Урок алгебры и математического анализа в 10 классе
учебно-методический материал по алгебре (10 класс) на тему
Урок по теме "Тригонометрические формулы. Преобразование и упрощение выражений" способствует формированию знаний по теме урока, закрепелению умения применять формулы при преобразовании и упрощении тригонометрических выражений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_algebre_i_matematicheskomu_analizu_v_10_klasse.docx | 108.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по алгебре и началам математического анализа в 10 классе
Фамилия имя отчество
Калинина Лариса Евгеньевна |
Место работы и занимаемая должность
МБОУ «СОШ №1» п.Пурпе, учитель математики |
Тема работы
Тригонометрические формулы. Преобразование тригонометрических выражений. |
Описание работы
Урок закрепления знаний. Материал урока способствует закреплению теоретического материала по теме урока, формирует умения применять формулы для преобразований и упрощений выражений. |
Урок по алгебре и математическому анализу в 10 классе.
Тема урока: «Тригонометрические формулы. Преобразование выражений»
Цели:
- повторение и закрепление знаний по теме «Тригонометрические формулы»;
- развитие самостоятельности, памяти, логического мышления;
- воспитание умения работать в парах, в команде.
Оборудование: магнитная доска, интерактивная доска, «цветик – семицветик», конверты с заданиями в группах.
Ход урока.
I.Организационный момент.
-Сегодня мы с вами обобщим знания по теме «Тригонометрические формулы», посоревнуемся в парах и командах.
II. Соревнование «Лесенка Знаний».
- Теоретическая разминка. Вопросы командам (по рядам)
Вопросы:
- Основное тригонометрическое тождество.( )
- Назовите формулу, выражающую зависимость между тангенсом и котангенсом. ().
- Чему равен синус двойного угла? ().
- Чему равен косинус двойного угла? ().
5.Чему равен косинус суммы (разности)двух углов? ().
- Чему равен синус разности (суммы) двух углов? ().
- Как преобразовать разность синусов в произведение? ().
- По какой формуле можно преобразовать сумму косинусов в произведение ? ().
- Как преобразовать разность косинусов в произведение? ().
- Устная работа. Вопросы записаны на лепестках «цветика-семицветика». Члены команд поочередно отрывают лепесток и отвечают. Если ответ неверный, ото в игру вступают члены других команд.
Вопросы «цветика – семицветика»:
- Может ли быть верным равенство 4 ? (нет).
- Какие значения может принимать sin x? ([-1;1]).
- Какие значения может принимать cos x? ([-1;1]).
- Определите знак функции cos 1700? (меньше 0)
- Вычислите cos 8? (1).
- В какой четверти лежит угол , если выполняется условие ctg 0, sin 0? ( в IY четверти).
- Вычислите cos2 + tg*ctg+sin2 (2).
3.Поднимаемся выше по «лесенке Знаний» выше, выше и выше.
Учащиеся выходят по одному человеку к доске и выполняют задания: вывести тригонометрическую формулу:
- .
4.Выполнение теста на интерактивной доске:
№ | Вопрос | Ответ |
1 | sinα+sinβ= |
|
2 | tg t = |
|
3 | 1 рад - это |
|
4 | sin β в 3 четверти имеет знак |
|
5 | cos π/3= |
|
6 | Для какого угла tg β не существует |
|
7 | sin2α= |
|
8 | cos2α= |
|
9 | sin(α┼β)= |
|
10 | sin(3π/2+α)= |
|
5.Выполнение заданий по разным уровням в конвертах. Самостоятельная работа. Каждый учащийся выбирает свой уровень.
Уровень А:
1.Упростить выражение .
2. Упростить выражение .
3. Докажите тождество .
4. Вычислите .
5. Докажите тождество .
6. Какие целые значения может принимать выражение ?
Уровень В:
1. Докажите тождество .
2. Упростить выражение .
3. Докажите тождество .
4. Вычислите .
5. Докажите тождество .
6. Вычислите .
Уровень С:
Докажите тождество .
2. Вычислите значение выражения .
3. Докажите равенство .
4. Вычислите , если .
5. Найдите множество значений выражения .
6. Найдите наименьшее положительное значение , при котором функция принимает наибольшее значение.
- Привал. Историческая справка по тригонометрии. (домашнее задание учащихся, выступления).
Как и многие разделы математики, тригонометрия возникла в древние времена из потребностей людей при ведении расчетов, связанных с земельными работами (для определения расстояния до недоступных предметов, составления географических карт и пр.). Ещё древнегреческие ученые создали «тригонометрию хорд», выражавшую зависимости между центральными углами круга и хордами, на которые они опираются. Этой тригонометрией пользовался во II в. до н.э. в своих расчетах древнегреческий астроном Гиппарх. Во II в. н.э. греческий ученый Птоломей в своей работе «Алмагест» («Великая книга») также вывел соотношения в круге, которые по своей сути аналогичны современным формулам синуса половинного и двойного углов, синуса суммы и разности двух углов.
Долгие годы тригонометрия служила астрономии и развивалась благодаря ей. В VIII в. усилиями математиков Ближнего и Среднего востока тригонометрия выделилась из астрономии и стала самостоятельной математической дисциплиной. К этому времени хорды в тригонометрии были заменены синусами (отношениями половины хорды к радиусу круга), были введены понятия косинуса и тангенса, а также составлены таблицы значений тригонометрических функций.
Слово «синус» произошло от латинского sinus («перегиб»), которое, в свою очередь, происходит от арабского слова «лжива» («тетива лука»). Слово «косинус» – сокращение словосочетания complementi sinus («синус дополнения»), объясняющего тот факт, что cosa равен синусу угла, дополняющего угол a до П/2, т.е. cosa = sin(П/2-a). Латинское слово tangens переводится как «касательная» («касательная к окружности»).
Идея введения тригонометрических понятий с помощью круга единичного радиуса получила распространение в X-XI вв.
Первый научный труд, в котором тригонометрия утвердилась как самостоятельная ветвь математики, был создан в 1462-1464 гг. немецким астрономом и математиком И. Мюллером, известным в истории под псевдонимом Региомонтан (1436-1476). После Региомонтана значительный вклад в тригонометрию внес польский астроном и математик Н.Коперник (1473-1543), посвятивший этой науке два раздела своего знаменитого труда «Об обращении небесных тел» (1543). Позже в сочинениях И.Кеплера (1571-1630), Й.Бюрги (1552-1632), Ф.Виета (1540-1603) и других известных математиков встречаются сложные преобразования тригонометрических выражений и выводятся многие формулы. Интересны, например, рекуррентные формулы, полученные Ф.Виетом:
Соs ma = 2cosa cos(m - 1)a - cos(m – 2)a;
Соs ma = -2sina sin(m – 1)a + cos(m – 2)a;
Sin ma = 2cosa sin(m – 1)a - sin(m – 2)a;
Sin ma = 2sina cos(m – 1)a + sin(m – 2)a.
Тригонометрическая символика с годами совершенствовалась и лишь в трудах Л.Эйлера в XVIII в. приобрела современный вид, удобный для решения вычислительных задач.
Следует также отметить, что помимо «плоскостной»тригонометрии, изучаемой в школе, существует сферическая тригонометрия, являющаяся частью сферической геометрии. Сферическая тригонометрия рассматривает соотношения между сторонами и углами треугольников на сфере, образованных дугами больших кругов сферы. Исторически сферическая тригонометрия возникла из потребностей астрономии, фактически раньше тригонометрии на плоскости.
Тригонометрические функции (получившие название от греч. trigonon – треугольник и meteo – измеряю) играют огромную роль в математике и ее приложениях.
Исследованием тригонометрических функций практически занимались ещё древнегреческие математики, изучая взаимное изменение величин в геометрии и астрономии. Соотношения между сторонами в прямоугольных треугольниках, по своей сути являющиеся тригонометрическими функциями, рассматривались уже в III в. до н.э. в работах Евклида, Архимеда, Аполлония и других ученых.
Учения о тригонометрических величинах получило развитие в VIII-XV вв. в странах Среднего и Ближнего Востока. Так, в IX в. в Багдаде аль-Хорезми составил первые таблицы синусов. Аль-Бузджани в X в. сформулировал теорему синусов и с её помощью построил таблицу синусов с интервалом 15’, в которой значения синусов приведены с точностью до 8-го десятичного знака. Ахмад-аль-Беруни в XI в. вместо деления радиуса на части при определении значений синуса и косинуса, сделанного до него Птоломеем, начал использовать окружность единичного радиуса. В первой половине XV в. аль-Каши создал тригонометрические таблицы с шагом 1’, которые последующие 250 лет были непревзойдёнными по точности. Самым крупным европейским представителем той эпохи, внесшим вклад в развитие исследования тригонометрических функций, считается Региомонтан.
В начале XVII в. в развитии тригонометрии наметилось новое направление – аналитическое. Если до этого учения о тригонометрических функциях строились на геометрической основе, то в XVII-XIX вв. тригонометрия постепенно вошла в состав математического анализа и стала широко использоваться в механике и технике, особенно при рассмотрении колебательных процессов и иных периодических явлений.
О свойствах периодичности тригонометрических функций знал ещё Ф. Виет. Швейцарский математик И. Бернулли (1642-1727) в своих работах начал применять символику тригонометрических функций. Однако близкую к принятой теперь ввел Л. Эйлер в 1748 г. в своей работе «Введение в анализ бесконечных». В ней он рассмотрел вопрос о знаках всех тригонометрических функций любого аргумента.
Тригонометрические функции Эйлер рассматривал как особые числа, называя их общим термином трансцендентные количества, получающиеся из круга.
В 19 в. дальнейшее развитие теории тригонометрических функций было продолжено в работах русского математика Н.Л.Лобачевского (1792-1856), а также в трудах других ученых, например в работах профессоров МГУ Д.Е. Меньшова и Н.К. Бари.
Ещё древнегреческие математики, используя элементы тригонометрии для решения прямоугольных треугольников, фактически составляли и решали простейшие тригонометрические уравнения типа: sin x = a, где 0 < x < П/2 и |a| < 1.
Исторически учение о решении тригонометрических уравнений формировалось с развитием теории тригонометрических функций, а также черпало из алгебры общие методы их решения. Как мы видим, часть тригонометрических уравнений непосредственно решается сведением их к простейшему виду, иногда – с предварительным разложением левой части уравнения на множители, когда правая часть равна 0. В некоторых случаях удается произвести замену неизвестных таким образом, что тригонометрическое уравнение преобразуется в «удобное» для решения алгебраическое уравнение.
К сожалению, нельзя указать общего метода решения тригонометрических уравнений, почти каждое из них (кроме простейших) требует особого подхода.
- Самая высокая ступенька «знаний».
Упрощение выражений (у доски по 1 от каждой команды):
.
- Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку алгебры и началам анализа 11 класса по теме: "Вычисление площадей плоских фигур"
Презентация к уроку алгебры и началам анализа в 11 классе по теме: "Вычисление площадей плоских фигур" представляет материал для обучения одиннадцатиклассников. Использование этого материала дает возм...
Статья Развитие речи на уроках алгебры и математического анализа.
В школе существенное значение имеет речевая активность детей. Некоторые школьники стесняются говорить, не участвуют в беседах, не отвечают на прямой вопрос учителя, избегают рассказов или рассказывают...
конспект урока, алгебра и начала анализа, 10 класс, Применение производной
Конспект урока по алгебре и началам анализа к учебнику Колмагорова 10 класс по теме Применение производной...
Планы конспекты уроков алгебра и начала анализа 10 класс.
Архив содержит планы конспекты уроков алгебра и начала анализа 10 класс по учебнику Мордковича. Понятие производной, нахождение производной. Самостоятельные работы по данным темам....
Открытый урок алгебры и начала анализа 11 класс " Логарифмическая рапсодия"
Тема урока: Логарифмическая рапсодия. (Свойства логарифмов. Решение логарифмических уравнений и неравенств.)Содержание: разработка урока (есть презентация)Цели урока: 1. Отрабо...
Календарно-тематическое планирование уроков алгебры и начала анализа 11 класс
Тематическое планирование составлено к УМК С.М. Никольского и др. «Алгебра и начала анализа», 11 класс, М. «Просвещение», 2009 год на основе федерального компонента государственного стандарта общего о...
Семинар (2 урока) "Приложения определённого интеграла". Алгебра и математический анализ. 11 класс (углубление).
Материал разработан для классов с углубленным изучением математики. Знания, полученные обучающимися при подготовке к семинару и непосредственно на уроках, не будут востребованы на ЕГЭ, - это пропедевт...