текстовых задач;

– составлять несложные буквенные выражения и формулы; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выражать из формул одни переменные через другие;

– находить значение квадрата и куба числа.

– читать числовые неравенства (в том числе и двойные);

– решать несложные линейные уравнения с одной переменной;

– составлять линейные уравнения по условиям текстовых задач.

– распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, прямые, лучи, углы, многоугольники, окружности, круги); изображать указанные геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;

– владеть практическими навыками использования геометрических инструментов (линейки, угольника, транспортира, циркуля) для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;

– решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя свойства фигур и форму

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Настольная книга учителя математики . М:ООО «Издательство АСТ»
  2. Тематическое приложение к вестнику образования №4,2005г.
  3. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования
  4. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 кл., М.: Дрофа, 2001 год;
  5. Жохов В.И., Преподавание математики в 5 и 6 классах.-М.Мнемозина, 2004-2007.
  6. Миндюк М.Б., Рудницкая В.Н. Математика; Рабочая тетрадь для 5 класса. М.4Генжер, 2004-2008
  7. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса.-М.Просвещение, 1990-2000.
  8. Шарыгин И.Ф., Шевкин К.И. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.Просвещение, 1995-1996.
  9. Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы.-М.Издательство «Первое сентября» 2003.
  10. Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить нестандартно»: книга для учащихся.М.Просвещение: АО «Учебная литература» 1996.
  11. Диск «Математика5-6» №1
  12. Уроки математики 5-6 кл №2 мультимедийное приложение к методическому пособию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....