Технология личностно-ориентированного обучения
статья по алгебре (5 класс) по теме
Специфика личностно-ориентированного обучения в отличие от других концепций заключается в ориентации на преимущественное развитие субъективности ученика, на запуск соответствующих возрасту механизмов саморазвития.
Внутри личностно-ориентированного образования как направления в педагогической науке и практике нет однородности и единодушия в определе Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманская[3] считает необходимым различать следующие понятия.
Разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Дифференцированный подход – выделение групп детей на основе смешанной дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности.
Субъективно- личностный подход – отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
Проанализировав различные подходы к пониманию личностно-ориентированного обучения, позволил мне занять собственную научную позицию: под личностно-ориентированным обучением понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся.нии меры развития субъективности и саморазвития ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» города Валуйки Белгородской области
Выступление на заседании МО
учителей естественно – математического цикла
по теме: « Личностно-ориентированные технологии обучения».
Подготовила: Байдукова Г.Г.
Г.Валуйки- 2013
«Личностно-ориентированные технологии обучения»
За последнее время в педагогике и педагогической психологии были предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного образования. Личностно-ориентированным образованием в современной педагогике называют образование, обеспечивающее развитие тех качеств личности, которые помогут школьнику занять в жизни активную, ответственную позицию.
Теоретической основой личностно-ориентированного подхода к образованию являются ведущие идеи гуманистической психологии, теории самоактуализации личности А.Маслоу [1] и клиентоцентрированная терапия К.Роджерса [2]. Жизнь человека можно понять, лишь приняв во внимание его наивысшие стремления – профессионально-личностный рост, самоактуализацию, стремление к здоровью, саморегуляции, эффективному функционированию, поиск идентичности и автономности.
Специфика личностно-ориентированного обучения в отличие от других концепций заключается в ориентации на преимущественное развитие субъективности ученика, на запуск соответствующих возрасту механизмов саморазвития.
Внутри личностно-ориентированного образования как направления в педагогической науке и практике нет однородности и единодушия в определении меры развития субъективности и саморазвития ученика.
Существует точка зрения, согласно которой ученик рассматривается как субъект познания. В связи с этим обучение предлагается строить на основе познавательного опыта ребёнка, его способностей и интересов, предоставляя ему возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности и в учебном поведении. А для этого необходимо научить его способам мышления и учебной деятельности, обеспечивая тем самым его интеллектуальное развитие. По мнению И.С.Якиманской, одним из ведущих принципов личностно-ориентированного обучения является проблемное изложение учебного материала. Такой подход обеспечит связь обучения с жизнью на уроках математики, использование наиболее эффективных видов самостоятельной работы, а также сделает процесс обучения динамичным, дифференцированным и активным.
Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманская[3] считает необходимым различать следующие понятия.
Разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Дифференцированный подход – выделение групп детей на основе смешанной дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности.
Субъективно- личностный подход – отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
Проанализировав различные подходы к пониманию личностно-ориентированного обучения, позволил мне занять собственную научную позицию: под личностно-ориентированным обучением понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся.
Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других моделей и педагогических систем. В первую очередь, тем, что она предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе обучения. В её рамках не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель , обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля учитель переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика- от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. В чём отличие личностно-ориентированного урока от традиционного?
- Целеполагание. Цель- развитие учащегося, Создание таких условий, чтобы на каждом уроке ученик был заинтересован в саморазвитии.
- Деятельность учителя. Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск.
- Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка.
- Отношения «учитель-ученик». Работая с одной группой, учитель организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося.
Следует отметить, что все существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют методы и приёмы, соответствующие таким требованиям, как:
- диалогичность;
- творческий характер;
- индивидуальность ребёнка;
- предоставление учащемуся необходимого пространства и свободы для принятия самостоятельных решений.
Выделяют следующие педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
А) Педагогика сотрудничества;
Б) Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.);
В) Гуманно-личностная технология Амонишвили Ш.А.;
Г) Игровые технологии;
Д) Проблемное обучение;
Е) Технологии развивающего обучения;
Ё) Технологии уровневой дифференциации;
Ж) Технология индивидуального обучения.
При этом важно выделить содержательные характеристики личностно-ориентированного подхода в обучении:
- личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков;
- гуманизация содержания обучения, насыщение его «кислородом» гуманитарной культуры;
- обеспечение достоверной психологической диагностики способностей школьника[4].
- направлять и корректировать весь учебный процесс, исходя из интересов ученика;
Итак, очевидно, что цель личностно-ориентированного обучения – заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, культурой, обществом.
Предполагается, что ученик в конце урока , поостренного на основе личностно-ориентированного подхода, будет в состоянии ответить на вопрос, чему он сегодня научился, чего он не мог ещё сделать вчера. Организация обучения на основе личностно-ориентированного подхода означает, что все методические решения учителя преломляются через призму личности обучаемого- его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей. Кроме того, нельзя не учитывать, что речевая деятельность посылается коммуникативно-познавательной потребностью учащегося высказывать свою мысль . Когда коммуникативно-познавательная потребность ученика становится внутренним мотивом его речевой деятельности на уроке. С моей точки зрения в этом заключается большая ценность личностно-ориентированного подхода к обучению в школе.
Подводя итог сказанному, следует отметить , что любая педагогическая технология должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим и эмоциональным отношением к своему делу и любовью к детям.
Литература
1.Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты.-М.: Изд-во МГУ, 1982
2. Роджерс К. К науке о личности. История зарубежной психологии. Тексты.-М.: Прогресс, 1986
3.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М., 2000
4.Татаренко Е.Б. Условия и средства реализации технологии личностно-ориентированного обучения: -М., 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.
Существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно условно разделить на три основные группы:социально-педагогическая,предметно-дидактическая,психологическая.Социально-педагогическая модел...
Продуктивность использования образовательных технологий. 4 Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, игровая, групповая, дифференцированного обучения.
Тема урока:«Бег из различных исходных положений»....
Продуктивность использования образовательных технологий. 14 Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, игровая, групповая, дифференцированного обучения.
Тема урока: «Выполнение упражнений на гимнастической стенке различными способами»....
Продуктивность использования образовательных технологий.15 Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, игровая, групповая, дифференцированного обучения.
Тема урока: «Подвижные игры на основе баскетбола»....
Продуктивность использования образовательных технологий. 6.Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, обучение с использованием ИКТ (информационно-коммуникационная технология), игровая, групповая.
Тема: «Использование круговой тренировки для развития двигательных качеств обучающихся на уроке физической культуры»....
Продуктивность использования образовательных технологий.16 Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, обучение с использованием ИКТ (информационно-коммуникационная технология), игровая, групповая,
Тема урока: «Обучение технике прыжка в высоту способом перешагивание»...
Продуктивность использования образовательных технологий.17 Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, обучение с использованием ИКТ (информационно-коммуникационная технология), игровая, групповая
Тема урока: «Развитие координационных способностей на уроках баскетбола»....