Разработка урока по математике в 5 классе по теме "Параллелепипед"
план-конспект урока по математике (5 класс) по теме
Урок разработан в соответствии с ФГОС ООО с использованием технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по математике в 5 классе по теме "Параллелепипед" | 443.33 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока
Класс: 5
Курс: математика.
Учебник:Математика, 5 класс, Н.Я. Виленкин
Тема урока:«Прямоугольный параллелепипед».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний, связанных с понятиями «прямоугольный параллелепипед», «куб», алгоритмом нахождения площади поверхности данных фигур.
Задачи:
- получить представление о прямоугольном параллелепипеде, кубе, изучить понятия «грань», «ребро», «вершина параллелепипеда», вывести формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба, научиться применять ее для решения задач;
- при выполнении практической работы в группах с моделью прямоугольного параллелепипеда, куба формировать устойчивый образ этих геометрических тел, воспитывать чувство коллективизма, самостоятельность, чувство уверенности в себе.
- развивать логическое мышление, наблюдательность, интуицию, упорство, умение обобщать, конкретизировать, делать выводы.
Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
Принципы обучения: научность, доступность, наглядность, сознательность, системность.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, мультимедийный проектор, слайды презентации, раздаточный материал –макеты прямоугольного параллелепипеда, куба, карточки с заданиями, учебник.
Временной режим: 45 минут.
План урока:
- Организационный момент. (1 мин.)
- Актуализация опорных знаний и умений учащихся. (5 мин.)
а) Устный счёт – выявление темы урока
б) Блиц – опрос (согласны или нет?)
- Постановка цели и задач урока (таблицы знаний) (5 мин.)
- Изучение нового материала. (15 мин.)
- Физульминутка (2 мин.)
- Первичное закрепление изученного материала (14 мин.)
- Рефлексия.(2 мин.)
- Итог урока, домашнее задание. (1 мин.)
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Средства определения результата |
Организационный этап Цель – активизация учащихся. | Осуществляет эмоциональный настрой. Добрый день, дорогие ребята! Установка на урок: создание атмосферы успеха. Мы желаем сегодня друг другу успеха! Порадуемся за тех, у кого все будет получаться хорошо! Поможем тем, кому будет трудно! Мы – одна команда! На сегодняшнем уроке вам потребуется внимание, настойчивость и упорство, чтобы достичь поставленных целей. | Проговаривают слова установки на урок, настраиваются на плодотворную работу. | коммуникативные: умение слушать и доброжелательно относиться друг к другу; личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке | Наблюдение учителя. | |
Актуализация опорных знаний. Проверка д/з. | Актуализирует учебное содержание, необходимое длявосприятия нового материала; актуализируетмыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;фиксирует индивидуальные затруднения в деятельности по выполнению устного счёта и выяснения верности предложенных утверждений (Игра «Устный счёт» и блиц-опрос «Согласны ли вы с утверждением?».Задания проецируются через проектор на интерактивную доску,после выполнения задания ответы появляются на доске); контролирует действия учащихся, организует сравнение с образцом. | Осуществляют устный счёт, активизируют мыслительные операции. Выполняют инструкции учителя, повторяют материал, изученный ранее, выясняют тему урока. проговаривают то, чему они научатся на этом уроке, затем планируют свои действия, направленные на достижение оформленной цели | Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке; коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы; познавательные: контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности; | Фронтальный опрос по цепочке, сравнение с образцом. | |
Постановка цели и задач урока | Направляет учащихся на определение известных им ранее понятий и выявление новых незнакомых понятий, создавая проблемную ситуацию, подталкивает их на постановку цели и индивидуальных задач, фиксирует индивидуальные затруднения в деятельности попостановке задач и самоанализу | Актуализируют учебное содержание, необходимое длявосприятия нового материала; активизируют мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;осознают проблемную ситуацию, осуществляют постановку цели урока и индивидуальных задач | Регулятивные: постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, контроль. личностные: интерес к новому учебному материалу и способам деятельности, способность к самооценке познавательные: структурирует знания, строит речевое высказывание в устной форме, проводит рефлексию по оцениванию текущего уровня своих знаний | Фронтальный опрос, сравнение ответов друг у друга | |
Изучение нового материала | Сообщает учащимся понятие «прямоугольный параллелепипед», демонстрирует примеры тел, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда, предлагает им назвать предметы в классе, имеющие такую же форму. Организует практическую работу в группах, в ходе которой учащиеся должны получить новые знания о количестве элементов прямоугольного параллелепипеда и куба и самостоятельно заполнить таблицу новых знаний. Организует самостоятельный вывод формулы площади прямоугольного параллелепипеда и кубас помощью предложенной информации, контролирует вывод формул. | Анализируют полученную информацию, обобщают, делают выводы. Практически решают предложенную задачу.Сравнивают ответы, полученные в ходе выполнения практической работы. Участвуют в коллективном выводе формул, формулируют собственное мнение и позицию, приходит к общему решению в совместной деятельности. В ходе поискового анализа своих действий и результатов практической деятельности выходят на алгоритм выполнения задания. | Регулятивные: постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция; познавательные: структурирует знания, строит речевое высказывание в устной форме, выбирает эффективный способ решения задач, проводит рефлексию способов и результатов действий коммуникативные: слушает и вступать в диалог, участвует в коллективном обсуждении, формулирует собственное мнение и позицию, приходит к общему решению в совместной деятельности; личностные: интерес к новому учебному материалу и способам деятельности. | Контроль учителя. Сравнение с предложенным в учебнике материалом. | |
Физкультминутка | Организует проведение спортивных упражнений (здоровье сберегающая технология) | Выполняют спортивные упражнения | Личностные: овладение приёмами сохранения физического здоровья. | Выполнение по образцу. | |
Первичное закрепление изученного материала | Для закрепления организует проведение теста на интерактивной доске, контролирует действия учащихся. Предлагает учащимся создать на выбор кластер понятий «Прямоугольный параллелепипед», «Куб» | Участвуют в прохождении теста парами, применяя полученные знания, оценивают свои знания и знания партнеров. Анализируют сумму знаний, полученных на уроке при создании одного из кластеров ключевых понятий урока. | Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке, взаимооценке, понимание причин успеха; коммуникативные:взаимодействиес партнером, использование речевых средств для различных коммуникативных задач; познавательные: контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности. | Наблюдение и контроль учителя. | |
Рефлексия урока.Домашнее задание | Организует соотнесение результата деятельности с индивидуальнымиучебными задачами, обсуждает и записывает домашнее задание: Выучить информацию из таблицы № 2, № 795, № 796 (буква по желанию) Оценивает учащихся. | Самооценка выполнения поставленной индивидуальной учебной задачи. | Личностные:формирует адекватную самооценку; коммуникативные: строит понятные для партнеров речевые высказывания, допускает возможность существования у людей различных точек зрения. понимание причин своего успеха, способность к самооценке | Анализ высказываний учащихся, оценочная шкала. |
2 этап
- Устный счёт.
9 | А |
51 | Л |
41 | Н |
1000 | Д |
49 | П |
45 | Е |
0 | Р |
8 | И |
16 | Ж |
6 | К |
52 | М |
Вычислите примеры и расшифруйте слово.
- 51-2=
- 99:11=
- 16·0=
- 32=
- 3·17=
- 17+34=
- 80-35=
- 51·1=
- 15·3=
- 60-11=
- 23=
- 30+19=
- 90:2=
- 125·8=
ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД
Это тема нашего сегодняшнего урока. Запишем её в тетрадь.
- Блиц-опрос (согласны ли вы с утверждением?)
- Прямоугольник, у которого все стороны равны, называется квадрат.
- Любой прямоугольник – это квадрат.
- У равных фигур площади и периметры равны.
- Если площади прямоугольников равны, то и прямоугольники равны.
- Если фигура разбита на части, то площадь фигуры равна сумме площадей её частей.
3 этап
Рассмотрим понятия, которые записаны на экране. Давайте назовём те из них, которые нам знакомы (прямоугольник, квадрат), а теперь назовём новые понятия, которые мы будем изучать на сегодняшнем уроке (прямоугольный параллелепипед, куб).
Перед вами две таблицы знаний, которые мы должны заполнить за сегодняшний урок.
Это я знаю | ||||
Название геометри-ческой фигуры | Элементы | Фор-мула пло-щади | ||
Это я хочу узнать | |||||
Назва-ние геометри-ческого тела | Элементы | Фор-мула пло-щади | |||
Заполним первый столбик в каждой таблице (название). Теперь попытаемся сформулировать задачи на сегодняшний урок, используя слова:
«Я должен повторить…»
«Я должен узнать…»
Сейчас мы заполним таблицу «Это я знаю».
Учащиеся заполняют таблицу, один ученик работает у доски, затемвсесверяют свои записи, обсуждают правильность заполнения.
4 этап
Для заполнения второй таблицы нам потребуются новые знания.
Итак, рассмотрим следующий материал.
Мы часто встречаем предметы, имеющие данную форму (слайд презентации). Они могут быть сделаны из разного материала и окрашены в разные цвета, но по форме они напоминают друг друга. Например: коробок, шкаф, колонки и т.д. Правда они отличаются мелкими деталями: у колонок есть кнопки, у шкафа - двери, но если не обращать внимание на эти мелкие детали, то можно сказать, что все эти предметы имеют примерно одинаковую форму. Все они напоминают по форме изображенный на рисунке предмет, не имеющий никаких второстепенных деталей. Изображенное тело называется прямоугольный параллелепипед.
Оглянитесь вокруг себя.
Задание. Назовите три предмета, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда.
Ответ: тумбочка, системный блок, ящик, пенал, учебник, классный кабинет.
Давайте рассмотрим поверхность прямоугольного параллелепипеда. Из каких фигур она состоит?
(Она состоит из прямоугольников.)
Эти прямоугольники называются гранями прямоугольного параллелепипеда. Стоит запомнить, какая грань как называется: та грань, которая обращена к нам называется передней, точно такая же грань имеется сзади - это задняя грань, боковые грани - левая и правая. Та грань, которая сверху, называется верхняя, а грань, на которой фигура стоит, называется нижней или основанием.
Стороны граней называются рёбрами, а вершины граней – вершинами параллелепипеда.
Практическая работа:
На парте у каждой группы модель прямоугольного параллелепипеда или куба.
Для заполнения второй таблицы проведите следующие подсчёты:
Сосчитайте сколько у прямоугольного параллелепипеда (куба)рёбер?
Ответ:12.
Сколько вершин?
Ответ: 8.
Сколько граней?
Ответ: 6.
Сколько измерений?
Ответ: у прямоугольного параллелепипеда - 3(длина, ширина, высота), укуба –– 1 (так как все его грани равны)
Итак, почти вся вторая таблица у нас заполнена, осталось выяснить какая же формула для нахождения площади поверхности прямоугольника и куба.
Для этого давайте воспользуемся следующей информацией:
- Грани прямоугольного параллелепипеда - прямоугольники, куба – квадраты.
- Две грани называются противоположными, если у них нет общего ребра.
- Для противоположных граней выполняется такое же свойство, как и для противоположных сторон прямоугольника, именно противоположные грани равны.
- Площади противоположных граней равны.
Выведем формулу, исходя из имеющихся у нас знаний:
S поверхности прямоугольного параллелепипеда:
ab+ab+bc+bc+ac+ac= 2ab+2bc+2ac= 2*(ab+bc+ac)
S поверхностикуба:
aa+aa+aa+aa+aa+aa =6aa=6a2
6 этап
Учащимся предлагается пройти тест на интерактивной доске, работа в парах для разгрузки психологического напряжения, пары выходят по очереди, каждой паре нужно ответить на один из предложенных вопросов на выбор.
А теперь создайте кластер одного из ключевых понятий урока:
Один из примеров:
7 этап
Рефлексия.
Итак, мы с вами подошли к завершению урока.
Давайте ответим на следующие вопросы, опираясь на таблицы знаний, которые мы заполняли по ходу урока.
Я повторил(а), …
Я узнал(а),…
Я научился(ась)…
Мне было легко…
Мне было трудно…
Итог урока, домашнее задание.
Молодцы ребята! Вы хорошо поработали. То, что вызвало у вас затруднения мы продолжим разбирать на следующих уроках по этой теме.
Запишите домашнее задание:
Выучить информацию из таблицы № 2
№ 795, № 796 (буква по желанию)
Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по математики 5 класс "Натураль саннарны тапкырлау һәм аларньң үзлекләре"
Аннотация к урокуДанный урок является уроком повторении. Материал урока направлен на развитие творческого мышления учащихся. Задачи подобраны одно-двухшаговые по своему решению. Структура урока: поста...
Разработка урока по математике 5 класс. "Площадь прямоугольника
Урок разработан для 5 класса, содержит тест на развитие мышления, самостоятельную работу и презентацию....
Разработка урока по математике 5 класс Урок путешествие. Тема урока "Действия с десятичными дробями".
Цели урока. Ход урока....
Методическая разработка урока по математике 5 класс. Обобщающий урок по теме: "Смешанные числа"
В данной презентации представлены задания, которые позволяют обобщить и систематизировать знания по теме «Смешанные числа»; закрепить умение выделять целую часть из неправильных дробей и, ...
Методическая разработка урока по математике 6 класс. Обобщающий урок по теме "Пропорции"
В данной презентации представлен обобщающий урок по математике 6 класс по теме "Пропорции". Урок выстроен, используя УМК Н.Я. Виленкина и др 2019 года.Материал презентации позвол...
Методическая разработка урока по математике 5 класс. Обобщающий урок по теме: "Умножение десятичных дробей"
В данной презентации представлен обобщающий урок по математике 5 класс по теме "Умножение десятичных дробей". При построении урока опорой был УМК Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и другие, ...
Методическая разработка урока по математике 6 класс. Обобщающий урок по теме "Умножение и деление рациональных чисел"
В данной презентации представлен обобщающий урок по математике 6 класс по теме "Умножение и деление рациональных чисел".При построении урока опорой был УМК Н.Я. Виленкина, В.И. Ж...