Изучение государственной символики на уроках математики
методическая разработка по алгебре по теме
Значимым направлением гражданско-патриотического воспитания школьников является их приобщение к культурно-историческому наследию России через изучение государственной символики: на основе знакомства учащихся с российской символикой происходит их непосредственное соприкосновение с отечественной историей. Не зная символику, человек не может чувствовать себя гражданином великой страны, ведь государство без герба – государство без лица, государство без гимна и флага – государство без души.
Тематика государственной символики в педагогическом аспекте обладает огромным развивающим и воспитывающим потенциалом, но эффективно реализовать его можно при условии грамотного использования методического инструментария в образовательном процессе: начиная с вопросов учебного планирования и кончая оптимальным выбором методов и технологических приемов обучения.
Вопросы, касающиеся символики государства, могут рассматриваться не только учителями истории, обществознания и права, но и на уроках по другим предметам, например, на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 616 КБ |
Предварительный просмотр:
Международная заочная научно-практическая конференция
«Повышение качества образования: новые идеи, новые подходы»
ИЗУЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКИ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Г.В.Серобабена, учитель математики,
высшая квалификационная категория,
МБОУ «СОШ №13», г.Череповец,
Вологодская область
Центр дистанционных интеллектуальных проектов «INET»
2013 год
Воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность, и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы.
Бондаревский В.Б.
Умение заинтересовать математикой - дело непростое. Как сформировать интерес к предмету? Как сделать учение интересным для обучащихся? Как выработать у ученика стремление работать над собой, стремление к творчеству? Конечно же, через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемных ситуаций, разнообразие методов обучения.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание свободной и всесторонне развитой личности.
Патриотизм – она из характеристик всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Формирование патриотического сознания подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образовательных учреждений, так как детство и юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви и уважения к Родине. В современной России одной из важных характеристик патриотизма является знание и уважение государственной истории, традиций, права. Поэтому значимым направлением гражданско-патриотического воспитания школьников является их приобщение к культурно-историческому наследию России через изучение государственной символики: на основе знакомства учащихся с российской символикой происходит их непосредственное соприкосновение с отечественной историей. Не зная символику, человек не может чувствовать себя гражданином великой страны, ведь государство без герба – государство без лица, государство без гимна и флага – государство без души.
Актуальность введения данного материала в занятия подтверждают официальные государственные документы, например, инструктивное письмо Минестерства образования РФ «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации», методические рекомендации по изучению государственных символов России в общеобразовательной школе «Символы российской государственности».
Тематика государственной символики в педагогическом аспекте обладает огромным развивающим и воспитывающим потенциалом, но эффективно реализовать его можно при условии грамотного использования методического инструментария в образовательном процессе: начиная с вопросов учебного планирования и кончая оптимальным выбором методов и технологических приемов обучения.
Вопросы, касающиеся символики государства, могут рассматриваться не только учителями истории, обществознания и права, но и на уроках по другим предметам, например, на уроках математики.
Рис.1 Фрагменты презентации к уроку математики в 8 классе
по теме «Действительные числа»
Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у обучающихся имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.
Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности.
Большое значение в развитии познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий.
Рис.2. Задания самостоятельной работы
Учебная игра является одновременно активным методом и формой обучения. К общепедагогическим основаниям использования обучающей игры на уроках математики, имеющих правовое и историческое содержание, относится необходимость:
- создать положительную мотивацию учебного познания;
- сконцентрировать интеллектуальные усилия;
- вызвать у обучающихся эмоциональный отклик, сопереживание.
Игровые приемы эффективны в случаях, когда учащиеся недостаточно владеют теоретическими знаниями. Выполнение таких заданий позволяет расширить кругозор обучающихся в правовом и историческом аспектах, пополнить лексический запас новыми терминами, узнать об их этимологическом происхождении, получить дополнительную информацию об окружающем мире.
Познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения учащихся в творческую деятельность. Творчество является одной из наиболее сильных причин развития познавательного интереса. В качестве примера развития творческих способностей могут служить следующие задания: придумать задания и упражнения к теме, составить ребусы, головоломки, кроссворды, написать стихотворение и т.д. частое проведение таких заданий приучает учащихся постоянно думать и искать различные варианты выполнения учебных заданий.
О роли и значении уроков математики в воспитании правильного и дисциплинированного мышления говорилось и писалось много, о влиянии математических занятий на формирование личности учащегося сказано мало. Не нужно делать вывод, что в деле формирования нравственной личности школьника уроки математики вообще должны быть скинуты со счетов. По моему многолетнему опыту работа над усвоением математической науки неизбежно воспитывает в обучающемся целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Сделать этот процесс более активным, а результаты его более прочными - достойная задача для учителя.
Список литературы:
1. Герб, флаг и гимн России: Изучение государственных символов Российской федерации в школе. Методические рекомендации/ Сост. М.К.Антошин. – М.:Айрис – пресс, 2003. – 80с. – (Методика).
2. Пчелов Е.В. Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. М.. 2002.
3. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. - М.:ВАКО, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/04/picture-132341-1486220347.jpg)
ОсОбенности изучения геометрического материала на уроках математики в начальных классах
Материал можно использовать при оформлении математического уголка в начальных классах и при изучении раздела "Методика изучения геометрического материала" по учебной дисциплине "Мето...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/28/picture-315996-1395979722.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6- КЛАССАХ
Богатым арсеналом эффективных средств для всестороннего развития мышления учащихся располагает курс школьной геометрии. Особая роль при развитии учащихся средствами геометрии при этом отводится изучен...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/01/picture-427797-1396297044.jpg)
Проект «Изучение государственной символики как средство воспитания патриотизма на уроках истории и обществознания»
Патриотическое воспитание через изучение государственных символов на уроке истории....
Изучение нового материала на уроках математики
В материале рассматривается ключевой элемент в структуре многих уроков - изучение нового материала...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/25/picture-152002-1692912729.jpg)
Преемственность в изучении элементов геометрии на уроках математики
Выступление на международной научно-практической интернет-конференции "Основные направления изадачи современного образования, опыт реализации" по теме "Применение кейс-технологий при обучении математи...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/07/picture-63119-1607363611.jpg)
«Прямоугольный параллелепипед» Урок - изучение геометрического материала на уроках математики в 5 классе, с помощью моделирования
Нна уроке ребята познакомятся с фигурой - прямоугольный параллелепипед. Научатся её делать и изображать в тетради, проверят себя...