Рабочая программа по математике 10-11 класс
рабочая программа по алгебре (10 класс) по теме

Рабочая программа по математике для 10-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ruk23_dolgikh.doc450 КБ

Предварительный просмотр:

 «Рабочая программа курса математики в старшей школе (10-11 классы) как часть системы разработки образовательной программы школы по реализации ФГОС»

 Долгих Елена Сергеевна

Округ: Восточный округ управления образования 

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ №922

2013 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………

1.Пояснительная записка

1.1. Статус документа……………………………………………………………………………

1.2.Общая характеристика учебного предмета «Математика»………………………..

1.3.Цели обучения математики…………………………………………………………..

1.4.Место предмета в базисном учебном плане………………………………………………….

1.5.Общеучебные умения, навыки и способы деятельности……………………………………

1.6.Результаты обучения…………………………………………………………………………..

2.Основное содержание с распределением учебных часов по темам курса

3.Перечень тем для устного и письменного общения в начальных классах………………….

4.Тематическое планирование по курсу “Математика”

4.1. 10 класс алгебра………………………………………………………………………………………

4.2. 10класс геометрия………………………………………………………………………………….

4.3. 11 класс алгебра………………………………………………………………………………………

4.4. 11класс геометрия ………………………………………………………………………………

5.Контроль и оценка деятельности обучающихся……………………………………………….

5.1.Виды и формы контроля, используемые на уроках математики языка…………………….

5.2.Критерии оценок…………………………………………………………………………………

6.Требования к уровню подготовки обучающихся  старшей школы

6.1.10 класс……………………………………………………………………………………………

6.2. 11 класс……………………………………………………………………………………………

7. Заключение…………………………………………………………………………………………

Приложение 1  Календарно-тематическое планирование на 2012-2013 уч.год для 10,11классов

Приложение2   Материально-техническое оснащение образовательного процесса

Список использованной литературы……………………………………………………………

 город Москва

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 922

                                                           Утверждено                                                

                                                           решением педагогического совета

                       протокол № ___________________

                        от «____» _______________20 __ г.

                                                      Приказ № ________ от «____» ____________ 20 __ г.

                                 Директор __________ (Игнатова А.В.)

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по   математике

 

классы    10 – 11 (общеобразовательные)      

   

Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта  начального общего образования по иностранным языкам (английскому языку), примерным программам   начального общего образования по иностранным языкам (английскому языку).

Программу разработала

учитель математике Долгих Е.С.

2012/2013уч.год.

  Структура документа

Рабочая программа включает пять разделов:

  1. Пояснительная записка:
  1. Статус документа.
  2. Общая характеристика учебного предмета «Математика».
  3. Цели обучения математики.
  4. Место предмета математика в базисном учебном плане.
  5. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
  6. Результаты обучения.
  1. Основное содержание с   распределением учебных часов по темам курса:     

     4. Тематическое планирование по курсу «математика»

              4.1.  10 класс алгебра…………………………………………………

            4.2. . 10 класс геометрия 

              4.4. 11 класс алгебра 

              4.5. 10 класс геометрия 

    5.Календарно-тематическое планирование на 2012/2013уч год

              5.1. 10класс

              5.2.11класс

      6.Контроль и оценка деятельности обучающихся.

  1. Виды и формы контроля, используемые на уроках математики.
  2. Критерии оценок.

7. Требования к уровню подготовки обучающихся начальной школы:

  1. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса.
  2. Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
  3. Требования к уровню подготовки выпускников

.   Материально-техническое оснащение образовательного процесса

                                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая  программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов:

1.      Программы для общеобразовательных учреждений

Алгебра 10-11 классы составитель Т.А.  Бурмистрова. Издательство «Просвещение» 2008 год

2.     Сборник нормативных документов «Математика».  Составители: Э.Д Днепров, А.Г. Аркадьев.  Издательство «Дрофа» Москва 2008.- 128с.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени среднего (полного) общего образования отводится 5 ч в неделю 10 и 11 классах. Из них на алгебру и начала анализа по 3 часа в неделю или по 102 часа в 10 классе и в 11 классе.

Задачи учебного предмета

При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

  • систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
  • расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
  • развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
  • знакомство с основными идеями и методами математического анализа.

Цели

Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

АЛГЕБРА

Корни и степени. Корень степени n>1 и его свойства. Степень с рациональным показателем и ее свойства. Понятие о степени с действительным показателем[1]. Свойства степени с действительным показателем.

Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени; переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы, число е.

Преобразования простейших выражений, включающих арифметические операции, а также операцию возведения в степень и операцию логарифмирования.

Основы тригонометрии. Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразования простейших тригонометрических выражений.

Простейшие тригонометрические уравнения. Решения тригонометрических уравнений. Простейшие тригонометрические неравенства.

Арксинус, арккосинус, арктангенс числа.

ФУНКЦИИ

Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума). Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.

Обратная функция. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции.

Степенная функция с натуральным показателем, ее свойства и график.

Вертикальные и горизонтальные асимптоты графиков. Графики дробно-линейных функций.

Тригонометрические функции, их свойства и графики; периодичность, основной период.

Показательная функция (экспонента), ее свойства и график.

Логарифмическая функция, ее свойства и график.

Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y = x, растяжение и сжатие вдоль осей координат. 

НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.

Понятие о непрерывности функции.

Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Производные обратной функции и композиции данной функции с линейной.

Понятие об определенном интеграле как площади криволинейной трапеции. Первообразная. Формула Ньютона-Лейбница.

Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. Примеры применения интеграла в физике и геометрии. Вторая производная и ее физический смысл.

УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА

Решение рациональных, показательных, логарифмических уравнений и неравенств. Решение иррациональных уравнений.

Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Равносильность уравнений, неравенств, систем. Решение простейших систем уравнений с двумя неизвестными. Решение систем неравенств с одной переменной.

Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств  с  двумя переменными и их систем.

Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений.

Календарно-тематическое планирование

Уроков                   алгебры и начал анализа 

(предмет)

Классы:_____10 класс___________________________________________________

Всего _____102___________________

В неделю ____3 часа_________

Плановых контрольных работ:____8_______, самостоятельных и практических работ: _____21 ________, тестов:___6_ ____

Планирование составлено на основе 1.  Программы для общеобразовательных учреждений

Алгебра10-11 классы составитель Т.А.  Бурмистрова. Издательство «Просвещение» 2008 год

2.     Сборник нормативных документов «Математика».  Составители: Э.Д Днепров, А.Г. Аркадьев. Издательство «Дрофа» Москва 2008.- 128с

 Учебник Алгебра и начала анализа. 10-11 классы., Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров, М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, М.И.Шабунин.-М:Мнемозина,2001.

Цели.

  1. Пробудить способность к саморазвитию, самореализации учащихся в процессе обучения,
  2. Развивать математические, интеллектуальные способности учащихся, логическое мышление, вычислительные навыки, интерес к предмету,
  3. Воспитывать культуру общения.

Задачи.

  1. Изучить свойства показательной и логарифмическойфункций.
  2. Научить решать показательные и логарифмические уравнения и неравенства, строить графики функций.
  3. Приобщать к работе с математической литературой, компьютером  
  4. Предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности к математической деятельности.
  5. Готовить учащихся к сдаче единого государственного экзамена.

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Глава 1. Действительные числа (13 ч)

§ 1. Целые и рациональные числа

1 ч

§ 2-3. Действительные числа. Бесконечно убывающая геометрическая  прогрессия

3 ч

§ 4. Арифметический корень натуральной степени

2 ч

§ 5-6.  Степень с рациональным и действительным показателем.

5 ч

     Урок обобщения и систематизации знаний

1 ч

     Контрольная работа №1

1 ч

Глава 3. Показательная функция (9 ч)

§ 7. Показательная функция, её свойства и график

3 ч

§ 8.. Показательные уравнения и неравенства

3 ч

    Уроки обобщения

2 ч

Контрольная работа № 2

1 ч

Глава 2. Степенная функция (12 ч)

§ 9. Степенная функция её свойства и график

2 ч

§ 10. Взаимно- обратные функции

1 ч

§ 11.Равносильные уравнения и неравенства

1 ч

§ 12. Иррациональные уравнения

3 ч

§ 13. Иррациональные неравенства

3 ч

    Урок обобщения и систематизации знаний

1 ч

    Контрольная работа № 3

1 ч

Глава 4. Логарифмическая функция (14 ч) 

§ 14. Логарифмы

  1 ч

§ 15. Свойства логарифмов

2 ч

§ 16. Десятичные и натуральные логарифмы

2 ч

§ 17. Логарифмическая функция, её свойства и график

2 ч

§ 18. Логарифмические уравнения

2 ч

§ 19. Логарифмические неравенства

3 ч

Резерв

1 ч

  Контрольная работа №4

1 ч

Глава 5. Системы уравнений (13ч)

§ 20. Способ подстановки

2 ч

§ 21 Способ сложения

2 ч

§ 22. Решение систем уравнений различными способами

4 ч

§ 23. Решение задач с помощью систем уравнений

3 ч

Урок обобщения

1 ч

Контрольная работа № 5.

1 ч

Глава 6. Тригонометрические формулы (21ч)

§ 24. Радианная мера угла

1 ч

§ 25. Поворот точки вокруг начала координат

2 ч

§ 26. Определение синуса, косинуса и тангенса угла

2 ч

§ 27. Знаки синуса, косинуса и тангенса

1 ч

§ 28. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла

1 ч

§ 29. Тригонометрические тождества

2 ч

§ 30. Синус, косинус и тангенс углов α  и  -α

1 ч

§ 31. Формулы сложения

2 ч

§ 32. Синус, косинус и тангенс двойного угла

2 ч

§ 33.Синус, косинус, и тангенс половинного угла

1 ч

§ 34. Формулы приведения

1 ч

§ 35. Сумма и разность синусов, косинусов

2 ч

§ 36. Произведение синусов и косинусов

1 ч

        Урок обобщения

1 ч.

Контрольная работа № 6.

1 ч

Глава 6. Тригонометрические уравнения (17ч)

§ 37. Уравнение Соs х =а

2 ч

§ 38. Уравнение Sin х =а

2 ч

§ 39. Уравнение tg х = а

2 ч

§ 40. Уравнение сtg х = а

2 ч

§ 41. Уравнения, сводящиеся к квадратным

2 ч

§ 42. Уравнение, однородные относительно Sin х  и  Соs х

1 ч

§ 43. Уравнение,  линейное относительно Sin х  и  Соs х

§ 44. Решение уравнений методом замены неизвестного

1 ч

§ 45. Решение уравнений методом разложения на множители

1 ч

§ 46. Различные приёмы решения тригонометрических уравнений

§ 48. Уравнения, содержащие корни и модули

1 ч

§ 49. Системы тригонометрических уравнений

1 ч

Урок обобщения                                                         1 ч.

Контрольная работа № 6

1 ч

Повторение

3 ч

Календарно-тематическое планирование

Уроков                   алгебры и начал анализа 

(предмет)

Классы:_____11 класс___________________________________________________

Всего _____102___________________

В неделю ____3 часа_________

Плановых контрольных работ:____5_______, самостоятельных и практических работ: _____16 ________, тестов:___16_ ____

Планирование составлено на   1.   Программы для общеобразовательных учреждений

Алгебра 7-11 классы составитель Т.А.  Бурмистрова. Издательство «Просвещение» 2008 год

2.     Сборник нормативных документов «Математика».  Составители: Э.Д Днепров, А.Г. Аркадьев. Издательство «Дрофа» Москва 2008.- 128с

 Учебник__ Алгебра и начала анализа: учеб. для 10-11 кл. ., Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров, М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, М.И.Шабунин.-М:Мнемозина,2001.

П/п

Дата

Количество часов

Тема

Требования стандарта

Теоретических

Практических

Знать

Уметь

5

8

Глава 8.

 « Тригонометрические функции»  (13ч.)

1

0,5

0,5

Область определения и множество значений тригонометрических функций.

Функции, Область определения  и множество зачений.

2-3

1

1

 Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций.

Свойства функции: периодичность.

4-6

1

2

Свойства функции y=cos x и график.

Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функции: монотонность, четность  и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания функции, наибольшее и наименьшее значения. Графическая интерпретация. Применение функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.

Преобразование графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно  начала координат и симметрия относительно прямой у=х, растяжение и сжатие вдоль координатных осей.

7-8

1

1

 Свойсва функции у=sinx и ее график.

 Проверочная работа №1.

 С/р №1.

9-10

1

1

 Свойства и графики функций y=tg x и y=ctg x.

 С/р №2.

11

0,5

0,5

Обратные тригонометрические функции.

Обратная функция. Область определения и область значений обратной тригонометрической функции. График обратной функции.

12

1

Урок обобщения.

13

1

Контрольная работа №1.

10,5

15,5

Глава 1. Производная и ее применения (26 ч.).

14-15

1

1

Предел функции. Непрерывные функции.

Понятие о непрерывности функции.

16-17

1

1

Производная.

Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной.

18-20

1

2

Правила дифференцирования.

С/р №3.

Производные суммы, разности, произведения и частного.

21-22

1

1

Производная степенной функции.

 Т/р №2.

Производная степенной функции.

23-25

1

2

Производные некоторых элементарных функций.

С/р №4.

Производные основных элементарных функций.

26-27

1

1

Геометрический смысл производной.

Т/р №3.

Уравнение касательной к графику функции

28-29

1

1

Возрастание и убывание функции.

С/р№5.

Промежутки возрастания и убывания функции, наибольшее и наименьшее значение функции

30-31

1

1

Экстремумы функции.

Значения функции, точки экстремума (локального максимума и минимума).

32-34

1

2

Применение производной к построению графиков функции.

С/р №6.

Применение производной к исследованию функций и построению графиков.

35-36

1

1

Наибольшее и наименьшее значение функции.

Т/р №4.

Наибольшее и наименьшее Значения функции, точки экстремума (локального максимума и минимума).

37

0,5

0,5

Производная второго порядка, выпуклость и точки перегиба.

Вторая производная и ее физический смысл.

38

1

Урок обобщения.

39

1

Контрольная работа № 2.

3,5

8,5

Интеграл (12 ч.).

40-41

1

1

Первообразная.

Первообразная.

42-43

0,5

1,5

Правила нахождения первообразных.

44-46

1

2

Площадь криволинейной трапеции. Интеграл и его вычисление.

С/р №7.

Понятие об определенном интеграле как  площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона- Лейбница.

47-48

2

Вычисления площадей с помощью интегралов.

49

1

Применение интегралов при решении физических задач.

Примеры применения интеграла в физике и геометрии.

Простейшие дифференциальные уравнения.

50

1

Урок обобщения.

51

1

Контрольная работа №3.

5

7

Комплексные числа (12ч.).

52

0,5

0,5

Определение комплексных чисел.

53

0,5

0,5

Сложение и умножение комплексных чисел.

54

0,5

0,5

Модуль комплексного числа.

55

0,5

0,5

Вычитание и деление комплексных чисел.

С/р №8.

56-57

1

1

Геометрическая интерпретация комплексного числа.

58

0,5

0,5

Тригонометрическая форма комплексного числа.

59-60

1

1

Свойства модуля и аргумента комплексного числа.

61

0,5

0,5

Квадратное уравнение с комплексным неизвестным.

 С/р №9.

Примеры решения алгебраических уравнений.

62

1

Урок обобщения.

63

1

Контрольная работа №4.

4,5

6,5

Элементы комбинаторики (11 ч.).

64-65

1

1

Комбинаторные задачи. Правило умножения.

Решение комбинаторных задач.

66

0,5

0,5

Перестановки.

67-68

1

1

Размещения.

69-70

1

1

Сочетания и их свойства.

71-72

1

1

Биномиальная формула Ньютона.

С/р №10.

Биномиальная формула Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов.

73

1

Урок обобщения.

74

1

Контрольная работа № 5.

3,5

6,5

Знакомство с вероятностью (10ч.).

75

0,5

0,5

Вероятность события.

76

0,5

0,5

Сложение вероятностей.

77

0,5

0,5

Вероятность противоположного события.

С/р №11.

78-79

1

1

Условная вероятность.

80-82

1

2

Вероятность произведения независимых событий.

С/р №12.

83

1

Урок обобщения.

84

1

Контрольная работа №6.

85-102

18

Повторение (18ч.).

Т/р №5-10.

С/р №13-16.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(204часа)

АЛГЕБРА

Корни и степени. Корень степени n>1 и его свойства. Степень с рациональным показателем и ее свойства. Понятие о степени с действительным показателем. Свойства степени с действительным показателем.

Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени; переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы, число е.

Преобразования простейших выражений, включающих арифметические операции, а также операцию возведения в степень и операцию логарифмирования.

Основы тригонометрии. Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразования простейших тригонометрических выражений.

Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. Арксинус, арккосинус, арктангенс числа.

ФУНКЦИИ

Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума). Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.

Обратная функция. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции.

Степенная функция с натуральным показателем, её свойства и график.

Вертикальные и горизонтальные асимптоты графиков. Графики дробно-линейных функций.

Тригонометрические функции, их свойства и графики; периодичность, основной период.

Показательная функция (экспонента), её свойства и график.

Логарифмическая функция, её свойства и график.

Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой , растяжение и сжатие вдоль осей координат.

НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА


Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.

Понятие о непрерывности функции.

Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Производные обратной функции и композиции данной функции с линейной.

Понятие об определенном интеграле как площади криволинейной трапеции. Первообразная. Формула Ньютона-Лейбница.

Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. Примеры применения интеграла в физике и геометрии. Вторая производная и ее физический смысл.

УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА

Решение рациональных, показательных, логарифмических уравнений и неравенств. Решение иррациональных и тригонометрических уравнений.

Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Равносильность уравнений, неравенств, систем. Решение простейших систем уравнений с двумя неизвестными. Решение систем неравенств с одной переменной.

Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.

Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений.

Темы учебного курса 10 класса

 

 

  • Действительные числа. Степень с действительным показателем.
  • Показательная функция
  • Степенная функция
  • Логарифмическая функция
  • Системы уравнений
  • Тригонометрические формулы
  • Тригонометрические уравнения
  • Итоговое повторение

Темы учебного курса 11 класса

 

 

  • Тригонометрические функции
  • Производная и её применение
  • Интеграл
  • Комплексные числа
  • Элементы комбинаторики
  • Знакомство с вероятностью
  • Итоговое повторение курса алгебры и начал анализа

Первообразная

Цели: познакомить учащихся с интегрированием как операцией, обратной дифференцированию; научить использовать свойства и  правила при нахождении первообразных различных функций

Формирование представлений о понятии первообразной.

 Овладение умением применения первообразной функции при решении задачи вычисления площадей криволинейных трапеций и других плоских фигур.

Интеграл

Цели: научить учащихся применять первообразную для вычисления площадей криволинейных трапеций (формула Ньютона-Лейбница)

Формирование представлений о понятии   неопределенного интеграла, определенного интеграла.

 Овладение умением применения первообразной функции при решении задачи вычисления площадей криволинейных трапеций и других плоских фигур.

Обобщение понятия степени

Цели: познакомить учащихся с понятия корня n-й степени и степени с рациональным показателем, которые являются обобщением понятий квадратного корня и степени с целым показателем. Следует обратить внимание учащихся на то, что рассматриваемые здесь свойства корней и степеней с рациональным показателем аналогичны тем свойствам, которыми обладают изученные ранее квадратные корни и степени с целыми показателями. Необходимо уделить достаточно времени отработке свойств степеней и формированию навыков тождественных преобразований.

Формирование представлений корня n-ой степени из действительного числа, функции  и графика этой функции.

 Овладение умением извлечения корня, построения графика функции  и определения свойств функции .    

  Овладение  навыками упрощение выражений, содержащих радикал, применяя свойства корня  n-й степени.

  Обобщить и систематизировать знания  учащихся о степенной функции, о свойствах и графиках степенной функции в  зависимости от значений оснований и показателей степени.

Показательная и логарифмическая функция

Цели: познакомить учащихся с показательной, логарифмической и степенной функциями; изучение свойств   показательной, логарифмической и степенной функций построить в соответствии с принятой общей схемой исследования функций. При этом обзор свойств давать в зависимости от значений параметров. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства решать с опорой на изученные свойства функций.

Формирование представлений о показательной и логарифмической функциях, их графиках и свойствах.

   Овладение умением понимать и читать свойства и графики логарифмической функции, решать логарифмические уравнения и неравенства.

    Овладение умением понимать и читать свойства и графики показательной функции, решать показательные уравнения и неравенства.  

   Создание условий для развития умения применять функционально-графические представления для описания и анализа закономерностей, существующих в окружающем мире и в смежных предметах.

Производная показательной и логарифмической функции

Цели: познакомить учащихся с производной показательной и логарифмической функций, сформировать у учащихся навыки вычисления производной показательной и логарифмической функции, через решение различных типов заданий. Вывод формулы производной показательной функции провести на наглядно-интуитивной основе. При рассмотрении вопроса о дифференциальном уравнении показательного роста и показательного убывания показательная функция должна выступать  как математическая модель, находящая широкое применение при изучении реальных процессов и явлений действительности.

Итоговое повторение

Цели: повторить и обобщить навыки решения основных типов задач по следующим темам: преобразование тригонометрических, степенных, показательных и логарифмических выражений; тригонометрические функции, функция  y=, показательная функция, логарифмическая функция; производная; первообразная; различные виды уравнений и неравенств.

Обобщение и систематизация курс алгебры и начала анализа за 11 класса.

  Создание условий для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно  и мотивированно организовывать свою деятельность.

  Формирование представлений об идеях и методах математики, о математике, как средстве моделирования явлений и процессов.

  Овладение устным и письменным математическим языком, математическим знаниями и умениями.

  Развитее логического и математического мышления, интуиции, творческих способностей.

  Воспитание понимания значимости математики для общественного прогресса.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать[2]

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
  • вероятностный характер различных процессов окружающего мира;

Алгебра

уметь

  • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
  • проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
  • вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

Функции и графики

уметь

  • определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
  • строить графики изученных функций;
  • описывать по графику и в простейших случаях по формуле[3] поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
  • решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;

Начала математического анализа

уметь

  • вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
  • исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
  • вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной; 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;

Уравнения и неравенства

уметь

  • решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
  • составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
  • использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
  • изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • построения и исследования простейших математических моделей;

Учебно-методический комплект

Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10–11 кл. (Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров, М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, М.И.Шабунин. - М: Мнемозина,2001.)

  1. Дополнительная литература
  1. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса /Б.М. Ивлев, С.М. Саакян, С.И. Шварцбурд. – М.: Просвещение, 2003.
  2. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса /Б.М. Ивлев, С.М. Саакян, С.И. Шварцбурд. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Задачи по алгебре и началам анализа: Пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений /С.М. Саакян, А.М. Гольдман, Д.В. Денисов. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
  5. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика
  6. Единый государственный экзамен 2006-2008. Математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-М.: Интеллект-Центр, 2005-2008.

10 класс геометрия (базовый уровень)

Учебник: Геометрия,10-11:  Л.С. Атанасян,  В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.- М.: Просвещение, 2008-2012.

Количество часов: 2 часа в неделю

 Рабочая программа

 к учебнику «Геометрия 10-11», Атанасян Л.С. и др., 10 класс (базовый уровень),

 2 часа в неделю

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по математике основного общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-13 учебный год, с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования, базисного учебного плана 2004 года.

Общая характеристика учебного предмета

При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательная линия: «Геометрия». В рамках указанной содержательной линии решаются следующие задачи:

изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.

Цели

Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения геометрии на этапе основного общего образования отводится 70 ч из расчета 2 часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания геометрического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

Курсивом в тематическом планировании выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Тематическое планирование к учебнику
Л.С. Атанасяна и др.«Геометрия, 10-11»,
10 класс (базовый уровень  2 ч в неделю,  всего 70 час).

Введение (5 час).

 Предмет стереометрии. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство) и аксиомы стереометрии. Первые следствия из аксиом.

Параллельность прямых и плоскостей (19 часов, из них 2 часа контрольные работы, 1 час зачет).

Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Параллельность прямой и плоскости, признак и свойства. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых.

Параллельность плоскостей, признаки и свойства. Параллельное проектирование. Изображение пространственных фигур.

Тетраэдр и параллелепипед, куб. Сечения куба, призмы, пирамиды.

Перпендикулярность прямых и плоскостей (21 час, из них 1 час контрольная работа, 1 час зачет).

Перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. Расстояние от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.

Перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла. Площадь ортогональной проекции многоугольника.

Многогранники (12 часов, из них 1 час контрольная работа, 1 час зачет).

Понятие многогранника, вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.

Призма, ее основание, боковые ребра, высота, боковая и полная поверхности.

 Прямая и наклонная призма. Правильная призма.

Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая и полная поверхности. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.

Симметрия в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая и зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире.

Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).

Векторы в пространстве (6 часов, из них 1 час зачет).

Понятие вектора в пространстве. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Коллинеарные векторы. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам.

Повторение курса геометрии 10 класса (6 часов)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ десятиклассников по геометрии

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности.

уметь

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
  • изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач;
  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);
  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Тематическое и поурочное планирование по математике (геометрия)  в 10 классе (2 ч  в неделю, всего 70 ч; учебники: 1. Атанасян – 10-11 кл).

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

прове-дения

Оборудо-вание

Отметка

о выпол-нении

ВВЕДЕНИЕ. АКСИОМЫ СТЕРЕОМЕТРИИ И ИХ СЛЕДСТВИЯ

5

1

Основные понятия стереометрии. Аксиомы стереометрии.

1

1, п.1,2

2

Некоторые следствия из аксиом

1

1, п.3

3

Повторение формулировок аксиом и доказательств следствий из них

1

1, п.1,2,3

4.

Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий.

1

1, п.1,2,3

5

Самостоятельная работа по теме «Аксиомы стереометрии и их следствия»

1

1, п.1,2,3

ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ

19

6

Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трёх прямых

1

1, п.4,5

7

Параллельность прямой и плоскости

1

1, п.6

8

Повторение теории, решение задач на параллельность прямых.

1

1, п.4,5,6

9

Решение задач на применение параллельности прямой и плоскости

1

1, п.4,5,6

10

Самостоятельная работа по теме «Параллельность прямых, прямой и плоскости»

1

1, п.4,5,6

11

Скрещивающиеся прямые.

1

1, п.7

12

Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми в пространстве.

1

1, п. 8,9

13

Повторение теории, решение задач на взаимное расположение прямых в пространстве.

1

1, п.7-9

14

Решение задач по теме «Параллельность прямых, прямой и плоскости»

1

1, п.4-9

15

Контрольная работа №1 «Взаимное расположение прямых в пространстве»

1

1, п.1-9

16

Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей.

1

1,п.10,11

17

Решение задач на применение определения и свойств параллельных плоскостей.

1

1,п.10,11

18

Тетраэдр.

1

1,п.12

19

Параллелепипед.

1

1,п.13

20

Примеры задач на построение сечений

1

1, п.14

21

Задачи на построение сечений

1

1,п.14

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

прове-дения

Оборудо-вание

Отметка

о выпол-нении

22

Повторение теории. Решение задач.

1

1,п.10-14

23.

Контрольная работа №2 «Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед»

1

1,п.10-14

24

Зачёт №1 «Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых и плоскостей»

1

1,п.1-14

ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ

21

25

Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости

1

1, п.15,16

26

Признак перпендикулярности прямой и плоскости

1

1, п.17

27

Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости

1

1, п. 18

28

Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости.

1

1,п. 15-18

29

Повторение теории. Решение задач

1

1,п. 15-18

30

Самостоятельная работа по теме «Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости»

1

1,п. 15-18

31

Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах.

1

1, п. 19,20

32

Угол между прямой и плоскостью.

1

1, п. 21

33

Повторение теории. Решение задач.

1

1,п. 19-21

34

Решение задач на применение теоремы о трёх перпендикулярах

1

1,п. 19-21

35

Решение задач  на применение угла между прямой и плоскостью.

1

1,п. 19-21

36

Самостоятельная работа по теме «Теорема о трёх перпендикулярах»

1

1,п. 19-21

37

Двугранный угол.

1

1, п.22

38

Признак перпендикулярности двух плоскостей.

1

1,п. 23

39.

Прямоугольный параллелепипед

1

1, п.24

40

Решение задач на применение свойств прямоугольного параллелепипеда

1

1, п.24

41

Повторение теории и решение задач

1

1, п.15-24

42

Решение задач по теме «Перпендикулярность прямой и плоскости»

1

1, п.15-24

43

Решение задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

1, п.15-24

44

Контрольная работа №3 «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

1, п.15-24

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

прове-дения

Оборудо-вание

Отметка

о выпол-нении

45

Зачёт №2 «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

1, п.15-24

МНОГОГРАННИКИ

12

46

Понятие многогранника. Призма.

1

1, п.25-27

47

Площадь боковой поверхности призмы

1

1, п.25-27

48

Решение задач на нахождение элементов и поверхности призмы

1

1, п.25-27

49

Самостоятельная работа по теме «Призма»

1

1, п.25-27

50

Пирамида.

1

1,п. 28

51

Правильная пирамида.

1

1, п.29

52

Решение задач на нахождение элементов и поверхности пирамиды

1

1, п.28,29

53

Усечённая пирамида.

1

1, п.30

54

Самостоятельная работа по теме «Пирамида»

1

1, п.28-30

55

Правильные многогранники

1

1,п. 31-33

56

Повторение теории и решение задач по теме «Многогранники»

1

1, п.25-33

57

Контрольная работа №4 «Многогранники»

1

1, п.25-33

58

Зачёт №3 «Многогранники»

1

1, п.25-33

ВЕКТОРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ

6

59

Понятие вектора. Равенство векторов.

1

1, п. 34,35

60

Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов.

1

1, п. 36-37

61

Умножение вектора на число.

1

1, п.38

62

Компланарные векторы. Правило параллелепипеда.

1

1, п. 39-40

63

Разложение вектора по трём некомпланарным векторам

1

1, п.41

64

Зачёт №4 «Векторы в пространстве»

1

1, п.34-41

Повторение курса геометрии 10 класса

6

65

Повторение. Аксиомы стереометрии и их следствия

1

1, введение

66

Повторение. Параллельность прямых и плоскостей

1

1, главаI

67

Повторение. Перпендикулярность прямых и плоскостей

1

1, главаII

68

Повторение. Применение теоремы о трёх перпендикулярах

1

1, главаII

69

Повторение. Многогранники

1

1, главаIII

70

Повторение. Векторы в пространстве

1

1, главаI\/

ГЕОМЕТРИЯ, 11  класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по геометрии составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по математике. Она позволяет получить представление о целях и содержании обучения геометрии в 11 классе, в рамках обучения по учебнику «Геометрия» Погорелова А.Г.. Авторская программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми как к базовому уровню обучения, на основе типовой государственной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. Составители: Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. Рекомендовано Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, 2004 год. Использовалась программа общеобразовательных учреждений ГЕОМЕТРИЯ 10-11 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. Москва «Просвещение», 2010 год.

Планирование учебного материала по геометрии рассчитано на 2 (базовый уровень) часа в неделю в течение года.

Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Цели

Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: * формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественно-научных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для общественного прогресса.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;

выполнения расчетов практического характера;

использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесения своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие среднюю школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс средней школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.

Очерченные стандартом рамки содержания и требований ориентированы на развитие учащихся и не должны препятствовать достижению более высоких уровней.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать[4]:

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
  • вероятностный характер различных процессов окружающего мира.

ГЕОМЕТРИЯ

Уметь:

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;

» анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

  • изображать основные многогранники и круглые тела, выполнять чертежи по условиям задач;
  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды,
  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для;

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимо Основное содержание

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованные Министерством образования и науки РФ приказ № 03-1263 от 07.07.2005. Государственная программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. Составители: Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. Рекомендовано Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, 2002 год. Программа общеобразовательных учреждений ГЕОМЕТРИЯ 10-11 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. Москва «Просвещение», 2009 год.
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
  • Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом ГУО  от 06.04.2005 № 155;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год. Утверждён приказом Минобразования РФ № 379 от 09.12.2008.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

  1. Многогранники

Двугранный и многогранный углы. Линейный угол двугранного угла. Многогранники. Сечения многогранников. Призма. Прямая и правильная призмы. Параллелепипед. Пирамида. Усеченная пирамида. Правильная пирамида. Правильные многогранники.

Основная цель — дать учащимся систематические сведения об основных видах многогранников.

На материале, связанном с изучением пространственных геометрических фигур, повторяются и систематизируются знания учащихся о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве, об измерении расстояний и углов в пространстве.

Пространственные представления учащихся развиваются в процессе решения большого числа задач, требующих распознавания различных видов многогранников и форм их сечений, а также построения соответствующих чертежей.

Практическая направленность курса реализуется значительным количеством вычислительных задач.

  1. Тела вращения

Тела вращения: цилиндр, конус, шар. Сечения тел вращения. Касательная плоскость к шару. Вписанные и описанные многогранники. Понятие тела и его поверхности в геометрии.

Основная цель — познакомить учащихся с простейшими телами вращения и их свойствами.

Подавляющее большинство задач к этой теме представляет собой задачи на вычисление длин, углов и площадей плоских фигур, что определяет практическую направленность курса. В ходе их решения повторяются и систематизируются сведения, известные учащимся из курсов планиметрии и стереометрии 10 класса, — решение треугольников, вычисление длин окружностей, расстояний и т. д., что позволяет органично построить повторение. При решении вычислительных задач следует поддерживать достаточно высокий уровень обоснованности выводов.

  1. Объемы многогранников

Понятие об объеме. Объемы многогранников: прямоугольного и наклонного параллелепипедов, призмы, пирамиды. Равновеликие тела. Объемы подобных тел.

Основная цель — продолжить систематическое изучение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.

К этой теме относится учебный материал § 7 и пп. 73—77 из § 8.

Понятие объема и его свойства могут быть изучены на ознакомительном уровне с опорой на наглядные представления и жизненный опыт учащихся. При выводе формул объемов прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, цилиндра и конуса широко привлекаются приближенные вычисления и интуитивные представления учащихся о предельном переходе. От учащихся можно не требовать воспроизведения вывода этих формул. Вывод формулы объема шара проводится с использованием интеграла. Его можно выполнить в качестве решения задач на уроках алгебры и начал анализа. Материал, связанный с выводами формулы объема наклонного параллелепипеда и общей формулы объемов тел вращения, имеет служебный характер: с его помощью затем выводятся формулы объема призмы и объема шара соответственно.

Большинство задач в теме составляют задачи вычислительного характера на непосредственное применение изученных формул, в том числе несложные практические задачи.

  1. Объемы и поверхности тел вращения

Объем цилиндра, конуса, шара. Объем шарового сегмента и сектора.

Понятие площади поверхности. Площади боковых поверхностей цилиндра и конуса, площадь сферы.

Основная цель — завершить систематическое изучение тел вращения в процессе решения задач на вычисление площадей их поверхностей.

Понятие площади поверхности вводится с опорой на наглядные представления учащихся, а затем получает строгое определение.

Практическая направленность курса определяется большим количеством задач прикладного характера, что играет существенную роль в организации профориентационной работы с учащимися.

В ходе решения геометрических и несложных практических задач от учащихся требуется умение непосредственно применять изученные формулы. При решении вычислительных задач следует поддерживать достаточно высокий уровень обоснованности выводов.

  1. Повторение курса геометрии

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ГЕОМЕТРИИ

11    класс (учебник А.В. Погорелова)

(2 ч в неделю, всего 68 часов)

п/п

Название темы

Количество часов

по прог

рамме

теор

контр

Многогранники.

18

16

2

Тела вращения

10

9

1

Объемы многогранников

8

7

1

Объемы тел и площади их поверхностей.

9

8

1

Повторение курса геометрии

23

23

0

итого

68

65

3

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  1. 2 ч в неделю, всего 68 ч

Номера пунктов

Содержание материала

Количество часов

§ 5. Многогранники

18

39, 40

Двугранный угол. Трехгранный и многогранный углы

1

41

Многогранник

1

42, 43

Призма. Изображение призмы и построение ее сечений

3

44, 45

Прямая призма. Параллелепипед

2

46

Прямоугольный параллелепипед

1

Контрольная работа № 5

1

47, 48

Пирамида. Построение пирамиды и ее плоских сечений

3

49

Усеченная пирамида

1

50

Правильная пирамида

2

51

Правильные многогранники

2

Контрольная работа № 6

1

§ 6. Тела вращения

10

52—54

Цилиндр. Сечения цилиндра плоскостями. Вписанная и описанная призмы

2

55—57

Конус. Сечения конуса плоскостями. Вписанная и описанная пирамиды

2

58—60

Шар. Сечение шара плоскостью. Симметрия шара

1

61

Касательная плоскость к шару

3

62—64

Вписанные и описанные многогранники. Пересечение двух сфер. О понятии тела и его поверхности в геометрии

1


Номера пунктов

Содержание материала

Количество часов

Контрольная работа № 7

1

§ 7. Объемы многогранников

8

65, 66

Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда

1

67, 68

Объем наклонного параллелепипеда. Объем призмы

3

69—71

Равновеликие тела. Объем пирамиды. Объем усеченной пирамиды

2

72

Объемы подобных тел

1

Контрольная работа № 8

1

§ 8. Объемы и поверхности тел вращения

9

73—75

Объем цилиндра. Объем конуса. Объем усеченного конуса

2

76, 77

Объем шара. Объем шарового сегмента и сектора

1

78, 79

Площадь боковой поверхности цилиндра. Площадь боковой поверхности конуса

4

80

Площадь сферы

1

Контрольная работа № 9

1

Повторение

23

Заключение.

Данная рабочая программа позволяет учащимся школы максимально освоить программу  общего образования по математике. Результатом освоения программы НОО является возможность личностного, познавательного, социального и коммуникативного развития ребенка, а именно:

- сформированность основ гражданственности, осознание себя как гражданина России, знакомого с духовными ценностями народов России;

- сформированность мотивации к дальнейшему изучению математики;

- сформированность основных  СУУ и УУД, обеспечивающих успешность учебной деятельности по овладению математикой на следующей ступени образования и способствующих процессам познания, воспитания и развития учащегося .

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /

    М-во образования и науки РФ// Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение.2010.-31с.

2. Примерные программы начального общего образования ( в 2-х частях ). Часть 2. Примерная     программа по иностранному языку. – М.: Просвещение. 2009.- С. 104-188.

3. Образовательная программа ГБОУ СОШ № 922.

4.Методические рекомендации к учебникам математики для 10-11 классов, журнал «Математика в школе»  №1-2005год;

5. Геометрия, 10–11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян,

В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2008-2012.

6. Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян,

В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2008-2012.

7. Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. – М. Просвещение, 2003.

8. Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов. Рабочая тетрадь по геометрии для 10 класса. – М.: Просвещение, 2003.

9. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2003.

10. С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10 – 11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001.

11. А.П. Киселев. Элементарная геометрия. – М.: Просвещение, 1980

  1.  

1


[1]         Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

[2]         Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.

[3]         Требования, выделенные курсивом, не применяются при контроле уровня подготовки выпускников профильных классов гуманитарной направленности.

[4] Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в 5 классе. Учебник "Математика 5 класс", авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.

Рабочая программа по математике в 5 классе. Учебник "Математика 5 класс" , авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И....

План составления рабочей программы /на примере рабочей программы по математике для 4 класса (VIII вида)

Презентация в помощь при создании рабочих программ по учебным предметам...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по математике 5-9 классы + математика 5 класс и 6 класс

Рабочая программа составлена с учетом ФГОС. Автор учебника Истомина Н.Б....

Рабочая программа по математике для 6 класса к учебнику Математика, 6 класс, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М. С. Якир, Е.В. Буцко

Аннотация к рабочей программе по математике для 5-6 классов по УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонского, М.С. Якира. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования; ав...

Рабочая программа по математики 5-6 классы. По учебнику математика 5 класс: А.Г. Мерзляк, Б.В. Полонский, М.С. Якир.

Рабочая программа разработана мною по учебнику математика 5-6 классы. Авторы А.Г. Мерзляк, Б.В. Полонский, М.С. Якир. Представлено  календарное планирование....