Применение ИКТ на уроках математики.
методическая разработка по алгебре по теме
Предварительный просмотр:
I. Введение.
«Четкость и глубина изложения учебного материала учителем, ежедневный опрос, доброжелательная помощь педагога и товарищей, систематическая работа, становящаяся навыком, - залог прочных знаний. Радость успеха рождает творческое, заинтересованное отношение к учению, формирует познавательную самостоятельность».
В.Ф.Шаталов.
1. Актуальность выбранной темы.
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться.
Поэтому учителю надо поставить перед собой задачу – какие именно характеристики мотивации следует формировать для возникновения нового – сознательного и целенаправленного отношения ученика к внутренним сторонам учения как общественно значимой деятельности, к содержанию своего учебного труда.
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выбранная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Но, зачастую, как показывает опыт, уровень мотивации на уроках математики, заставляет желать лучшего, это конечно в первую очередь зависит от уровня сложности предмета и его учебной нагрузки. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс мною на уроках активно используются информационные технологии. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.
Активизация познавательной деятельности в обучении – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний происходит в процессе активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
2.Факторы активизации познавательной деятельности
К.Д. Ушинский подчеркивал: «Важно серьезное занятие сделать для детей занимательным». Исходя из этого, важнейшими факторами активизации познавательной деятельности учащихся являются:
- сотрудничество учащихся и учителя;
- самостоятельная работа на уроке;
- применение фронтальной, групповой, индивидуальной форм работы;
- дифференциация обучения;
- контроль знаний, умений, навыков;
- использование занимательного практического материала;
- создание проблемных ситуаций;
- поощрение учащихся;
- проектные работы.
3.Приоритетные направления деятельности.
Приоритетными направлениями моей работы являются:
- реализация комплексного подхода к обучению и воспитанию через обновление содержания образования на всех ступенях обучения;
- использование информационно-коммуникативных технологий на уроках математики, воспитательных мероприятиях.
II. Основная часть.
1. Основные проблемы и противоречия использования ИКТ на уроке математики, их обусловленность.
Предмет математики в курсе основного общего образования является довольно сложным, и, разумеется, задача каждого учителя состоит в наиболее полном освоении учениками основ этого предмета. Перед учителем встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения математике.
Всероссийская программа компьютеризации школ дала возможность педагогам использовать новые технологии на уроках.
Компьютер на уроках исключает монотонность, привлекает внимание учащихся. Яркость, насыщенность слайдов, появление на слайдах фотографий с иллюстрациями вносит разнообразие в учебный процесс, активизирует внимание и познавательную деятельность учащихся, стимулирует мотивацию учащихся, повышает интерес к предмету, призывает изучать различные источники.
Использование информационных технологий в учебном процессе способствует росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.
Использование компьютерных технологий позволяет в определённой степени добиваться выполнения следующих задач:
- использование наглядного материала для динамичного объяснения новой темы, введения новых понятий (благодаря настройкам изображений, анимации, и др.);
- повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации);
- использование на уроках разнообразных форм и методов работы, с целью повышения эффективности урока;
- вовлечение учащихся в творческую детскую самодеятельность – научную, художественную, социальную;
- использование тестовых задач при работе в компьютерной программе «Ассистент» (на разных этапах урока).
2. Варианты использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Использование видеопроектора и экрана.
При использовании видеопроектора и экрана можно передать информацию в любом доступном редакторе намного красочнее, крупнее, нагляднее, ведь мы не ограничены в использовании цветов. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда Power Point. Слайды, созданные в этой среде, отображают основные этапы урока. Например, объяснение нового материала, актуализация знаний учащихся, практическая работа, домашнее задание.
Подготавливая электронные плакаты перед уроком, мы освобождаем себя от рисования чертежа непосредственно на уроке. Данная операция экономит время, а также чертеж на экране – это совсем другое, яркие иллюстрации способствуют поддержанию устойчивого внимания учащихся во время работы.
Я в своей работе использую видеопроектор и интерактивную доску– это даёт возможность использовать не только проектор и экран, но и интерактивную доску.
Использование интерактивной доски.
При использовании интерактивной доски презентация проектируется не на экран, а на интерактивную доску (можно импортировать презентацию в программу доски – у некоторых видов ИД эта функция предусмотрена), что позволяет использовать возможности доски: нет необходимости находиться у компьютера для управления презентацией. «Захват» слайда в качестве изображения дает возможность учителю и ученикам делать пометки и записи непосредственно на слайде. Слайды являются печатной основой урока, на слайдах имеется свободное место для записи решений. Так, например, на уроке по теме: «Средняя линия треугольника» в 8 классе используется интерактивная доска при повторении учебного материала. Учащимся необходимо решить задачу:
«Треугольник, периметр которого 36, биссектрисой делится на два треугольника, периметры которых равны 18 и 26. Найдите биссектрису данного треугольника».
Учащиеся решают задачу и предлагают свои способы решения. Если выполнение рисунка к задаче у учащихся вызывает трудности, то можно перейти к следующему слайду, на котором имеется готовый чертеж к задаче.
Неудачные решения удаляются и рассматриваются другие варианты решения задачи до тех пор, пока не будет найдено правильное решение.
С помощью анимации рассматриваем еще один из способов решения. Анализируем и выбираем лучший из них. Один из учеников кратко записывает решение на изображении слайда. Это решение сохраняется программой интерактивной доски и при необходимости распечатывается для учащихся с помощью принтера (непосредственно на уроке или после него в любое время).
Аналогичную работу можно проводить на разных этапах урока:
- актуализация знаний;
- объяснение нового материала;
- закрепление изученного материала;
- повторение пройденного материала.
Опыт использования компьютерных технологий на уроках математики представлен мною в двух режимах: демонстрационном и индивидуальном.
Примером использования демонстрационного режима является урок математики в 7 классе по теме «Свойство степени с натуральным показателем». На данном уроке проводится устная работа с использованием программной среды Power Point.
«Уроки – презентации» сопровождают лекцию учителя видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, необходимыми схемами. Это позволяет создать учителю на уроке атмосферу погружения в изучаемую тему. Логическое построение материала в слайдах позволяет учащимся легче его усвоить. На этих уроках нет необходимости писать на доске, вывешивать плакаты во время урока и т.д. Уроки с использованием интерактивной доски отличаются высокой организованностью, слаженностью.
Созданные в электронном виде уроки могут быть использованы другими учителями школы, при необходимости они легко корректируются, а учащиеся, которые пропустили какой-либо урок, могут познакомиться самостоятельно с темой урока, изучив урок-презентацию в классе или дома.
Мультимедийная компьютерная система обеспечивает: большую наглядность материала за счет использования звука и анимации; поддержание интереса учащихся на высоком уровне в течение всего занятия. Уроки с использованием ИКТ способствуют повышению концентрации внимания учащихся, облегчают понимание и запоминание изучаемого материала. Учащимся нравиться работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно. В коллекции программного обеспечения интерактивной доски более тысячи математических объектов: координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники, многогранники и т.д. Поэтому чертежи на интерактивной доске получаются особенно наглядными, аккуратными.
Хотелось привести некоторые примеры использования ИКТ на разных этапах урока.
Для организации настроя обучающихся на урок используется слайд игрового содержания, яркий, привлекающий внимание. Это могут быть ребусы, приглашения к игре, путешествию и др.
На этапе актуализации знаний возможно использование ПК для организации разных видов устного счета, проведения автоматизированных математических диктантов, что способствует развитию внимания, дисциплинированности т.к. дети понимают, что задания дает машина, а она не может повторяться или останавливаться по чьей-либо просьбе.
Возможно создание проблемной ситуации. Даются задания, которые обучающиеся решают с легкостью, а затем предлагается задача, с которой ребята не знакомы.
На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Возможна демонстрация пошагового решения задачи.
Особый интерес представляют мультимедийные интегрированные уроки. В качестве примера можно привести интегрированный урок в 6 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей». (Приложение 1) После каждого задания школьники рассказывают о растениях, которые встречаются в окрестностях села Мордовский Канадей. В конце урока учащиеся приходят к выводу, что все эти растения относятся к группе лекарственных растений. В своей работе в течение нескольких лет практикую в 6 классе знакомство учащихся с растительным миром Ульяновской области. В 7-9 классах рассматриваю народности Поволжья, выдающихся людей Ульяновской области, происхождение названия улиц и заповедников Ульяновской области. Мои учащиеся с интересом выполняют такого рода задания.
Таким образом, интеграция вопросов из различных учебных дисциплин и объединение в одном задании знаний из разных областей является реализацией межпредметных связей в обучении.
После обработки графиков рефлексии интегрированных уроков были получены следующие результаты анкетирования:
- «Интегрированный урок интереснее обычного» – отметили 93 % учащихся.
- «Понравилась форма работы с направленным использованием ИКТ» – отметили 91 % учащихся.
- «Комфортное самочувствие на уроке» – отметили 95 % учащихся.
Такие результаты позволяют сделать вывод о высокой степени активизации познавательной деятельности учащихся при проведении интегрированных уроков.
Индивидуальный режим является ещё одним направлением работы с использованием ИКТ, который предполагает проверку степени усвоения пройденного материала через использование специальной компьютерной программы с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки учащимся за выполненную работу.
Приемы активизации познавательной деятельности учащихся, используемые мною на уроках – это:
- нацеленность на осмысление изучаемых явлений и формирование понятий;
- обучение логическому изложению материала;
- выдвижение системы вопросов, требующих обобщения;
- подборка упражнений, направленных на формирование определений, умозаключений, на классификацию предметов и явлений;
- подборка задач и заданий, связывающих знания с практическим применением.
Умение заинтересовать математикой – дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Ответ прост - через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
Использование компьютерных мультимедийных обучающих программ на уроках математики.
В МОУ Морд.Канадкйской оош находят всё большее применение компьютерные мультимедийные обучающие программы. Кроме того, в нашей школе предусмотрено использование материалов с разнообразных электронных носителей. Это – озвученные видеофрагменты, модули, тексты, карты и т.д., которые могут быть использованы для презентаций, докладов, рефератов и других творческих работ учителя и ученика. При подготовке к урокам я также использую электронные образовательные ресурсы сети Интернет. Для эффективности внедрения ИКТ важную роль играет информационное поле, которое регулярно наполняется мультимедийной продукцией, виртуальной справочной литературой.
Активизация познавательной деятельности учащихся происходит также через:
- дополнительные занятия по преодолению пробелов в знаниях учащихся (как групповые, так и индивидуальные);
- открытые уроки различных видов и типов, в том числе с применением компьютерных технологий;
- участие в международной ежегодной олимпиаде по математике «Кенгуру».
Нестандартные уроки – это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности. Мною проводятся такие нестандартные уроки, как уроки-игры, уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-состязания, уроки-презентации, уроки с использованием ИКТ. Наряду с традиционными формами работы мною проводятся мероприятия направленные на расширение кругозора: неделя математики, математические викторины, брейн-ринги, КВНы, игра «Устами младенца», игра «Звездный час», викторина «Самый умный».
Электронные учебники
Среди самых основных плюсов формирования материала на электронном носителе, по-моему, мнению, можно отметить разнородность учебного материала (текст, иллюстрации, анимация), интерактивность, мгновенный поиск. Все это информационное богатство, открывающее большие перспективы для учителя, конечно, невозможны на бумаге. Электронный учебник обладает рядом, несомненно, положительных свойств, выгодно отличающих его от традиционных учебников — текст учебника сопровождается большим количеством слайдов и видеофрагментов, усиливающих эмоционально-личностное восприятие учащимися изучаемого материала; использование такого учебника позволяет сделать на уроке намного больше, чем с помощью традиционных средств, повысить интерес к предмету математики. На своих уроках использую диски учебно-методической поддержки по математике.
Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме on-line.
Интернет — прежде всего важный источник информации. В связи с ростом объёмов информации необходимо формировать информационную культуру. Под ней понимается знание источников информации, приёмов и способов рациональной работы с ними, применение их в практической деятельности. Поэтому вместе с учителем математики учащиеся используют ресурсы сети Интернет.
Контроль знаний на уроке
В данном блоке реализуется принцип доступности, компьютер выступает в роли рабочего инструмента как средство подготовки и хранения заданий и тестов и оценивании знаний учащихся.
Учитель заранее вводит в компьютеры тест и предлагает учащимся выполнить. Ученик работает самостоятельно в течение 5—10 минут. Объём и характер заданий позволяют выявить знания за 5—10 минут. Подобную работу на доске или в тетради учащийся способен выполнить в течение 15—20 минут.
На одно задание есть несколько вариантов ответов. При ошибочном ответе ученика появляется подсказка: соответствующее правило и примеры. При повторной ошибке появляется правильный ответ. Последовательность ошибочных действий ученика сопровождается выведением на экран комментариев. Работа заканчивается выводом на экран статистической информации о количестве ошибок и выставленной оценке. В итоге, учитель видит реальные знания, а у учащихся нет претензий к учителю за выставленную отметку.
Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов мною используются специально составленные мультимедийные презентации, тесты.
III. Заключение.
Использование компьютерных технологий не означает выработку какого-то нового метода, а органичное сочетание уже имеющихся в арсенале педагога технологий, методов и приемов. Хочу привести слова Крец Светланы Владимировны, учителя математики: «..следует отметить, что учитель должен чётко определять для себя целесообразность проведения конкретного урока с применением информационных технологий. Надо понимать, что компьютер является всего лишь одним из инструментов нашей педагогической деятельности. И как каждый инструмент, он требует соответствующего ему применения».
Подводя итог, можно сказать о том, что учитель, применяющий на своих уроках информационные технологии, почувствует положительную динамику в мотивации учащихся, ведь благодаря этому решается одновременно ряд проблем:
1) больше внимания уделяется потребности личности в саморазвитии;
2) каждый учащийся чётко планирует программу действий;
3) легко достигается уровневая дифференциация обучения;
4) отслеживаются ошибки, допущенные учеником, и повторно отрабатывается недостаточно усвоенный материал;
5) урок становится разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
6) используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
7) активизируется познавательная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время;
8) возможна реализация опережающего обучения, в том числе и для учащихся с низким и средним уровнем обученности.
Опыт показывает, что использование информационных технологий на уроке способно преобразить учебный процесс, сделав его более эффективным и привлекательным для учащихся. Способствует повышению мотивации. Обучение с использованием информационных технологий становится для ребенка творческим поиском, от которого можно получить удовлетворение и благодаря которому можно самоутвердиться. Применение информационных технологий повышает индивидуализацию обучения, обеспечивает творческий рост и учащихся, и учителя.
Обучение, построенное на деятельности ученика и делающее упор на развитие его мышления, более эффективно, чем обучение, построенное на его памяти и многократном репродуктивном повторении заданий. Такое обучение позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.
Внедрение новых информационных технологий, использование мультимедиа значительно повышает качество образовательного процесса, а главное, эффективно влияет на познавательную мотивацию детей. Развитие информационных технологий дает широкую возможность для использования новых методов преподавания, как в математике, так и в образовании в целом, повышая тем самым его качество.
Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, рассказ-задача, игры-путешествия, ребусы, кодированные задания, математическое лото, игра «Лабиринт», кроссворды и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все формы обучения, перечисленные выше можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность + иллюстративность особым образом окрашивают материал, делают процесс овладения знаниями более привлекательным.
Выводы.
Результаты проведения занятий с использованием информационных технологий позволяют сделать следующие выводы:
- систематическое использование компьютерных практикумов в самостоятельной работе учащихся способствует получению более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они получают в процессе самостоятельной работы с учебником;
- самостоятельное выполнение разнообразных по виду и дидактической цели компьютерных заданий способствует развитию познавательных и творческих способностей, мышления; при правильной организации проведения самостоятельной работы с компьютерными заданиями ускоряется темп формирования познавательных умений и навыков;
- систематическая работа с компьютерными заданиями формирует устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера.
Прогнозируемые результаты.
Перспективы использования ИКТ на уроках математики, на мой взгляд, следующие:
- вовлечение учащихся в коллективную творческую деятельность (по самостоятельному изготовлению презентаций с помощью компьютерных средств и средств мультимедиа);
- использование различных программных средств тестового контроля на уроках математики (программы с пакета Microsoft Office);
- использование Интернет-ресурсов (при выполнении творческих заданий, при написании рефератов, при поиске необходимой информации и т.п.) не только педагогом, но и учащимися.
Таким образом, внедрение компьютерных технологий не только обогащает учебно-воспитательный процесс, но и способствует тому, что ученики смотрят на компьютер не как на игрушку, а видят в нем друга, который помогает им учиться, познавать мир, мыслить и творить. Изучение компьютерных технологий во внеурочное время позволяет развивать у учащихся алгоритмическое и логическое мышление, воображение, желание самоутвердиться, получить конечный результат.
Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые требования к общему образованию, цель которого – заложить потенциал обогащенного развития личности.
IV. Список используемой литературы.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования - М.,2000
- Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. – М., 1998.
- Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
- Шадриков В.Д. Подготовка учителя математики: инновационные подходы. – М., 2002.
- Математика. Учебно-методическая газета №36/1999, №24/2003, №7/2005.
- Е.А.Задорожная Образовательно-компьютерный проект «Математика для будущего» – ж-л «Математика в школе» №5, 1994.
- В.И.Ковалев Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988.
- Н.Г.Миндюк Организация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики. – М., «Просвещение», 1988.
- Ю.А.Сениченков Компьютерные инструменты педагога – газета «Математика» №3, 2003.
- http://pedsovet.org/mtree/ Информационные технологии в преподавании математики.
- http://moodle.cross-ipk.ru/ Портал краевой образовательной сети.
- http://matica.nm.ru/methodical4.html/ [электронный ресурс]
- http://www.websib.ru / Информационные технологии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение КСО на уроках математики через приём учебного сотрудничества
Изложенный материал будет интересен специалистам, работающим в классах с разным уровнем подготовки учащихся, отличающихся по национальному и социальному составу, и поможет им предупреждать неизбежные ...
применение икт на уроках математики
Как мы применяем икт на уроках? В презентации представлены примеры использования икт на уроках математики( из опыта работы)....
Применение ИКТ на уроках математики
Краткое изложение методической темы. Цели,задачи, пути реализации...
Применение ИКТ на уроках математики и информатики
Введение Общеобразовательное учреждение призвано готовить детей, которые будут жить в информационном обществе. Одной из приоритетных задач образования является создание эффективн...
Эффективные методы применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики
Статья о б Эффективных методах применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики...
Мастер - класс для учителей математики «Применение ИКТ на уроках математики»
План проведения: Электронные образовательные ресурсы – современные средства дидактики; Собственный педагогический опыт ( показать свои наработки и поделится ими с учителями района); Пра...
План самообразования преподавателя математики по теме: «Образовательные технологии и их применение для конструирования уроков математики в контексте требований ФГОС»
План самообразованияпреподавателя математики...