Рабочая программа по математике, 6 класс
рабочая программа по алгебре (6 класс) на тему
Рекомендована учителям, работающим по учебнику Виленкина Н.Я.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_rab.programma.doc | 224.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по математике в 6 классе.
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Данная программа ориентирована на учащихся 6а, в классов МБОУ « СОШ№15 с углубленным изучением отдельных предметов» Энгельсского муниципального района Саратовской области. Преподавание ведётся по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. Математика. 6 класс. -изд. Мнемозина, 2009.
Социальная значимость образования с помощью математики заключается в повышении средствами математики уровня интеллектуального развития человека для его полноценного функционирования в обществе, обеспечении функциональной грамотности каждого члена общества, что является необходимым условием повышения интеллектуального уровня общества в целом. В контексте образования с помощью математики образовательная область «Математика» выступает именно как предмет общего образования, ведущей целью которого является интеллектуальное воспитание, развитие мышления подрастающего человека, необходимое для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе.
Изучение математики в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- продолжить овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способностей к преодолению трудностей;
- продолжить формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- продолжить воспитание отношения к математики как к части общечеловеческой культуры.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики, т.е. технологий, которые идут на пользу здоровья обучающихся (строгая дозировка учебной нагрузки, построение урока с учётом работоспособности учащихся, соблюдение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой, проведение физкультминуток и динамических пауз, дифференцированное обучение и т.д).
Курс математики 6-го класса – важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается изучение вопросов, связанных с натуральными числами и завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Формируются понятия «общий делитель» и «общее кратное», необходимые для полного усвоения основного свойства дроби. Даются первые знания о положительных и отрицательных числах, вводятся арифметические действия над положительными и отрицательными числами, что позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одним неизвестным. Особое внимание уделяется усвоению понятия модуля числа. Продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. При этом учащиеся постепенно осознают правила выполнения основных логических операций. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Согласно федеральному базисному плану на изучение математики в 6 классе отводится 170 часов, т.е. 5 учебных часов в неделю. Из них контрольных работ 14 часов.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Промежуточный контроль проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ, математических диктантов в конце логически законченных блоков учебного материала. В конце 6 класса промежуточная аттестация предусмотрена в форме переводного экзамена.
Сроки реализации программы – 1 учебный год.
Для более широкого и глубокого знакомства с математикой введен курс «Элементы статистики и теории вероятностей» в количестве 3 часов. На этом этапе продолжается решение задач путем перебора возможных вариантов, изучается статистический подход к понятию вероятности. Формируются умения вычислять вероятности с помощью формул комбинаторики. Особое внимание уделяется правилу сложения и умножения вероятностей.
В результате изучения математики ученик должен
знать / понимать
• существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
• как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
• как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
• вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира;
уметь
• выполнять арифметические операции с обыкновенными дробями;
• переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;
• выполнять арифметические действия с рациональными числами;
• решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением
и пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения несложных практических задач
• устной прикидки и оценки результатов вычислений;
Предполагается простейшее использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
1. CD «1С: Репетитор. Математика» (КиМ);
2. CD «АЛГЕБРА не для отличников» (НИИ экономики авиационной промышленности);
3. Математика, 5–11.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет-ресурсов:
Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/.
Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.
Учебно-тематический план.
№ | Тематический блок | Кол-во часов |
1. | Повторение курса математика -5 | 3 |
2. | Делимость чисел. | 16 |
3. | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 22 |
4. | Умножение и деление обыкновенных дробей. | 32 |
5. | Отношения и пропорции | 18 |
6. | Положительные и отрицательные числа. | 13 |
7. | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. | 11 |
8. | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. | 12 |
9. | Решение уравнений. | 15 |
10. | Координаты на плоскости. | 11 |
11. | Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей. | 3 |
12.. | Повторение. Решение задач. | 14 |
Итого: 170
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Условные обозначения | |
по плану | по факту | ||||
Повторение курса математика -5 | 3 | ||||
§1. Делимость чисел | 16 | ||||
1 | Делители и кратные | 2 | |||
2 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 2 | Т | ||
3 | Признаки делимости на 9 и на 3 | 2 | ФО | ||
4 | Простые и составные числа | 2 | Т. | ||
5 | Разложение на простые множители | 2 | С.Р. | ||
6 | Наибольший общий делитель | 2 | ФО, Т | ||
7 | Наименьшее общее кратное | 3 | С.Р. | ||
Контрольная работа №1 по теме «Делимость чисел» | 1 | К.Р. | |||
§2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 22 | ||||
8 | Основное свойство дроби | 2 | |||
9 | Сокращение дробей | 3 | Т | ||
10 | Приведение дробей к общему знаменателю | 3 | ФО | ||
11 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 6 | М.Д. | ||
Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» | 1 | К.Р. | |||
12 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 6 | С.Р. | ||
Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» | 1 | К.Р. | |||
§3. Умножение и деление обыкновенных дробей | 28 | ||||
13 | Умножение дробей | 4 | |||
14 | Нахождение дроби от числа. | 5 | С.Р. | ||
15 | Применение распределительного свойства умножения. | 4 | |||
Контрольная работа № 4 по теме «Умножение дробей» | 1 | К.Р. | |||
16 | Взаимно обратные числа | 2 | |||
17 | Деление | 4 | Т | ||
Контрольная работа № 5 по теме «Деление дробей» | 1 | К.Р. | |||
18 | Нахождение числа по его дроби. | 4 | |||
19 | Дробные выражения. | 3 | С.Р. | ||
Контрольная работа № 6 по теме «Дробные выражения» | 1 | К.Р. | |||
§4. Отношения и пропорции | 18 | ||||
20 | Отношения. | 4 | ПД. | ||
21 | Пропорции. | 3 | Т | ||
22 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 3 | П.Д | ||
Контрольная работа № 7 по теме «Пропорции» | 1 | К.Р. | |||
23 | Масштаб. | 2 | |||
24 | Длина окружности и площадь круга. | 2 | Т | ||
25 | Шар | 2 | |||
Контрольная работа № 8 по теме «Длина окружности и площадь круга» | 1 | К.Р. | |||
§5. Положительные и отрицательные числа | 13 | ||||
26 | Координаты на прямой. | 3 | Т | ||
27 | Противоположные числа | 2 | |||
28 | Модуль числа | 2 | И.Р | ||
29 | Сравнение чисел | 2 | С.Р. | ||
30 | Измерение величин. | 3 | |||
Контрольная работа № 9 по теме «Положительные и отрицательные числа» | 1 | К.Р. | |||
§6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. | 11 | ||||
31 | Сложение чисел с помощью координатной прямой | 2 | И.Р. | ||
32 | Сложение отрицательных чисел. | 2 | Т | ||
33 | Сложение чисел с разными знаками | 3 | М.Д. | ||
34 | Вычитание | 3 | С.Р. | ||
Контрольная работа № 10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» | 1 | К.Р. | |||
§7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 12 | ||||
35 | Умножение | 3 | Т | ||
36 | Деление. | 3 | Т | ||
37 | Рациональные числа | 2 | Ф.О. | ||
Контрольная работа № 11 по теме «Умножение и деление» | 1 | К.Р. | |||
38 | Свойства действий с рациональными числами. | 3 | Т | ||
§8. Решение уравнений | 15 | ||||
39 | Раскрытие скобок | 3 | Т | ||
40 | Коэффициент | 2 | |||
41 | Подобные слагаемые. | 4 | С.Р. | ||
Контрольная работа № 12 « Подобные слагаемые» | 1 | К.Р. | |||
42 | Решение уравнений | 4 | Т; С.Р. | ||
Контрольная работа № 13 «Решение уравнений» | 1 | К.Р. | |||
§9. Координаты на плоскости | 11 | ||||
43 | Перпендикулярные прямые | 1 | Т | ||
44 | Параллельные прямые | 1 | С.Р. | ||
45 | Координатная плоскость | 2 | П.Р. | ||
46 | Столбчатые диаграммы. Полигон частот | 3 | ИР. | ||
47 | Графики. | 3 | П.Р. | ||
48 | Контрольная работа № 14 по теме «Координаты на плоскости» | 1 | К.Р. | ||
49 | Решение комбинаторных задач. | 3 | Т | ||
Итоговое повторение курса математики VI класса. | 18 | ||||
Повторение. Сложение и вычитание дробей. | 1 | С.Р. | |||
Повторение. Умножение и деление дробей. | 1 | Т | |||
Повторение. Пропорции. | 1 | ||||
Повторение. Решение задач на пропорции. | 1 | С.Р. | |||
Повторение. Длина окружности и площадь круга. | 1 | Ф.О. | |||
Повторение. Действия с числами с разными знаками. | 1 | С.Р. | |||
Повторение. Действия с числами с разными знаками. | 1 | Т | |||
Повторение. Раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых. | 3 | Т | |||
Повторение. Решение простейших уравнений. | 2 | П.Р. | |||
Повторение. Решение уравнений. | 1 | ||||
Повторение. Решение задач с помощью уравнений. | 1 | С.Р. | |||
Повторение. Координатная плоскость. | 1 | ||||
Повторение. Решение комбинаторных задач. | 1 | ||||
Итоговая контрольная работа №15 | 1 | ||||
Обобщающий урок. | 1 |
Требования к уровню подготовки шестиклассников.
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математический язык может описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
уметь
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа; находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
- решать линейные уравнения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов.
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выражать из формул одну переменную через остальные;
- решать линейные уравнения;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- распознавать изученные геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать изученные геометрические фигуры;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
- вычислять средние значения результатов измерений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
- решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов.
Информационно-методическое обеспечение.
Учебно-методический комплект (УМК)
Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. Учебник «Математика–6» Мнемозина, 2007
Литература для учителя:
1. Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004..
2.Требование к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования
3. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 кл. – М.: Дрофа, 2002.
4. Самостоятельные работы в V-VI классах. // «Математика в школе», 2005. № 4, 6, 9, 2006. № 1, 2.
- А.С. Чесноков, К.И. Нешков. Дидактические материалы для 6 класса,2004
- В.И. Жохов, В.Н. Погодин. Математический тренажер 6 класс: пособие для учителей и учащихся. Мнемозина,2007
- И.П. Ершова, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса. Илекса,2003
- Н.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. Наглядная геометрия: Учебное пособие для учащихся 5-6 классов. Дрофа,2002
- Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. Сборник нормативных документов. Математика. Дрофа, 2008
Литература для учащихся:
- Короткова Л., Савинцева Н. Тесты. Математика, 6. Рабочая тетрадь. М: «Айрис Пресс», 2001
- Альхова Е.Н, Епифанова О.П. Тесты. Математика 6., Рабочая тетрадь 1,2. Саратов:
«Лицей», 2006 - Гришина И.В, Листова Е.В. 6 класс. Тесты в 2 частях, Саратов: «Лицей», 2007
Электронные учебные пособия
- Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2002.
- Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.
- Математика 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.
- УМК «Живая математика» KCP Technologies, версия 4
- ПК «Математика на компьютерах 5-6», ООО "Издательство "СМИО Пресс"
- «1С: Математический конструктор 3.0»
- Программный комплекс «Координатная плоскость»
- «Графический редактор Math Graf».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....