Системы линейных уравнений с двумя переменными
методическая разработка (алгебра, 7 класс) по теме
Тема урока: Системы линейных уравнений с двумя переменными
Учитель: Песоцкая Мария Анатольевна
Цели урока:
Образовательная: Ввести понятие системы линейных уравнений с двумя переменными, ее решения; разобрать графический способ решения системы линейных уравнений; закрепить навыки построения графиков линейных функций.
Развивающая: Развивать математическую речь и графическую грамотность учащихся.
Воспитательная: Воспитывать ответственное отношение к математике и аккуратность при построении графиков.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Ход урока.
- Организационный момент и мотивация учебной деятельности.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда –
Сиянье ваших умных глаз.
К чему слова, без промедленья,
Мы начинаем наш урок.
- Мотивация к уроку.
Послушайте продолжение сказки про деда-Равняло и догадайтесь чем сегодня мы будем заниматься на уроке?
Сказка про деда-Равняло (продолжение)
Как-то раз решил дед-Равняло усложнить задачу своему внучку Равнялке. Выстроил он опять по обе стороны от себя числа, соединил их знаками, самые резвые в скобки взял, да все это время следил, чтобы одна часть другой равнялась. Только на этот раз спрятал он два числа, одно под маской «икс», другое – под «игрек». И снова просит своего Равнялку найти эти числа. Долго думал маленький Равнялка, перегонял числа то в одну сторону, то в другую, ничего не выходило, не мог он найти решение. Решил, наконец, помощи у деда просить. Дед у него был опытным в своем деле и, конечно же, помог внучку решить такую сложную задачу.
Итак, ребята, о чем идет речь в этой сказке?
Правильно! Тема сегодняшнего урока: «Системы линейных уравнений с двумя переменными»
Сегодня на уроке мы познакомимся с определением системы линейных уравнений, ее решения, с примером построения модели задачи в виде системы на примере задачи из учебника И. Ньютона. Рассмотрим один из способов решения систем уравнений с двумя переменными.
- Актуализация опорных знаний.
Вопросы для повторения.
Какие уравнения называются линейными уравнениями с двумя переменными?
Что называется решением линейного уравнения с двумя переменными?
Что является графиком линейного уравнения?
Сколько решений может иметь линейное уравнение с двумя переменными?
У вас на столах лежит мини-тест, решите задания теста и выполните взаимопроверку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
36_7br.zip | 157.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Системы линейных уравнений с двумя переменными
Учитель: Журбина Мария Анатольевна
Цели урока:
Образовательная: Ввести понятие системы линейных уравнений с двумя переменными, ее решения; разобрать графический способ решения системы линейных уравнений; закрепить навыки построения графиков линейных функций.
Развивающая: Развивать математическую речь и графическую грамотность учащихся.
Воспитательная: Воспитывать ответственное отношение к математике и аккуратность при построении графиков.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Ход урока.
- Организационный момент и мотивация учебной деятельности.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда –
Сиянье ваших умных глаз.
К чему слова, без промедленья,
Мы начинаем наш урок.
- Мотивация к уроку.
Послушайте продолжение сказки про деда-Равняло и догадайтесь чем сегодня мы будем заниматься на уроке?
Сказка про деда-Равняло (продолжение)
Как-то раз решил дед-Равняло усложнить задачу своему внучку Равнялке. Выстроил он опять по обе стороны от себя числа, соединил их знаками, самые резвые в скобки взял, да все это время следил, чтобы одна часть другой равнялась. Только на этот раз спрятал он два числа, одно под маской «икс», другое – под «игрек». И снова просит своего Равнялку найти эти числа. Долго думал маленький Равнялка, перегонял числа то в одну сторону, то в другую, ничего не выходило, не мог он найти решение. Решил, наконец, помощи у деда просить. Дед у него был опытным в своем деле и, конечно же, помог внучку решить такую сложную задачу.
Итак, ребята, о чем идет речь в этой сказке?
Правильно! Тема сегодняшнего урока: «Системы линейных уравнений с двумя переменными»
Сегодня на уроке мы познакомимся с определением системы линейных уравнений, ее решения, с примером построения модели задачи в виде системы на примере задачи из учебника И. Ньютона. Рассмотрим один из способов решения систем уравнений с двумя переменными.
- Актуализация опорных знаний.
Вопросы для повторения.
Какие уравнения называются линейными уравнениями с двумя переменными?
Что называется решением линейного уравнения с двумя переменными?
Что является графиком линейного уравнения?
Сколько решений может иметь линейное уравнение с двумя переменными?
У вас на столах лежит мини-тест, решите задания теста и выполните взаимопроверку.
Мини – тест.
1) Из предложенных уравнений выберите линейное с двумя переменными
а) ах2+ bx + c = 0; б) ax + by + c = 0; в) ax + b = 0
2) Выберите решение уравнения 5х + 3у – 19 = 0
а) (2; 3); б) (5; 6); в) (1; 2)
3) Выберите график линейного уравнения
4) Сколько решений имеет уравнение 3х + 2у – 16 = 0
а) 1; б) 3; в) много
5) Сколько решений имеет уравнение 3х+5=3х ?
а) 1; б) решений нет; в) много
Тест проверяется и выставляется оценка (взаимопроверка)
Ключ к тесту
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
б | а | б | в | б |
- Историческая справка
А сейчас послушайте небольшую историческую справку об ученном, который написал первый научный труд об уравнениях.
Абу Джафар Мухаммад ибн Мусса аль-Хорезми
Общепризнанно, что основателем алгебры является Абу Джафар Мухаммад ибн Мусса аль-Хорезми, который родился приблизительно в 786 г.
Современное слово «алгоритм» произошло от имени аль-Хорезми, который был самым выдающимся математиком своей эпохи, и связано с названием его книги «Ал-китаб ал мухтасар фи хисаб ал-джабр ва-л-мукабала» (книга рассказывала о способах решения уравнений и задач, связанных с повседневной жизнью). В переводе название означает «Краткая книга о восполнении и противопоставлении». Общепризнанно, что данная книга Аль-Хорезми является первым серьезным научным исследованием в данной области знаний. От названия этой книги произошло и само слово «Алгебра».
Преобразование в этой книге выполняется посредством двух операций - аль-джабр и аль-мукабаля. Слово "аль-джабр" Аль-Хорезми употребляет в значении "восполнение" для обозначения процесса перенесения отрицательного числа из одной части уравнения в другую, «аль-мукабала» означает «противопоставление», то есть приведение подобных членов в обеих частях уравнения.
- Ознакомление с новым материалом.
Исаак Ньютон сказал:
“Чтобы решить вопрос, относящийся к числам
или к отвлеченным отношениям величин,
нужно лишь перевести задачу с родного языка
на язык алгебраический”.
Предлагаю вам задачу из “Всеобщей арифметики” Ньютона: Лошадь и мул шли бок о бок с тяжелой поклажей на спине. Лошадь жаловалась на свою непомерно тяжелую ношу. “Чего же ты жалуешься? – отвечал ей мул. – Ведь если я возьму у тебя один мешок, ноша моя станет вдвое тяжелее твоей. А вот если бы ты сняла с моей спины один мешок, то твоя поклажа стала бы одинакова с моей”. Скажите же, мудрые математики, сколько мешков несла лошадь и сколько мул?
Перед вами таблица перевода задачи с родного языка на язык алгебраический, наша задача заполнить левый столбик таблицы (на доске таблица, правый столбик заполнен, левый заполняется совместно с учащимися).
Родной язык | Язык алгебры |
Поклажа лошади | Х |
Поклажа мула | У |
Если я возьму у тебя один мешок | Х - 1 |
Ноша моя | У + 1 |
А вот если ты снимешь с моей спины один мешок | У – 1 |
Твоя поклажа | Х + 1 |
Зная, что ноша моя станет вдвое тяжелее твоей, составим первое уравнение системы у + 1 = 2(х – 1); твоя поклажа стала бы одинакова с моей, составим второе уравнение у – 1 = х + 1.
Моделью данной ситуации стали два уравнения, имеющие общее решение, такую модель называют системой линейных уравнений с двумя переменными.
Определение: Решением системы линейных уравнений с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая каждое уравнение в верное равенство.
Решить систему уравнений – значит найти все ее решения или доказать, что их нет.
Для решения системы линейных уравнений с двумя переменными существует несколько способов: На сегодняшнем уроке мы рассмотрим графический способ решения систем.
Построим графики данных уравнений в одной системе координат. Для этого выразим переменную у из первого уравнения и переменную у из второго уравнения системы через х, получим:
Сколько точек необходимо и достаточно найти, чтобы построить прямую линию? (две)
Первая прямая является графиком первого уравнения, а вторая – графиком второго. Координаты любой точки первой прямой удовлетворяют уравнению
у+1=2(х–1), а координаты любой точки второй прямой – уравнению – (у–1=х+1). Следовательно, координаты точки пересечения прямых удовлетворяют как первому уравнению, так и второму, а значит, являются решением данной системы.
Значит поклажа лошади 5 мешков, а поклажа мула – 7.
Ответ: (5; 7)
Алгоритм решения системы уравнений графическим способом
- Выразить переменную у в первом уравнении.
- Выразить переменную у во втором уравнении.
- В одной системе построить графики данных функций.
- Координаты точки пересечения графиков и является решением системы уравнений.
Как вы думаете, что можно сказать о решении системы, если графики уравнений не пересекаются? (Система решений не имеет)
Всегда ли можно точно определить координаты точки пересечения графиков? (нет, иногда приблизительно)
Помните о двух вещах!
- Если точек пересечения графиков нет, то система решений не имеет;
- Координаты точек пересечения определяются приблизительно, поэтому и решения могут получиться приблизительными;
- Релаксационная минутка
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело.
- Закрепление изученного материала
А сейчас откройте учебники на странице 197, выполняем упражнение № 1056 устно.
Как проверить является ли пара чисел решением системы уравнений?
(подставить значения переменных в уравнения)
Проверьте, является ли первая пара решением данной системы? (нет)
А вторая? (да)
№ 1060 (а, в) Выполняем по алгоритму.
х | 2 | -2 |
у | 1 | -3 |
х | 0 | -5 |
у | 2 | 0 |
а)
Ответ(3; 2)
х | 1 | -2 |
у | 0 | -3 |
х | 3 | -3 |
у | 2 | 4 |
б)
Ответ: (0; 2)
х | 2 | - 2 |
у | - 2 | - 4 |
№ 1061 (а)
х | 2 | - 2 |
у | - 6 | 0 |
Ответ: (0; -3)
Самостоятельная работа
Вариант 1.
- Определите координаты точки пересечения прямых. Запишите соответствующую систему уравнений.
- Решите с помощью графиков систему уравнений:
Самостоятельная работа
Вариант 2.
- Определите координаты точки пересечения прямых. Запишите соответствующую систему уравнений.
- Решите с помощью графиков систему уравнений:
Ответы:
Вариант 1: 1) (-2; 3); 2) (-2; 2).
Вариант 2: 1) (4; -2); 2) (2; 1).
Итак, Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что называется решением системы линейных уравнений с двумя переменными?
Что значит решить систему уравнений?
Какая пара чисел является решением системы уравнений:
1) (-5; - 2), 2) ( -5; - 8), 3) (-3; 6), 4) (-4; -4)?
- Постановка домашнего задания
П. 42, № 1058, № 1060 (в, г), № 1061 (б)
Составить математическую модель задачи Аль – Хорезми и решить ее: Найти два числа, зная, что их сумма равна 10, а отношение 4.
- Выставление оценок, подведение итогов урока. Рефлексия.
А сейчас напишите на листах, лежащих перед вами как вы усвоили материал урока:
- Невероятно интересным на уроке было …
- Я усвоил тему
- Я недостаточно усвоил тему, но могу дома разобраться самостоятельно
- Я не усвоил тему, обращусь за помощью к учителю.
Доска бела от мела,
Рука устала, затекла спина,
Мы друг на друга смотрим очумело,
А все-таки задача решена!
Додумались! Добились! «Раскололи»!
Намаялись, однако же смогли!
Забыли о кино и о футболе
Звонку не рады – до чего дошли.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры в 7-м классе "Система линейных уравнений с двумя переменными"
Урок погружения в тему предполагает предварительное знакомство с новым материалом. Для ознакомления с темой "Системы линейных уравнений" использованы исторические задачи, приведенные в книге Я. Перель...
Урок математики "Решение системы линейных уравнений с двумя переменными"
Подобран материал для индивидуальной работы. Проверка идет с использованием флипчартов....
Презентация к уроку по теме "Системы линейных уравнений с двумя переменными"
Презентация к уроку предназначена для учащихся 9 класса коррекционной школы I, II вида, обучающихся по программе ЗПР....
Открытый урок на тему «Системы линейных уравнений с двумя переменными. Способ сложения». Алгебра 7 класс
Приобретать знания - храбрость,...
разработка урока алгебры в 7 классе по теме "Системы линейных уравнений с двумя переменными"
Представленный урок алгебры в 7 классе по учебнику Ю.Н.Макарычева идр. разработан с позиции системного подхода на основе современных психолого-педагогических и методических концепций, где ...
Презентация "Системы линейных уравнений с двумя переменными" 7 класс
Презентация для 7 класса. Тип урока: изучения нового материала. Автор учебника: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, и т.д....
Презентация по алгебре 7 класс по теме: "Системы линейных уравнений с двумя переменными"
Тип урока: урок обобщения.Цели: 1. Повторить алгоритм решения систем уравнений графическим методом, методом подстановки и сложения, рассмотреть применение систем как модели реальных ситуаций.2. ...