Как ликвидировать пробелы в знаниях учащихся.
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме

Рыбалкина Вера Ивановнa

О том, как помочь ликвидировать пробелы в знаниях учащихся по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хочу поделиться опытом работы по ликвидации пробелов в знаниях уч-ся.

Учителю для успешной работы  с каждым учеником необходимо знать его

домашние условия для учебной работы, пробелы в знаниях и их причины,

учитывать его интерес к предмету, взаимоотношения с классным коллективом и учителем. Основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся следующие:

- отставание в умственном развитии от своих сверстников;

- невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала;

- большое количество пропущенных уроков по болезни;

- перегрузка домашними заданиями.

Отставание в умственном развитии от своих сверстников. К этой категории

следует отнести детей с замедленным умственным развитием. С такими деть-

ми приходится работать в обыкновенном классе. Эти дети возбудимы, легко

ранимы, быстро утомляются в процессе умственного труда. Поэтому необходимо создавать такой микроклимат, чтобы они не чувствовали боль-

шей разницы в своем умственном развитии  со своими товарищами. Для этого предлагаю несколько методических приемов.

  1. Самый удобный способ проверки знаний таких учащихся – это карточки, перфокарты и т.д. Но при такой форме опроса необходимо дать еще ряд карточек и другим учащимся (задания дифференцируемые).                                                      
  2. Хороший стимулятор в работе с такими учащимися

коллективный урок в сменяющихся парах.

  1. Помогают в работе с такими  учащимися карточки взаимного контроля,

который может быть проведен  и по теоретическим вопросам, и по

практической части. Например, для проверки умений и навыков работы

с обыкновенными дробями, класс разбивается на пять групп. Одна группа проверяет умение складывать, другая вычитать, третья умно-

жать, четвертая делить, пятая решать примеры на все действия  с

дробями.

Каждый учащийся группы получает карточку  с заданиями и контроль-

ную карточку. Для каждой группы проводится консультация учителя по заданиям карточки, проверяется решение заданий. Затем каждый ученик обязан  проверить умение решать задания его карточки у четверых человек и оценить их знания. Итак, каждый ученик получает по пять оценок, одну у учителя и четыре у товарищей. Заполненные

контрольные карточки сдают учителю и результаты сводятся  в общую ведомость.

      4. Эффективна « цепочная» отработка практических навыков при изуче-                              

     нии  нового материала. Решение новых примеров комментируется        

     учащимися  по цепочке.

       Решение уравнения  ах 2 + вх +с = 0.                   

   1)  Выписываю различные квадратные трехчлены, поясняю, что есть

       а, в, с.

   2).  Называем а, в, с, вычисляем в 2.

   3).  Вычисляем в 2  и 4ас.

   4)    Вычисляем 4ас, повторяем в 2

   5)    Находим в 2 - 4ас.

К моменту вывода формулы корней квадратного уравнения у всех учащихся оказывается сформированным навык нахождения

  Д = в 2 - 4ас.

Такие упражнения мобилизуют всех ребят, они кажутся простыми и доступными для всех.

Даже у самых слабых учеников появляется надежда на то, что и они могут сделать что-то на уроке, при этом отступает боязнь, появляется уверенность в себе и вера в учителя.

          Невнимательность на уроках, непонимание   излагаемого материала.

Одна из форм решения этой проблемы – подготовительные консультации перед изучением новой темы.

Учитель знакомит учащихся с темой следующего урока, и повторяет тот материал, который нужен для изучения этой темы.

Например, перед изучением темы « Соотношения между сторонами и углами треугольника», повторяется « Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника», значения синуса косинуса и тангенса для углов 30 , 60 , 45 градусов.

Если учащиеся имеют проблемы по текущим вопросам, то можно предложить следующие формы работы с ними:

    1) Парные диалоги с целью проверки теоретических знаний. В начале урока,  в течение пяти – семи минут учащиеся  сидящие за одной партой, проверяют друг у друга знания изученного материала.

     Они отвечают на поставленные товарищем вопросы, исправляют друг          

     Друга и  оценивают. Например, при изучении темы

      «Четырехугольники».

          2) Коллективный урок в сменяющихся парах. Учащиеся дома готовят                              

       карточки с заданием для товарищей по заданной теме упражнения

       и готовят их. В классе каждый учащийся решает задания  по

       карточкам товарищей, а те его проверяют и оценивают.

          3) Работа в группах.

 

        При отработке практических  навыков  по какой – либо теме

        создаются смешанные группы. Работа ведется  методом обсуждения.

        Если задания у группы одинаковые, то можно в конце урока провести

        общую консультацию по решению примеров. В конце урока в группе

        обсуждается участие каждого ученика и ему выставляется оценка.

         

               4) При проверке домашнего задания ошибки не только      

        подчеркиваются и исправляются, но и письменно рецензируются.

        При большом количестве пропусков, по болезни, необходимы

        консультации. После болезни ученик получает карточки с вопросами и

        заданиями по теме. Кто-нибудь из учащихся обязательно соглашается  

        ему помочь.

         «Как ликвидировать

           пробелы  в  знаниях  

           учащихся»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг как средство выявления пробелов в знаниях учащихся

Мониторинг-одно из средств оценки сформированности предметных и метапредметных УУД...

Индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся

Индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся...

План мероприятий по устранению пробелов в знаниях учащихся 9 класса

План мероприятий по устранению пробелов в знаниях учащихся 9 класса...

Индивидуальный план работы по ликвидации пробелов в знаниях учащегося 5 класса за I полугодие

план  работы по ликвидации пробелов учащихся за первое полугодие...

Организация системы работы по предупреждению и ликвидации пробелов в знаниях учащихся по математике, отставания и неуспеваемости.

1. Психологические причины отставания в учении                 2. Психолого-педагогическая помощь отстающим....

Как ликвидировать пробелы в знаниях учащихся

Здесь учитель математики называет причины пробелов в знаниях учащихся и каким образом это сделать...