Технология личностно-ориентированного обучения
статья по алгебре (5 класс) по теме

 

Специфика личностно-ориентированного обучения в отличие от других концепций заключается в ориентации на преимущественное развитие субъективности ученика, на запуск соответствующих возрасту механизмов саморазвития.

    Внутри личностно-ориентированного образования как направления в педагогической науке и практике нет однородности и единодушия в определе    Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманская[3] считает необходимым различать следующие понятия.

Разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

Дифференцированный подход – выделение групп детей на основе смешанной дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности.

Субъективно- личностный подход – отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

     Проанализировав различные подходы к пониманию личностно-ориентированного обучения, позволил мне занять собственную научную позицию: под личностно-ориентированным обучением понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся.нии меры развития субъективности и саморазвития ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» города Валуйки  Белгородской области

Выступление на заседании МО

учителей естественно – математического цикла

по теме: « Личностно-ориентированные технологии обучения».

Подготовила: Байдукова Г.Г.

Г.Валуйки- 2013

«Личностно-ориентированные технологии обучения»

      За последнее время в педагогике и педагогической психологии были предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного образования. Личностно-ориентированным образованием в современной педагогике называют образование, обеспечивающее развитие тех качеств личности, которые помогут школьнику занять в жизни активную, ответственную позицию.

Теоретической основой личностно-ориентированного подхода к образованию являются ведущие идеи гуманистической психологии, теории самоактуализации личности А.Маслоу [1] и клиентоцентрированная терапия К.Роджерса [2]. Жизнь человека можно понять, лишь приняв во внимание его наивысшие стремления – профессионально-личностный рост, самоактуализацию, стремление к здоровью, саморегуляции, эффективному функционированию, поиск идентичности и автономности.

Специфика личностно-ориентированного обучения в отличие от других концепций заключается в ориентации на преимущественное развитие субъективности ученика, на запуск соответствующих возрасту механизмов саморазвития.

    Внутри личностно-ориентированного образования как направления в педагогической науке и практике нет однородности и единодушия в определении меры развития субъективности и саморазвития ученика.

Существует точка зрения, согласно которой ученик рассматривается как субъект познания. В связи с этим обучение предлагается строить на основе познавательного опыта ребёнка, его способностей и интересов, предоставляя ему возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности и в учебном поведении. А для этого необходимо научить его способам мышления и учебной деятельности, обеспечивая тем самым его интеллектуальное развитие. По мнению И.С.Якиманской, одним из ведущих принципов личностно-ориентированного обучения является проблемное изложение учебного материала. Такой подход обеспечит связь обучения с жизнью на уроках математики, использование наиболее эффективных видов самостоятельной работы, а также сделает процесс обучения  динамичным, дифференцированным и активным.

    Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманская[3] считает необходимым различать следующие понятия.

Разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

Дифференцированный подход – выделение групп детей на основе смешанной дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности.

Субъективно- личностный подход – отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

     Проанализировав различные подходы к пониманию личностно-ориентированного обучения, позволил мне занять собственную научную позицию: под личностно-ориентированным обучением понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся.

    Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других моделей и педагогических систем. В первую очередь, тем, что она предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе обучения. В её рамках не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель , обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля учитель переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика- от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. В чём отличие личностно-ориентированного урока от традиционного?

  1. Целеполагание. Цель- развитие учащегося, Создание таких условий, чтобы на каждом уроке ученик был заинтересован в саморазвитии.
  2. Деятельность учителя. Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск.
  3. Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка.
  4. Отношения «учитель-ученик». Работая с одной группой, учитель организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося.

Следует отметить, что все существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют методы и приёмы, соответствующие таким требованиям, как:

 - диалогичность;

 - творческий характер;

 - индивидуальность ребёнка;

 - предоставление учащемуся необходимого пространства и свободы для принятия самостоятельных решений.

Выделяют следующие педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

А) Педагогика сотрудничества;

Б) Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.);

В) Гуманно-личностная технология Амонишвили Ш.А.;

Г) Игровые технологии;

Д) Проблемное обучение;

Е) Технологии развивающего обучения;

Ё) Технологии уровневой дифференциации;

Ж) Технология индивидуального обучения.

При этом важно выделить содержательные характеристики личностно-ориентированного подхода в обучении:

  • личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков;
  • гуманизация содержания обучения, насыщение его «кислородом» гуманитарной культуры;
  • обеспечение достоверной психологической диагностики способностей школьника[4].
  • направлять и корректировать весь учебный процесс, исходя из интересов ученика;

Итак, очевидно, что цель личностно-ориентированного обучения – заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, культурой, обществом.

Предполагается, что ученик в конце урока , поостренного на основе личностно-ориентированного подхода, будет в состоянии ответить на вопрос, чему он сегодня научился, чего он не мог ещё сделать вчера. Организация обучения  на основе личностно-ориентированного подхода означает, что все методические решения учителя преломляются через призму личности обучаемого- его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей. Кроме того, нельзя не учитывать, что речевая деятельность посылается коммуникативно-познавательной потребностью учащегося высказывать свою мысль . Когда коммуникативно-познавательная потребность ученика становится внутренним мотивом его речевой деятельности на уроке. С моей точки зрения в этом заключается большая ценность личностно-ориентированного подхода к обучению  в школе.

Подводя итог сказанному, следует отметить , что любая педагогическая технология должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим и эмоциональным отношением к своему делу и любовью к детям.

                                                Литература

1.Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты.-М.: Изд-во МГУ, 1982

2. Роджерс К. К науке о личности. История зарубежной психологии. Тексты.-М.: Прогресс, 1986

3.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М., 2000

4.Татаренко Е.Б. Условия и средства реализации технологии личностно-ориентированного обучения: -М., 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

Существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно ус­ловно разделить на три основные группы:социально-педагогическая,предметно-дидактическая,психологическая.Социально-педагогическая модел...