Проценты. Решение задач
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Урок по теме «Проценты» проводиться в четвертой четверти. При изучении темы, четвертым по счету
В программе курса математики 5 – 6 классов большое место уделяется решению задач на проценты. Обучение решению этих задач всегда рассматривалось как необходимое условие подготовки учащихся к жизни. Еще в дореволюционной школе изучение процентов было довольно тесно связано с потребностями коммерческих расчетов. В современной жизни задачи на проценты так же актуальны, так как расширяется сфера практического приложения процентных расчетов. Везде – в газетах, по радио и телевидению, в транспорте и на работе обсуждаются повышение цен, зарплат, рост стоимости акций, снижение покупательской способности населения. Коммерческие банки своими объявлениями стремятся привлечь деньги населения на различных условиях, появляются сведения о доходах по акциям различных предприятий и фондов, меняются проценты банковского кредита. Все это требует умения производить хотя бы несложные процентные расчеты для сравнения и выбора более выгодных условий.
Изучение темы «Проценты» и решение задач на проценты начинается в 5-ом классе, затем решение задач на проценты продолжается в 6-ом класса, в курсе алгебры основной и средней (полной) школы; кроме этого задачи на эту тему решаются на уроках физики, химии, экономики и других учебных дисциплин.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Киришская средняя общеобразовательная школа №8»
Разработка урока математики в 5 классе по теме
«Проценты. Решение задач».
Учитель математики
Ребракова Г. В.
г.Кириши, 2013 год
Аннотация.
Урок по теме «Проценты» проводиться в четвертой четверти. При изучении темы, четвертым по счету
Пояснительная записка.
В программе курса математики 5 – 6 классов большое место уделяется решению задач на проценты. Обучение решению этих задач всегда рассматривалось как необходимое условие подготовки учащихся к жизни. Еще в дореволюционной школе изучение процентов было довольно тесно связано с потребностями коммерческих расчетов. В современной жизни задачи на проценты так же актуальны, так как расширяется сфера практического приложения процентных расчетов. Везде – в газетах, по радио и телевидению, в транспорте и на работе обсуждаются повышение цен, зарплат, рост стоимости акций, снижение покупательской способности населения. Коммерческие банки своими объявлениями стремятся привлечь деньги населения на различных условиях, появляются сведения о доходах по акциям различных предприятий и фондов, меняются проценты банковского кредита. Все это требует умения производить хотя бы несложные процентные расчеты для сравнения и выбора более выгодных условий.
Изучение темы «Проценты» и решение задач на проценты начинается в 5-ом классе, затем решение задач на проценты продолжается в 6-ом класса, в курсе алгебры основной и средней (полной) школы; кроме этого задачи на эту тему решаются на уроках физики, химии, экономики и других учебных дисциплин.
2
Тема : «Проценты».
Цели урока:
Обучающая: повторение теоретического материала по теме «Проценты», формирование знаний и закрепление навыков решения уравнений и задач;
Развивающая: развитие интереса к математике, развитие мыслительной деятельности, развитие творческого мышления, математической речи учащихся, а также внимания и памяти;
Воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость.
Учебник: «Математика. 5 класс» авторов Виленкина Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С. И.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Форма проведения урока: урок-практикум.
Длительность: урок рассчитан на 45 минут.
Ход урока.
- Орг. момент.
Здравствуйте, садитесь . На этом уроке повторим и закрепим знание и умение решения задач с процентами различными способами. Они очень важны и для математики, и для других наук. Ведь задачи с процентами встретятся вам и в биологии, и в химии. Каждый из вас должен уметь верно и четко давать определение процента , и уметь посчитать число процентов в условии задачи, в зависимости от ситуации.
Сотая доля числа
В школе учитель за наши дела
Ставит в журнале оценки.
Сотую долю любого числа
Мы называем процентом.
- Актуализация ранее изученного.
У: Давайте вспомним, что называют процентом?
(1%-1/100 часть числа)
У: Как обозначают процент? (%)
У: А откуда пришло к нам понятие процент)
3
Итак, слово процент от латинского слова pro centum, что буквально означает «за сотню» или «со ста». Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях, вызванная практическими соображениями, родилась еще
в древности у вавилонян. Ряд задач клинописных табличек посвящен исчислению процентов, однако вавилонские ростовщики считали не «со ста», а «с шестидесяти». Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. От римлян проценты перешли к другим народам Европы.
Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль или убыток на каждые сто рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике. Ныне процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого (принимаемого за единицу).
Знак % происходит, как полагают, от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буква t превратилась в наклонную черту (/), возник современный символ для обозначения процента (см. схему, которую можно использовать на уроке).
- Чтобы правильно и быстро решать задачи, нам необходимо вспомнить как легче и быстрее найти от числа 50%; 20%; 25%; 10%.
- 50%=½
- 20%=1/5
- 25%=¼
- 10%=1/10
2. А теперь посчитайте:
10% от 1000 (100) ;
50% от 10000 (5000)
20% от 5000 (1000)
25% 100 (25)
Необходимо представить десятичные дроби в процентах и расставить их в порядке убывания. Посмотрите на рисунок и расставьте под каждым числом соответствующие буквы, и вы узнаете какое слово, зашифровано.
0,52; 0,78; 0,96; 0,6; 0,41; 0,27; 0,01.
Проверим решение
96%; 78%; 60%; 52%; 41%; 27%; 1%
М О Л О Д Ц Ы
- Закрепление.
Мы с вами преступаем к решению задач и узнаем, где нам могут пригодиться знания о проценте.
Задача 1.
В четырех 5-х классах СОШ №8 учится 100 человек. В школьной олимпиаде по математике приняли участие 28% учащихся. Сколько учеников участвовало в олимпиаде по математике?
Решение.
Учатся – 100 чел. |
28%=0,28
100*0,28=28 (чел) – участвовало в олимпиаде по математике.
Ответ: 15 человек.
А теперь нам предстоит побывать в роли предпринимателя и решить следующую задачу:
5
Магазин в I день продал 45% всех тетрадей, во II – 35% всех тетрадей, а в III – остальные 82 тетради. Сколько тетрадей было в магазине?
1) 100 – (45 + 35) = 20 (%) – тетрадей продали в III день.
2) 20% = 0,2;
82: 0,2 = 820 : 2 = 410 (т) – было в магазине.
Ответ: 410 тетрадей.
Физминутка
Все движения разминки повторяем без запинки.
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге нагнулись ниже,
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
А теперь мы с вами отправляемся в сбербанк, заплатить коммунальные услуги. Но узнав, что услуги подорожали, придется
Выяснить сколько нужно взять денег с собой.
Задача 3.
Плата за коммунальные услуги составляет 800 рублей. Сколько рублей придется заплатить за коммунальные услуги после их подорожания на 6,5 %?
Решение:
Найдем, сколько рублей составляет 6,5 %. Для этого умножим 800*0,065=52 р.
52 р. составляет подорожание коммунальных услуг.
Найдем какую сумму нужно будет заплатить потребителям.
800+52=852 (р.)
Ответ: 852 р.
6
Задача 4.
В сбербанке родители попросили нас узнать какой сейчас процент годовых, давайте посчитаем выгодность вложений.
А теперь решим задачу, которая встречается на экзамене у выпускников.
Вкладчик внес в банк 1200 р. В какую сумму вклад превратится через год, если банк начисляет доход в размере 4 % годовых?
Решение:
Найдем какое вознаграждение банк доложит вкладчику. Для этого умножим 1200 р. на процент годовых 4%.
4% = 0,04
1200 • 0, 04 = 48 р. - такое вознаграждение доложит банк вкладчику через год.
Теперь найдем общую сумму, которую заберет вкладчик через год.
1200 + 48 = 1248 р. - в такую сумму превратится вклад через год.
Ответ: 1248 р.
- Самостоятельная работа.
Выполнить тест.
Вариант I
1. 4 % – это:
1) 0,4 2) 0,004 3) 0,04 4) 0,0004
2. 0,103 – это:
1) 1,03 % 2) 10,3 % 3) 103 % 4) 0,103 %
3. 20 % избирателей – это:
1) двадцатая часть избирателей 2) половина избирателей
3) четвертая часть избирателей 4) пятая часть избирателей.
4. При помоле пшеницы получается 80 % муки. Сколько муки получится из 90 тонн пшеницы?
1) 112,5 т 2) 10 т 3) 72 т 4) 7200 т.
7
Вариант II
1. 7% – это:
1) 0,07 2) 0,7 3) 0,007 4) 0,0007
1) 204 % 2) 2,04 % 3) 20,4 % 3) 0,204 %
3. 25 % учеников класса – это:
1) половина учеников класса;
2) четверть учеников класса;
3) пятая часть учеников класса;
4) двадцать пятая часть учеников.
4. 40 % от 70 равно:
1) 28 2) 30 3) 175 4) 2800.
- Итог.
Что такое процент?
Что помогают нам вычислять проценты?
Что научились считать в задачах?
- Домашнее задание.
Подготовить творческую работу по теме:
Проценты в окружающем нас мире.
Веселые истории в стране процентов.
Сочините сказку (кроссворд, стихотворение) о проценте.
Список литературы.
- Виленкин Н. Я. Математика 5 класс-М.: Мнемозима,2009.
- Фальке Л. Я. Час занимательной математики-М.: Илекса, 2003.
- Шервин Л.Н. и др. Математика 5 класс учебник-собеседник-М.:Просвещение,1995.
- Жохов В. И. Преподавание математики в 5-6 классах-М.: Мнемозина, 2000.
- Кротова Л.,Савинцева Н. Тесты по математике (рабочая тетрадь)-М.: Айрис Пресс Рольф, 1998.
- Гришина И. В. Математические тесты 5 класс-С.: Лицей, 2011.
9
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Закрепление знаний, умений и навыков по теме: «Проценты». Формирование умений решать задачи на нахождение процента от числа разными способами. Развитие интереса к предмету, памяти, внимания. Воспитание дисциплинированности, аккуратности, чувства товарищества, взаимопомощи.
Решение задач с практическим содержанием Тема урока : ПРОЦЕНТЫ
Цели урока: Закрепить умения решать задачи на нахождение процента от числа разными способами; Показать широту применения в жизни процентных вычислений; Воспитывать дисциплинированность, чувства товарищества, взаимопомощи.
Сотая доля числа. В школе учитель за наши дела Ставит в журнале оценки. Сотую долю любого числа Мы называем процентом .
Устный счет числа 50%; 20%; 25%; 10%. • 50%=½ • 20%=1/5 • 25%=¼ • 10%=1/10
10% от 1000 50 % от 10000 20% от 5000 25% 100
В четырех 5-х классах СОШ №8 учится 100 человек. В школьной олимпиаде по математике приняли участие 28% учащихся. Сколько учеников участвовало в олимпиаде по математике ? Учатся – 100 чел. Участвовало - ? чел, 28% от 28%=0,28 100*0,28=28 (чел) – участвовало в олимпиаде по математике. Ответ: 28 человек .
Магазин в I день продал 45% всех тетрадей, во II – 35% всех тетрадей, а в III – остальные 82 тетради. Сколько тетрадей было в магазине? 1) 100 – (45 + 35) = 20 (%) – тетрадей продали в III день. 2) 20% = 0,2; 82: 0,2 = 820 : 2 = 410 (т) – было в магазине. Ответ: 410 тетрадей
Физкультминутка Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе - хе ! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге – ге ! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка
Плата за коммунальные услуги составляет 800 рублей. Сколько рублей придется заплатить за коммунальные услуги после их подорожания на 6,5 %? Найдем, сколько рублей составляет 6,5 %. Для этого умножим 800*0,065=52 р. 52 р. составляет подорожание коммунальных услуг. Найдем какую сумму нужно будет заплатить потребителям. 800+52=852 (р.) Ответ: 852 р.
Вкладчик внес в банк 1200 р. В какую сумму вклад превратится через год, если банк начисляет доход в размере 4 % годовых? Найдем какое вознаграждение банк доложит вкладчику. Для этого умножим 1200 р. на процент годовых 4%. 4% = 0,04 1200 • 0, 04 = 48 р. - такое вознаграждение доложит банк вкладчику через год. Теперь найдем общую сумму, которую заберет вкладчик через год. 1200 + 48 = 1248 р. - в такую сумму превратится вклад через год. Ответ: 1248 р.
Домашнее задание Подготовить творческую работу по теме: Проценты в окружающем нас мире. Веселые истории в стране процентов. Сочините сказку (кроссворд, стихотворение) о проценте.
Спасибо за урок !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок "Проценты. Решение задач"
Урок математики в 5 классе.Тема урока: Проценты. Решение задач.Цели урока: -повторить алгоритмы решения задач:1). На нахождение процентов от числа.2). Нахождение по процентам всего числа.-познак...
Урок-конкурс по математике "Проценты. Решение задач""
Урок – проблема «О вреде курения с точки зрения математики» по теме «Проценты. Решение задач»...
Урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"
Обобщающий урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"...
математика 6 класс "Проценты. Решение задач"
Аннотация к уроку. Возрастающая потребность связи математики и различных жизненных ситуаций настоящего времени вынуждает часто задумываться об организации разнообразных форм проведения уроков, по...
Тест по теме "Проценты. Решение задач".
Данный тест составлен по теме «Проценты. Решение задач» и предназначен для учащихся 6-11 классов. Он может быть использован на уроках промежуточного и обобщающего контроля по данной теме и при о...
Урок по математике Проценты. Решение задач.
Цель: отрабатывать умения и навыки.Тип: Урок комплексного применения знаний.Задачи: 1) Образовательные: учить решать задачи практической направленности на нахождение процента от числа и числа по ...
Проценты. Решение задач на проценты
Проценты. Решение задач на проценты...