Решение сложных показательных уравнений.
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) по теме
Урок коммуникативного типа.
"Круглый стол" с использованием дифференцированных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_slozhnykh_pokazatelnykh_uravneniy.docx | 35.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Решение сложных показательных уравнений».
Урок коммуникативного типа.
«Круглый стол» с использованием дифференцированных групп.
Цель:
- развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка к самореализации;
- оптимальная организация обучения, способствующая плодотворной учебной деятельности обучающихся.
Задачи:
- Создать условия для личностного развития каждого ребёнка.
- Предоставить возможность каждому обучающемуся для осваивания учебного материала на максимально доступном для него уровне.
- Формировать умения практического применения знаний.
- Развивать социально – личностную компетентность, которая предусматривает умения: ясно и точно выражать свои мысли; осуществлять поиск, анализ, выбор и классификацию информации.
Основные принципы работы:
- Право каждого ученика на самостоятельный выбор уровня обучения. Открытость уровней усвоения и в первую очередь обязательных результатов.
- Уровень требований выше, чем обязательный уровень усвоения материала. Определение для обучающихся целесообразных и эффективных видов деятельности, форм работы и типов заданий на уроке на базе изучения индивидуальных особенностей (уровня подготовки, особенности мышления, познавательного интереса к предмету) каждого ученика.
- Создание такой атмосферы на уроке, которая стимулирует обучающихся к деятельности (Эмоциональные паузы, постепенное возрастание сложности заданий, предупреждение возможных ошибок, применение интерактивных методов обучения)
- Осуществление последовательности в продвижении ученика по уровням.
Постоянный пошаговый контроль на уроке с учетом уровня познавательной активности позволяет оценивать результативность усвоения материала каждым обучающимся и внести соответствующие коррективы.
- Контроль и оценка не только результата деятельности, но и самого процесса учения (Указать на положительные моменты, похвалить, вселить надежду на достижение более высоких результатов)
Ход урока.
- Организационный этап.
- Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулирование целей урока самими учащимися.
- Актуализация знаний.
Летучка в двух вариантах.
Решить пять уравнений.
Вариант I. Вариант II.
- = 1) =
- = 2) =
- 43х = 82х 3) 41х = 72х
- 3х – 2 ∙ 3х-2 = 7 4) 4х – 3 ∙ 4х-2 = 13
- 32х – 4 ∙ 3х = 45 5) 22х + 2х ∙ 8 = 20
Самопроверка.
- Воспроизведение знаний на новом уровне.
Правильно решившие все пять уравнений «летучки» переходят к выполнению заданий Уровня 1.
Вариант 1. Вариант 2.
- 2х – 8 ∙ 2-х = 7 1) 3х – 9 ∙ 3-х = 8
- = 3 2) = 1
- - 9 ∙ + 2 = 0 3) 3 ∙ - 10 ∙ + 3 = 0
- 4х+1 + 41-х – 10 = 0 4) 31+х – 2 ∙ 31-х = 7
- - 32 = 4 ∙ 5) - 5 ∙ = 6
Допустившие ошибку получают еще пять уравнений минимального уровня.
Правильно решившие все пять уравнений Уровня1 переходят к выполнению заданий Уровня 2.
- - = -
- х ∙ 3х-1 + 3 ∙ = 3х + х ∙
- х2 ∙ + 22-х = +2 + х2 ∙ 2-х
- 4х+1 – 6х = 2 ∙ 32х+2
- = 3 ∙ - 4
Допустившие ошибку получают еще пять уравнений Уровня1. И т.д.
Таким образом, организовываются группы, решающие уравнения минимального уровня, Уровня1, Уровня2.
- Работа над нестандартными заданиями.
- Прошедшие все три уровня выделяются в группу, которым предлагаются показательные уравнения, решаемые нестандартными методами и показательные уравнения с параметром.
Творческие задания:
- 3 = 3 ∙ 2х+1 – 22х - 2
- При каких значениях параметра α уравнение 4 ∙ + 12 ∙ = 27 ∙ имеет своим корнем число -7?
- Найдите все значения параметра α, при которых уравнение х2 + 4 ∙ 5а + 5х = 5а ∙ х имеет единственное решение.
- Найдите сумму корней уравнения 4х – (7 – х) ∙ 2х + 12 – 4х = 0
- Найдите все значения параметра α, при которых уравнение 9х + 5 ∙ 3х + 64 = а2 не имеет корней.
- Анализ и оценка итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
- Определение и разъяснение домашнего задания.
- стр. 223: №468 б)в), 469 б)г), 470;
- стр. 286: №163 б)г), 164 г), 165 б)г), 166 б)г).
Творческое задание (см. выше).
P.S. Можно найти возможность с определенной группой учеников рассмотреть показательно-степенные уравнения.
Особняком стоят уравнения, содержащие функции вида (а(х))f(x), где а(х)>0.
Уравнение
а(х) = 1,
=а(х f(x) = g(x),
a(x) > 0.
Замечание: Мы не решаем уравнение (-2)х = -8, потому что показательная функция не определена при а = -2.
Пример:
Решите уравнение =
Решение.
- х = 1
- =-2-3х,
х>0;
х=-1
х=-2,
х>0 Система решений не имеет.
Несмотря на то, что (-1)1 = (-1)1, (-2)4 = (-2)4, числа -1 и -2 мы в ответ не включаем. Ответ 1.
В школьных учебниках нет ни единого слова о свойствах функции у= а(х)f(x) и нет алгоритма нахождения корней в подобных примерах.
В аналогичных заданиях ЕГЭ сразу указывается, что надо найти положительные решения – поэтому путаницы не возникает.
В определенных пособиях, например, в пособии для школьников и абитуриентов А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир Алгебраический тренажер. «Илекса» «Гимназия» Москва-Харьков 2013 на стр. 179 объясняется подробный алгоритм решения показательно-степенных уравнений, состоящий из четырех типов с обязательной проверкой:
1) а(х)=1 3) а(х)=0
2) а(х)=-1 4) f(x)=g(x).
Тренажер по решению показательно-степенных уравнений можно взять из названного выше пособия, стр.180.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока алгебры и начал анализа в 11 классе по теме "решение нестандартных показательных уравнений"
Урок способствует формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию; развитию творческих способностей учеников при решении заданий, содержащих параметры; углу...
Урок алгебры в 11 классе по теме: "Решение нестандартных показательных уравнений"
Целью данного урока является систематизация умения решать и выбирать способы решения показательных уравнений; рассмотренте использования свойств функции при решении нестандартн...
Решение сложных иррациональных уравнений и систем, содержащих иррациональные уравнения. Профильный уровень. 11 класс
Конспект урока содержит теоретический материал, в котором представлены следующие методы решения иррациональных уравнений: возведение обеих частей уравнения в одну и ту же натуральн...
Методы решения простейших показательных уравнений
План конспект урока в 11 классе по теме " Методы решения простейших показательных уравнений"...
Методическая разработка урока алгебры и начал анализа в 11 классе по теме "Решение нестандартных показательных уравнений"
Урок способствует формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, развитию творчески способностей учеников при решении задач, содержащих параметры, углубле...
Урок математики в 11 классе «Решение нестандартных показательных уравнений».
Методическая разработка урока по математике для учащихся 11 классов, проведенного во время подготовки учащихся к ЕГЭ в МОУ «Бишевская средняя общеобразовательная школа» Цели урока: р...
Конспект урока по алгебре за 10 класс по теме: «Решение систем показательных уравнений и неравенств»
Тип урока: урок закрепления знаний....