Рабочая программа по алгебре 9 класс (надомное обучение)
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме
Рабочая программа для обучения алгебре учащихся 9 класса, осваивающих образовательную программу в форме надомного обучения (из расчета 1,6 часа в неделю, 53 часа в год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
алгебра 9 класс (надомное обучение) | 48.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 454
КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по УВР Директор школы
_____________Е. И. Лисниченко ________Т. В. Ларионова
«____»____________20______г Приказ №____________
От «____»__________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре
для 9 класса (надомное обучение)
на 2013/2014 учебный год
Составитель программы:
Любимова Виктория Сергеевна, первая квалификационная категория
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для обучающихся в 9 классе в форме надомного обучения разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Часть I. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. М. 2004. с учетом рекомендаций Программы общеобразовательных учреждений. АЛГЕБРА. 7-9 классы. Сост. Т. А. Бурмистрова. М.: Просвещение, 2010.
Для реализации программного содержания используется учебник:
Алгебра. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : Дорофеев Г. В. и др.– М.: Просвещение, 2010.
Планирование рассчитано на 1,5 часа в неделю. Сокращение учебных часов становится возможным за счет применения подачи материала блоками, с показом основных алгоритмов и предоставлением заданий для закрепления при самостоятельной работе учащегося.
Общеучебные цели изучения курса:
- развитие алгоритмического мышления
- овладение навыками дедуктивных рассуждений
- получение конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры
- формирование функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах
- понимание роли статистики как источника социально значимой информации
- приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений
- формирование языка описания объектов окружающего мира
- развитие пространственного воображения и интуиции, математической культуры
- эстетическое воспитание учащихся
- развитие логического мышления
- формирование понятия доказательства
Развивающие цели изучения курса:
Развитие:
- ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления,
- элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений,
- способности к преодолению трудностей;
- математической речи;
- внимания; памяти;
- навыков самопроверки.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитывающие:
- воспитывать культуру личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- воспитание волевых качеств, коммуникабельности, ответственности.
В ходе преподавания математики в 9 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Содержание программы
1. Неравенства (10 часов)
Действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Числовые неравенства и их свойства. Доказательство числовых и алгебраических неравенств. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Точность приближения, относительная точность.
Основная цель – познакомить учащихся со свойствами числовых неравенств и их применением к решению задач (сравнение и оценка значений выражений, Доказательство неравенств и др.); выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Изучение темы начинается с обобщения и систематизации знаний о действительных числах, повторения известных учащимся терминов: натуральные, целые, рациональные, действительные числа – и рассмотрения отношений между соответствующими числовыми множествами. При этом бесконечная десятичная дробь не является исходным понятием для определения действительного числа, а рассматривается как его «универсальное имя». Вопрос о периодических и непериодических дробях может быть отнесен к необязательному материалу.
Свойства числовых неравенств иллюстрируются геометрически и подтверждаются числовыми примерами. Рассмотрение вопроса о решении линейных неравенств с одной переменной сопровождается введением понятий равносильных уравнений и неравенств, формулируются свойства равносильности уравнений и неравенств. Приобретенные учащимися умения получают развитие при решении систем линейных неравенств с одной переменной. Рассматривается также вопрос о доказательстве неравенств. Учащиеся знакомятся с некоторыми приемами доказательства неравенств; система упражнений содержит значительное число заданий на применение аппарата неравенств.
2. Квадратичная функция (10 часов)
Функция у = ах2 + bх + с и ее график. Свойства квадратичной функции: возрастание и убывание, сохранение знака на промежутке, наибольшее (наименьшее) значение. Решение неравенств второй степени с одной переменной.
Основная цель – познакомить учащихся с квадратичной функцией как с математической моделью, описывающей многие зависимости между реальными величинами; научить строить график квадратичной функции и читать по графику ее свойства; сформировать умение использовать графические представления для решения квадратных неравенств.
Особенность принятого подхода заключается в том, что изучение темы начинается с общего знакомства с функцией у = ах2 + bх + с; рассматриваются готовые графики квадратичных функций и анализируются их особенности (наличие оси симметрии, вершины, направление ветвей, расположение по отношению к оси х), при этом активизируются общие сведения о функциях, известные учащимся из курса 8 класса; учащиеся учатся строить параболу по точкам с опорой на ее симметрию. Далее следует более детальное изучение свойств квадратичной функции, особенностей ее графика и приемов его построения. В связи с этим может рассматриваться перенос вдоль осей координат произвольных графиков. Центральным моментом темы является доказательство того, что график любой квадратичной функции у = ах2 + bх + с может быть получен с помощью сдвигов вдоль координатных осей параболы у = ах2. Теперь учащиеся по коэффициентам квадратного трехчлена ах2 + bх + с могут представить общий вид соответствующей параболы и вычислить координаты ее вершины.
В системе упражнений значительное место должно отводиться задачам прикладного характера, которые решаются с опорой на графические представления. Завершается эта тема рассмотрением квадратных неравенств, прием решения которых основан на умении определять промежутки, где график функции расположен выше (ниже) оси абсцисс.
3. Уравнения и системы уравнений (14 часов)
Рациональные выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Тождество, доказательство тождеств. Решение целых и дробных уравнений « одной переменной. Примеры решения нелинейных систем уравнений с двумя переменными. Решение текстовых задач. Графическая интерпретация решения уравнений и систем уравнений.
Основная цель – систематизировать сведения о рациональных выражениях и уравнениях; познакомить учащихся с некоторыми приемами решения уравнений высших степеней, обучить решению дробных уравнений, развить умение решать системы нелинейных уравнений с двумя переменными, а также текстовые задачи; познакомить с применением графиков для исследования и решения систем уравнений с двумя переменными и уравнений с одной переменной.
В данной теме систематизируются, обобщаются и развиваются теоретические представления и практические умения учащихся, связанные с рациональными выражениями, уравнениями, системами уравнений. Уточняется известное из курса 7 класса понятие тождественного равенства двух рациональных выражений; его содержание раскрывается с двух позиций – алгебраической и функциональной. Вводится понятие тождества, обсуждаются приемы доказательства тождеств.
Значительное место в теме отводится решению рациональных уравнений с одной переменной. Систематизируются и углубляются знания учащихся о целых уравнениях, основное внимание уделяется решению уравнений третьей и четвертой степени уже знакомыми учащимся приемами – разложением на множители и введением новой переменной. Здесь же учащиеся впервые встречаются с решением уравнений, содержащих переменную в знаменателе дроби. Продолжается решение систем уравнений, в том числе рассматриваются системы, в которых одно уравнение первой, а другое – второй степени, и примеры более сложных систем.
В заключение проводится графическое исследование уравнений с одной переменной. Вообще графическая интерпретация алгебраических выражений, уравнений и систем должна широко использоваться при изложении материала всей темы.
4. Арифметическая и геометрическая прогрессии (8 часов)
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n членов арифметической и геометрической прогрессий. Простые и сложные проценты.
Основная цель – расширить представления учащихся о числовых последовательностях; изучить свойства арифметической и геометрической прогрессий; развить умение решать задачи на проценты.
В данной теме вводятся необходимые термины и символика, в результате чего создается содержательная основа для осознанного изучения числовых последовательностей, которые неоднократно встречались в предыдущих темах курса. Характерной ее особенностью должны являться широта и разнообразие практических иллюстраций, акцент на связь изучаемого материала с окружающим миром. Введение понятий арифметической и геометрической прогрессий следует осуществлять на основе рассмотрения примеров из реальной жизни. На конкретных примерах вводятся понятия простых и сложных процентов, которые позволяют рассмотреть большое число практико-ориентированных задач.
5. Статистические исследования (3 часа)
Генеральная совокупность и выборка. Ранжирование данных. Полигон частот. Интервальный ряд. Гистограмма. Выборочная дисперсия, среднее квадратичное отклонение.
Основная цель – сформировать представление о статистических исследованиях, обработке данных и интерпретации результатов.
В данной теме представлен завершающий фрагмент вероятностно-статистической линии курса. В ней рассматриваются доступные учащимся примеры комплексных статистических исследований, в которых используются полученные ранее знания о случайных экспериментах, способах представления данных и статистических характеристиках. В ходе описания исследований вводятся некоторые новые статистические понятия, отражающие специфику данного исследования. Они позволяют понять как центральные тенденции ряда данных, так и меру вариации. Включение данного материала направлено прежде всего на формирование умений понимать и интерпретировать статистические результаты, представляемые в средствах массовой информации.
Повторение (12 часов)
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса алгебры 9 класса обучающийся должен уметь:
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы, решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи; изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- распознавать арифметические и геометрические прогрессии;
- решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу;
- находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику;
- применять графические представления при решении уравнений, систем уравнений, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики.
Формы контроля:
Используется два вида контроля:
- текущий в процессе изучения темы (математический диктант, устный опрос, самостоятельная работа, тест)
- итоговый в конце раздела (контрольная работа, зачетная работа).
Всего планируется 5 контрольных работ за учебный год.
Литература для учителя
- Алгебра. Книга. для учителя. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [С. Б. Суворова, Е. А. Буминович, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева]. – М.: Просвещение, 2011
- Алгебра. Контрольные работы. 7 – 9 классы: кн. для учителя / Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008
- Оценка качества выпускников основной школы по математике/Г. В. Дорофеев, Л. В. Кузнецова, Г.М. Кузнецова и др.-М.: Дрофа, 2001г.
- Сборник задач по математике. Основная школа: Материалы для учителя. – Курган, 2005.
- Агофонов В.М. Устные контрольные работы по математике. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1965.
- Математические диктанты для 5 – 9 классов: Кн. для учителя / Е.Б. Арутюнян, М.Б. Волович, Ю. А. Глазков, Г.Г. Левитас. – М.: Просвещение, 1991.
- Росошек С.К. Тесты по математике для учащихся 5 – 9х классов. / Под ред. Э.Г. Гельфман. – Томск, 1997.
- Методический журнал «Математика» (ИД «Первое сентября»)
- Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
Литература для учащихся
- Алгебра: Учеб. для 9 кл. сред, шк./ Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.; под ред. Г.В. Дорофеева. - М.: Просвещение, 2010.
- Алгебра. Дидакт. Материалы. 9 кл. / Л. П. Естафьева, А. П. Карп. – М.: Просвещение, 2011 Алгебра.
- Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей: учебное пособие для учащихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2004.
- Алгебра: сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе / Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2011.
- Воробьёва Е.А. Алгебра. 9 класс. Тренировочные варианты к экзамену.- Саратов: Лицей, 2010.
- С. С. Минаева Л. О. Рослова Алгебра Рабочая тетрадь 9 класс пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. – М.: Просвещение, 2010
- Тематические тесты. 9 класс / [Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова и др.] Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2010
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 454
КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________Е. И. Лисниченко
«____»____________20______г
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по алгебре
9 класс (надомное обучение)
Учитель Любимова Виктория Сергеевна
Количество часов:
всего 53 часа
в неделю 1,6 часа
Планирование составлено на основе рабочей программы
Любимовой Виктории Сергеевны
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Цели и задачи | Виды контроля | Дом. задание | Дата проведения |
Глава 1. Неравенства | 10 | |||||
1 | Действительные числа | 1 | Познакомить учащихся со свойствами числовых неравенств и их применением к решению задач; выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы | Наблюдение за деятельностью учащегося | п. 1.1 | |
2 | Общие свойства неравенств | 2 | Наблюдение за деятельностью учащегося | п.1.2 | ||
3 | Самостоятельная работа | п.1.2 | ||||
4 | Решение линейных неравенств | 2 | Наблюдение за деятельностью учащегося | п.1.3 | ||
5 | Самостоятельная работа | п.1.3 | ||||
6 | Решение систем линейных неравенств | 2 | Наблюдение за деятельностью учащегося | п.1.4 | ||
7 | Самостоятельная работа | п.1.4 | ||||
8 | Доказательство неравенств | 1 | Наблюдение за деятельностью учащегося | п.1.5 | ||
9 | Что означают слова "с точностью до…" | 1 | Наблюдение за деятельностью учащегося | п.1.6 | ||
10 | Контрольная работа № 1 | 1 | К.Р. | |||
Глава 2. Квадратичная функция | 8 | |||||
11 | Какую функцию называют квадратичной | 1 | Познакомить учащихся с квадратичной функцией как с математической моделью, описывающей многие зависимости между реальными величинами; научить строить график квадратичной функции и читать по графику её свойства; сформировать умение использовать графические представления для решения квадратных неравенств | Наблюдение за деятельностью учащегося | п.2.1 | |
12 | График и свойства функции y = ax2 | 1 | Наблюдение за деятельностью учащегося | п.2.2 | ||
13 | Сдвиг графика функции y = ax2 вдоль осей координат | 1 | Наблюдение за деятельностью учащегося | п.2.3 | ||
14 | График функции y = ax2 + bx + c | 2 | Наблюдение за деятельностью учащегося | п.2.4 | ||
15 | Самостоятельная работа | п.2.4 | ||||
16 | Квадратные неравенства | 2 | Наблюдение за деятельностью учащегося | п.2.5 | ||
17 | Самостоятельная работа | п.2.5 | ||||
18 | Контрольная работа № 2 | 1 | К.Р. | |||
Глава 3. Уравнения и системы уравнений | 13 | |||||
19 | Рациональные выражения | 1 | Систематизировать сведения о рациональных выражениях и уравнениях; познакомить учащихся с некоторыми приёмами решения уравнений высших степеней, обучить решению дробных уравнений, развить умение решать системы нелинейных уравнений с двумя переменными, а также текстовые задачи; познакомить применением графиков для исследования и решения систем уравнений с двумя переменными и уравнений с одной переменной | Наблюдение за деятельностью учащегося | п.3.1 | |
20 | Целые уравнения | 2 | Наблюдение за деятельностью учащегося | п.3.2 | ||
21 | Самостоятельная работа | п.3.2 | ||||
22 | Дробные уравнения | 2 | Наблюдение за деятельностью учащегося | п.3.3 | ||
23 | Самостоятельная работа | п.3.3 | ||||
24 | Решение задач | 2 | Наблюдение за деятельностью учащегося | п.3.4 | ||
25 | Самостоятельная работа | п.3.4 | ||||
26 | Системы уравнений с двумя переменными | 2 | Наблюдение за деятельностью учащегося | п.3.5 | ||
27 | Самостоятельная работа | п.3.5 | ||||
28 | Решение задач | 2 | Наблюдение за деятельностью учащегося | п.3.6 | ||
29 | Самостоятельная работа | п.3.6 | ||||
30 | Графическое исследование уравнений | 1 | Наблюдение за деятельностью учащегося | п.3.7 | ||
31 | Контрольная работа № 3 | 1 | К.Р. | |||
Глава 4. Арифметическая и геометрическая прогрессии | 8 | |||||
32 | Числовые последовательности | 1 | Расширить представления учащихся о числовых последовательностях; изучить свойства арифметической и геометрической прогрессий; развить умение решать задачи на проценты | Наблюдение за деятельностью учащегося | п.4.1 | |
33 | Арифметическая прогрессия | 1 | Наблюдение за деятельностью учащегося | п.4.2 | ||
34 | Сумма первых n членов арифметической прогрессии | 2 | Наблюдение за деятельностью учащегося | п.4.3 | ||
35 | Самостоятельная работа | п.4.3 | ||||
36 | Геометрическая прогрессия | 1 | Самопроверка | п.4.4 | ||
37 | Сумма первых n членов геометрической прогрессии | 1 | Самостоятельная работа | п.4.5 | ||
38 | Простые и сложные проценты | 1 | Наблюдение за деятельностью учащегося | п.4.6 | ||
39 | Контрольная работа № 4 | 1 | К.Р. | |||
Глава 5. Статистические исследования | 3 | |||||
40 | Как исследуют качество знаний школьников | 1 | Сформировать представление о статистических исследованиях, обработке данных и интерпретации результатов | Наблюдение за деятельностью учащегося | п.5.1 | |
41 | Удобно ли расположена школа? | 1 | Наблюдение за деятельностью учащегося | п.5.2 | ||
42 | Куда пойти работать? | 1 | Самостоятельная работа | п.5.3 | ||
Итоговое повторение курса алгебры основной школы | 11 | |||||
43 | Алгебраические выражения и преобразования | 1 | Обобщение и систематизация изученного материала курса алгебры основной школы, создание условий для применения изученного материала для решения практических задач | Наблюдение за деятельностью учащегося | сборник | |
44 | Линейные уравнения и неравенства | 1 | Наблюдение за деятельностью учащегося | сборник | ||
45 | Решение текстовых задач | 1 | Самостоятельная работа | сборник | ||
46 | Квадратные уравнения | 2 | Самостоятельная работа | сборник | ||
47 | Тестирование | сборник | ||||
48 | Решение задач | 2 | Наблюдение за деятельностью учащегося | сборник | ||
49 | Самостоятельная работа | сборник | ||||
50 | Квадратные неравенства | 1 | Самостоятельная работа | сборник | ||
51 | Решение дробных и целых уравнений | 1 | Наблюдение за деятельностью учащегося | сборник | ||
52 | Системы уравнений. Графическая интерпретация решения систем уравнений | 1 | Наблюдение за деятельностью учащегося | сборник | ||
53 | Итоговая контрольная работа | 1 | К.Р. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Рабочая программа по алгебре для надомного обучения 10 класс".
Методическая разработка "Рабочая программа по алгебре для надомного обучения 10 класс"....
Рабочая программа по геометрии для надомного обучения 10 класс
Рабочая программа по геометрии для надомного обучения 10 класс...
Методическая разработка рабочей программы по геометрии для надомного обучения 11 класс.
Рабочая программа по геометрии для надомного обучения 11 класс....
Рабочая программа по русскому языку надомного обучения. 8 класс
Рабочая программапо русскому языкудля 8 класса/надомное обучение/на 2015/ 2016 учебный год...
Рабочая программа по английскому языку (надомное обучение) УМК “Enjoy English” М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева 6 класс
Данная программа конкретизирует содержание образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Программа дает ус...
Рабочая программа математика 4 класс надомное обучение
Рабочая программа математика 4 класс надомное обучение...
Рабочая программа по литературе для надомного обучения 8 класс
Рабочая программа по литературе для надомного обучения 8 класс...