Конспект урока по математике в 6 классе по теме «Решение уравнений»
учителя математики МБОУ Ажиновской СОШ
Багаевского района Ростовской области
Чураевой Людмилы Васильевны,
стаж работы 41 год, квалификационная категория высшая.
| Этапы работы | Содержание этапа (заполняется педагогом) |
1. | Организационный момент, включающий: • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
| Организационный момент (3 мин.) Цели организационного момента урока: распределить учащихся в группы-пары, раздать для пар задания на карточках, раздать чистые листы (можно экраны). Цели работы в парах: создание ситуации успеха и осознания учащимися своей значимости в решении проблем Задачи работы в парах: учиться работать в общении, оказывать помощь друг другу в приобретении новых знаний Методы организации работы: создание проблемной ситуации Особенности класса: в моем 6 классе 10 обучающихся, 2 чел обладают природным математическим мышлением, 2 чел. добиваются успехов в освоении учебного материала упорным трудом, 2 чел. старательные дети, но понимание математических понятий им дается с трудом и 4 человека не одарены способностью понимать материал порою даже с третьего повтора. |
2. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
| Опрос по заданному на дом материалу (10 мин.) Цель: повторение пройденного материала Задачи: повторить, что такое коэффициент, понятие подобных слагаемых; решить задачу на взвешивание на чашечных весах двумя способами; арифметическим и составлением уравнения. Методы: Устная работа с восприятием на слух информации. Содержание опроса (материал- на доске.) 1.Упростить выражения и назвать коэффициенты:-2mх3n; 2a(-3b); 1/2ac (-2x). Дать определение коэффициента. Решение: :-2mх3n = - 6mnx,коэффициент -6 ; 2a(-3b) = -6ab, коэффициент -6; 1/2ac (-2x) = - acx, коэффициент -1 2.Выполните приведение подобных слагаемых: 10a+b-10b+a; 3m+2m+5n; x+y-x+6 Дать определение подобных слагаемых. Решение: 10a+b-10b+a = 11a – 9b; 3m+2m+5n = 5m + 5n; x+y-x+6 = y + 6 3.Предлагается задача практического содержания: «На левой чашке весов лежат два батона хлеба, бутылка с кефиром и гиря в 500г. На правой чашке весов – такая же бутылка с кефиром, гиря в 500 г и гиря в 1 кг. Весы находятся в равовесии Найдите массу одного батона хлеба.» Решите задачу различными способами. Дети смогли предложить два способа решения Решение. 1 способ- арифметический Снять с каждой чашки весов по 1 бутылки с кефиром, как равные по весу и гири по 500 г. На одной чашке останется 2 батона хлеба, а на другой гиря в 1 кг. Равновесие не нарушится. Значит масса батона хлеба 500 г 2 способ- составлением уравнения. С каждой чашки весов можно снять бутылку с кефиром, как равные по весу и гири в 500 г Приняв массу батона за x грамм, составить уравнение 2x = 1000. Тогда x = 500. Следовательно, масса одного батона хлеба 500г. 4.Среди предложенных выражений найти уравнения: - 7ak+ 2mn; 19x – 25 = 123; ab – cd; 97 = - 45 + 6y; ax = b; 13cdy Дать определение, что такое уравнение? Что значит решить уравнение? Что такое корень уравнения? Сколько корней может быть в уравнении? Дети определение уравнения, что значит решить уравнение, сколько корней может быть в уравнении знают все, что меня радует. А корень – числовое значение неизвестного, обращающее уравнение в верное числовое равенство – проговаривают четко только 6 человек. А понимание, что верное числовое равенство должно получится после подстановки в уравнение найденного значения неизвестного, есть у всех. Решение: 19x – 25 = 123; 97 = - 45 + 6y; ax = b Критерии достижения цели: выявление полноты, прочности усвоения обучающимися теории и умения применять на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Метод организации совместной деятельности учащихся: Работа в группах-парах Метод стимулирования учебной активности: применение поурочного балла с использованием жетонов; Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: метод--за каждый верный ответ пары получают жетон, 5 жетонов и более приравниваются к оценке «5», 4 жетона-«4» , 3 жетона –«3»; критерии – верные решения, полные ответы, умение рассуждать и строить логические цепочки. Перед изучением нового материала прошу детей определить тему урока. По предыдущим заданиям дети поняли, что тема урока : «Решение уравнений» |
3. | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала | Изучение нового учебного материала (20 мин.) Учебная цель: усвоение правила переноса слагаемых из одной части уравнения в другую, приведение уравнения к виду ax=b, умение делить обе части уравнения на одно и то же отличное от нуля число и решение уравнения. Цели формирования УУД 1.Регулятивная: уметь организовывать мыслительную деятельность и оценивать результаты деятельности 2.Познавательная: классифицировать предложенные задания (объединить в группы по существенному признаку) 3.Личностная: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше; стремиться понять, как правильно будет выглядеть решение уравнения. 4.Коммуникативная: уметь строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с участниками учебного процесса (одноклассниками, учителем) Задачи: 1.Развитие внимания учащихся, логического мышления, умения анализировать, сопоставлять, находить закономерности при работе с уравнениями 2.Овладение знаниями о решении уравнений 3.Развитие представлений об уравнениях и взаимосвязи теории уравнений с практикой. Основные положения нового учебного материала: 1.Определение уравнения (повторение) 2.Решение уравнений по правилу отыскания неизвестного множителя (повторение) 3 Правило деления обеих частей уравнения на одно и то же отличное от нуля число 4 Правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую 5.Линейное уравнение ax = b Представление нового материала: Предлагаются уравнения: -15t = 45 -t - 15t = -32 -6+8x = 3+15+4x 15t – t =28 -y+3y = - y+6 15t = – 60 x+2x = x – 4 5x – 5 = 2x + 10 Задание 1: Разбить уравнения на группы и упорядочить группы по уровню сложности. Задание 2. Обосновать способ решения каждой группы уравнений (устно). Задание 3. Записать решение уравнения 5x – 5 = 2x + 10 обоснованным способом. Групповая деятельность учащихся: работают дети в группах – парах, каждой паре на стол дано задание на листках (задания одинаковые даны всем парам) Работа с учетом особенностей класса разбита мною на шаги: 1шаг Задание 1: Разбить уравнения на группы и упорядочить группы по уровню сложности. После получения информации от каждой пары и совместного обсуждения результат получен такой: I группа -15t = 45; 15t = – 60 IIгруппа 15t – t =28; -t - 15t = -32 IIIгруппа x+2x = x – 4; -y+3y = - y+6 IVгруппа 5x – 5 = 2x + 10; -6+8x = 3+15+4x 2 шаг Задание 2. Обосновать способ решения каждой группы уравнений (устно). Информация получена следующая: Iгруппа уравнений решается нахождением неизвестного множителя делением произведения на известный множитель или еще делением обеих частей уравнения на коэффициент при неизвестной и…еще делением обеих частей уравнения на одно и то же , не равное нулю, число. «На последнюю фразу следует особо обратить внимание!»- говорю я, учитель, и прошу уточнения: «Почему не равное нулю число?» Ответ: «А на нуль делить нельзя!» II группа уравнений решается приведением подобных слагаемых и сведением уравнения к виду Iгруппы И здесь учитель говорит о том, что такие уравнения могут быть записаны в виде ax = b, где «a» не равно нулю, и называются такие уравнения «линейными» III группа уравнений Вспомнив задачу о весах, можно убрать (т.е. вычесть) из левой и правой частей уравнений одинаковые слагаемые: в одном уравнении x , в другом уравнении - y. Мы получим опять уравнение I группы, т.е. линейное. Этот обобщенный вывод сделан детьми. А дальше мысли пошли по накатанной тропе: IVгруппа уравнений может быть решена также способом «весов». Сначала вычитаем из обеих частей уравнений слагаемые, содержащие неизвестное с меньшим коэффициентом, а потом вычитаем из обеих частей уравнения числа: в первом уравнении число – 5, а во втором уравнении число – 6. В результате придем к уравнениям линейным. Примечание. При этом прослушаны ответы и мнения каждой пары учащихся. В парах подобраны дети так, чтобы могли друг другу помочь и направить мысли по наиболее верному пути решения проблемы. 3шаг Задание 3. Записать решение уравнения 5x – 5 = 2x + 10 обоснованным способом. Проверка решения предложенного уравнения комментированием. Решение записано обоснованным способом: 5x – 5 = 2x + 10, 5x – 2x - 5 = 2x – 2x + 10, 5x – 2x – 5 – ( - 5 ) = 10 – ( - 5), 5x – 2x = 10 + 5, 3x = 15, x = 15:3, x = 5 Ответ: x = 5 Далее я (учитель) предлагаю сравнить первую строчку условия и 4-ю полученную строчку. Вопрос: «Что произошло?» В классе почти все дети пришли к верному выводу: слагаемые перенесены из одной части уравнения в другую и у перенесенных слагаемых поменялись знаки на противоположные. Далее предлагаю открыть учебники на странице 230 и прочитать правило, выделенное жирным шрифтом: «Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак» У детей заблестели глаза: они это знают! Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к учебному материалу: «У детей заблестели глаза: они это знают!» - в моем 6 классе – это главный критерий: удовлетворение от полученных знаний. Методы стимулирования учебной деятельности учащихся: это- поурочный балл, справедливое распределение заданий, взаимопомощь, ответственность, положительное отношение к процессу познания, сотрудничество с учителем и сверстниками.
|
4. | Закрепление учебного материала, предполагающее: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог. • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. | Закрепление учебного материала (7 мин.) Цель Усвоение учащимися правила решения уравнения переносом слагаемых из одной части уравнения в другую и делением обеих частей уравнения на одно и то же отличное от нуля число, а также узнавание линейного уравнения ax = b Цели: Регулятивные- умение решать уравнения пошагово, контролировать свою работу и результаты вычислений, включая контроль действий в сотрудничестве со сверстниками и учителем. А также умение адекватно воспринимать оценки. Познавательные –осмысление содержания компонентов уравнений, поиск способа решения, построение логической цепи рассуждений и вычислений. Личностные – готовность к сотрудничеству, оказание помощи, распределение ролей; оценивание усвоенных способов решения уравнений; формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки своей работы. Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли при решении уравнений; оценка действий партнера и умение работать в паре (а также контроль и коррекция); владение монологической и диалогической формами речи родного языка. Задачи: Развитие логического мышления учащихся, формирование умений обосновывать суждения, знать четкие определения уравнения, правил переноса слагаемых из одной части уравнения в другую и деления обеих частей уравнения на одно и то же отличное от нуля число; формирование видения красоты математических рассуждений. Формы и методы достижения целей: диалог участников урока (учащихся, учащихся и учителя), письменная работа, устные выводы и обобщения, групповая работа в сотрудничестве, сопровождающаяся развитием творческих способностей учащихся. Содержание закрепления материала: 1.Предлагаю парам решить второе уравнение IVгруппы -6+8x = 3+15+4x Дети обрадованно сообщают мне, что разница в уравнениях совсем небольшая. Решенное уравнение мы затем проверили комментированием. Повторили правила переноса слагаемых из одной части уравнения в другую, общий вид линейного уравнения и правило о делении обеих частей уравнения на число отличное от нуля ( на нуль делить нельзя!) Здесь каждая пара с удовольствием высказывалась и при этом звучали правильные выводы. Решение: -6+8x = 3+15+4x, 8x – 4x = 18 + 6, 4x = 24, x = 6 Ответ: x = 6 2.Выполнить устно № 1314 (перенести из левой части уравнения в правую то слагаемое, которое не содержит неизвестного) и № 1315 (соберите в левой части уравнения все слагаемые, содержащие неизвестное, а в правой – не содержащие неизвестное) Решение: № 1314 а) 8x + 5,9 = 7x + 20; 8x = 7x + 20 – 5,9 б) 6x – 8 = - 5x – 1,6; 6x = - 5x – 1,6 + 8 № 1315 а)15y – 8 = - 6y + 4,6; 15y + 6y = 4,6 + 8 б) – 16z + 1,7 = 2z – 1; - 16z – 2z = -1 – 1,7 Критерии определения степени усвоения материала: способность учащихся понимать формулировки заданий, верные ответы Пути и методы реагирования на ситуацию в случае, если учащиеся не усвоили материал: конечно, времени одного урока недостаточно на такую ситуацию. Поэтому предлагаю моим 4 учащимся выделить время после урока и прослушать мое пояснение домашнего задания еще раз. А сама планирую на следующий урок разбор похожих заданий, индивидуальные задания по карточкам, выяснение причин неудачи и оказание помощи, а также привлечение сверстников к сотрудничеству. Следующий урок обязательно начать с проверки домашнего задания и повторного объяснения на примерах и провести самостоятельную работу в парах. Нужно добиваться от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, проявления настойчивости в познании материала, ответственности, критического мышления. Из практики своей знаю, что доброжелательное отношение участников учебного процесса учат аргументированно отстаивать свои взгляды и развивают способность принимать самостоятельные решения, стимулируют желание учится. |
5. | Задание на дом, включающее: • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. | Задание на дом (3 мин.) Цели самостоятельной работы учащихся: повторить и запомнить формулировки правил о переносе слагаемых в уравнении из одной части в другую, применить полученные на уроке знания при решении уравнений Цели, которых хочет достичь учитель от выполнения учащимися домашнего задания. Уметь применять перенос слагаемых из одной части уравнения в другую, делить обе части уравнения на одно и то же отличное от нуля число, помнить общий вид линейного уравнения ax = b. Критерии успешного выполнения домашнего задания: - усвоенные на уроке правила решения линейных уравнений с помощью переноса слагаемых из одной части уравнения в другую; - усвоенные правила деления обеих частей уравнения на одно и то же не равное нулю число; -самостоятельное повторение и запоминание правил решения линейных уравнений; --аккуратное и грамотное выполнение математических записей; -трудолюбие и ответственность. Содержание домашнего задания: п 42 стр. 229- 230, № 1316 (а,б,в), по желанию ещё (г,д) а) 6x – 12 = 5x + 4; б) – 9a + 8 = - 10a – 2; в) 7m + 1 = 8m + 9; г) – 12n – 3 = 11n – 3; д) 4 + 25y = 6 + 24y Решение домашнего задания: а) 6x – 12 = 5x + 4; 6x – 5x = 4 + 12 x = 16 Ответ: x = 16 б) – 9a + 8 = - 10a – 2; - 9a + 10a = - 2 – 8 a = - 10 Ответ: a = - 10 в) 7m + 1 = 8m + 9; 7m – 8m = 9 – 1 - m = 8 m = - 8 Ответ: m = - 8 г) – 12n – 3 = 11n – 3; - 12n – 11n = - 3 + 3 - 23n = 0 n = 0 Ответ: n = 0 д) 4 + 25y = 6 + 24y 25y – 24y = 6 – 4 y = 2 Ответ: y = 2 Итог урока (2 мин.) Цели: обеспечение позитивного настроя на получение знаний, осуществление итогового контроля за урок, выставление оценок Регулятивная – оценка, осознание качества и уровня освоения материала урока Личностная – оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач Коммуникативная – умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и учителем, проявлять активность. Озвучили тему урока, основные вопросы темы. Выставлены оценки за урок. Я благодарю детей за урок, желаю им успехов и радостного настроения. До свидания! До новых встреч! |
Место темы урока «Решение уравнений»
в рабочей программе по математике
в 6 классе к учебнику: Виленкин Н.Я., Жохов В.И.,
Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. «Математика 6»,
М.: Мнемозина 2012
2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена учителем математики МБОУ Ажиновской СОШ Чураевой Людмилой васильевной на основе нормативных документов:
1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089)
2.Примерной программы основного общего образования и авторской программы Н.Я.Виленкина.
3.Федерального базисного учебного плана для основного общего образования и Программы развития для основного общего образования.
Структура документа:
1.Пояснительная записка
2.Основное содержание
3.Распределение учебных часов по разделам программы
4. Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса
5. Календарно-тематическое планирование
6. Учебное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса обучения для школьников и учителя
7. Приложение: примерные контрольные работы
Пояснительная записка (извлечение к теме «Решение уравнений»):
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение целей: формирование научного мировоззрения обучающихся, формирование качеств мышления (критического мышления), элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Задачи обучения математики: развитие логического мышления обучающихся, грамотной речи, умения обосновывать и давать четкие определения, видеть внутреннюю гармонию математики, понимать красоту и изящество математических рассуждений.
Программой отводится на изучение математики в 6 классе 6 часов в неделю, что составляет 206 часов в учебный год (согласно годового календарного учебного графика МБОУ Ажиновской СОШ на 2012-2013 учебный год).
Основное содержание обучения:
п.8 Решение уравнений 19 часов
1. Раскрытие скобок.
2.Коэффициент.
3. Подобные слагаемые.
4. Решение уравнений.
Календарно-тематическое планирование по математике на 2012-2013 уч. год (фрагмент):
№ урока | Наименование раздела программы Тема урока | Требования к уровню подготовки обучающихся. Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Количество часов | Дата проведения урока |
| Глава вторая. Рациональные числа. |
|
|
|
| п8 Решение уравнений |
| 19 |
|
148-150 | Раскрытие скобок | 1.Применять распределительный закон умножения при раскрытии скобок. 2.Применять правила умножения отрицательных чисел и чисел с разными знаками. 3.Применять правила раскрытия скобок, перед которыми стоит знак + или - . 4.Верно использовать в речи термин «раскрытие скобок» | 3 | Март 12.13.14 |
151-153 | Коэффициент | 1.Применять правила умножения отрицательных чисел и чисел с разными знаками. 2.Понимать, что называется числовым коэффициентом и что коэффициент пишут перед буквенными множителями. 3.Верно использовать в речи термин «коэффициент». Определять коэффициенты буквенных выражений. | 3 | 15,16,18 |
154-157 | Подобные слагаемые | 1.Выполнять сложение чисел отрицательных и чисел с разными знаками. 2.Понимать, какие слагаемые называются подобными и что значит «привести» подобные слагаемые. 3.Верно использовать в речи термин «приведение подобных слагаемых». Приводить подобные слагаемые. | 4 | 19,20,21,22 |
158 | Контроль ная работа №12 по теме: «Раскры тие скобок. Подобные слагаемые» | Применять правила раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых при выполнении контрольных заданий. | 1 |
23 |
159-165 | Решение уравнений | 1.Применять правила умножения отрицательных чисел и чисел с разными знаками при раскрытии скобок. 2.Выполнять сложение чисел отрицательных и чисел с разными знаками при упрощении буквенных выражений. 3.Выполнять раскрытия скобок, перед которыми стоит знак + или – 4.Понимать, что называется числовым коэффициентом и что коэффициент пишут перед буквенными множителями. 5.Выполнять приведение подобных слагаемых. 6.Знать определение уравнения, его корня и что значит решить уравнение. Грамматически верно читать записи уравнений. 7.Понимать и применять правила переноса слагаемых из одной части уравнения в другую, правила деления (или умножения) обеих частей уравнения на одно и то же число отличное от нуля. 8.Понимать, что в результате всех выполненных действий получим линейное уравнение вида ax = b и верно использовать в речи термин «линейное уравнение» 9.Решать уравнения и текстовые задачи с помощью уравнений. 10.Решать текстовые задачи арифметическими способами. Приводить примеры конечных и бесконечных множеств. Решать логические задачи с помощью графов. | 7 | Апрель 4.5.6,8.9,10,11 |
166 | Контрольная работа №13 «Решение уравнений». | Применять полученные (систематизированные) знания при выполнении контрольных заданий по теме «Решение уравнений» | 1 |
12 |
Требования к уровню подготовки. Результаты освоения содержания курса (извлечение к теме «Решение уравнений»)
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные- ответственное отношение к учению,
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
- умение точно, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры,
- критичность мышления, умение распознавать некорректное высказывание,
- инициатива, находчивость, активность при решении арифметических задач,
- умение контролировать результат учебной математической деятельности,
Метапредметные – способности самостоятельно планировать пути решений и способы решений познавательных задач,
- умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы,
-способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполненных учебных заданий,
- умение применять и преобразовывать знаково-символические средства для решения учебных задач,
- развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, взаимодействовать и находить общие способы работы, умение работать в группе, слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение,
- развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни,
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения заданий.
Предметные – умение работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику,
- иметь представление о числе, дроби. процентах.
- выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения задач,
- умение пользоваться изученными математическими формулами,
- умение применять изученные понятия.
УМК Н.Я.Виленкина и др. «Математика 6»:
1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. «Математика 6»,
М.: Мнемозина 2012
2. Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике. 6 класс, М.: Просвещение 1991, 2005
3. Жохов В.И. Математика. Контрольные работы 6 класс, М.: Мнемозина 2010
4. Жохов В.И. Математические диктанты 6 класс, М.: Мнемозина 2010
5. Л.А.Топилина, Т.Л.Афанасьева Математика 6 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И,Жохова( I и II полугодие), , Волгоград, Учитель. 2006
6. Л.П.Попова Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н.Я.Виленкина, 6 класс, М.:Вако.2009
7 Учебное интерактивное пособие к учебнику Н.Я.Виленкина. В.И. Жохова, А.С. Чеснокова. С.И.Шварцбурда «Математика 6 класс».М.: Мнемозина 2008
8.В.К.Совайленко,О.В.Лебедева Сборник развивающих задач с решениями для учащихся 5-6 классов, Легион, Ростов-на-Дону 2005