План-конспект урока в 7 классе. Тема: "Линейная функция"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему
План-конспект спаренного урока по алгебре в 7 классе. Тема: "Линейная функция". Прилагаются презентация, к сожалению, электронную книгу закачать не смогла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока "Линейная функция" | 595.11 КБ |
презентация "Линейная функция" | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение:
«Объячевская средняя общеобразовательная школа»
План – конспект спаренного урока по алгебре в 7 классе
Автор-составитель
Панева Дарья Алексеевна
Учитель математики и информатики
МОУ «Объячевская СОШ»
с. Объячево, Прилузский р-н.,
Республики Коми
2013г
Тема: Линейная функция и ее график.
Цели:
Образовательная:
- Формирование у учащихся понятия линейной функции и ее графика.
Воспитательные:
- Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении заданий;
- Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Развивающие:
- Развитие умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы;
- Развитие умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли (формулировать ответ или вывод).
Задачи:
- Повторить понятия «функция», «функция прямой пропорциональности и ее график»;
- Дать понятие «линейная функция»;
- Познакомить с графиком линейной функции;
- Раскрыть применение математических знаний о графиках в различных профессиях;
- Показать возможность автоматизации работы с графиками функций.
- Закрепить полученные знания.
План:
- Организационный момент (приветствие учеников, сообщение темы и цели урока).
- Актуализация (примеры применения системы координат и графиков в жизни, сообщения учеников).
- Повторение опорных знаний (функция, значение функции, аргумент, область определения функции, функция прямой пропорциональности, коэффициент к, график прямой пропорциональности).
- Изучение нового материала.
- Закрепление полученных знаний.
- Постановка домашнего задания.
- Рефлексия и подведение итогов.
Оборудование:
- Компьютер, экран, проектор, классная доска, линейка, мел;
- Презентация «Линейная функция и ее график», электронная книга MS Excel «Линейная функция».
1) Организационный момент.
Инженер и математик
Станет лишь тогда богат,
Если применить сумеет
Он систему координат. [2]
И. Кушнир,
Л. Финкельштейн
Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжим изучение функций. Цель нашего урока – знакомство с линейной функцией и ее графиком.
Откройте пожалуйста тетради, запишите число и тему урока «Линейная функция и ее график».
2) Актуализация.
Но прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте рассмотрим возможные применения системы координат в жизни на примерах из художественной литературы.
***
Третий сигнал по радио:
«Немцы вокруг меня,
Бейте четыре, десять,
Не жалейте огня!»
Майор побледнел, услышав:
Четыре, десять, - как раз
То место, где его Ленька
Должен был быть сейчас… [2]
К. Симонов. Сын артиллериста
В данном отрывке показано применение системы координат на местности. На уроках географии вы наверняка сталкивались с мировой системой координат в ней используются широта и долгота.
Вот еще пример системы координат на местности.
***
Идите по лесу
Против столба тринадцатого
Прямехонько версту.
Придете на поляночку,
Стоят на той поляночке
Две старые сосны. [2]
Н. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо
В этом случае в качестве координат используются столбы и версты. Система координат используется не только на местности, еще несколько примеров ее применения вам раскроют одноклассники. Они подготовили небольшие сообщения.
Доклады учащихся.
(1-е сообщение) Кардиограф — это специальный медицинский прибор, измеряющий биоэлектическую активность сердца. Используется для того, чтобы проводить электрокардиографические обследования. Применяется в кабинетах интенсивной терапии, функциональной диагностики, кардиологических отделениях, машинах скорой помощи. Также используется в частной практике.
Основная задача данного вида оборудования — усиление сердечных сигналов и очищение их от посторонних шумов. Современные устройства обладают целым рядом положительных характеристик, таких как: многофункциональность, высокая степень точности, компактность, надежность, удобство и простота использования. В медицинской практике без такого оборудования не обойтись. [6]
С помощью кардиографа записывается кардиограмма (от кардио... и... грамма), кривая, получаемая на бумаге или фотоплёнке при регистрации сердечной деятельности — кардиографии. Эти записи являются очень важными, т. к. отражают работу сердца.[8]
(2-е сообщение) Термограф (от термо... и... граф), прибор для непрерывной регистрации температуры воздуха, воды и др. Чувствительным элементом термографа может служить биметаллическая пластинка, термометр жидкостной или термометр сопротивления. В метеорологии наиболее распространён термограф, чувствительным элементом которого является изогнутая биметаллическая пластинка, деформирующаяся при изменении температуры. Перемещение её конца передаётся стрелке, которая чертит кривую на разграфленной ленте. 1 мм записи по вертикали соответствует около 1 °С. По времени полного оборота барабана термографы подразделяются на суточные и недельные. Работа термографа контролируется по ртутному термометру.
Этим прибором записывается термограмма (лента термографа с непрерывной записью температуры за сутки, неделю и т. п.). Применяется в метеорологии, медицине и на производствах. [9]
(3-е сообщение) Барограф (из др.-греч. βάρος «тяжесть, вес» и γράφω «пишу») — самопишущий прибор для непрерывной записи значений атмосферного давления. Применяется на метеорологических станциях, а также на самолётах и аэростатах для регистрации высоты (по изменению давления).
При изменении атмосферного крышка перемещается вверх или вниз. Это перемещение передаётся перу, которое чертит кривую на разграфленной ленте. 1 мм записи по вертикали соответствует около 1 мбар (1 мбар=100 н/м2). По времени полного оборота барабана барографы подразделяются на суточные и недельные. Работа барографа контролируется сравнением его с ртутным барометром.
Барограф с повышенной чувствительностью называется микробарографом, изменение давления в 0,1 мбар соответствует 1-3 мм вертикального перемещения пера. [3]
(4-е сообщение) Сейсмограф (от греч. seismos — колебание, землетрясение и grapho — пишу) — комплект приборов для записи колебаний грунта и сооружений, вызванных землетрясениями, взрывами, вибрацией или другими причинами. Состоит из сейсмометра, принимающего сейсмический сигнал, и устройств, формирующих и записывающих выходной сигнал.
Сейсмографы широко применяются для решения задач сейсмологии и сейсморазведки; в горном деле — для прогноза горных ударов и внезапных выбросов.[4]
3) Повторение опорных знаний.
Итак, мы видим, что графики очень разнообразны и используются в различных областях. А значит существует необходимость их изучения, ведь порой от их правильного составления и прочтения зависят человеческие жизни. Из множества существующих функций и их графиков на прошлых уроках мы познакомились с функцией прямой. Давайте вспомним то, что уже знаем.
- Что называют функцией?
- Функциональной зависимостью или функцией называется такая зависимость одной переменной от другой, при которой каждому значению независимой переменной соответствует единственное значение зависимой переменной. [1]
Зд. Посмотрите на экран, вашему вниманию представлены несколько рисунков. Ваша задача определить на каких из них даны функции.
- Как называют переменные в функции?
- Независимую переменную называют аргументом, а зависимую – функцией и ее значения называют значениями функции.
Зд. Внимание на экран. Даны функции. Необходимо вспомнить их названия и указать аргумент (независимую переменную) и функцию (зависимую переменную).
- S=a2 (формула площади квадрата, S – функция, а – аргумент);
- S=5ϑ (формула пройденного пути, зависимость пройденного пути от скорости; S – функция, ϑ – аргумент);
- S=а2 (формула площади поверхности куба, S – функция, а – аргумент);
- V=а3 (формула объема куба, V – функция, а – аргумент);
- t=S/4 (формула зависимости времени от пройденного пути, t – функция, S – аргумент);
- S=5b (формула площади прямоугольника, S – функция, b – аргумент).
- Что такое «область определения»?
Область определения формируется из всех значений независимой переменной. [1]
Зд. Назовите область определения предложенных функций.
- S=5ϑ (т.к. ϑ – скорость, то областью определения будут все неотрицательные числа);
- S=3а (а – длина стороны прямоугольника, значит может принимать любые значения больше ноля);
(Дан график изменения температуры в течение суток, область определения от 0 до 24).
- Какая функция носит название прямой пропорциональности?
- Прямой пропорциональностью называется функция, которую можно задать формулой вида y=kx, где x – независимая переменная, k – не равное нулю число. [1]
- Что вы можете рассказать о ее графике?
- График прямой пропорциональности представляет собой прямую, проходящую через начало координат.
- Для его построения необходимо найти координаты всего одной точки, отличной от начала координат.
- Расположение графика в координатных четвертях зависит от числа k. Если k положительное число, то график расположен в первой и третьей четвертях, а если k отрицательное, то – во второй и четвертой. (Можно сопровождать демонстрацией изменения графика в программе MS Excel).
- если IkI увеличивать, то «горка» станет более крутой (график станет приближаться к оси Оу), а если IkI уменьшать – более пологой (график станет приближаться к оси Ох). (Можно сопровождать демонстрацией изменения графика в программе MS Excel).
4) Изучение нового материала.
Молодцы. Переходим к изучению новой функции. Эта функция носит название линейной.
Рассмотрим примеры функций.
- На шоссе расположены пункты А и В удаленные друг от друга на 20 км. Мотоциклист выехал из пункта В в направлении противоположном А, со скоростью 50 км/ч. За t ч мотоциклист проедет 50t км и будет находиться от А на расстоянии 50t + 20км. Если расстояние обозначить буквой s расстояние (в километрах) от мотоциклиста до пункта А, то зависимость этого расстояния от времени можно выразить формулой s = 50t + 20, где t ≽ 0. [1]
- Тетя Галя на день рождения сына купила торт за 80 р. и воздушные шары по 5 р. за штуку. Обозначим число купленных шаров буквой х, а стоимость всей покупки буквой у. Получим у = 5х + 80, где х > 0.
В этих случаях мы встретили функции, которые задаются формулой у = кх +в, где х – независимая переменная, к и в – числа. Такие функции называют линейными.
Запишите пожалуйста в тетради определение:
Линейной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида у = кх +в, где х – независимая переменная, к и в – числа. [1]
Зд. Вам даны функции. Определите, являются ли они линейными и назовите числа к и в.
- у = 13х + 2 (к =13; в =2)
- у = -0,2х + 4 (к = -0,2; в = 4)
- у = 7 + 6х (к = 6; в = 7)
- у = 15 – 9х (к = -9 ; в = 15)
- у = 2х2 + 1 (не линейная ф-я, т.к. х2)
- у = 8х + 5 -2х (приведем подобные слагаемые и получим у = 6х + 5, к = 6, в = 5)
- у = 98х (к = 98, в = 0, т.к. у = 98х + 0)
Обратите внимание на последнюю функцию, что вы заметили?
- это функция прямой пропорциональности.
Замечание: прямая пропорциональность является частным случаем линейной функции (у = кх + в, где в = 0).
Пришло время узнать, как выглядит график данной функции и почему она называется «линейной». Для этого найдем координаты некоторых точек и построим их в системе координат для функции у = 2х + 3.
х | -4 | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
у | -5 | -3 | -1 | 1 | 3 | 5 | 7 | 9 | 11 | 13 |
Мы видим, что точки выстраиваются в одну линию, проведя прямую через них, мы получим график данной функции. (Построения выполняются на доске учителем и детьми в тетради) [10]
Как мы видим, графиком линейной функции является прямая. Значит для построения графика достаточно найти координаты двух точек.
Проведем сравнение графиков функций у = 2х, у = 2х+1, у=2х=3 и у=2х-2. Для этого построим их графики в одной системе координат.
Что вы заметили при построении?
- Графики словно «перемещаются» по оси Оу на в «шагов» от начала координат.
Замечание: График функции у=кх+в, где к≠0, есть прямая, параллельная прямой у=кх. [1]
Замечание: в точке пересечения с осью Оу, ордината равна числу в.
Выполните следующее задание. Дана система координат с несколькими графиками функций. Запишите в своей тетради значения коэффициента в для каждой функции.
(Выполняют задание)
Сверим ваши результаты с правильными ответами (сверяют). Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы.
Как было сказано, при в=0 формула имеет вид у=кх, и график – прямая проходящая через начало координат. А при к=0 формула принимает вид у=в. В данном случае графиком будет прямая, параллельная оси Ох при в≠0 или сама ось Ох при в=0. [1]
Пояснение: у=в, т.к. к=0, то функцию можно записать в виде у=0х+в.
Например. У=0х+4.
х | -3 | 0 | 4 |
у | 4 | 4 | 4 |
Внимание на экран. Пронаблюдаем за графиками изменяя значения коэффициентов к и в. (Работа в excel)
- При изменении к меняется наклон графика.
Число к называют угловым коэффициентом прямой – графика функции у=кх+в. [1]
Если угловые коэффициенты прямых, являющихся графиками двух линейных функций, различны, то эти прямые пересекаются, а если угловые коэффициенты одинаковы, то прямые, то прямые параллельные.
- Если изменять значение в, график будет «скользить» по оси Оу относительно начала координат. Будет меняться точка пересечения с этой осью. (Было сказано ранее)
Зд. На экране даны графики и функции. Вам предстоит сопоставить каждому графику подходящую функцию. В тетради у вас должны появиться пары, в которых первое число – номер графика, второе – номер функции. Затем сверимся.
Заметим, что если область определения линейной функции состоит не из всех чисел, то ее график представляет собой соответствующую часть прямой. Например, полупрямая или отрезок. [1]
5) Закрепление полученных знаний.
Выполнение заданий по учебнику. № 314, 316, 317, 319(а, в, д), 322
6) Постановка домашнего задания.
Повторить записи в тетради. По учебнику: пункт 16с. 70 – 74 читать, № 319(закончить), 328.
7) Рефлексия и подведение итогов.
Давайте проверим на сколько внимательны вы на уроке.
- С какой функцией мы сегодня познакомились?
- Линейная функция.
- Какая функция называется линейной?
- Линейной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида у = кх +в, где х – независимая переменная, к и в – числа.
- Какие коэффициенты есть в данной функции и за что они отвечают?
- Коэффициент к – отвечает за угол наклона, в – отвечает за «смещение» по оси Ох.
Молодцы. Спасибо за урок.
Литература:
- Алгебра. 7 класс/ [Ю.Н. Макарычев и др]; под ред. С.А. Теляковского. – 18-е из. - М.: «Просвещение», 2009
- Математика в стихах. 5 – 11 классы/ авт. – сост. О.В. Панишева. – Волгоград: «Учитель», 2009
- Википедия. Свободная энциклопедия: [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%F0%EE%E3%F0%E0%F4 (Дата обращения 20.10.2013)
- Горная энциклопедия: [Электронный ресурс]. URL: http://www.mining-enc.ru/s/sejsmograf/ (Дата обращения 20.10.2013)
- Метео энциклопедия: [Электронный ресурс]. URL: http://meteorologist.ru/termogramma.html (Дата обращения 20.10.2013)
- Монитор. Научно – производственное предприятие. // Статьи: [Электронный ресурс]. URL: http://www.monitor-ltd.ru/advices/detail.php?ID=199 (Дата обращения 20.10.2013).
- Поурочное планирование по алгебре. 7 класс: к учебнику Ю.Н. Макарычева и др. «Алгебра: 7 класс»/ Т.М. Ерина – 3-изд., стереотип. – М.: «Экзамен», 2011.
- Яндекс словари: [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.yandex.ru/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D0%AD%D0%A2%D0%9E/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0/ (Дата обращения 20.10.2013)
- Яндекс словари: [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.yandex.ru/%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%20%D1%8D%D1%82%D0%BE/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84/ (Дата обращения 20.10.2013)
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/617460/ (Дата обращения 9.10.2013)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инженер и математик Станет лишь тогда богат, Если применить сумеет Он систему координат. И. Кушнир, Л. Финкельштейн
4 10
13 1 верста
Кардиограф
Термограф
Барограф
Сейсмограф
Давайте вспомним
Что называют функцией? у х 0 у х 0 х 1 х 2 у 2 у 1 х у 2 у 1 - Функциональной зависимостью или функцией называется такая зависимость одной переменной от другой, при которой каждому значению независимой переменной соответствует единственное значение зависимой переменной.
Какие из приведенных рисунков, не являются графиками функций? у х 0 у х 0 у х 0 у х 0 у х 0 у х 0 (1) (6) (5) (4) (3) (2)
Укажите аргумент и функцию А) S = a 2 ; Б) S =5 ϑ ; В) S =а 2 ; Г) V =а 3 ; Д) t = S /4; Е) S =5 b .
Назовите область определения функций а) S =5 ϑ ; б) S =3а; в) t, ч 0 t, ⁰c 24
Какая функция носит название прямой пропорциональности? Прямой пропорциональностью называется функция, которую можно задать формулой вида y = kx , где x – независимая переменная, k – не равное нулю число. Excel
s = 50 t + 20, где t ≽ 0
у = 5х + 80, где х > 0
Определение: Линейной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида у = кх +в , где х – независимая переменная, к и в – числа.
Определить, являются ли линейными функции и назвать числа к и в . а) у = 13х + 2 б) у = -0,2х + 4 в) у = 7 + 6х г) у = 15 – 9х д) у = 2х 2 + 1 е) у = 8х + 5 - 2х ж) у = 98х
График линейной функции у= ах+в в зависимости от числа в У = 2х +1, в = ? У = 2х, в = ? У = 2х -2, в = ? У = 2х + 3, в = ? у х 0 1 2 1 2 3 3 4 4 5 6 7 8 9 5 -1 -1 6 7 8 -2 -3 -4 -2 -3 -4 -5 х у 0 0 3 6 в = 0 в = -2 в = 3 в = 1 х у 0 1 2 5 х у 0 3 2 7 х у 0 2 -2 2 Обратите внимание: в точке пересечения с осью Оу , ордината равна числу в !
По графику линейной функции у= ах+в определите число в У = кх +в, в = ? У = кх+в , в = ? У = кх +в, в = ? У = кх + в, в = ? у х 0 1 2 1 2 3 3 4 4 5 6 7 8 9 5 -1 -1 6 7 8 -2 -3 -4 -2 -3 -4 -5 в = 2 в = -3 в = 5 в = 4
Число к называют угловым коэффициентом прямой – графика функции у= кх+в . Excel
Сопоставьте данные графики и функции у х 0 у х 0 у х 0 у х 0 у х 0 (2) у= кх+в , где к >0 , в < 0 (4) у= кх+в , где к <0 , в > 0 ( 1) у= кх+в , где к >0 , в > 0 (3) у= кх+в , где к >0 , в=0 (5) у= кх+в , где к < 0 , в = 0 1 5 4 3 2
Работа по учебнику № 314, 316 , 317 , 319(а , в, д), 322
Домашнее задание Повторить записи в тетради. По учебнику: пункт 16с. 70 – 74 читать, № 319(закончить), 328.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект 83 урока, 9 класс,УМК Биболетовой М.З.
4 четверть9 классUnit 4. Make your choice, make your lifeSection 1. it’s time to think about your future career.Урок № 83(1)Тема «Модальные глаголы»Цели: развитие навыков устной речи и навыков а...
План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."
План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...
План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».
План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...
План-конспект открытого урока по классу блок-флейта
План-конспект открытого урока поклассу духовых инструментов с учащаяся 1 класса . Тема урока "Подготовительные упражнения к различным видам техники". Цель урока " Обучение на начальном этапе игр...
План-конспект открытого урока в классе специального фортепиано
Открытый урок на тему: «Различные виды работ на уроке специального фортепиано»...
План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»
Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...
План конспект открытого урока 7б класс по(ФГОС)
Технологическая карта урока 7б класс по ФГОС....