Программа факультатива по математике 5-6 класс "За страницами учебника"
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме
Программа факультативного курса по математике для 5-6 класса "За страницами учебника". Имеется презентация некоторых тем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
факультатив по математике 5-6 класс | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хлопуновская средняя общеобразовательная школа
Шипуновского района Алтайского края
Принято «Утверждаю»
Председатель МО: Директор школы:
__________Е.Н.Молодых _________Т.В.Воронова
«____»________201___г. «___»_________201_г.
Программа факультатива по математике
«За страницами учебника»
для 5-6 классов
Автор: Воронова Татьяна Васильевна,
учитель математики высшей категории
с.Хлопуново
2013 год
I РАЗДЕЛ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативного курса по математике для учащихся 5-6 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5-6 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Актуальность.
Очень часто учитель математики среднего звена обучения сталкивается с недостаточной подготовленностью учеников, окончивших начальную школу, поэтому важно на уроках в 5 классе формировать хорошие вычислительные навыки. Но программа по математике в 5 и 6 классе предполагает 5 часов в неделю. Тогда как в 7-9 классах – 6 часов. Необходим факультативный курс, углубляющий и расширяющий знания учеников, развивающий познавательный интерес и формирующий математические способности.
Новизна.
Проведённый анализ, существующих программ по математике: программ элективных курсов образовательной области “Математика” (С.А. Гоманов “Замечательные неравенства, их обоснование и применение”; А.Н. Земляков “Мир, математика, математики”; Н.Л. Стефанова “Математика в архитектуре”; Е.А. Ермак “Обоснование в математике (от Евклида до компьютера)”; Е.А. Ермак “Геометрическое моделирование окружающего мира”; А. Н. Земляков “Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики”; Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина “Математические основы информатики” для 10-11 классов), содержание которых направлено на оказание помощи ученикам в определении своего призвания в профессиональной деятельности, требующее использование точных наук выявил: отсутствие программ факультативных курсов для учащихся 5–6-х классов.
Цель курса: подготовить учащихся 5–6-х классов к изучению курсов алгебры и геометрии на II ступени обучения в соответствии с зоной потенциального развития каждого школьника.
Задачи курса:
- расширение и углубление знаний по предмету;
- развитие у учащихся логического мышления;
- формирование пространственного воображения и графической культуры;
- привитие интереса к изучению предмета;
- выявление одаренных детей;
- адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.
Для успешного достижения поставленных целей и задач при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы. Оптимальный состав группы – 15 человек. Занятие не должно длиться более 40 минут. Частота занятий – 1 раз в неделю.
Программа рассчитана на 68 учебных часов.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В соответствии с требованием программы по математике для 5–6-х классов 80% учащихся должны:
- Производить в уме арифметические действия (сложение и вычитание трёхзначных чисел, умножение двух-и трёхзначных чисел на однозначное число, умножение и деление любого числа на 10, 100, 1000, …).
- Уверенно выполнять письменно действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями (не сложные).
- Решать несложные задачи арифметическим и алгебраическим способом.
- Распознавать и изображать геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольники, круг, окружность, шар.
- При объяснении решений учащимися должна звучать грамотная математическая речь.
II РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
5-й КЛАСС (1 час в неделю, всего 34 часа)
- Основы математики (10 + 2 часов)
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученных в начальной школе; закрепить навыки математических действий с натуральными числами; продолжить развитие общеучебных умений и навыков.
После изучения данной главы учащиеся должны знать: о разных системах счисления;
уметь: оперировать приёмами умножения на 5, 25, 11, 98, 99, 97, 94, 93; двузначного числа, оканчивающегося на 5, на само себя; правильно строить свои умозаключения.
Эта глава программы рассчитана на повышение и удержание интереса к предмету математике. Логические задачи представляют собой разного вида умозаключения, построенные на сюжетном материале. В их условиях содержатся сведения о свойствах и отношениях людей и вещей. На основе этих сведений требуется сделать вывод о наличии или отсутствии у объектов, описываемых в задачах, тех или иных свойств или отношений. Исторические сведения насыщены практическим материалом.
- Действия с обыкновенными дробями. (10 + 1 часов)
Основная цель - познакомить с историей возникновения математических терминов и понятий; выработать умения составлять буквенные и числовые выражения, линейные уравнения по условию текстовых задач.
После изучения данной главы учащиеся должны знать: действия с обыкновенными дробями;
уметь: составлять выражения и уравнения по условию, используя действия с обыкновенными дробями.
- Геометрическая составляющая школьного курса математики (10 + 1 часов)
Основная цель – развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки.
После изучения данной главы учащиеся должны знать: свойства геометрических фигур;
уметь: работать по заданному алгоритму; решать задачи на разрезание, переливание, перекладывание.
При решении геометрических задач раскрывается взаимосвязь образного и логического мышления. В процессе решения задач на разрезание проявляются связи между всеми компонентами умственной деятельности: пространственным, метрическим, интуитивным, конструктивным и символическим, а значит и соответствующими содержательно – методическими линиями школьного курса математики.
Решение кроссвордов заставляет искать ответы на разные по степени сложности вопросы. Если ответ находишь легко, то радуешься своим знаниям, если этот поиск труден и долог, найденный в результате его ответ долгое время остаётся в памяти.
6-й КЛАСС (1 час в неделю, всего 34 часа)
- Делимость чисел (6 + 1 часов)
Основная цель - продолжить отработку вычислительных навыков; познакомить с историей математики в России; научить решать логические задачи.
После изучения данной главы учащиеся должны знать: признаки делимости на 2, 5, 10, 100, 1000; 4, 6, 8, 11;
уметь: применять признаки делимости при решении задач.
На исторических примерах школьники приучаются к взаимной критике; ученики должны понять, что именно логическая полноценность аргументации была тем оружием, которое дало ему победу. Однажды почувствовав это, даже находясь в других ситуациях, он будет искать точную полноценную аргументацию, что значительно повысит его логическую культуру.
- Действия с обыкновенными дробями. (15 + 1 часов)
Основная цель - познакомить с историей возникновения математических терминов и понятий; выработать умения составлять буквенные и числовые выражения, пропорции и линейные уравнения по условию текстовых задач; познакомить с новым разделом математики – топологией; научить решать логические задачи.
После изучения данной главы учащиеся должны знать: действия с обыкновенными дробями;
уметь: составлять выражения и уравнения по условию, используя действия с обыкновенными дробями.
Углубляется понимание условий задачи: дети становятся способны выделить существенные и несущественные отношения приведённых в них данных, обнаруживая в итоге принцип построения и решения задачи. Расширяются возможности в осознании детьми своих действий при решении однотипных задач: они осознают не только свойства отдельных действий и особенности условий, в которых эти действия совершаются, но и их объективную общность по способу осуществления.
- Действия с рациональными числами (9 + 2 часов)
Основная цель - расширить представление учащихся о числе; познакомить с биографиями выдающихся математиков; научить работать с координатной плоскостью; обучать решению занимательных задач.
После изучения данной главы учащиеся должны знать: действия с рациональными числами;
уметь: выполнять задания на координатной плоскости двух типов.
При решении задач на координатную плоскость и занимательных задач, связанных с наглядностью, общность строения задач выявляется легче, чем при решении задач, где требуется действовать в отвлечённом плане. Поэтому работу по привлечению внимания ребят к строению задачи необходимо проводить в форме коллективного обсуждения возможных преобразований условий и требований.
III РАЗДЕЛ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
5-й класс
Номера уроков | Содержание учебного материала | Количество часов, отводимое на выполнение | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Входная контрольная работа | 1 | ||
I. Основы математики – 14 часов | ||||
2-3 | Приёмы устного счёта | 2 | 1 | 1 |
4-5 | О разных системах счисления. Как люди научились считать | 2 | 1 | 1 |
6 | Пифагорейская школа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7-8 | Логика и смекалка | 2 | 0 | 2 |
9-11 | Математические игры | 3 | 1 | 2 |
12 | Математика в профессии родителей (сочинение) | 1 | 0 | 1 |
13-15 | Приёмы рационального счёта | 3 | 1 | 2 |
16 | Контрольная работа | 1 | ||
II. Геометрическая составляющая школьного курса математики – 17 часов | ||||
17-20 | Геометрия вокруг нас. Геометрия танграма | 4 | 1 | 3 |
21-22 | Метрическая система мер. Старые русские меры. Как измеряли в древности. | 2 | 1 | 1 |
23-27 | Меры длины, времени, веса в задачах повышенной сложности. | 5 | 2 | 3 |
28-31 | Решение логических задач | 4 | 1 | 3 |
32-33 | Итоговое занятие "Творцы математики". Решение и составление кроссвордов. | 2 | 0 | 2 |
34 | Контрольная работа | 1 |
6-й класс
Номера уроков | Содержание учебного материала | Количество часов, отводимое на выполнение | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I. Делимость чисел – 6 часов | ||||
1-2 | Признаки делимости на 10, на 5, на 2. Исторические сюжеты развития математики | 2 | 1 | 1 |
3-4 | Решение логических задач | 2 | 1 | 1 |
5-6 | Признаки делимости на 4, на 6, на 8, на 11, на 15. Вавилонская система счисления. | 2 | 1 | 1 |
7 | Контрольная работа | 1 | ||
II. Действия с обыкновенными дробями – 15 часов | ||||
8 | История возникновения математических терминов и понятий | 1 | 1 | |
9-12 | Обыкновенные дроби | 4 | 1 | 3 |
13-18 | Задачи международного математического конкурса «Кенгуру». | 6 | 1 | 5 |
19-20 | Олимпиадные задачи различного уровня. | 2 | 1 | 1 |
21-22 | Занимательные игры с геометрическими фигурами. Задачи на разрезание и складывание фигур | 2 | 2 | |
23 | Контрольная работа | 1 | ||
III. Действия с рациональными числами – 9 часов | ||||
24-27 | Составление заданий на координатной плоскости | 4 | 1 | 3 |
28-29 | Знакомство с биографиями Ковалевской, Лобачевского, Эйлера, Лагранжа | 2 | 1 | 1 |
30-32 | Решение занимательных задач | 3 | 1 | 2 |
33 | Конкурс "Кто вперёд!" | 1 | ||
34 | Контрольная работа | 1 |
Список литературы для учителя:
1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
2. А.Д Блинкос, А.В. Семёнов и др. «Математика: Интеллектуальные марафоны, турниры, бои. 5-11 классы». М, «Первое сентября, 2004 г.
3. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2010 г.
4. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
5. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
6.Е.В.Алтухова, «Математика 5-11 классы: Уроки учительского мастерства». Волгоград, Учитель, 2009 г.
7. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
8. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
9. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива по математике "За страницами учебника математики" 5 класс
Данная программа математического факультатива «За страницами учебника математики» рассчитана на один год обучения для учащихся 5-х классов, проявляющих интерес к математике, желающих изучать математик...
программа факультатива по математике "Тропинками математики" для учащихся 5 класса
Предлагаемые факультативные занятия разработаны с учётом учебной программы для общеобразовательных учреждений и ориентированы на многогранное рассмотрение содержания курса математики V класса по многи...
Программа факультатива по математике "Мир математики"
Программа по математике для работы с одареннными детьми...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по математике «Решение нестандартных задач по математике»
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необхо...
Программа факультатива по математике «За страницами учебника математики»
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой ...
Программа факультатива по математике 8 класс «За страницами учебника математики»
Программа факультатива по математике 8 класс«За страницами учебника математики»...
Рабочая программа факультатива по математике 6 класс "Занимательная математика"
Рабочая программа с КТП факультатива по математике 6 класс "Занимательная математика"...