Программа факультатива по математике 7 класс
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему

Программа ориентирована на учащихся 7 классов (12-14 лет), которым интересна как сама математика так и процесс познания нового.

Факультативные занятия рассчитаны на 1 час в неделю, в общей сложности –32 ч в учебный год. Преподавание факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Факультативные занятия дают возможность шире и глубже изучать программный материал, задачи повышенной трудности, больше рассматривать теоретический материал и работать над ликвидацией пробелов знаний учащихся, и внедрять принцип опережения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл факультатив по математике 7 класс36.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №14с углубленным изучением отдельных предметов

(МОБУ СОШ №14)

Согласовано

заместитель директора по УВР

___________________

«____» ____________ 20___ г.

Утверждена приказом
директора школы
 _________________________
№ _______ от_________

Рассмотрено

на заседании МО

_____________________

№_______от________

Рабочая программа по курсу

Дополнительное математическое образование

(платные услуги) группа одаренные

7 класс

                                                                                                                                   Разработана Е.В.Худолеевой

                                                                                                                                                Учителем математики первой

квалификационной категории

г. Благовещенск

2013 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры.

Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по  разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучаемых. Включенные в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.

Отличительные особенности данного курса от уже существующих в том, что этот курс подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступая к решению более сложных задач , рассматриваются вначале простые, входящие как составная часть в решение трудных. Развитию интереса способствуют математические игры, викторины,  проблемные задания и т.д.

Программа ориентирована на учащихся 7 классов (12-14 лет), которым интересна как сама математика так и процесс познания нового.

Факультативные занятия рассчитаны на 1 час в неделю, в общей сложности –32 ч в учебный год. Преподавание факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Факультативные занятия дают возможность шире и глубже изучать программный материал, задачи повышенной трудности, больше рассматривать теоретический материал и работать над ликвидацией пробелов знаний учащихся, и внедрять принцип опережения.

Цели данного курса:

  1. Повышение интереса к предмету.
  2. Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования.
  3. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи курса:

  1. Развития мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.
  2. Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения.
  3. Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.

Основные принципы:

- обязательная согласованность курса с курсом алгебры как по содержанию, так и по последовательности изложения. Каждая тема курса начинается с повторения соответствующей темы курса алгебры. Факультатив является развивающим дополнением к курсу математики.

– вариативность (сравнение различных методов и способов решения одного и того же уравнения или неравенства);

– самоконтроль (регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач должен быть непременным элементом самостоятельной работы учащихся).

При проведении занятий по курсу на первое место выйдут следующие формы организации работы: групповая, парная, индивидуальная; методы работы: частично-поисковые, эвристические, исследовательские, тренинги.

Ожидаемые результаты освоения программы:

В ходе освоения содержания программы факультативных занятий ожидаются:

1. Развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности школьников;

2. Освоение учащимися на более высоком уровне общих операций логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация и др., в результате решения ими соответствующих задач и упражнений, дополняющих основной материал курса;

3. Повышение уровня математического развития школьников в результате углубления и систематизации их знаний по основному курсу;

4. Формирование устойчивого интереса школьников к предмету в ходе получения ими дополнительной информации, основанной на последних достижениях математической науки и педагогической дидактики.

Формы подведения итогов реализации программы:

Освоение факультативного курса завершается итоговой диагностикой (контрольная работа) и анкетированием с целью определения обучающимися полезности для них данного курса.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование темы курса

Всего часов

В том числе

Форма

 контроля

дата

Лекция

Практика

  1. Математический язык. Математическая модель

1

Математический язык. Математическая модель

1

0,5

0,5

02.10

2-3

Решение задач с помощь математической модели

2

1

1

тест 15 мин

09.10

16.10

  1. Уравнения с одной переменной

4

Уравнения с одной переменной

1

1

23.10

5-6

Решение линейных уравнений с модулем

2

1

1

с/р 10 мин.

30.10

13.11

7-8

Решение линейных уравнений с параметрами

2

1

1

с/р 20 мин:

20.11

27.11

9-10

Решение текстовых задач  ГИА и ЕГЭ на составление линейных уравнений

2

2

Урок-игра

04.12

11.12

  1. Уравнения с двумя переменными

11-12

Линейные диофантовы уравнения

2

1

1

Копилка задач

18.12

25.12

13-14

Системы линейных уравнений с двумя  переменными

2

1

1

Тест 20 мин

15.01

22.01

  1. Решение геометрических задач

15-16

Решение задач по теме «Углы»

2

1

1

с/р 10 мин

29.01

5.02

17-19

Решение задач по теме «Треугольники»

3

2

Итоговое тестирование

12.01

19.02

26.02

  1. Буквенные выражения. Многочлены

20-21

Преобразование буквенных выражений

2

2

Тест 15 мин

5.03

12.03

22-23

Деление многочлена на многочлен

2

1

1

с/р 20 мин:

19.03

2.04

24-25

Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.

2

1

1

презентация

9.04

16.04

  1. Графики функций

26-27

Графическое решение квадратных уравнений

2

1

1

Творческие задания

23.04

30.04

28-29

Графическое  решение квадратных уравнений с модулем

2

1

1

с/р 20 мин:

7.05

14.05

30-31

Построение графиков  кусочных функций

1

0,5

0,5

21.05

32

Итоговое занятие

1

викторина

28.05

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для учителя:

  1. В.А.Ермеев, «Факультативный курс по математике», 7 класс, учебно-методическое пособие, Цивильск, 2009г.
  2. Б.Г.Зив,В.М.Мейлер, А.Г.Баханский, «Задачи по геометрии для 7-11 классов»М.,Просвещение, 1991г.
  3. Л.Ф.Пичурин, «За страницами учебника алгебры», Книга для учащихся, 7-9 класс, М., Просвещение, 1990г.
  4. А.В.Фарков, «Математические кружки в школе», 5-8 классы, М., Айрис-пресс, 2006г
  5. А.В.Фарков, «Готовимся к олимпиадам», учебно-методическое пособие, М., «Экзамен», 2007.
  6. Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября».
  7. Журнал «Математика в школе», издательство «Школьная пресса
  8. www.fipi.ru
  9. http://matematika.ucoz.com/
  10. http://uztest.ru/
  11. http://www.ege.edu.ru/
  12. http://www.mioo.ru/ogl.php
  13. http://1september.ru/

Для ученика:

  1. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Книга для учителя: Из опыта работы в сельских районах.- М.: Просвещение, 1990 г.
  2. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П.Забавная арифметика.- М.: Наука. Главная редакция физико- математической литературы, 1991 г.
  3. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки/ под редакцией Потапова М.К..- М.:Наука. Главная редакция физико- математической литературы, 1982 г.
  4. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.-М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994 г.
  5. Котов А.Я. Вечера занимательной арифметики.- М.: «Просвещение», 1967 г.
  6. Званич Л.И., Кузнецова Л.В. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса.- М.: Просвещение, 2007 г.
  7. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры.7-8 классы.
  8. http://www.mathnet.spb.ru/
  9. http://talia.ucoz.com/index/ucheniku/0-18
  10. http://math-prosto.ru/
  11. http://www.etudes.ru/
  12. http://www.berdov.com/
  13. http://4-8class-math-forum.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива по математике "За страницами учебника математики" 5 класс

Данная программа математического факультатива «За страницами учебника математики» рассчитана на один год обучения для учащихся 5-х классов, проявляющих интерес к математике, желающих изучать математик...

программа факультатива по математике "Тропинками математики" для учащихся 5 класса

Предлагаемые факультативные занятия разработаны с учётом учебной программы для общеобразовательных учреждений и ориентированы на многогранное рассмотрение содержания курса математики V класса по многи...

Программа факультатива по математике "Мир математики"

Программа по математике для работы с одареннными детьми...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по математике «Решение нестандартных задач по математике»

    Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необхо...

Программа факультатива по математике «За страницами учебника математики»

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой ...

Программа факультатива по математике 8 класс «За страницами учебника математики»

Программа факультатива по математике 8 класс«За страницами учебника математики»...

Рабочая программа факультатива по математике 6 класс "Занимательная математика"

Рабочая программа с КТП факультатива по математике 6 класс "Занимательная математика"...