Рабочая программа по алгебре 7класс
рабочая программа по алгебре (7 класс) по теме
Рабочая программа по алгебре составлена по учебнику алгебры автор: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др., расчитана на 3 ч в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_algebre_7_klassa_na_3ch_gr.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Болотниково
«Утверждено»
Директор школы:
_____________ М.М. Грунина
Приказ № ___
от «___»_______ 20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Алгебра» 7 класс
Рассмотрено на заседании
МО учителей математики
Лунинского района
(протокол №__ от «__» _______ 20__ г.)
Одобрено педагогическим советом
МОУ ООШ с. Болотниково
(протокол № __ от «__» _______ 20__ г.)
Составитель: Грунина М.М.
учитель математики
МОУ ООШ с. Болотниково
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по математике МОУ ООШ с. Болотниково. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса, служит ориентиром для разработки календарно-тематического планирования по алгебре для 7 класса.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в учебном плане МОУ ООШ с. Болотниково, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса 7 класса и отдельным темам; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.
Цель изучения:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие: формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность
мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Место предмета в учебном плане МОУ ООШ с. Болотниково
Согласно учебному плану МОУ ООШ с. Болотниково на изучение алгебры отводится 3 часа в неделю итого 105 часов. Программа рассчитана на 35учебных недель
В том числе:
Контрольных работ - 10
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (105 ч)
1. Выражения, тождества, уравнения. (17 часов)
Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики
Основная цель — систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.
Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.
Нахождение значений числовых и буквенных выражений дает возможность повторить с учащимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.
В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки ≥ и ≤, дается понятие о двойных неравенствах.
При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.
2. Функции (12часов)
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график.
Основная цель — ознакомить учащихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.
Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке учащихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у учащихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу.
Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и её частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у = kx, где k ≠ 0, как зависит от значений k и b взаимное расположение графиков двух функций вида
у = kx + b.
3. Степень с натуральным показателем (16 часов)
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции
у = х2, у = х3 и их графики.
Основная цель — выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора. Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем. На примере доказательства свойств
аm ∙ аn = аm + n, аm : аn = аm-n, где m > n, (аm)n = аmn, (ab)n = аnbn учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений, содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.
Рассмотрение функций у = х2, у = х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание учащихся на особенности графика функции у = х2: график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.
Умение строить графики функций у = х2 и у = х3 используется для ознакомления учащихся с графическим способом решения уравнений.
4. Многочлены(19 часов)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Основная цель — выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.
Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.
Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.
В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.
5. Формулы сокращенного умножения(18часов)
Формулы (а ± b)2 = а2 ± 2аb + b2, (а ± b)3 = а3 ± За2b + 3ab2 ± b3,
(а ± b) (а2 аb + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.
Основная цель — выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
В данной теме продолжается работа по формированию у учащихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b) (а + b) = а2 - b2,
(а ± b)2 = а2 ± 2аb + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево».
Наряду с указанными рассматриваются также формулы
(а ± b)3 = а3 ± За2b + 3ab2 ± b3, а3 ± b3 = (а ± b) (а2 аb + b2). Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.
В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.
6.Системы линейных уравнений(12 часов)
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Основная цель — ознакомить учащихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.
Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.
Формируется умение строить график уравнения а + by = с, где
а ≠ 0 или b ≠ 0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов дает возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.
7. Статистические характеристики ( 4часа)
Среднее арифметическое , размах и мода.
Медиана как статистическая характеристика.
- Основная цель- ознакомить учащихся с понятиями статистических характеристик, выработать умение решать задачи, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
8. Повторение (13 часов)
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения алгебры учащиеся 7 класса должны:
- правильно употреблять термины «выражение», «тождественное преобразование», понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители»;
- составлять несложные буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выражать из формул одни переменные через другие;
- выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем, многочленами; выполнять разложение многочленов на множители вынесением общего множителя за скобки, применением формул сокращённого умножения;
- понимать, что уравнения - это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;
- правильно употреблять термины «уравнение», «система», «корень уравнения», «решение системы», понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить уравнение, систему»;
- решать линейные уравнения и системы уравнений;
- решать текстовые задачи с помощью составления уравнений;
- понимать, что функция - это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций описывают большое разнообразие реальных зависимостей;
- правильно употреблять функциональную терминологию, понимать её в тексте, в речи учителя, в формулировке задач;
- строить графики линейной функции;
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- вычислять средние значения результатов измерений; находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
- находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчётов по формулам; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирование практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описание зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге; распознавания логически некорректных рассуждений; записи математических утверждений, доказательств; анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости; решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
- сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией; понимания статистических утверждений.
Тематическое планирование по алгебре в 7 классе
( 3 урока в неделю - 105 часов, 35 учебных недель)
Авторы учебника: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б.
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов |
Выражения, тождества, уравнения | 17ч | |
1-2 | Числовые выражения. п.1 | 2 |
3-4 | Выражения с переменными. п.2 | 2 |
5-6 | Сравнения значений выражений. п.3 | 2 |
7-8 | Свойства действий над числами. п.4 | 2 |
9-10 | Тождества. Тождественные преобразования выражений. п. 4 | 2 |
11 | Контрольная работа № 1 | 1 |
12 | Уравнение и его корни. п.7 | 1 |
13-14 | Линейное уравнение с одной переменной. п.8 | 2 |
15-16 | Решение задач с помощью уравнений. п.9 | 2 |
17 | Контрольная работа № 2 | 1 |
Статистические характеристики | 4ч | |
18-19 | Среднее арифметическое , размах и мода. | 2 |
20-21 | Медиана как статистическая характеристика. | 2 |
Функции | 12ч | |
22 | Что такое функция. Вычисление значений функций по формуле. п.10,11 | 2 |
23-24 | График функции. п.12 | 2 |
25-26 | Линейная функция и ее график. п.13 | 2 |
27-28 | Прямая пропорциональность. п.14 | 2 |
29-31 | Взаимное расположение графиков линейных функций. П.15 ( начало) | 3 |
32 | Контрольная работа № 3 | 1 |
Степень с натуральным показателем | 13 ч | |
33-34 | Определение степени с натуральным показателем. п.16 | 2 |
35-36 | Умножение и деление степеней. п.17 | 2 |
37-38 | Возведение в степень произведения и степени. п.18 | 2 |
39 | Одночлен и его стандартный вид. п.19 | 1 |
40-42 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень. п.20 | 3 |
43-44 | Функции у = х², у = х³ и их графики. п.21 | 2 |
45 | Контрольная работа № 4 | 1 |
Многочлены | 19 ч | |
46-47 | Многочлен и его стандартный вид. п.24 | 2 |
48-49 | Сложение и вычитание многочленов. п.25 | 2 |
50-52 | Умножение одночлена на многочлен. п.26 | 3 |
53-55 | Вынесение общего множителя за скобки. п.27 | 3 |
56 | Контрольная работа № 5 | 1 |
57-59 | Умножение многочлена на многочлен. п.28 | 3 |
60-61 | Разложение многочлена на множители способом группировки. п.29 | 2 |
62-63 | Доказательство тождеств. п.30 | 2 |
64 | Контрольная работа №6 | 1 |
Формулы сокращенного умножения | 18ч | |
65-66 | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений. п.31 | 2 |
67-68 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности. п.32 | 2 |
69-70 | Умножение разности двух выражений на их сумму. п.33 | 2 |
71-73 | Разложение разности квадратов на множители. п.34 | 3 |
74 | Контрольная работа № 7 | 1 |
75-76 | Разложение на множители суммы и разности кубов. п.35 | 2 |
77 | Преобразование целого выражения в многочлен. п.36 | 1 |
78-79 | Применение различных способов для разложения на множители. п.37 | 2 |
80-81 | Применение преобразований целых выражений. п.38 | 2 |
82 | Контрольная работа № 8 | 1 |
Системы линейных уравнений | 12ч | |
83 | Линейное уравнение с двумя переменными. п.39 | 1 |
84-85 | График линейного уравнения с двумя переменными. п.40 | 2 |
86 | Системы линейных уравнений с двумя переменными. п.41 | 1 |
87-88 | Способ подстановки. п.42 | 2 |
89-90 | Способ сложения. п.43 | 2 |
91-93 | Решение задач с помощью систем уравнений. п.42 | 3 |
94 | Контрольная работа №9 | 1 |
95- 101 | Повторение | 9 ч. |
102 | Итоговая контрольная работа № 10 | 1 |
103-105 | Резервные уроки | 3ч |
Литература
- Примерная программа основного общего образования по математике.
- Алгебра-7:учебник /автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2007 год.
- Изучение алгебры в 7—9 классах/ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова..— М.: Просвещение, 2008.
- Уроки алгебры в 7 классе: кн. для учителя / В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева. — М.: Просвещение, 2005.
- Алгебра: дидакт. материалы для 7 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. — М.: Просвещение, 2008.
- Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. –– М.: Просвещение,2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре 7класс
Программа по алгебре для 7 класса разработана в соответствии с учебником Ш.Алимова "Алгебра,7",содержит требования к математической подготовке обучающихся,календарно-тематический план...
Рабочая программа по алгебре 7класса
Рабочая программа составлена по учебнику алгебры: автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др., расчитана на 4 часа в неделю....
Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др
Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по алгебре 7класс А.Г. Мордкович (ФГОС); рабочая программа по геометрии 7 класс Л.С. Атанасян
рабочая программа 7 класс А.Г. Мордкович (ФГОС)рабочая программа 7 класс Л.с. Атанасян...
рабочая программа по алгебре 7класс
рабочая программа по алгебре 7класс3часа в неделюк учебнику Колягина М.Ю....
Рабочая программа по алгебре (7класс)
Рабочая программа по алгебре составлена с учётом ФГОС ООО....