Урок в 6 классе "Противоположные числа"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Нагайцева Ирина Николаевна

Повторение и закрепление знаний учащихся по данной теме; развитие внимания, логического     мышления, самостоятельности, познавательной активности; повышение интереса к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon protivoporlozhnye_chisla.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        ТЕМА: « Противоположные числа».

Цели урока: Повторение и закрепление знаний учащихся по данной теме; развитие внимания, логического  

                          мышления, самостоятельности, познавательной активности; повышение интереса к предмету.

Оборудование: Индивидуальные карточки задания , тесты; таблички ( « круги Эйлера», ребус, иллюстрация к сказке, устные упражнения, Шкала настроения, , Проверьте свое решение )

                                               

                                                                    ХОД УРОКА

1) Организационный момент. Психологическая минутка

Здравствуйте, ребята. Сегодня у меня очень хорошее настроение. ( на магнитной доске- « Шкала настроения»,  на партах талисманчики хорошего настроения.) Надеюсь, что у вас оно такое же.

Итак, плохое настроение и лень умножим на нуль!

2) Логическое упражнение.

( написано на доске цветными мелками)

                   Длинный  -  короткий,

                   Большой  - маленький.  

Как называются эти слова в русском языке?

                                                    Плюс - … ,                    ( минус)

                                                    3 - . . . ,                            ( -3)

                                                     -11 - . . .  .                       ( 11)   

А в математике?

                                        Два числа лишь знаками

                                        Друг от друга отличные,

                                         Называются издавна …

                                                                                   ( противоположными числами.) 

3) Постановка темы и цели урока

В  конце урока мы должны будем ответить на вопрос: « Противоположные числа- это числа  сложные, не очень сложные или совсем не сложные?»

Не забудем и про нашу знатную прямую . . .  ( координатную)

4) Устные упражнения

     1. Немного подумайте. Назовите числа, противоположные данным и расшифруйте фамилию математика:

 - 1 1  ;  4,7  ;  0 ;  - 6,91 ;   5 3   ;  - 9 .

      2                                          11

        А

                                                      - 5 3

                                                                                                                        11

Н

                                                           9

        0

                    6,91        Д

                                        -4,7    1 1

                                                              2

        М

        В

        И

( ВИДМАН)

Знаки « + » и «- » широко применяли в торговой практике. Купцы, торговавшие вином, на пустых бутылках ставили знак « - », означавший убыль. Если бочку заполняли вином, то символ « - » перечеркивали и получался « + », означавший прибыль. Символы «  + » и « - » как математические знаки ввел в ХV веке чешский математик Я. Видман.

2. Подумайте получше. Решите уравнение:

а) – х = 150 ;                        б) – у = - 12 1   ;                      в) – z

                                                                  5

3. Хорошенько подумайте. Приведем типичный диалог преподавателя с абитуриентом.

- Является ли – 3 отрицательным числом?

- Конечно! Ведь перед ним стоит минус.

- А  если взять произвольное число а и перед ним поставить знак « минус», то будет ли – а отрицательным числом?

- Конечно!

Верно ли отвечал абитуриент? ( ответ обосновать. )

5. Запишите для размышления ( работа в тетрадях).

№ 927 вде, № 928, №932,№ 933 дежз.( Во время выполнения устных упражнений трое учеников работают по индивидуальным карточкам трое по тесту).

6. Тестирование.

Составьте ключевое слово.( Ключевые слова : верно, удачи) ( на магнитной доске таблички – ответы « Проверь свое решение)

1. Найди среди чисел  1,71 ; - 0,9 – 3 ; - 1,7 ; 0,3 ; 1 ; 3; ; 9; 1 пару противоположных.

                                                            4                     4    4

А. – 3  и 0,3 .           Б. – 3  и 3  .                  В. – 0,9  и  0,9.     Г. 1,71 и – 1,7

        4                               4     4    

2. Поставьте вместо звездочки такое число, чтобы получилось верное равенство: - ( - 5 4  ) = *  

                                                                                                                                                     9  

А. – 4  .                     Б. – 5 4  .                       В.  4   .                  Г. 5 4 .

        9                                  9                                9                             9

3. Решите уравнение – х = - 11 5   .

                                                    13

А. 11 5  .                   Б. 5  .                             В. – 11 5  .            Г. – 5  .

        13                        13                                           13                    13

4. Какие целые числа расположены на координатной прямой между числами -4 и 2 ?

А. – 4, - 3, - 1, 0, 1.        Б. – 3, - 2, - 1, 0, 1.        В. – 3, - 2, - 1, 0.          Г. – 1, 0, 1.

5. Найдите координату точки С.

                                   

               - 5        С                                           5        

А. С( - 4).               Б. С ( - 1).              В. С (- 2).         Г. С ( - 3).

Поверь свое решение

№ задания

   

                    Буквы

У

(В)

А

(Р)

И

(О)

Д

(Е)

Ч

(Н)

Е

(К)

   1

б

в

а

г

д

к

   2

а

в

б

г

е

д

   3

б

а

д

г

в

б

   4

в

д

а

е

б

е

   5

е

д

в

а

г

б

7. Графический диктант

( если учитель ошибается – ученики рисуют « ^ », если нет то « - ».)

Я утверждаю, что:

1. Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными числами.

2. Существует число, имеющее два противоположных ему  числа.

3. Число 0 противоположно самому себе.

4. Прямую, с выбранными на ней началом отсчета и единичным отрезком, называют координатной прямой.

5. Натуральные числа и нуль называются целыми числами.  

6. Число, показывающее положение точки на прямой, называется координатной  этой точки.

 Ответ: ( —Λ—ΛΛ—)  ( проверка в парах)

8. Подведение итогов урока.

1. Вставьте пропущенные буквы, дайте определение ( таблички с « форточками»):

      а) КООРДИНАТА,                    б) ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ.

2. Составьте за 30 секунд как можно больше слов из слова ( работа в парах)

3. Сказка

В точечном царстве, в координатном государстве, на берегу нулевой реки жили – были числа – близнецы. Их домики стояли на одинаковом расстоянии от нулевой реки. Только одни из них поселились на правом берегу, а

другие – на левом, противоположном, поэтому числа 1  и  - 1, 2 и  - 2, 3  и  - 3 . . . стали называть противоположными. Но случилась беда: стали теряться пары противоположных чисел. Сыщики выяснили, что они исчезают в нулевой реке. Тогда правитель координатного государства издал указ, запрещающий противоположным числам одновременно подходить к реке. Почему терялись пары в нулевой реке? Ответ на этот вопрос мы получим на одном из последующих уроков. Подумайте.

        ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ

4. Отгадайте ребус.

        

Ответ: целые. ( повторяют определение целых чисел, используя табличку)

        

Ребята! Какой ответ вы дадите на вопрос, прозвучавший в начале урока: « Противоположные числа – это числа сложные, не очень сложные или совсем не сложные?»

9. Оценка знаний

10. Задание на дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме "Число. Имя числительное".

Сейчас все понимают, что важно дать ребёнку не разрозненные знания по отдельным предметам, а, знакомя с отдельными науками, показать их взаимосвязь, дать представление об окружающем мире, где чи...

Методическая разработка интегрированного урока "Стандартный вид числа"

Методическая разработка интегрированного урока (математика + физика)  Урок обобщения - повторения при подготовке к ГИА....

Презентация. Коsmo - star. Урок обобщение "Натуральные числа"

Повторение и систематизация изученного материала по теме. Закрепление и обобщение знаний при действиях с натуральными числами. Развитие интереса учащихся к математике и расширению кругозора....

Урок по теме "Числа и величины"

Урок в 5 классе. Цель: научить различать числа и величины, изображать отрезки, лучи, прямые и уметь их изображать и читать...

Урок-презентация "Степень числа"

Урок-презентация в 5 классе " Степень числа"...

Открытый урок "Взаимно-обратные числа"

Открытый урок по теме "Взаимно-обратные числа" составлен в соответствии  с методическими  требованиями  к уроку. К конспекту урока есть презентация ,содержащая эссе учащихся по высказыв...