Изучение государственной символики на уроках математики
методическая разработка по алгебре по теме
Значимым направлением гражданско-патриотического воспитания школьников является их приобщение к культурно-историческому наследию России через изучение государственной символики: на основе знакомства учащихся с российской символикой происходит их непосредственное соприкосновение с отечественной историей. Не зная символику, человек не может чувствовать себя гражданином великой страны, ведь государство без герба – государство без лица, государство без гимна и флага – государство без души.
Тематика государственной символики в педагогическом аспекте обладает огромным развивающим и воспитывающим потенциалом, но эффективно реализовать его можно при условии грамотного использования методического инструментария в образовательном процессе: начиная с вопросов учебного планирования и кончая оптимальным выбором методов и технологических приемов обучения.
Вопросы, касающиеся символики государства, могут рассматриваться не только учителями истории, обществознания и права, но и на уроках по другим предметам, например, на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_gs_na_matematike.doc | 616 КБ |
Предварительный просмотр:
Международная заочная научно-практическая конференция
«Повышение качества образования: новые идеи, новые подходы»
ИЗУЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКИ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Г.В.Серобабена, учитель математики,
высшая квалификационная категория,
МБОУ «СОШ №13», г.Череповец,
Вологодская область
Центр дистанционных интеллектуальных проектов «INET»
2013 год
Воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность, и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы.
Бондаревский В.Б.
Умение заинтересовать математикой - дело непростое. Как сформировать интерес к предмету? Как сделать учение интересным для обучащихся? Как выработать у ученика стремление работать над собой, стремление к творчеству? Конечно же, через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемных ситуаций, разнообразие методов обучения.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание свободной и всесторонне развитой личности.
Патриотизм – она из характеристик всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Формирование патриотического сознания подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образовательных учреждений, так как детство и юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви и уважения к Родине. В современной России одной из важных характеристик патриотизма является знание и уважение государственной истории, традиций, права. Поэтому значимым направлением гражданско-патриотического воспитания школьников является их приобщение к культурно-историческому наследию России через изучение государственной символики: на основе знакомства учащихся с российской символикой происходит их непосредственное соприкосновение с отечественной историей. Не зная символику, человек не может чувствовать себя гражданином великой страны, ведь государство без герба – государство без лица, государство без гимна и флага – государство без души.
Актуальность введения данного материала в занятия подтверждают официальные государственные документы, например, инструктивное письмо Минестерства образования РФ «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации», методические рекомендации по изучению государственных символов России в общеобразовательной школе «Символы российской государственности».
Тематика государственной символики в педагогическом аспекте обладает огромным развивающим и воспитывающим потенциалом, но эффективно реализовать его можно при условии грамотного использования методического инструментария в образовательном процессе: начиная с вопросов учебного планирования и кончая оптимальным выбором методов и технологических приемов обучения.
Вопросы, касающиеся символики государства, могут рассматриваться не только учителями истории, обществознания и права, но и на уроках по другим предметам, например, на уроках математики.
Рис.1 Фрагменты презентации к уроку математики в 8 классе
по теме «Действительные числа»
Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у обучающихся имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.
Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности.
Большое значение в развитии познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий.
Рис.2. Задания самостоятельной работы
Учебная игра является одновременно активным методом и формой обучения. К общепедагогическим основаниям использования обучающей игры на уроках математики, имеющих правовое и историческое содержание, относится необходимость:
- создать положительную мотивацию учебного познания;
- сконцентрировать интеллектуальные усилия;
- вызвать у обучающихся эмоциональный отклик, сопереживание.
Игровые приемы эффективны в случаях, когда учащиеся недостаточно владеют теоретическими знаниями. Выполнение таких заданий позволяет расширить кругозор обучающихся в правовом и историческом аспектах, пополнить лексический запас новыми терминами, узнать об их этимологическом происхождении, получить дополнительную информацию об окружающем мире.
Познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения учащихся в творческую деятельность. Творчество является одной из наиболее сильных причин развития познавательного интереса. В качестве примера развития творческих способностей могут служить следующие задания: придумать задания и упражнения к теме, составить ребусы, головоломки, кроссворды, написать стихотворение и т.д. частое проведение таких заданий приучает учащихся постоянно думать и искать различные варианты выполнения учебных заданий.
О роли и значении уроков математики в воспитании правильного и дисциплинированного мышления говорилось и писалось много, о влиянии математических занятий на формирование личности учащегося сказано мало. Не нужно делать вывод, что в деле формирования нравственной личности школьника уроки математики вообще должны быть скинуты со счетов. По моему многолетнему опыту работа над усвоением математической науки неизбежно воспитывает в обучающемся целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Сделать этот процесс более активным, а результаты его более прочными - достойная задача для учителя.
Список литературы:
1. Герб, флаг и гимн России: Изучение государственных символов Российской федерации в школе. Методические рекомендации/ Сост. М.К.Антошин. – М.:Айрис – пресс, 2003. – 80с. – (Методика).
2. Пчелов Е.В. Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. М.. 2002.
3. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. - М.:ВАКО, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОсОбенности изучения геометрического материала на уроках математики в начальных классах
Материал можно использовать при оформлении математического уголка в начальных классах и при изучении раздела "Методика изучения геометрического материала" по учебной дисциплине "Мето...
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6- КЛАССАХ
Богатым арсеналом эффективных средств для всестороннего развития мышления учащихся располагает курс школьной геометрии. Особая роль при развитии учащихся средствами геометрии при этом отводится изучен...
Проект «Изучение государственной символики как средство воспитания патриотизма на уроках истории и обществознания»
Патриотическое воспитание через изучение государственных символов на уроке истории....
Изучение нового материала на уроках математики
В материале рассматривается ключевой элемент в структуре многих уроков - изучение нового материала...
Преемственность в изучении элементов геометрии на уроках математики
Выступление на международной научно-практической интернет-конференции "Основные направления изадачи современного образования, опыт реализации" по теме "Применение кейс-технологий при обучении математи...
Мероприятия по изучению государственной символики.
Интеллектуальные игры....
«Прямоугольный параллелепипед» Урок - изучение геометрического материала на уроках математики в 5 классе, с помощью моделирования
Нна уроке ребята познакомятся с фигурой - прямоугольный параллелепипед. Научатся её делать и изображать в тетради, проверят себя...