Тема урока: «Сложение отрицательных чисел» (слайд1) Цели урока: (слайд 3) образовательные: знакомство учащихся с правилом сложения отрицательных чисел и начало работы по отработке умений и навыков его применения; развивающие: развитие навыков само- и взаимоконтроля, математического и общего кругозора, мышления и речи, внимания и памяти, математической грамотности и умения анализировать, обобщать; воспитательные: формирование положительной мотивации и интереса к математике, потребности в приобретении новых знаний, воспитание активности, умения общаться, воспитание общей культуры. Структура урока: 1. Организационный момент. 2. Мотивация урока. 3. Актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания. 4. Изучение нового материала. 5. Физкультминутка. 6. Закрепление темы. 7. Итоги урока. 8. Домашнее задание. Методы урока: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Тип урока: урок изучения новой темы. Девиз урока: «Математику уже затем следует учить, что она ум в порядок приводит» М.В.Ломоносов.(слайд 2) Оборудование: компьютер с проектором, презентация, тест Ход урока: 1. Организационный момент. Итак, урок мы начинаем, Всем успехов пожелаем, Думать, мыслить, не зевать, Быстро все в уме считать! 2. Мотивация урока: Сегодня мы урок проведем под девизом: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». М.В.Ломоносов. Я хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, и надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач. Мы продолжаем с вами работать над положительными и отрицательными числами. Сегодня нам с вами предстоит вывести правило сложения отрицательных чисел. И вы попробуете сделать это сами, но для этого необходим определенный багаж знаний 3. Актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания. Проверим домашнее задание (№1039, 1031, 1032) 2 учащихся около доски в это время работают по карточкам: 1.Сложить с помощью координатной прямой числа: -4 + (-2); -1+ (-4); 2 + (-6); -3 + 5; 0 + (-3); -2 + (-6); 2.Выполнить действия: │-2,3│ +│ 4│=…; │ 6,12│ -│ -5,9│ =… │ 5,23│ +│ -4,3│=…; │ -9, 56│-│0│= Учащиеся 1 варианта проверяют работу 1 ученика, учащиеся 2 варианта - работу 2 ученика Теперь проведем игру «Да-нет» (слайд 4,5) + 1. Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными числами. - 2. Для каждого числа есть два противоположных ему числа. + 3. Сумма противоположных чисел равна нулю. + 4. Модуль числа 0 равен нулю. - 5. Модуль числа может быть отрицательным. - 6. Противоположные числа имеют разные модули. + 7. Из двух отрицательных чисел меньше то, модуль которого больше. - 8. Нуль меньше любого отрицательного числа. + 9. Нуль меньше положительного числа. + 10.Если к любому числу прибавить нуль, то число не изменится. (Неверный ответ исправить на верный) На доске записаны числа: 15; -13; 0; 5,7; -7¾; -18; 702; 9⅔; -0,5; 9. Из данных чисел выберите: а) положительные числа; б) числа <0; в) числа, модули которых больше 10; г) отрицательные числа, модули которых меньше 9; д) противоположные числа. Найти модули чисел: (записать в тетрадях и на доске) |-300| ; | 0 | ; |-5,2|; |⅛| ; |-1¾| ; |-4,5| ; Вычислить: (в тетрадях и на доске) 3⅛ +2⅔; 5¼ - 4½ Устно:1. Вычислить: -4,8+4,8; 2.Решите задачу: (слайд 6.7) У одного квартиросъемщика два долга: 50 рублей за телефон и 70 рублей за Интернет. Какова сумма его долга? 4. Изучение новой темы. Ставится проблема. В древности отрицательные числа понимались как долги. Если перевести эти задачи о долгах на язык математики, что получится?: (ребята отвечают) -50 +(-70)= -120; -20 + (-30) = -50 Каким числом, положительным или отрицательным, является сумма двух отрицательных чисел? (вывод записать в тетрадях) Попробуйте сформулировать правило сложения отрицательных чисел: Чтобы сложить два отрицательных числа, нужно: 1) сложить их модули; 2) перед полученным числом поставить знак минус. (слайд 8) Первичное закрепление: № 1045 (а, в, д, ж, и, л) 5. Физкультминутка: Любая работа требует перерыва. Отдохнем! Выполним восстановительные упражнения: 1) Сложите руки в замок и положите их на затылок. Отклоняйте голову назад, слегка сопротивляясь замком рук. 2) Сложите в кулак кисти рук и уприте их в подбородок. Наклоняйте голову вперед, слегка сопротивляясь руками. 3) Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите так, считая до пяти. Повторите 5 раз. 4) Крепко зажмурьте глаза, досчитайте до трех, откройте их и посмотрите вдаль, считая до пяти. Повторите 5 раз. 6. Закрепление темы. Продолжаем работу над темой. Выберите правильный ответ из двух предложенных: (слайд 9,10) 1) -1 + (-3) = а) 4; б) -4. 2) -4,5 + (-4,5) = п) -9,1; р) -9. 3) -0,5 + (-1,25) = а) -1,75; б) -1,3. 4)-1,1 + (-5) = ф) -1,6; х) -6,1. 5) -3 + (-0,5) = м) -3,5; н) -0,8. 6) -1,5 + (-2,6) = а) -4,1; б) -3,11. 7) 0 + (-5) = в) 0; г) -5. 8) 4 + 0 = у) 4; п) 0. 9) -5 + (-9) = п) -14; р)14. 10) -4 + 0 = с) 0; т) -4. 11) -10 + (-9,6) = а) -19,6; б) -10,6. Сложите полученные ответы в таблицу:
Номер
примера
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
| Соответствующая
буква
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы все правильно сделаете, у вас получится имя индийского математика (7-й век), который излагал правило сложения двух отрицательных чисел так: сумма двух долгов есть долг.(сверяется с ответом на экране) (слайд 11) 7. Итоги урока: (рефлексия) Какую проблему мы ставили на уроке? Удалось ли нам ее решить? Что нового для себя узнали? Как сложить два отрицательных числа? (слайды 12,13,14) 8. Домашнее задание: П.32, №1056 (а, в, д, ж, и, л), №1059, №1053. (слайд 15,16) |