Идивидуальная образовательная траектория на уроках математики
материал по алгебре по теме
Текст выступления и презентация к нему по теме "Индивидуальная образовательная траектория на уроках математики". В выступлении были рассмотрины следующие вопросы: какие школьнику необходимы условия для обучения по ИОТ, способы организации образовательного процесса, в какой форма можно проводить оценку и коррекцию своей самостоятельной работы. В практической части были приведены и разобраны примеры заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 157.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная образовательная траектория на уроках математики
Учитель, желающий видеть и развивать в каждом ученике уникальную личность, становится перед сложной педагогической задачей: как одновременно обучать всех по-разному. В связи с этим возникает проблема: как организовать образование учеников по их собственным, но разным траекториям?
Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными способами, каждый из которых, те не менее, именуют индивидуальным подходом.
Первый способ - дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности или другим параметрам. Для этого учеников обычно делят на группы по типу: "физики", "гуманитарии", "техники"; или: способные, средние, отстающие; уровни А, В, С.
Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается от каждого ученика применительно к каждой из изучаемых им образовательных областей. Другими словами, каждому ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин.
Первый подход наиболее распространён в современных школах, второй - почти отсутствует, поскольку требует не просто индивидуального движения ученика на фоне общих, заданных извне целей, а одновременной разработки и реализации разных моделей обучения учеников, каждая из которых по-своему уникальна и отнесена к личностному потенциалу любого отдельно взятого ученика.
Задача личностного обучения состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития каждого ученика. Опираясь на индивидуальные качества и способности, ученик выстраивает свой образовательный путь. Одновременность реализации персональных моделей образования - одна из целей личностного образования.
Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его способностей: оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям.
Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории во всех образовательных областях в том случае, если ему будут предоставлены возможности:
- определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин;
- ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела;
- выбирать оптимальные формы и темпы обучения;
- применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям;
- рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.
Условием достижения целей и задач личностно ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей учеников, их уникальности, разноуровневости и разноплановости. Для этого применяются следующие способы:
- индивидуальные задания ученикам на уроках;
- организация парной и групповой работы;
- формулировка детям открытых заданий, которые предполагают их выполнение индивидуально каждым учеником («Моя математика», «Что я понимаю под словом…» и т.п.)
- предложение ученикам составить план занятия для себя, выбрать содержание своего домашнего задания, тему творческой работы, индивидуальную образовательную программу по предмету на обозримый период времени.
- самостоятельные работы по разным уровням сложности
Задания для учащихся, предназначенных для их индивидуального самоопределения:
- логического типа: Мальвина предложила Буратино придумать такие два числа, чтобы их разность была больше уменьшаемого. “Разве так бывает?”,– удивился Буратино. “Конечно, бывает”, – ответила Мальвина. Ребята, помогите Буратино, придумать два таких числа.
- эмоционально-образного типа:
а) Нарисуйте график своего настроения на уроке. Есть ли на нем отрицательные значения? Почему?
- творческого типа:
а) Попробуй предположить, когда впервые люди узнали о существовании отрицательных чисел. Какая ситуация этому предшествовала? Сочини свою старинную легенду на эту тему.
- задания на постановку целей исследовательского типа:
Проведи наблюдение за температурой воздуха в течение суток и построй кривую суточных температур (через каждые два часа). Пусть кривая меняет свой цвет, при переходе через нулевую отметку (с красного на синий). Назвать наибольшую и наименьшую суточную температуру. На сколько они отличаются друг от друга?
- задачи на постановку целей эмоционально-образного типа:
Ночью тебе приснился сон, в котором ты оказался в царстве чисел. Опиши свой сон. Что ты увидел в царстве отрицательных чисел? В царстве положительных чисел? Чем они отличались друг от друга?
- задания на постановку целей творческого типа:
а) Какие ситуации в твоей жизни были связаны с положительными и отрицательными числами?
Получая проверенную самостоятельную работу, учащиеся проводят оценку и корректировку своей работы руководствуясь таблицей
Задача в которой была сделана ошибка | Причины ошибки | Как избежать ошибки? | Решение похожей задачи | ||
Как действовал я | Как надо было действовать | Почему я ошибся? | |||
Работая с ребенком над формированием его личности, не малое внимание уделяется его умению себя контролировать и самооценовать.
Самоконтроль – основное нравственное действие человека связанное с развитостью его волевой сферы. Самоконтроль осуществляется на основе личностно значимых мотивов и установок, что ведет к рациональной рефлексии и оценке учащимися своих собственных учебных действий. Самоконтроль учащихся предполагает анализ и коррекцию отношений между целями, средствами и результатами. Школьная самооценка - это оценка учеником самого себя, своих знаний, возможностей, качеств и занимаемого места среди одноклассников. Учебная самооценка является важным регулятором поведения школьника и относится к главному фактору формирования личности..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии на уроках математики
В данном выступлении охвачен теоретический материал по данной теме. Рассмотрены те технологии, которые использую в работе. Приведены конспекты уроков, на которых показана работа с данными технологиями...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/13/picture-58923.jpg)
Использование современных образовательных технологий на уроках математики
Информационные технологии, вторгшиеся в современную жизнь, меняют наши представления о мире, знании и о самих себе. Основная задача современного образования – не только давать знания,...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/13/picture-59066.jpg)
Методическая разработка "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики"
В методической разрабоке описана организация учебной деятельности на уроках математики с помощью электронный образовательных ресурсов....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/16/picture-125687-1350390059.jpg)
Применение современных образовательных технологий на уроках математики
В статье рассмотрены конкретные «образовательные технологии», применяющиеся на уроках математики...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/23/picture-388326-1390481251.jpg)
Построение индивидуальной образовательной траектории на уроках математики
Представлен алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории на уроках математики,...
«Использование интерактивных уроков РЭШ и других образовательных платформ на уроках математики в 5 классе (по обновленным ФГОС ООО)»
laquo;Использование интерактивных уроков РЭШ и других образовательных платформ на уроках математики в 5 классе (по обновленным ФГОС ООО)»- обзор интерактивных ресурсов для обучения ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/01/picture-1492540-1730470963.jpg)
Современные образовательные технологии на уроках математики учителя математики и информатики МАОУ "СОШ №55 г. Улан-Удэ" Борисовой Ольги Сергеевны
Современные образовательные технологии на уроках математики...