Контрольный диагностический материал
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему

Габдуллина Гульнур Рустемовна

Крнтрольный диагностический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontr-diagn_materialy_7_kl_prichastie.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-диагностические материалы  на уроках русского языка

в 7 классе по разделу  «Причастие»

Контрольно-диагностический лист по разделу

«Морфология. Причастие»

Тематическое планирование

Планируемые результаты ООП

Причастие, его значение, морфологические грамматические признаки. Место причастия в системе частей речи.     Синтакси-ческая функция причастия.

Знать понятие «Причастие», его морфологические и грамматические признаки, синтаксическую функцию; знать о роли причастий в речи. Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Действительные и страдательные причастия. Причастия настоящего и прошедшего времени

Знать и уметь определять действительные и  страдательные причастия; уметь образовать причастия настоящего и прошедшего времени. Применять изученные правила, выявлять и предупреждать речевые ошибки, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её.

Полные и краткие формы страдательных причастий.

Склонение полных причастий, изменение кратких причастий по числам и родам в единственном числе. Употребление кратких причастий в роли сказуемых.

Причастный оборот.

Знать понятие «причастный оборот», умение расставлять знаки препинания; находить и исправлять грамматические ошибки в заданных предложениях.

Правописание н и нн в  причастиях и отглагольных прилагательных.

Знать правила написания н и нн в  причастиях и отглагольных прилагательных; владеть навыками морфемного разбора; уметь работать по заданному алгоритму.

Не с причастиями.

Знать правило не с причастиями; формулировать выводы на основе наблюдений.

Морфологический разбор причастия.

Знать и уметь выполнять морфологический разбор причастия, способность определять последовательность действий, работать по плану.

Регулятивные

Задания

  1. Составьте алгоритм перехода причастий в имена существительные и прилагательные:

1)Дети, отдыхающие на поляне, играли весело. 2)Отдыхающие пошли на пляж. 3)Минувшее проходит предо мною. 

 4) Мересьев устал от всего пережитого. 5) Невыносимая  боль мучила его с утра до вечера.

6)Иванов - очень организованный  человек.

Эталон:

1) Дети, отдыхающие (какие? причастие , в предложении определение) на поляне, играли весело. 2) Отдыхающие ( кто? Существительное, в предложении подлежащее, ) пошли на пляж.3)Минувшее( что? Существительное, в предложении подлежащее,) проходит предо мною. 

4) Мересьев устал от всего пережитого ( от чего? Существительное, в предложении дополнение). 5) Невыносимая (сильная) боль мучила его с утра до вечера. 6) Иванов - очень организованный (волевой, собранный) человек.

Причастия могут переходить в прилагательные. В этом случае они утрачивают значение времени и обозначают качество предмета:  

2.ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

 Если вы хотите узнать волшебное слово, то расставьте знаки препинания в предложениях и выберите ответ «ДА», если ставится запятая, ответ «НЕТ», если не ставится.

1. На стволах обклеванных воробьями вишен блестела горячая смола

2. Никогда ни о чем не спрашивающий ученик вряд  ли принадлежит к числу лучших в классе

3. Груда нечитаных газет валялась на столе и уже покрывалась пылью

4. Как-то однажды сестра Саша попросила меня

пересмотреть старый  сундук наполненный книгами.

5. Дорога освещенная бледной луной выглядела таинственной.

6. Припудренные утренним инеем деревья радовали глаз.

7. Мы шли по протоптанной дорожке

Соотносите полученные ответы с ключом к заданию и отгадайте слово.

  1. «ДА» - м        «НЕТ»-  с
  2. «ДА» -  е        «НЕТ»-  п
  3.  «ДА» -  р      «НЕТ»-  а
  4. «ДА» -  с        «НЕТ»- т
  5. «ДА» -  и       «НЕТ»- и
  6. «ДА» -  в       «НЕТ»- б
  7. «ДА» -  ц       «НЕТ»-  о

Ответ :Спасибо

4. Просмотрите учебный материал параграфа «Краткие и полные страдательные причастия». Запишите, какие новые задачи стоят перед тобой, составьте план изучения этого материала.

5.Помогите Маше. Семиклассница Маша выполняет домашнюю работу на употребление причастных оборотов. Но она очень хочет на улицу, поэтому торопится. Помогите Маше и исправьте ошибки в её работе.

  • Дедушка присел на пенек, собиравший грибы.
  • Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.
  • Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.
  • Самолет сел на аэродром, вылетевший из Москвы.
  • Машинист впервые в своей жизни вел электровоз, окончивший недавно курсы.

         Ответы: 

  • Дедушка, собиравший грибы, присел на пенек.
  • Пастух, заночевавший в горах, увидел наш костер.
  • Лодка, подгоняемая волнами, неслась по реке.
  • Самолет, вылетевший из Москвы, сел на аэродром.

     Машинист, окончивший недавно курсы, впервые в своей жизни вел электровоз.

6. Составьте алгоритм «Выделение причастного оборота на письме».

Пример.

                                         Найти причастный оборот  

                                   Найти определяемое слово

                                    Определить место определяемого слова по отношению  

                                     к причастному обороту

перед ПО                                                                            после ПО

обособляется                                                              не обособляется)

7. Незнайка выполнял домашнее задание по русскому языку.  Он спешил погулять со своей собакой Булькой, потому работа получилась неаккуратной, с кляксами. Помогите исправить предложения, а также вместо клякс вставьте необходимые буквы.

Росш…е незабудки у ручья уже зацвели. Пок…завш…ся солнце из-за туч ярко осв…тило лес и поляну. Появивш…ся почки на деревьях говорили о наступивш…й весне.

На пристан…  т…лпились ожидающ.. па…ажиры посадк… на катер. Молч…ливо стоят одетые березы и клены л…ствой. Широко разл…ваются нап…лняемые реки талой водой.

Составьте и запишите грамматическую сказку «Капризные гласные, или правописание причастий».

 

Ответ

Незабудки, росшие у ручья, уже зацвели. Солнце, показавшееся из-за туч, ярко осветило лес и поляну Почки, появившиеся на деревьях, говорили о наступившей весне.

На пристани толпились пассажиры, ожидающие посадки на катер. Молчаливо стоят березы и клены, одетые листвой. Широко разливаются реки, наполняемые талой водой.

7. В типографии появилась вакансия на должность корректора. Проверим свои силы? Исправьте ошибки.

Человек, закаливающий с детских лет, всегда здоров и добр. Ребята катались по замерзнувшей реке. Плакат, нарисуемый художником, повесили в классе. Хорошая книга – это подарок, завещавший автором человеческому роду. Здесь сохранились остатки леса эпохи палеолита, окаменевшего под воздействием лавы и пепла вулкана, извергающегося сорок миллионов лет назад.

Ответ.

 Человек, закаливающийся с детских лет, всегда здоров и добр. Ребята катались по замерзшей реке. Плакат, нарисованный художником, повесили в классе. Хорошая книга – это подарок, завещанный автором человеческому роду. Здесь сохранились остатки леса эпохи палеолита, окаменевшего под воздействием лавы и пепла вулкана, извергавшегося сорок миллионов лет назад.

8. Заполните таблицу цифрами 1 и 2. Если в страдательных причастиях прошедшего времени необходимо писать НН, то записывайте цифру 2, если отглагольные прилагательные  - Н,то –цифру 1. Сравните с эталоном.

 

Отреза…ый кусок,  солё…ые грибы, выраще…ый урожай, зва…ый ужин, топле…ое молоко, пересаже…ый учениками куст, кваше…ая капуста, покраше…ый пол, жаре…ый цыплёнок, вяза…ый бабушкой свитер, суше…ые фрукты, занавеше…ое окно.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Правильный ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2

1

2

1

1

2

1

2

1

2

1

2

9.Составьте алгоритм правописания не с причастиями. Пользуясь им, выполните задания.

(Не)просохшая земля, (не)доумевающий вид, (не)законченное, а начатое собрание, ещё (не)вспаханное поле, работа (не)выполнена, (не)скошенная трава, (не)обдуманный шаг, ошибка (не)исправлена, (не)навидящий взгляд, (не)смолкавшие ни на минуту голоса.

Эталон:  Непросохшая земля, недоумевающий вид, не законченное, а начатое собрание; ещё не вспаханное поле, работа не выполнена, нескошенная трава, необдуманный шаг, ошибка не исправлена, ненавидящий взгляд, не смолкавшие ни на минуту голоса.

10.Игра “Кто больше?” К данным существительным подберите нужные причастия.

– взгляд – испуганный, потупленный, взволнованный, сосредоточенный, потерянный;
– вид – 
растерянный, сдержанный, собранный;
– походка – 
уверенная, неуверенная;
У неряшливого ученика одежда – 
потрепанная, невыстиранная, непроглаженная.

                                                                                                     

Познавательные

                                                                    Задания.

  1. Выпишите словосочетания в две колонки: а)с причастиями; б)с прилагательными. Обозначьте суффиксы в причастиях.

 Мокнувший под дождем человек; плакучая ива; седеющий старик; пенистый поток; бушующее море; шумный поток; цветочная клумба; висячий замок; дремучий лес; темневший горизонт; висящее белье; темная туча; растущий кустарник; спелые ягоды;  цветущий сад; спеющий крыжовник; талый снег; текучая жидкость; текущий ручей; шумящий класс.

Ответы:

Причастие

Имя прилагательное

Мокнувший под дождем человек

плакучая ива

седеющий старик

пенистый поток

бушующее море

шумный поток

темневший горизонт

цветочная клумба

висящее белье

висячий замок

растущий кустарник

дремучий лес

спеющий крыжовник

темная туча

цветущий сад

спелые ягоды

шумящий класс

текучая жидкость

        текущий ручей

талый снег талый снег

2. Распределите  причастия в четыре столбика на действительные и страдательные настоящего и прошедшего времени.

В проснувшемся лесу; на трепещущих листьях; оберегаемый участок; тающего снега; огнем охваченные тучи; пожелтевшими листьями; пропадающих голосов;  скользящим шагом; любимая книга; в темнеющем лесу; увядшего листа; пахнувшим сеном; у волнующегося озера; вдоль задымившейся от тумана речонки; у расстилавшегося лесного болота; бьющими из-под земли ключами; вытянувшихся к небу стволов берез; в бушующем море; прозвучавшего в лесу выстрела; шел скользящим шагом; плавающей у берега птицы; разросшегося куста; об улетающих на зиму птицах; в движущемся предмете; несущимся вниз потоком; любоваться падающими на землю снежинками; в тонущей дымке; в потемневшей от приближающейся тучи роще.

Ответы:

действительные

страдательные

Настоящее время

Прошедшее время

Настоящее время

Прошедшее время

на трепещущих листьях

В проснувшемся лесу

любимая книга

огнем охваченные тучи

тающего снега

пожелтевшими листьями

оберегаемый участок

пропадающих голосов

увядшего листа

скользящим шагом

в темнеющем лесу

3.Составьте таблицу «Образование причастий», заполните примерами.

Возможный вариант:

Действительные (признак предмета, который сам производит или производил действие)

Страдательные (признак предмета, который испытывает или испытывал действие)

Образуются:

Глагол

от переходных и непереходных глаголов

только от переходных

настоящее время (несовершенный вид)

прошедшее время (совершенный и несовершенный вид)

настоящее время (несовершенный вид)

прошедшее время (совершенный и несовершенный вид)

-ущ-, -ющ- от глаголов I спр.; 
-ащ-, -ящ- от глаголов II спр.

-ш-, -вш-

-ем-, -ом- от глаголов I спр.; -им- от глаголов II спр.

-нн-, -енн-, -т-

читать

читающий

читавший

читаемый

читанный мною

прочитать

прочитавший

прочитанный

дышать

дышащий

дышавший

построить

построивший

построенный

принести

принесший

принесенный

слить

сшивший

сшитый

омываться

умывающийся

умывавшийся

умыться

умывшийся


4. Жили-были суффиксы

-ущ-        -ом-        -вм-

-ющ-        -ем-        -ш-

-ащ-        -им-        -енн-

-ящ-        -т-        -нн-

Были они одинокие, ничего не значащие. Бегают они по стране Грамматике и плачут, а навстречу им  Глаголы: лете[ть], плач[ут], раскры[ть]).

—О чём, суффиксы, плачете?

—Бедные мы, одинокие, ничего не значащие. Другие суффиксы новые слова помогают образовывать. Вон -чик-, -щик-, -ан-, -ян-, всех не перечислить, а мы живём без слов.

—А вы попытайтесь. Возьмите мою основу Обрадовались суффиксы. Основу лете- подхватил -вш-, основу плач- -ущ-, а основу раскры-      -т- (летевш-, плачущ-, раскрыт-).

Рано радовались суффиксы, слова-то не получились, какие-то они куцые.

Снова расстроились суффиксы. А тут, к счастью, навстречу идут  прилагательные: син|ий|, болыц/ая/, ярк|ое|.) Суффиксы рассказали ему о своей беде, и оно подарило им свои окончания: -ий, -ая, -ое и другие.

Вот и появились в сказочной стране Морфологии новые слова, которые поселились в своём домике «Причастия».

-Что вы узнали из сказки?

-С помощью каких суффиксов образовалось причастие?

-Что оно взяло от глагола , прилагательного? Сделайте таблицу.

Возможный вариант:

Причастие

Признаки прилагательного

Признаки глагола

согласование

род

признак предмета

вид

время

число

какой? какая?

совершенный и

настоящее и

падеж

какое? какие?

несовершенный

прошедшее

5 .Кроссворд на тему "Причастия"

По горизонтали

3. С каким причастиями -не- пишется раздельно?

7. В каком времени у действительных причастий суфикс ущ,ющ,ащ,ящ?

10. От чего зависит написание суффиксов причастий настоящего времени?

15. Какой разбор у причастий бывает?

18. часть речи, обозначающая действие

20. часть речи, служащее для обозначения числа, количества и порядка предметов

По вертикали

1. Самостоятельная часть речи которая обозначает проявляющийся во время признака предмета по действию

2. Каким членом предложения чаще всего является краткое причастие?

4. Падежные...

5. В каком времени у действительных причастий суфиксы вш?

6. Причастия изменяются по...

8. От чего зависит написание суффиксов причастий настоящего времени?

9. Что обозначает суфикс -ся у причастий и глаголов?

10. Каким членом предложения является краткое причастие

11. от какой части речи зависит причастие

12. Слово, по отношению к которому причастие является главным

13. Какие причастие обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета?

14. Какие причастия обозначают признак, который возник в результате действия одного предмета

16. Каким членом предложения является причастный оборот

17. какая часть речи причастие ?

19. Cлово, от которого зависит причастие .

  1. Прочитайте стихотворение, нарисуйте «жука- причастия» по определениям.

                                 ПРИЧАСТИЕ – ЖУК

                            Причастие – всем нам знакомое –

Представим мы как насекомое,

Которого признаки-ножки

Бегут, но по разным дорожкам.

                             У трёх – путь к глаголам лежит:

Время, возвратность, вид;

У четырёх – к прилагательным ход:

Краткость, число, падеж, род.

                              Усы у него замечательные –

Действительные и страдательные.

От времени и от спряжения

Отличия есть в их строении

 Действительным причастиям времени настоящего

Суффикс особый присущ:

Для II-го спряжения    -ащ-, -ящ-,

Для I-го -                      -ущ-, -ющ-.

Страдательным причастиям времени настоящего:

Суффикс – другой совсем:

Для II-го спряжения    -им-,

Для I-го -                      -ом-, -ем-

 Причастиям прошедшего времени

Не нужно глаголов спряжение.

Действительных – суффикс: -вш-, -ш-,

Страдательных:           -енн-, -нн-, -т-.

 Все формы причастий представим,

(По правилам этим составим):

Бегущий, раскрытый, проверенный,

Летящий, заснувший, уверенный,

Поющий, ранимый и розданный,

Ведомый, заросший и созданный.

 

7. Разделите данные словосочетания на 2 группы: отглагольные прилагательные, причастия.

Жареный картофель, поджаренная рыба, начерченный график, квашеная капуста, выточенная игрушка, моченые яблоки, сушенная на чердаке черемуха, решенная задача,  топленое молоко, тушёная капуста..

Ответы:

Отглагольные  прилагательные

Причастия

Жареный картофель

поджаренная рыба

квашеная капуста,

начерченный график

моченые яблоки

выточенная игрушка

топленое молоко

сушенная на чердаке черемуха

тушёная капуста

решенная задача

8. Выпишите из книги «Устное народное творчство» 10 пословиц с причастиями.

Примеры:
1. Добро по миру не рекой течёт, а сплочённой семьёй живёт.
2. Материнский гнев, что тающий снег.
3. Родившая мать кормит детей, как плодородная земля людей.
4. На что найденный клад, коли в семье лад.
5.  Битая посуда два века живёт.
6.  Бумажная вина не прощена.
7
. Было стрижено, а теперь брито.
8. Было три жены, да все не острижены.
9. Не пойман – не вор.
10. Это вилами на воде писано.

  1. Прочитайте отрывки из стихотворений  М.Ю.Лермонтова, подчеркните причастия как члены предложения.

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.

                        ( «Родина»)

Дайте мне челнок дощатый

С полусгнившею скамьёй,

Парус серый и косматый,

Ознакомленный с грозой.

                («Желанье»)

 Определите по «Толковому словарю» лексическое значение слова ЧЕТА, составьте словосочетание  с данным существительным.

10.Обратившись к  Интернет – ресурсам , найдите и напишите литературные произведения, в заголовках которых есть  причастия, и их авторов.

Возможный вариант выполнения задания:

Ф.М.Достоевский «Униженные и оскорблённые», Маргарет Митчелл «Унесённые ветром», Александр Грин «Бегущая по волнам», «Блистающий мир»,  Юко Цусима «Смеющийся волк», Ричард Матесон «Разбитый корабль», Н.С.Лесков «Очарованный странник», Конан Дойл «Затерянный мир».

Коммуникативные УУД

Задания

1.Как вы понимаете слова М.В. Ломоносова о причастии: «Слова, заключающие в себе имени и глагола силу». Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос. 

2.Составьте текст из «рассыпанных» слов. Графически обозначьте причастные обороты. 1. Картина, море, «Георгиевский монастырь», ночь, в, на, лунный, художник, изобразить. Луна, мир, цвет, море, берег, заливающий, желтый, освещать, горизонт, круглый, далекий. Скалы, дорожка, часовые, море, темный, разделенный, лунный, охраняющий, спокойный, сонный, стоять, как.

 2. Глядя, на, картина, «Штиль», море, простор, беспредельный, восхищаться. Внимание, небо, гладь, облака, оно, привлекать, над, с, по, тихий, голубой, огромный, пушистый, простирающийся плывущий. Картина, покой, от, веять. Море, рыбаки, спокойны, готовящийся, и, в, выйти.

Возможный вариант ответа

1. На картине «Георгиевский монастырь» художник изобразил море в лунную ночь. Круглая луна, заливающая мир желтым цветом, освещает море, берег, далекий горизонт. Темные скалы, разделенные лунной дорожкой, стоят как часовые, охраняющие спокойное сонное море.)

2. Глядя на картину «Штиль», восхищаешься беспредельными просторами моря. Привлекает внимание огромное небо, простирающееся над тихой голубой гладью, с пушистыми облаками, плывущими по нему. От картины веет покоем.

3  Прочитайте предложение. Выберите одно причастие, составьте его автобиографию по схеме.

Остывшая за ночь степь окутана сизым туманом.

    1.Автобиография причастия________________________.

 2.Я, причастие ____________________________,

3.обозначаю ___________________________________________________,

4.происхожу из семьи частей речи:______________ и _______________.

5.Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки:___________________________________________________.

6.Я причастие ________________________, ________________ времени, ____________________вида.

7.Мать, прилагательное, подарила мне вопрос____________________________,

8.свою синтаксическую роль ____________________________________, научила изменяться по родам, числам и падежам.

9.Вот сейчас я стою в форме_________________________ рода,

                   ________________________падежа, _______________________числа. 

 

  1. В предложении выполняю роль____________________________.

4. Напишите сочинение –рассуждение на тему: «Что получилось из дружбы глагола с прилагательным?»

5. Задание: составьте связный текст (или предложения) с предлагаемыми словосочетаниями (словосочетания записаны на доске).

Пожелтевшая листва, увядшие листья берез, сжатые поля, разъяренный ветер, побледневшая полоса горизонта, уходящее тепло, почерневшая от дождя земля, раскачивающиеся от ветра ветки, приглушенный шелест опавшей листвы, трепещущие осинки, расшитый ковер, лес, наполненный голосами.

– Озаглавьте текст.

– Определите тему, тип речи.

– Какие приемы художественной выразительности вы использовали в вашем

сочинении?

6.Составьте рассказ на одну букву (букву П). Причастия подчеркните. В тексте должно быть не менее пяти предложений, в каждом – по причастию.

        Например: Принесенному письму порадовалась Полина

7. Прочитайте текст, найдите   причастия. Определите их разряд. Выделите причастные обороты.  

      Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами.

      Какую  картину известного художника  вспомнили? Опишите  эту картину.

 

  СРАВНИТЕ СВОИ ОТВЕТЫ С ПРЕДЛОЖЕННЫМИ:

        Мы вошли в лес, который был освещен (с.) лучами осеннего солнца. Расчищенная (с.) дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные (с.) яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей (д.) траве лежали опавшие (д.) листья. Березы как будто окутаны (с.) золотистой листвой, сверкавшей (д.) на солнце. Очень красивы клены, одетые (с.) в багряную листву. Часто мы видим позолоченные (с.) солнцем и осенью листья, тихо падающие (д.) на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие (д.) под ногами..

 8. Ученик 7 класса Витя Петров  написал поздравление своему учителю и подписался: «Любимый и уважаемый ваш ученик В.Петров».  Все стали смеяться над ним. Почему подпись вызвала смех окружающих? Как должен подписаться ученик? Напишите поздравление учителю, исправьте ошибку Вити.

9.Соберите материал к сочинению по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Опишите небо, природу и детей, употребляя причастия и причастные обороты.

Вариант сочинения

      На картине мы видим сельский пейзаж, привлекающий своей реалистичностью. Буйство луговых трав, лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая сквозь густую растительность. И тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речку. А на мостике — сельская девочка. Она босиком, в легком платьице. Ее волосы растрепал ветер. Мы видим, что она и сама-то не такая уж взрослая, но у нее на плечах младший брат, и она спешит укрыться сама и спрятать его от надвигающейся грозы. Видимо, дети ходили в лес за грибами или ягодами — в руках у девочки корзина. Может быть, они уже направлялись домой, когда в дороге их настигла гроза. Вероятно, до деревни еще далеко, а поблизости нет никакого укрытия, где можно было бы спрятаться и переждать ливень.
   
А гроза все приближается. Небо затянуто серыми грозовыми тучами, из которых вот-вот польется дождь. И он обещает быть сильным: нет ни одного просвета на небе, ни одного лучика солнца. Холодный ветер гнет травы и пронизывает насквозь легкую одежку.

    Девочка с опаской глядит на небо: быть может, она увидела сверкающие молнии или услышала раскаты грома. В ее глазах тревога. Ведь страшно и опасно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Однако больше она боится за своего младшего брата, за которого она в ответе. Мальчик совсем маленький. Его еще больше пугают приближающиеся вспышки и устрашающие громовые раскаты. Он, быть может, и не знает еще, что такое гроза и чем она может быть опасна. Но ему очень страшно.

      Ведь вокруг стало так темно, а черные грозовые тучи нависли так низко! Поскорей бы добраться до дома. Но он чувствует: сестричка его спасет. Он крепко обнимает ее своими крошечными ручонками и прижимается к сестре всем своим маленьким тельцем.
       
Напряженность сюжета художник подчеркнул умелым подбором угрюмых, насыщенных темных красок, нагнетающих тревожную атмосферу, передающих опасность ситуации, в которой оказались эти двое детей. Впечатление усиливается тем, что картина словно наполнена движением стихии и движением детей, стремящихся убежать от грозы, опередить ее.

10. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

 Иван Иванович Шишкин - известный пейзажист, изобразивший в своих картинах красоту природы. Гениального художника, рисовавшего преимущественно сосновые, дубовые, самые мощные и самые высокие леса, современники называли богатырем русского леса.

Творчество художника, глубоко и преданно любившего русскую природу, было связано с нашим краем. Замечательные пейзажи, запечатлевшие виды елабужских окрестностей, продолжают и сейчас жить на полотнах живописца.

2. Анализ текста.

Можно ли данное сообщение назвать текстом? (это текст, потому что все предложения связаны по смыслу и грамматически)

Какова тема данного текста? (в тексте говорится о творчестве И. Шишкина, запечатлевшего красоту родного края).

Над какими вопросами рассуждает автор текста?

Определите его основную мысль. (Творения художника, беззаветно преданного родной природе, гениальны и вечны)

Определите тип текста и его стиль. (Это текст - повествование, представляет собой отрывок из научной работы, реферата).

Расскажите о роли причастий в тексте, учитывая высказывание  А.С.Пушкина: «Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, ...мы говорим: которая скачет, который метёт, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядный материал к классному часу посвященный Дню матери

В работе предлагается наглядный материал посвященный Дню матери....

Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню матери "Сердце матери"

Сценарий литературно-музыуальной композиции в рамках "Встречи в литературной гостинной" "Сердце матери"....

Мои родные (материал на конкурс): Чтобы помнили:рядовые Великой Победы, материал с фольклорной практики

Представленный материал повествует о военных годах и довоенной жизни. В основу материала положены воспоминания и рассказы моих родителей....

материал для тестирования на тему материал для тестирования на тему `Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных``

материал для тестирования на тему материал для тестирования на тему `Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных` `...

Рай там, где ступает нога матери. День Матери, 5В

Сердечки признаний, облачка пожеланий, танцы маминого детства, любимое мам в детстве, о чем мечтали мамы, о мамах в искусстве. ...

Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)

Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....

Внеклассное мероприятие "Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение", посвященное Дню матери

Главная задача учителей пенитенциарных школ  - помочь осужденным «открыть в себе человека», обогатить их духовный мир, формировать личность, способную строить жизнь, достойную человека, идеалами ...